В плену у Посейдона

Феликс Цыганенко
   Не в обиду за день уходящий,
   я хочу, чтоб во веки веков
   на земле, на родимой, почаще
   вспоминали своих моряков!
             
   Станислав Панкратов
   журнал «Север»       

   На снимках: 1. Рудовоз "Ургенч" в Карском море. В сорванные ураганом «гуськи»
   балластных танков, матросы забивают деревянные чопы.
   Снимок из иллюминатора каюты механика Валентина Худынцева.
   2. Посейдон - Бог морской стихии. Скульптура в Копенгагене.
   Снимок из Интернета.

   Согласно древнегреческой мифологии Богу морской стихии Посейдону присущи вспышки гнева и тяжёлый нрав. Да, на разных широтах мирового океана, в том числе – сороковых ревущих и в Арктике, моряки хорошо ознакомились с властелином морей. Однако рейс в заполярную Дудинку, когда рудовоз "Ургенч" оказался, словно в кипящем котле... явился особенно крепким испытанием! Как будто Посейдон решил показать морякам… исчадие  ада в их профессии! Тем самым сурово предупреждая, что рисковать с ним опасно... 

   На этот случай в торговом флоте сложилось такое понятие, как «хорошая морская практика». В  сложных ситуациях капитан судна принимал решение  с учётом  богатого личного или коллег-судоводителей - опыта. Такой момент и наступил на рудовозе «Ургенч» при возвращении судна из Дудинки в Мурманск. Тревожная радиограмма сообщала о надвигавшемся циклоне, который  захватывал по курсу и координаты "Ургенча".
   - Полным ходом следовать в  пролив Карские ворота! – таково было решение капитана Юрия Дмитриева.

   Но плавание в осенне-зимний период зачастую связано с резкой сменой погоды и сложной ледовой обстановкой. Холодное Карское море словно норовило отыграться за те два-три месяца короткого лета и передышки ото льда и штормов. Это ведь не «самое синее в мире, Чёрное море моё», или мелководная Балтика. Впрочем, обмануть Посейдона не удалось и в тех морях, погибнуть умудрились пассажирское судно  "Адмирал Нахимов" и грузопассажирский паром "Эстония"...

   Увы, испытать судьбу морякам "Ургенча" довелось ещё до подхода к проливу в Карском море. Цветной и редкий металл, да медно-никелевая руда из кладовых Таймыра смещали центр тяжести в трюмах. Даже при небольшом волнении моря этот груз сказывался на остойчивости судна. А тут  ураганный ветер достиг апогея через несколько часов! Огромные волны перекрывали палубу «Ургенча», который исчезал в морской пучине до второго трюма. Морякам это напоминало Ниагарский водопад, что возник вдруг в…  бассейне Ледовитого океана! С ходового мостика было заметно, как опасно «играла» главная палуба. Взлетая на гребень волны, теплоход судорожно дрожал, словно в припадке и грозил превратиться...  в две половины корпуса "Ургенча"! Создавалась опаснейшая ситуация...  Экипаж стал пленником морской стихии! И всё же, мы надеялись, что Владыка морей даст шанс вернуться домой в... полном здравии!

   Людей изматывало отсутствие возможности отдохнуть. Резкая качка выбрасывала из постелей. Отсутствовала возможность приготовить первое блюдо на камбузе. Три судовые девчонки из обслуживающего персонала отдыхали ночью в красном уголке кают-компании, прислонившись друг к другу на диване. Таким образом, девушки пытались спастись от качки. Находиться в каютах не рискнули и принесли с собой спасательные жилеты. Правда в холодных и штормовых водах Карского моря, они скорее, как символ надежды... на милость от Господа Бога!

   Матрос-дневальная Наташка-Почешихина, выполнявшая первый рейс на «Ургенче», обещала к приходу в Мурманск уволиться с пароходства:
   - Нет, девчонки, вернусь я лучше в Рыбинск, по Волге буду кататься на пассажирских судах. Там не штормит и не качает… 
   - До Мурманска ещё надо добраться, - усмехалась буфетчица Маша Груздева.

   Однако ввиду магнитных бурь и не прохождения радиосигнала отсутствовала связь с пароходством. К тому же ураганным ветром сорвало радиоантенны, но главное ЧП –  было впереди!

   Ночью, при свете прожекторов, моряки стали свидетелями коварных проделок морского Владыки на главной палубе. Не выдержали мощных ударов волн палубные конструкции. С холодком в душе мы были невольными свидетелями, исчезавших в свирепой пучине фальшбортов. А ведь к ним закреплены трубопроводы пожарной магистрали,  и...  «гуськи» подпалубных  ёмкостей (балластных танков). В результате образовавшихся на главной палубе отверстий, в них стала поступать забортная вода. Не справлялся с откачкой запущенный балластно-осушительный насос. Гружёный металлом и рудой теплоход, принимал тонны воды Ледовитого океана!

   Капитан Юрий Дмитриев сутками не покидал ходовой мостик и если только на вахте старпома позволял прислониться, не раздеваясь, к дивану в штурманской рубке.  Стармех Аркадий Голубев, обсудив с капитаном  критическую ситуацию, вызвал токаря Фёдора Коновалова. Из аварийного бруса, «точило» изготовил деревянные пробки (чопы), чтобы заглушить палубные отверстия. Но как выйти на открытую палубу?!  Когда волны с грохотом били в левый борт, разбиваясь о фундаменты грузовых кранов и выступы трюмов. Превращаясь в стремительные потоки ледяной воды, они грозили унести за борт, всё, что было на их пути! Однако за отсутствием альтернативы, всё же рискнули.

   Двух матросов-добровольцев в спасательных жилетах и страховочных поясах пристегнули тросами к проушинам у грузового трюма. Старший матрос Дмитрий Кудрявцев перекрестился и попросил боцмана Троицкого в случае чего…  не держать на него зла:
   - Семён Семёныч, окажись я навсегда за бортом, простите, если кого обидел в нашей моряцкой жизни…
   - Дима, всё исполню и обязательно представлю к ордену…  посмертно, - в том же шутливом тоне поддержал «камикадзе» боцманюга  Троицкий.

   Сбавили ход, стараясь держать судно носом на волну. Выжидая момент, когда уйдёт очередной поток воды, матросы Дима Кудрявцев и Толик Акинфеев с кувалдой и чопами обёрнутыми в брезент, умудрились забить деревянные пробки в палубные отверстия!!! Да, это был не только рискованный, но и отважный поступок наших матросов, внесших свой вклад в сохранение живучести судна  (См. фото)…

   Израненное судно входило в Кольский залив, словно после Трафальгарского сражения. Набежавшие после швартовки представители пароходских служб осматривали  судно,  надеясь увидеть на лицах экипажа отголоски пережитого урагана. Их можно понять, ведь связь с судном отсутствовала! Инженеры-наставники были необычайно любезны,  предлагая помощь в ремонте и снабжении. В их числе - групповой инженер-электромеханик пароходства Cухотин.
   - Александр Михайлович! Электрогруппа жива и здорова, а вверенное хозяйство находится в рабочем состоянии. Наблюдается лишь понижение сопротивления изоляции нескольких электроприводов грузовых кранов, но до нормы морского Регистра. Сказался циклон и удары забортной волны, - доложил электромеханик, автор этих строк.
   
   На камбуз выписали новую посуду, отремонтировали мебель, светильники и бытовую утварь. На палубе заводские специалисты снимали шаблоны, чтобы изготовить на судоремонтном заводе секции фальшбортов. Вместо них  временно установили по бортам тросовые ограждения, леера. Ураган, понятно, что стихия, а простой судна  - это убытки пароходству! Так что, быстренько подремонтировав потрёпанный рудовоз, диспетчера поставили судно под погрузку контейнеров в...  Дудинку.

   Вскоре теплоход взял курс на Восток. Забыв о минувших мучениях и страхах, почистив «пёрышки», вышли в рейс и судовые девчонки. В том числе матрос-дневальная Наташка, что грозилась уволиться из пароходства с приходом в Мурманск. Свидетель Наташкиных переживаний и обещаний, ураганный ветер, сместился буянить за пролив Вилькицкого, на восточный сектор Арктики. Так что закалённые штормами девушки "Ургенча" сервировали теперь столы новой посудой и готовились к очередным испытаниям.
   
   Такова уж диалектика жизни у людей этой профессии: в штормовом море мечтали о земле-твердыне под ногами, а на берегу – вновь тянуло покачаться на волнах!..