Чувственное Чудо

Сергей Одзелашвили
                Чувственное  чудо.



Мой  друг  был  начальником  крупного  проектного  отдела  из­вестной  фирмы,  специализирующейся  на  атомной,  газовой  и  нефтя­ной  энергетике.  Знаю  его  ещё  по  работе  в  институте  ГИПроХим.  Трудоголик,  нервный,  преданный  и   очень  хлебосольный  и  при  этом  невероятно  коммуникабельный.

На  новой  работе  он  заимел  кучу  новых  знакомств.  Его  при­гласили  за  город  (как  он  сам  сказал,  довольно  к  симпатичной  моло­дой  женщине)  финансовый  директор  их  фирмы. 
Друг  никогда  не  забывал  меня,  и  всюду  рекламировал  мою  деятельность  садовника. 

Фин-директор  попросила  моего  друга - Германа,  приехать  его  со  мной.  У  неё  есть  вопросы  по  загородному  саду  и  если  я  так  хорош,  то  она  хотела  бы  со  мной  проконсультироваться  по  некоторым  вопросам  планировки  и  выбору  растений.

Естественно  Герман  мне  позвонил,  и  наказал  в  субботу  с  ним  поехать  в  гости  к  Веронике  Николаевне.
Так  как  я  был на  вольных  хлебах,  конечно  согласился.
Ехали  с  Германом  в  его  джипе.  Жена  его  поехать  с  нами  не  захотела  и  уехала  на  неделю  в  свой  загородный  коттедж.  После   посещения  Вероники  Николаевны,  Герман  со  мной  планировал  заехать  к  ним  в  коттедж  соорудить  шашлыки.

Вспомнил  Джамбул,  где  мы  были  в  командировке  на  гигант­ском  фосфорном  заводе  и  у  проходной  продавали  совершенно  изу­мительные,  копеечные  по  тем  временам  шашлыки  из  баранины,  с  уже  нарезанным  знаменитым  джамбульским  луком - выращенный  ко­рейцами, возвышавшийся  солидной  горкой  на  подносе.

Знаменитый  лук,  сладковатый,  совершенно  не  горчил  и  очень  лёжкий.  Пока  вспоминали,  так  захотелось  шашлыков,  ко­рейской  морковки,  не  такой  которой  сейчас  торгуют  в  каждом  супермаркете.  Нет,  в  настоящий  салат  из  моркови  обязательно  до­бавляют  маргеланскую  зелёную  редьку  и  конечно  же  на  хлопковом  масле.  Правда  пахнет  сногсшибательно.  Мы  упаковывали  салат  в  пяти  полиэтиленовых  мешочках,  и  она  в  самолёте,  всё  равно  пахла,  и  на  нас  косились.  Вспомнили  и  дружно  загоготали.

Ехали  час,  вроде  не  далеко  от  города,  но  место  оказалось  глухим,  рядом  в  десяти  километрах  ни  одного  поселения.  С  десяток  состоятельных  коттеджей  под  охраной.
Нас,  на  въезде,  охрана  пропустила,  сверяясь  со  списком.

                1

Коттедж  мне  понравился;  каменный  отштукатуренный  покра­шенный  в  два  светлых  цвета бежевого оттенка,  без  навороченных  башенок  или  а  ля  рус  из  кругляка.
Территория  разно-высотная,  чуть  более  семидесяти  соток. 
Люблю  холмистость,  для  сада  замечательно,  есть  возмож­ность  создать  разные  зоны.  Многие  же  наоборот  любят  плоскость  и  симметрию,  и  стриженные  газоны.  Чего  я  на  дух  не  переношу.
«Версали»  не  для  меня.

Мы  оказались  не  единственными,  на  площадке  стояло  око­ло  восьми  иномарок.
Встречала  нас  сама  хозяйка  участка,  где-то  под  со­рок,  разведена,  дочь  четырнадцати  лет.
Сказать,  что  она привлекательна,  значить  ничего  не  сказать.  Обалденная  женщина,  чуть  ниже  среднего  роста  с  хорошей  фигу­рой.  Видно,  что  собой  она  занимается.

Меня  поразили  её  волосы -  шатенка  натуральная,  при  этом,  цвета  горького  шоколада.  Тонкая  прядь  седых  волос  у  левого  виска  подтвердила  мою  догадку. 
Чёрные  глаза  сверкали  жизнелюбием  и  радушием  в  опаха­лах  ресниц.  Подкупила  простота,  без  этой  фанаберии  своей  успеш­ности.
Герман  меня  представил  и  мы  познакомились.

Народа  было  человек  пятнадцать  вместе  с  хозяйкой  и  её  дочерью.  Вот  дочь  мне  не  понравилась,  надменная,  жеманная  и  в  тоже  время  наблюдательная.  Но  наблюдательность  её  была  непри­ятная.  Так  и  сквозило  в  её  взгляде  саркастическое -  ну-ну.

Тут  была  вся  руководящая  верхушка  Германовской  фирмы.
Герман  представил  меня,  как  своего  лучшего  друга,  не  ску­пясь  на  комплименты. 
Но  тут  ко  мне  подошла  Вероника  Николаевна,  обращаясь.

-Сергей  Георгиевич,  пока  будут  накрывать  столы  под   тенто­вым  навесом,  хочу  вам  показать  свой  сад.  Ознакомлю  с  моими  по­желаниями,  а  вы  подумайте.  Вы  ведь  не  спешите?  Когда  все  разъ­едутся  мне  хотелось  получить  ваши  предложения  по  изменениям  и  дополнениям.  Понимаю,  что  времени  у  вас  не  так  уж  и  много  на  раздумья  и  всё  же.

Мы  просмотрели  все  уголки,  сад  вроде  ничего,  но  в  этом  всё  и  дело.  Сад  не  индивидуален,  в  нём  нет  души.  Я  сказал  бы  набор   дизайнерских  решений,  но  стиля  нет.  По  мне  это  главное.  Это  всё.  Это  как  быть  модно  одетым  и  быть  стильным.  Глубоко  разные  вещи. 

                2

Модные  вещи  вы  купите,  а  стиль  нет.  Это  и  воспитание,  и  вкус,  и  много  других  нюансов.
Мы  пошли  обратно,  нас  уже  ждали.
-Судя  по  вашей  реакции,  вам   не  очень  понравилось.  Хоте­лось  бы  от  вас  получить  честный  ответ,  вы  не  волнуйтесь,  я  пере­живу.  Герман  Павлович  говорил  о  вас,  как  о  хорошем  специалисте.

Мне  понравился  стол.  В  простом  деревенском  стиле  без  этих  новомодных  фуа  гра  и  прочих  деликатесов.  За-то  вся  птица,  мясо  настоящее.  Деревенское.
Время  прошло  незаметно,  я  не  чувствовал  себя  белой  во­роной,  но  и  не  серенькой.
Пару  раз  ловил  на  себе  взгляды  Вероники  Николаевны  и  её  дочери.
Тепло  распрощавшись  с  хозяйкой,   гости  разъехались,  оста­лись  мы  с  Германом.

Проводив  своих  гостей,  гостеприимная  хозяйка  подошла  к  нам. 
Гера,  как  всегда  был  любезен,  рассыпаясь  в  комплиментах. 
Мы  шли  по  территории.
-Ну  что,  Сергей  Георгиевич,  каковы  ваши   соображения.
-Знаете  Вероника  Николаевна.  Я  хотел  бы  узнать,  а,  что  вы  сами  хотите  или  желаете,  от  этого  и  будем  плясать.

-Честно  признаюсь,  мне  не  нравится  эта  безликость,  в  принципе  ко  всем  тем,  кто  только  сейчас  был,  приехать,  то  на  их   участках  увидишь  одно  и  тоже.
-Это  раз, — я  хочу  эксклюзива.
-Второе,  мне  не  нравится  ассортимент  растений,  я  правда  в  этом  не  сильна,  но  поняла,  что  мне  «впарили»  раритеты,  которые  в  наших  условиях  или  не  живут,  или  мучаются.  Понимаю,  климат  Голландии,  откуда  большинство  этих  растений - это  не  климат  Пе­тербурга.

-Третье -  мне  хотелось  бы  небольшое  натуральное  хозяй­ство.  Вот  пожалуй  и  всё,  да,  и  ещё,  никакой  симметрии.
-Вероника  Николаевна,  мне  конечно  всё  надо  обмерить,  сфотографировать,  подумать,  нарисовать  планы,  составить  прейску­рант  растений.

-Ну  и  подумать  о  вашем  последнем  пожелании.  Но  вы  хо­тите  получить  мое  мнение  о  вашем  саде.  Прямо  скажу,  сад  ничего  и  этим  всё  сказано.  Он  никакой.  Не  подчёркнута  рельефность  ва­шего  сада,  а  это  большая  изюминка,  которая  здесь  не  обыграна. 
-Скажу,  даже  наоборот,  извратили  перепад  высот,  а  ведь  террасированние  даёт  прекрасный  результат  и  оно  всегда  индивиду­ально. 


                3

-Многие  растения  посажены  без  учёта  инсоляции  и  розы  ветров.  Как  и  люди,  большинство  растений  не  переносят  сквозняки  и  болеют.  Ну  и  ассортимент  растений  надо  пересмотреть.
Вероника  Николаевна,  как  и  Герман,  слушали  меня  внима­тельно.
-И  перед  вашим  домом, я  разбил  бы  большую  альпийскую  горку,  прямо  перед  входом  в  ваш  дом,  а  центральная  дорожка  её  огибала  бы  с  двух  сторон  соединяясь   у  парадного  входа.

Она  остановилась,  смотря  прямо  мне  в  глаза.
-Герман  Павлович,  не  кривил  душой  рекламируя  ваши  способности.  Мне  нравится  ваш  подход.  Когда  вы  сможете  сделать  проект,  а  главное  смогли  бы  вы  взяться  за  его  реализацию.
-Фирмам,  я  не  доверяю,  сами  видите  их  работу. 
Я  опешил  от  такого  предложения. Обращаясь  к  ней.
-Вы  понимаете,  это  немаленькие  деньги.  И  я  имею  ввиду  материалы,  растения.

-Ну,  за  это  вы  не  волнуйтесь.
-Давайте  так.  Я  составлю  планы,  предложения,  обсудим  и  уточним  все  детали,  и  если  вам  понравится,  я  возьмусь  за  эту  ра­боту.
-Я  рада  нашей  встрече,  Герман  Павлович,  вам  спасибо,  сердце  мне  подсказывает,  что  вы  правы  в  своей  оценке  вашего  друга. 

-Вот  моя  визитка,  в  ней  все  мои  координаты.  Звоните  если  что.
-Вероника  Николаевна,  мне  сюда  надо  будет  приехать  и  не  раз.  Мне  нужен  пропуск  или  устное  разрешение  для  вашей  охраны,  и,  как  я  попаду  на  ваш  участок?
-В  понедельник  здесь  будет  рабочий  следящий  за  домом  и  садом.  Я  распоряжусь.

Мы  ехали  к  Герману  на  дачу.
-Серега,  ты  меня  удивил,  видел  твои  работы,  да  и  едем  ко  мне,  где  ты  всё  сам  создал  своими  руками.  Но  ты...  ты  её  пронял,  она  слушала  тебя,  знаешь,  на  работе  слушают  её,  а  тут  ты.  Ну  ты  даёшь,  рад  за  тебя,  приедем  отметим.  А  то  я  ни  грамма  не  пригу­бил.
-У  меня  хорошее  испанское  вино,  ты  же  любишь  вина  из  Риохи. 
Вот  так  я  познакомился  с  Вероникой  Николаевной.

                ***

                4

Я  сидел  за  своим  рабочим  столом  составляя  планы  и  эски­зы  будущих  изменений  сада  Вероники  Николаевны.
Был  несколько  раз  на  её  участке,  сделав  необходимые  за­меры,  и  заодно  сфотографировал  весь  её  участок.
Через  две  недели  позвонил  Веронике  Николаевне,  догово­рясь  с  ней  о  встрече  на  её  участке.


               
                ***

Моя  заказчица  меня  ждала.  Тепло  со  мной  поздоро­валась.  И  мы  направились  в  дом.  Я  разложил  эскизы,  Вероника  Николаевна  внимательно  их  рассматривая,  задала  по  ходу  вопросы.
Видно  было,  что  она  довольна.
-Сергей  Георгиевич,  вы  меня  удивили,  если  всё  будет  так,  как  у  вас  на  эскизах,  мой  сад  будет  великолепен.  Единственное  моё  пожелание.
-Мне  хочется,  чтобы  альпинарий  вы  перенесли  от  дома  вглубь  сада  и  хочется,  чтобы  у  альпинария  была  возможность  посидеть.
А  так,  я  просто  восхищена.

Мы  договорились  о  цене  работы  и  она  выделила  деньги  на  приобретение  материала  и  растений,  и  выделила  дополнительные  деньги  на  непредвиденные  расходы,  чем  меня  приятно  удивила,  но  как  оказалось,  это  было  связано  с  её  отсутствием.
-Сергей  Георгиевич,  я  на  два  месяца  уеду  по  делам  в  Европу  и  там  останусь  на  отдых.

-В  гостевом  домике  выделила  вам  комнату:  там  есть  не­большая  кухня  и  туалет  с  душевой,  так  что  вы  можете  жить  здесь  во  время  вашей  работы.
-Спасибо  Вероника  Николаевна,  мне  это  сохранит  кучу  вре­мени.  Постараюсь  к  вашему  сроку  закончить  работы.
На  этом  мы  расстались.

                ***

С  понедельника  я  приступил  к  работе.  Под  моим  руко­водством  работало  трое  человек. 
Работали  допоздна,  благо  белые  ночи.  Время  неслось,  как  угорелое,  но  всё  задуманное  шло  по  графику  даже  с  опережением.
Я  занялся  альпинарием. 

               
                5


Три  машины  земли  возвышались  почти  на  три  метра  высо­ты.  Рваный  известняк  подпирал  террасы,  в  метре  от  вершины  альпинария  выложил  русло  будущего  ручья,  который  каскадами  бу­дет  журча  стекать  и  по  арыку  вливаться  в   небольшой  водоём  в  четырёх  метрах  от  альпинария.  Это  была  моя  импровизация.

Из  водоёма  вода  будет  поступать  по  насосу  опять  к  началу  ручья  замкнутым  циклом.  Пока  рабочие  выкладывали  прямоугольный  водоём  полированным  гранитом,  я  непосредственно  занялся  посад­кой  растений.
Через  неделю,  водоем  и  альпинарий  были  готовы.

Я  смотрел  на  созданный  уголок  сада  уже  другими  глазами.  И  гордость  удовлетворения  от  проделанной  работы  отодвинула  мою  усталость.
Альпинарий  занимал  больше  семидесяти  квадратных  метров,  территория вокруг  него  было  выложена  бутом  и  это  придавало   ду­шевную  камерность  старины.  Среди  бута  оставлял  небольшие  островки,  куда  посадил  разные  небольшие  куртинки  камнеломок.

Да,  понимаю,  что  несколько  эклектично использовать бут, известняк и  и полированный гранит. Но гранитная окантовка водоёма нисколько  не дисгармонировала с известняком альпинария.  А  бутовая площадка и дорожки обрамляли альпинарий, как багетная рамка картину.

Включил  насос,  и  через  минуту  вода  зажурчала,  оживляя  мою  задумку.  Вода  наполнила  арык,  вливаясь  в  прямоугольный  водоём. 
Большой  красивый  замшелый  валун  возвышался  на  полметра  над  водоёмом,  одним  боком  выступая  прямо  в  водоём.  Несколь­ко  камнеломок  облепляли  низ  валуна  делая  его  более  живым,  и,  как  апогей  этой  композиции,  я  поместил  на  валун  бронзовую  статую  за­думчивой  девчушки,  ноги  которой  как  бы  плескались  в  водоёме.  Чуть  левее  валуна,  в  полуметрах  от  него  была  посажена  двухметро­вая  плакучая  ива  с  редкими  по  цвету  белыми  листьями.

Правее  от  водоёма  стояла  деревянная  садовая  скамейка.
Искусственно  состаренная,  она  не  выбивалась  новоделом,  а  органично  входила  во  всю  композицию.  За  скамьёй  была  сплошная  стена  стриженой  двухметровой  высоты  туи.  С  двух  сторон  г-образно  шпалера  прикрывала  альпинарий,  скамью  и  водоём,  делая  этот  участок  ма­леньким  двориком. 
 
Мне  хотелось,  чтобы  стена  из  туй  закрывала  этот  альпина­рий  и  от  ветра,  и  главное,  чтобы  альпинарий  и  вся  эта  композиция,  возникала  перед  взором  неожиданно.
Да,  я  превзошёл  самого  себя,  мне  даже  стало  не  по  себе.
Альпинарий  сверкал,  если  можно  так  сказать,  изысканно­стью  растений  и  камня. 
Флокс  шиловидный  сплошным  ковром  цветов  ниспадал  по  камням,  очитки  и  молодило,  камнеломки  и  кизильники,  изумительные  армерии  и  декоративные  травы.  Разнооб­разные  можжевельники  и  пирамидальные  туи.

                6

Я  ждал  приезда  Вероники  Николаевны  и  мне  конечно  хоте­лось  увидеть  её  реакцию.
Все  переделки  сада  были  закончены.  С  рабочими    рассчи­тался,  а  сам  занимался  стрижкой  и  последними  мазками  пересадок  небольших  композиций.
Всё,  обошёл  сад  и  был  доволен  проделанной  работой.

                ***

Позвонила  Вероника  Николаевна.
-Сергей  Георгиевич,  здравствуйте,  я  приехала,  и  хотела  бы  завтра  с  вами  встретиться  у  меня  за  городом.
-Вероника  Николаевна,  я  пока  нахожусь  у  вас,  с  приездом,  буду  вас  ждать.
-Завтра  к  одиннадцати,  я  подъеду,  до  встречи. 
Я  ещё  раз  обошёл  сад.  Полил  растения,  посидел  на  скамейке  у  альпинария.  Лёгкая  печаль  легла  на  плечи  и  от  того,  что  я  больше  не  увижу  этот  сад,  и  от  ауры  этого  уголка.

                ***

Встал  рано,  и  хотя  я  уверен  был  в  своей  работе,  всё-же  волнение  во  мне  присутствовало.  Полил  альпинарий  и  прилегаю­щую  к  нему  территорию  из  бута.  Мокрые  камни  стали  ярче  и  красивее.
Я  встретил  Веронику  Николаевну.  Она  приехала  с  дочерью.
Тепло  со  мной  поздоровалась.

-Сергей  Георгиевич,  мне  не  терпится  посмотреть  на  вашу  работу.  Не  скрою,  я  была  все  эти  дни  в  ожидании.  Ко  мне  должны  приехать  друзья  из  Англии,  и  хочется,  чтобы  сад  был  достойным.
-Показать  им,  что  и  мы  не  лыком  шиты.

Втроём  мы  шли  по  её  участку,  она  молчала,  как  и  её  дочь.
Мы  ещё  не  дошли  до  альпинария,  но  она  увидела  стену  из  туи. 
Остановилась.  Обращаясь  к  дочери -  ну,  как  тебе  преоб­разования.   
Дочка  меня  удивила,  впервые  увидев  её,  она  меня  не  по­нравилась  своей  надменностью.  А  сейчас  она  была  иной.
-Мама,  неужели  это  можно  было  сделать  почти  за  три  месяца.

                7



Обращаясь  ко  мне — Сергей  Георгиевич,  как  вам  это  уда­лось.  Я  слышала,  как  вы  говорили  о  саде  с  мамой  до  отъезда.
-Подумала,  что  вы  поднимаете  себе  цену.  Теперь  понимаю,  какие  у  вас  замечательные  руки  и  любовь  к  своему  делу.
Мать,  даже  с  удивлением  посмотрела  на  свою  дочь,  не  ожидая  от  неё  такой  реакции. 

-Сергей  Георгиевич,  а,  что  за  стена  из  туи? — вопросительно  смотря  на   меня  - вроде  по  вашим  планам  этой  шпалеры  из  туй  не  было?
-Да, Вероника  Николаевна,  если  хотите,  это  мой  вам  сюр­приз  и  моя  импровизация.

-Ну,  горю  от  нетерпения,  что  вы  там  такое  придумали.
Мы  обогнули  шпалеру,  я  чуть  от  них  отстал,  смотря  на  их  реакцию.
Мать  с  дочерью  как  наткнулись  на  стену,  застыли,  зачаро­вано  смотря  на  альпинарий,  а  потом  увидели  скамейку  и  водоём  со  статуей.
-Мама,  мама,  смотри  какая  красота. 

Вероника  Николаевна  подошла  к  водоему,  обошла  альпина­рий,   вновь  остановилась  у  водоёма,  оглянулась,  увидев  скамейку,  направилась  к  ней  и села.
Меня  немного  смутило  выражение  её  лица — печаль,  какая-то  потерянность,  она  как-бы  ушла  в  себя.
Повернулась  ко  мне.
-Сергей  Георгиевич,  присядьте  рядом.

Я  присел,  она  развернулась  ко  мне,  в  её  глазах  стояли  слёзы.
-Знаете,  когда  вы  тогда,  в  самом  начале  говорили  о  вашем  видении сада,  мне  показалось,  что  вы,  ну  бахвалитесь  что-ли.  Но  вы  говорили  так  искренне,  что  я  вам  поверила,  а  когда  увидела  ваши  задумки,  утвердилась  в  своей  вере  окончательно.
Она  умолкла.

Вновь  смотря  мне  прямо  в  глаза,  продолжила.
-Увидев  сад,  я  восхищена,  картинки - это  одно,  а  живой  объём  и  масштаб - это  совсем  другое.  Это  больше  чем  я  ожидала,  и  понимаю,  что  через  два,  три  года,  это  всё  разрастётся  и  сад  станет  ещё  краше.
-Но  я  не  предполагала  увидеть  подобное,  всё  думала,  забы­ли  вы  про  альпинарий,  нет  вы  не  забыли.
-И  то,  что  я  вижу,  вызывает  бурю  чувств.
-Восторг  перед  человеческим  талантом,  перед  красотой  аль­пинария. 

                8   

-Но  я  потрясена  всей  вашей  композицией -  вы  её  одушевили - это  не  просто  уголок  сада,  это  чувственное  чудо.  Эта  невероятная  фигурка  девчушки  оживляет  весь  этот  уголок,  да  и  в  целом  весь  сад,  а  её  задумчивая  печаль  даёт  настрой  этом  уголку.

-Как,  скажите,  как  вам  удалось  столь  простыми  средствами  передать  столь  глубокие  чувства  грусти  и  печали,  и  в  тоже  время,  такая  светлость,  которая  бросает  в  небеса.
Я  слушал  её  жаркий  монолог,  был  рад  её  реакции,  но  немного  ошарашен  столь  волнующей  меня  оценкой.

-Вероника  Николаевна,  мне  самому  кажется,  что  это  моя  лучшая  работа.  Честно  признаюсь,  ваша  красота  меня  задела  и  мне  хотелось  создать,  что-то  подобное  вам. 
-Теперь  понимаю,  что  вы  красивы  не  только  внешне,  но  и  своим  внутренним  миром. 
-Я  много  творил  садов,  но  вы  пожалуй  первая,  кто  с  таким  душевным  трепетом  принял  мою  работу,  мою  задумку.
Для  меня  это  лучшая  награда.

                ***

При  расставании,  она   неожиданно  обняла  меня  и  поцелова­ла  в  губы.
-Я  буду  всегда  вас  помнить.

                ***

Я  ехал  домой  немного  грустный  от  потери  сада. 
И  подумал,  что  этот  поцелуй  не  забуду  никогда.


9  октября  2015