Коhелет - Экклесиаст

Адам Давид
КНИГА ЦАРЯ

Комментарии,собранные  из Танаха, «Меам лоэз»,Талмуда, Мидрашей, Раши и Теhилим.
    АДАМ ДАВИДОВ


ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ

ЦЕНТР ТОРЫ И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ  ГОРСКИХ  ЕВРЕЕВ.

ИЕРУСАЛИМ - «КРАСНАЯ СЛОБОДА» - МОСКВА
2006


Создатель наш, Благословенный! Удели нам от мудрости и мужества наших Учителей, чтобы мы понимали их учение и следовали их наставлениям. Книга эта – их книга, я же старался передать понятным языком то, что уже сказано и что живёт в мире тысячи лет.
Создатель наш, Благословенный! Мы восхваляем и благодарим Тебя за то, что дал нам жизнь для исполнения и изучения заповедей. «Ибо в этом весь человек».

Эта книга создана на основе комментариев «Меам лоэз» рабби Яакова Кули (;;;)  и пояснений Раши. Заслуга в создании этой книги принадлежит моей жене Мириён бат Могин и моему сыну, раву Гавриэлю.

                Адам Давидов.
               
Глава 1

1.Слова Коhелета, сына Давида, царя в Ирушалаиме:

Коhелет – это царь Шеломо, сын царя Давида, который правил в Ирушалаиме сорок лет, с 2924 года (четыреста семьдесят шестой год после Исхода) по 2964 год. Сын Бат-Шевы, в неполные тринадцать лет он был коронован по приказу отца.
«И  дал  Бог мудрость   Шеломо   и   разума   очень   много,   и   широту сердца,    (вмещавшего   знания,   обильные,    как   песок). И был он мудрее всех людей...  а  имя его было среди всех окрестных народов».      
«И произнёс он три тысячи притчей, и песен его было пять и тысяча. И рассказывал он о деревьях: от кедра, что  на Леваноне, до эзова, вырастающего из стены; и говорил о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах».   (Шеломо понимал язык животных и знал свойства всех растений, которые могут излечивать или же приносить вред.) 
«И приходили от всех народов послушать мудрость Шеломо, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его».  (Мелахим -1, 5:9-14)
 Сказал Реш Лакиш: «Вначале высоко вознесся трон царя Шеломо» (Диврей hайамим -1, 29:23), а потом «взял в жёны нееврейских женщин, которые, приняли еврейство, но в сердце поклонялись идолам».  (Талмуд Бавли. Санhэдрин, 20б)
Тогда власть его опустилась только до земно-го мира. Где «Шеломо владел всеми царствами от реки (Перат) земли Пелиштимской до пределов Египта». (Мелахим, 5:1).
Затем властвовал только над Эрец-Исраэль, как сказано: был царем над Израилем. Затем — только над Ирушалаимом. (Коhэлет, 1:12).
Потом его власть ограничилась пределами опочивальни, как говорится: “Вот ложе Шеломо...” (Шир hа-Ширим, 3: 7). А к концу жизни остался ему только посох его, и сказал: «Это все, что осталось мне от тягот моих»...
Умер он рано, не дожив до 54 лет. Но не было подобного ему в мудрости в прошлом, и нет в настоящем.
Он потому Коhелет, что  собрал сведения о Мире будущем, Олам hа-ба, и о Мире земном, Олам hа-зэ. И ещё все сведения об окружающем мире, которые скрыты от человека.
Другая причина, почему он назвал свою книгу «Коhэлет», в том, что собрал евреев в Суккот, в седьмом году, шана шмита, когда земля отдыхает от сельскохозяйственных работ. Когда читают из недельной главы Торы «Пинхас» о священном собрании. В эти дни Шеломо обучал народ Торе и читал свою книгу.
Коhэлет – сын Давида, царь – сын царя, праведник – сын праведника. Давид писал книги  и Шеломо писал. Он создал три книги: «Мишлей», «Коhэлет», и «Шир hа-ширим». 
Сын Давида, он, подобно отцу, вершил праведный суд и наставлял свой народ на путь Всевышнего, на путь Торы.  Как Давид, отец его, он не искал для себя почестей и славы, но стремился возвеличить Царя царей, благословенно Имя Его. 
Слова того, кто унаследовал мудрость, богатство  и страх перед «небесами» будут услышаны. Потому и сказано здесь – слова Коhелета, диврей Коhэлет, что это слова поучения, назидания, учение Коhелета.

2. haвэль hавалим, – сказал Коhелет, – hавэль hавалим, всё hавэль .

 Слова haвэль hавалим обычно переводят, как суета сует. Но смысл их намного глубже:  haвэль – легкий пар, подобный дыханию человека в холодную погоду, он на глазах растворяется в воздухе, был и исчез. Ещё переводят это, как – ничто, пустое, вздорное, но мы оставим это слово так, как оно звучит в книге, haвэль.
Сказал Шеломо: «Смотрите, спотыкается тот, кто не следует дорогой Торы!»  Рабби Пинхас бен Яир добавил к его словам: «Но тому, кто старается избежать греха, небеса помогут».
Все наши дела, что не во имя небес, подобны пару. Даже могучий царь, самый важный человек в стране, сказал, что труды его напрасны, haвэль hавалим, подобны пару. 
Дважды повторяет слово haвэль потому, что есть дела, которые с одной стороны кажутся нам важными, а с другой ничтожными. Но есть такие, что как ни посмотришь – всё вздор и суета сует.
Объясняли мудрецы, что есть семь уровней hавэлим, как семь ступеней человеческой жизни для тех, кто не поднялся выше животного уровня и которых называют ам hа-арец.
Первый – младенческий период, когда младенец подобен царю, все его любят и служат ему. Второй – в два или в три года ребёнок, как поросёнок, всегда найдёт грязь. От десяти лет и старше – подобен козлёнку, скачет с утра до вечера, про-казничает и не понимает, что творит.
В двадцать – он прихорашивается и гарцует, словно конь, в поисках пары себе.  А в тридцать лет, как осёл – работает, чтобы  обеспечить жену и детей. После сорока лет подобно собаке должен охранять добычу от чужих. А в старости над ним смеются, как над обезьяной.
Духовная жизнь человека тоже имеет семь периодов – младенческий, детство, юность, возмужание, период зрелости, период мудрости и глубокая старость.
Но и в этом случае у каждого возраста свои забавы, которые также, в конце концов, haвэль. То, что было, исчезло, как пар, hавэль hавалим, всё hавэль.
Семь раз повторил Шеломо это слово в соответствии с семью днями творения. И сделал вывод, что только занятия Торой, исполнение заповедей имеют смысл и наполняют смыслом жизнь человека.
Похоронят человека, придут утешать скорбящих, которые должны сидеть шиву, семь дней траура. Будут оплакивать умершего, в слезах и в раскаянии совершать тэшуву, возвращение к заповедям Творца.
Идёт война между ецер hа-тов (источником добра в человеке)  и  ецер hа-ра (источником зла).
Коhэлет – это ецер hа-тов,  концентрирующий добрые качества и наставляющий человека к истине.

3.Что пользы  человеку от всего труда его, что будет трудиться он под солнцем?

Богатство и деньги придают уверенность человеку, он хочет быть здоровым все годы жизни. Он думает, что именно это важнее всего, а всё остальное не имеет значения.
Какая же польза ему, что не щадя себя, будет добиваться богатства? Сегодня он здесь, а завтра в могиле. Другой насладится плодами его трудов.
Сказал Шеломо о будущем времени. Станет человек тяжело работать, чтобы заработать  на хлеб и есть, чтобы были силы трудиться для этого мира, для Олам hа-зэ.
Так что останется ему от трудов его для будущего мира, для Олам hа-ба? 
Мудрый понимает, что нет смысла угнетать свою душу ради денег, и учит своих детей следовать дорогой Торы, правосудия и справедливости.
Человек назван адамом  от слова адама, земля. Как земля, адама, даёт под солнцем свои плоды, так и человек, адам, отдаёт все свои способности и силы,  чтобы увидеть результат своего труда.  Лучи солнца, лучи Торы согревают душу человека и извлекают добрые плоды для него самого и для последующих поколений.

4. Поколение уходит, и поколение приходит, земля же пребывает вечно.

Царь Шеломо не видит смысла  в том, чтобы прийти в Олам hа-зэ только для того, чтобы добиваться богатства и обременять себя имуществом. Явится новое поколение и наследует ушедшему.
А земля… кто бы ни предъявлял на неё свои права, пребывает неизменно. 
Спорили два человека из-за   участка земли. Один говорит – моя земля, и другой говорит – моя. Готовы были в гневе убить друг друга. При-шли в суд.
Судья выслушал их, отошёл в сторону, лёг и приложил ухо к земле. Удивились они, спрашивают, что он слышит? Отвечает: «Слышу я, что ни тебе, ни тебе не принадлежит земля, но придёт время, когда обоих примет к себе».
Как сказано: одно поколение уходит – другое сменяет его. Смотри – к чему же тогда труды твои? Сегодня ты рад достигнутым, а завтра другие будут радоваться тому, ради чего изнурял себя.
Земля неизменно принимает всех. Думаешь ли ты, что  цель человеческой жизни здесь, в этом мире, в Олам hа-зэ? Но если тебе был обещан Олам hа-ба, не скажешь, что жизнь бессмысленна и не имеет значения.
Человек, как звено в живой цепи, не скажет, что жизнь его не имеет значения. Одно негодное звено в цепи приведёт к разрушению мира.
Если действительно всё haвэль hавалим, всё haвэль, и люди знают об этом, почему стремятся приобрести множество вещей, приобрести землю?
Ответ таков – последующие поколения не учатся на ошибках предыдущих.
Начинают сначала и следуют той же дорогой, а земля неизменна. Поколения сменятся, но земля никогда не будет уничтожена.
Такова природа человека, знает, что умрёт, но думает, что не скоро. Насыщает и ублажает своё тело, рожает себе подобных, продолжает свой род. Как сказал Давид, отец Шеломо: «Небеса, небеса для Всевышнего, а земля дана человеку».
Дана тому, кто боится Б-га и соблюдает заповеди. В этом его преимущество перед другими.

5. И восходит солнце, и заходит солнце, и устремляется к своему прежнему месту, и восходит там.

Движение солнца неизменно над вечной землёй, ветер овевает ее, а реки рвутся к морю. Растения и все живые существа вынуждены приспосабливаться к этому движению.
Пашет человек, сеет или собирает урожай, всё в своё время.
Сказали мудрецы (Кидушин 71), что восход и заход  солнца  подобны рождению и смерти праведника. Праведник приходит освещать и согревать этот мир.
С его уходом наступает ночь, но Всесильный посылает другого, чтобы мир не остался без света. Праведник искупает своё поколение, но у следующего будет другой.
Всесильный освящает и усиливает праведника в момент его кончины.
Сменяет его другой, приходит и принимает от него, восходит, подобно солнцу, над новым поколением. 

6. Идет оно к югу, и поворачивает к северу, вращается, вращается, идет по направлению своему, и на круги свои возвращается, к началу своему.

Поднимается солнце, идёт к югу и поворачивает на север. Юг – Письменная Тора, а север – Устная.
Ветер проносится над землёй с востока на юг, с юга на запад, а потом стремится к северу и воз-вращается к своим истокам. Ветер – руах и Дух Всесильного над землёй – Руах. Как в начале мироздания, когда Руах Всесильного носился над водами. (Брешит 1:2) Когда травы произросли на земле, и она дала плоды.
Потом возрос грех мира, поэтому  влияние Руах ослабло, и Храм Его был разрушен.
Не стремись к покою, ибо нет покоя на земле. Возвращается ветер к истокам, чтобы тут же начать новое движение по кругу.
Почему сказал: от юга до севера, когда день начинается на востоке и заканчивается на западе? Чтобы не подумали о том, что ночью всё завершится.

7. Все реки текут в море, но море не переполняется; к тому же месту, откуда реки текут, они возвращаются.

Поколение за поколением, проходит род человеческий.
Изо дня в день, из года в год солнце движется по одному и тому же кругу. Ветер мчится над землёй, а реки текут в море и не могут наполнить его.
Скрыт смысл и конечная цель их, и не чувствует человек себя в этом мире счастливым.
Слова учения, как воды реки, а душа, как море, никогда не переполнится.  Возвращаются воды к своим истокам, а истоки – Тора.

Все реки текут в море и не наполняют его. Так мысли, молитвы, стремятся со всех концов к Творцу, текут  они к великому водоёму жизни, а он не переполняется. «Длиннее земли мера этого и шире моря». (Иов 11:10)

8. Все слова утомительны, никогда человек  не выговорится; не насытятся глаза увиденным; не переполнятся уши услышанным.

В постоянном движении солнце, ветер и реки, и поколение за поколением  сменяют друг друга, а  земля неизменна.  Как объяснить эти явления, как объяснить этот мир?  Не хватает слов, чтобы вы-разить словами свои чувства и своё понимание  происходящего.
Об этом говорит Шеломо. Что, если станет объяснять – не  услышат, а если услышат – не поймут, настолько эти знания глубоки и многозначны. Устанет язык от слов, но жажда видеть и слышать неутолима. 
Утомляет многообразие, но не  наполняется душа человека.
С этим миром, с Олам hа-зэ, её связывают речь, зрение и слух, когда умирает, обрываются связи.  Только душа достигает Олам hа-ба.
Пока жив человек, выбирает из того, что услышал, из того, что увидел и из того, что сам хотел бы сказать. По своей воле, по своему желанию выбирает свой путь.
Просит, и получает: «Всё от Б-га, кроме страха перед Б-гом».
Если хочет получить удовольствия в этом мире, получит, но потом будет сожалеть об этом, когда придёт  давать отчёт перед Благословенным.  Его видели  глаза всевидящие и слышали уши все слышащие, и все дела его записаны в книгу     жизни.
Устал человек –  всё  haвэль hавалим. Только слова Торы не утомляют, но освобождают душу из под вороха повседневных дел.
Устаёт человек от дел своих и от слов своих. Говорит и умолкает, есть пределы тому, что можно выразить и чего нельзя.
Однако безгранично стремление увидеть и услышать как можно больше, заглянуть за пределы возможного и услышать голос Всесильного.

9. Что было, то и будет, и что происходило, то и будет происходить, и нет ничего нового под солнцем.

То, что постановил Всесильный в шесть дней Творения, будет всегда. То, что происходило, будет всегда происходить от Него.
Всё уже установлено и нет  ничего нового под солнцем, которое без устали служит в небесах.
Природа человека такова, что он постоянно ищет что-то новое для себя. Коhелет не видит в этом смысла. 
События повторяются, то, что случилось сегодня, случалось ранее. Никто не смеет утверждать, что его деяния особенные, не было такого в прошлом.
Конечно же, было.
И тысяча, и две тысячи лет тому назад, так же любили и ненавидели, радовались и огорчались, грешили и совершали подвиги.
Неизменны заповеди Творца и ни один пророк не имеет права добавить от себя новую заповедь. Существовали они в прежние времена, исполняли их, и сегодня обязаны исполнять.
Это намёк на тэхият hа-метим, оживление мёртвых. Те, кто умерли в этом мире, возродятся в будущем, в Олам hа-ба.
Учил рабан Гамлиэль в своём бет-мидраше, что в будущем женщины будут рожать каждый день. Рассмеялся один из учеников, сказал, что это что-то новое и невозможно это, так как нет ничего нового под солнцем.
Ответил ему, что пусть вспомнит о курице, которая ежедневно несёт яйца, и о грибах, которые вырастают в течение дня.
Всё в руках  Всесильного – зарождение жизни, развитие и конец. Каин и Авель (hавель!) так же, как и некоторые животные, сразу же после рождения были готовы к самостоятельной жизни.

10. Бывает, что скажет кто-то: «Смотри, это новшество!» Но и  это уже было в мирах, до нас.

Тора запрещает скрещивание животных разных пород, например, когда скрещивают лошадь и осла и получают мула. В прошлом скрещивали разных животных, и даже человека с животными, до мабуль, до страшного наводнения, которое уничтожило всё живое на земле.
Одна из причин катастрофы поколения до по-топа в том, что люди пытались создать то, чего не было в природе.
Если появляется нечто необычное в новом поколении, можно найти корни в прошлом. А не-которые события заложены Творцом в начале творения, например,  дарование Торы. Приход Машиаха тоже предрешён.
Открытия учёных – это открытия того, что уже существует, но было временно скрыто от людей.   
Люди не вправе и никогда не сумеют изменить порядок, установленный Творцом. Он творит чудеса, и они проявляются во все времена.
Например, чудо с Торой и с еврейским народом.
Во все времена против Торы и против еврейского народа поднимались многочисленные враги, могучие и безжалостные. Где они все?
А Тора и народ её живы и будут жить.

11. Нет памяти о прежних поколениях, и о последующих, которые будут, не останется о них памяти у тех, что будут еще позже.

Давно забыты  прежние миры, последующие поколения совершают те же ошибки, что и предыдущие, но тоже исчезнут из памяти тех, кто придёт после них.
Не извлекли урок из наказания, которому подверг Всесильный поколение Эноша. Жестокие властители  Азии и Европы не помнят о египетских казнях. Наследники амалекитян снова мечтают о войне.
У последующих поколений те же цели, что у предыдущих, они пытаются достичь их, чаще всего с ущербом для себя.

12. Я, Коhелет, был царем над Израилем в Ирушалаиме.

Словам этим место в начале книги, но в учении нет понятия «раньше» или «позже». В предисловии к комментариям «Меам лоэз» объясняет, что Тора существует во всех временах, и в прошлом, и настоящем, и в будущем.
Собирал Коhелет слова мудрости для своего учения, собирал вокруг себя мудрецов, собирал и учил мудрости свой народ. Велико было могущество Шеломо, он подчинил себе Ашмадея, ангела зла, но потом поддался на его хитрость. 
Шеломо правил миром от начала его до конца, и не удержался.  Был царём Израиля и потерял власть. Остался царём Ирушалаима, но спустился ещё ниже.
Потом только в своем доме остался хозяином.
В конце концов, всё потерял, кроме посоха Смеялись люди, гнали его, не верили, что он царь. А Ашмодей правил страной от его имени.
И это мида кинегед мида, то есть мера за меру. За то, что преступил запреты Всевышнего иметь много жён, много лошадей и много золота.

13.И обратил я сердце своё к изучению и исследованию мудрости, всего, что происходит под небесами.  Это мучительное дело, которое возложил Всесильный на сынов человеческих.

Решил стать мудрым сердцем и познать умом суть мироздания, исследовать и объяснить свойства материальной природы.
Создатель обязал человека выполнять эту мучительную работу. Такой человек подобен коhену, который должен воскуривать кеторет  в Храме, на золотом жертвеннике, а вместо этого изучает свойства кеторет (смеси трав, приготовленной для воскурения).
Сердце наполняется мудростью, а разум знанием. Мудрость приходит через беды и несчастья, которыми Всесильный испытывает нас. Говорят, что человек  родился для тяжкого труда, а не для наслаждения, что жизнь –  большая пытка.
Видит человек свою нищету и своё бессилие перед Творцом, благословенно Имя Его. Однако должен трудиться и помнить, что по образу и подобию Его был создан.
Рассказывали про мудрого царя, который увидел, что его слуги, лентяи и бездельники, они проводят время в пустых разговорах и в бессмысленной суете. Тогда выделил им большой участок земли, где были залежи золотого песка, и приказал там копать. Сколько добудут для царя, столько же получат для себя.
Обрадовались слуги и поспешили выполнять приказ. Они не ленились, время впустую не тратили, год за годом трудились и набрали горы золота, пока оно не опротивело им совсем.
Всесильный нам тоже дал землю и послал трудиться на ней, чтобы не ленились, и не проводили время напрасно.  Как сказано в книге «Бэрешит» (3:17): «…проклята из-за тебя земля, со скорбью будешь питаться все дни жизни твоей». Сам человек виноват, что должен обеспечивать себя тяжким трудом.
Было время, до потопа, когда хлеб, который однажды сеяли и  собирали в поле, ели сорок лет. Безделье испортило людей, совратились они и были уничтожены.
И ещё объясняют, почему Всесильный даёт «хлеб в скорби». Он дал этот мир человеку, чтобы тот стал соучастником творения и завершил его. 
Поэтому, если человек отстраняется от работы, отстраняется от Творца, гибнет мир и гибнет человек. А если приближается к Творцу, служит Ему, возрождается мир и земля даёт плоды.

14. Я видел все дела, которые происходят под солнцем, и вот, все это hавель и погоня за ветром.

Рабби Аба бен Каhанэ привёл пример некоего мудреца, который заблудился  в лесу и должен был сделать выбор.
Перед ним две тропинки. Одна –  в начале прямая и гладкая, а потом её перегораживают колючие ветки, рытвины и подстерегают дикие звери. Другая тропинка в начале опасная и трудная, а в конце прямая и гладкая. Какую выбрать? Нет надежды, что сумеет благополучно выбраться.
Куда бы человек ни пошёл и чем бы ни занимался, один конец ожидает его. И все дела его hавель, станет хватать руками ветер и не поймает.
И ещё привели в пример  мудреца, который сидел в морском порту и по звёздам определял, что корабль с товаром одного купца вышел из такого-то порта, а корабль с товаром другого – из такого-то порта.
Интересно, но нет пользы в этом, и это hавель.   Бесполезная мудрость –  hавель и погоня за ветром. То, что передают глаза и чувства – всё hавель. Только в мудром сердце – истина.

15. Искаженное невозможно  исправить, и недостаток невозможно восполнить.


Всё в этом мире  взвешено и отмерено. Ни один человек не вправе изменять или искажать то, что создано Творцом.
Преступление искажает мир, капара искупает согрешившего, но ничто не вернётся к первоначальному состоянию. Сказали мудрецы, что искажённое здесь, в Олам hа-зэ,  невозможно исправить даже в будущем мире, в Олам hа-ба.

Были два товарища, которые вместе совершили множество преступлений.
Один из них раскаялся прежде чем умер, сделал тэшуву, а другой нет.  Первый из них оказался в Олам hа-ба среди праведников, а второго привели в несчастный круг  злодеев.
Стал он кричать: «Где справедливость! Вместе мы воровали и грабили, вместе нарушали законы, почему же он приближен к Творцу, а я среди несчастных?»
Ответили ему: «Товарищ твой раскаялся, а ты, как был злодеем, так и умер злодеем».
«Если так, – сказал он, – верните меня к жизни и я раскаюсь».  Ответили ему: «Разве ты не знаешь, что Олам hа-ба подобен субботе, шабату, а Олам hа-зэ – эрев шабат, день перед субботой. Если не сварил еду в эрев шабат, в шабат уже не сваришь».
И ещё объясняют, что даже Адам Ришон, Первый человек, не мог исправить свой грех и не мог восполнить годы своей жизни, отнятые у него до намеченного срока.

16. Говорил я себе так: «Вот, приумножил я и прибавил мудрость более всех, кто был до меня в Ирушалаиме, и сердце мое видело много мудрости и знания.

И мудрость, и знание даются свыше.  Возвеличился Шеломо в мудрости своей более всех мудрецов, которые были в Ирушалаиме. Исследовал все области, которые мог охватить человеческий ум, и проверил сердцем полученный результат.   
Всё hавель и погоня за ветром.
Но хорошо человеку, который отдаёт себя во власть Всесильного, который управляет природой, окружающей нас. Его воле подчиняется каждый орган человеческого тела. Он исправит и Он направит(Теhилим 139).

17. И обратил я сердце своё, чтобы познать мудрость и знание, сумасбродство и глупость, и узнал, что и это – пустой замысел.

Есть предел человеческому разуму, и есть предел мудрости.
Но даже тот, кто будет в тысячу раз мудрее Шеломо, не поймёт деяний Творца. Пока жив человек, не увидит Его лица. (Шемот. Ки тиса, 33:20)
С другой стороны, невозможно понять происхождение  глупости и распущенности человека, обладающего божественной душой. Бывает, что и мудрый человек совершает глупости, словно смешивает дорогое вино с водой.
Уживаются в человеке стремление к добру и стремление к злу, даже мудрый человек способен совершить ошибку.
А когда погружается в тайны мироздания, видит, что возможности его ограничены, жизнь прошла, а он всё ещё в начале пути.

18. Ибо, чем больше мудрости, тем  больше досады, а тот, кто прибавляет знание, прибавляет боли.

Как никогда не  насытится тот, кто жаждет денег, не насытится тот, кто жаждет Торы. Чем больше знает, тем глубже огорчение и боль оттого, что ограничены возможности познания.
Два компаньона открыли дело. Один был немой, но стал управлять  потому, что имел опыт. Говорить он не мог, все записывал на бумаге, а его товарищ помогал ему по мере сил и не вникал в бухгалтерские книги.
Сказала ему жена: «Ты доверяешь этому немому, а может быть он распределяет доходы не поровну? Себе берёт больше, тебе даёт меньше. Потребуй от него отчёт».
Ответил он: «Спасибо за то, что имею. Если стану вникать, нет уверенности, что это не прибавит мне огорчений и не развалится наше предприятие».
Мудрые мучаются больше глупых и грех мудрого более тяжек, чем грех простого человека.  Поколения людей страдают оттого, что Адам Ришон ел от древа познания.


Глава 2

1. Сказал я в сердце своем: «Пойди-ка, пей вино в веселье и увидишь, что это хорошо!». Однако и это hавель.

Сказал себе: оставлю все заботы, смешаю  мудрость  с весельем,  в терпкое вино добавлю воду. Но и это оказалось – hавель.
Ецер hа-ра не требует, чтобы человек тут же стал совершать глупости, мягко, но назойливо принуждает человека освободиться от морали, приглашает к веселью и к распутству.
 Сколько бы человек ни тянулся  к радости, к забавам, к удовольствию, никогда не удовлетворится и не успокоится. Всё это hавель и погоня за ветром. А если будет стремиться к мудрости и отдалится от невежд, место его в Олам hа-ба.

2. О смехе сказал я: «Смешан он со слезами». А о веселье: «Что проку в нем?»

Смех сквозь слёзы. Кто много смеётся, тот много плачет.  Большая радость приводит за собой горе и печаль. Плоды беспечной радости – огор-чения.
Так помни, что разрушен Храм,  преследуют нас и на нас возлагают вину за все беды мира. Не гонись за вожделением, чтобы  успокоить сердце, исполняй заповеди Творца.

История с одним счастливым отцом, который устроил свадьбу любимому сыну.
Когда гости уже сидели за столом, ели и пили, послал сына в подвал принести ещё один кувшин вина.
Пошёл он, прошло полчаса, час, не возвращается. Спустился отец в подвал, видит – лежит его сын, мёртвый, между бочками с вином, а рядом змея.
Вернулся к гостям и говорит: «Дорогие гости, вы пришли на свадьбу моего сына благословить жениха и невесту? Нет. На похороны вы пришли, благословите пребывающих в трауре.
Вы пришли завести моего сына под хупу, отнесите его в могилу».
Поднялся раби Закай оплакивать юношу и сказал: «О смехе говорил Шеломо, что смешан он со слезами, а о веселье сказал, что нет проку в нем».
Обязан человек благословлять на несчастье так же, как на удачу, как сказано: «Будешь любить Б-га всем сердцем, всей душой, всей своей сущностью».
Что значит всем сердцем? Любить через ецер hа-тов и любить через ецер hа-ра. (Берахот, 54)
Когда служишь Творцу, с радостью и весель-ем исполняй Его заповеди. Так в песне царя Давида: «Веселитесь и радуйтесь… праведники, воспевайте все, у кого честное сердце». (Теhилим, 32:11)
Следует с любовью и с радостью принимать наказание небес. Но несчастье твоего товарища пусть будет твоей болью, твоим горем.

3. Жаждал я вином ублажить свою плоть, но чтобы сердце мое, вело себя при этом мудро, и в то же время придержаться глупости, пока не увижу, как лучше всего поступать сынам человеческим под небесами в считанные дни их жизни.

Дни жизни человека сосчитаны, в книге жизни его записаны дата рождения и дата смерти.
Шеломо видит, что веселье, или мудрость, или глупость сами по себе не приносят удовлетворение, решил соединить их вместе и посмотреть, что из этого получится.
То есть, быть мудрым и пить вино, веселиться и проводить время так, как это свойственно глупым людям.
Разливается  вино по телу и глупеет сердце. Может быть, когда вино и запахи овладеют им, даже мудрый человек найдёт облегчение в глупости. Тогда, может быть успокоится душа и не будет горько сердцу. Но и это hавель.

4. Я приумножил свои деяния: построил себе дома, посадил себе виноградники.

Построил себе дома, «…закончил постройку дома Господа и дома царского, и всего, чего желал Шеломо, что он хотел сделать». (Мелахим, 9:1)
  Превзошёл тех, кто был до него и воздвиг  царский трон.
Посадил виноградники – собрал Кнессет Исраэль, совет мудрецов (Шир hа-ширим, Раши). Чтобы слова мудрости поили этот мир – от края до края.

5. Устроил себе парки и сады и посадил в них все возможные плодовые деревья.

В царских садах росли деревья и растения со всех концов света. Он насадил их потому, что знал какие жилы и артерии связывают все области земли. Все они сходятся в Ционе, где заложено основание мира, как сказано: «Из Циона великолепие».
Великолепие этих деревьев и великолепие плодов – это талмидей-хахамим, мудрецы Торы, воспитывающие и обучающие детей.

6. Устроил я себе пруды, чтобы орошать из них лесные деревья.

Вода – Тора, живое слово Творца.
Устроил пруды, чтобы не пользоваться чужой водой. Это были хранилища особенной воды, служившей для праведного суда.
И ещё объяснение – чтобы поливать молодые деревья в лесу, а потом пересадить их в свой сад.

7. Приобрел я рабов и рабынь, и домашняя прислуга была у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, чем у кого-либо до меня в Йерушалаиме.

Рабов и слуг было множество, у каждого своя обязанность, а все вместе, как один музыкальный инструмент, на котором играет хозяин.
За столом царя всегда было множество подданных его и гостей. И множество диковинных животных и птиц имел царь Шеломо.

8. Собрал я себе также серебро, и золото, сокровища царей и государств; изготовил себе музыкальные инструменты, и роскошные колесницы –  услады сынов человеческих.

Золото и серебро – слова Торы. Разные свойства у золота и серебра, но хорошо иметь и то, и другое.
Сказано, что когда много рабов – много грабителей. Но на его бесценные сокровища никто не покушался. Напротив, рабы и слуги сами несли ему драгоценности.
Йерушалаим был так богат, что жители его даже гири отливали из золота.
Из разных стран с дарами прибывали цари и князья, увидеть и послушать мудрого царя в Йерушалаиме. Таким образом, он собрал сокровища многих царей и государств.
На торжественных приёмах и на беседах, которые проводил Шеломо, слова учения сопровождала музыка чудесных инструментов, а левиты пели песни царя Давида.
В книге Зоhар (Шмот, 18) сказано, что Шеломо удостоился услышать музыку и песни, которые звучали в высших мирах.

9. И возвысился я, и разбогател более всех, кто был до меня в Йерушалаиме, и мудрость моя помогала мне.

«И превосходил царь Шеломо всех царей земли богатством и мудростью» (Мелахим 1, 10:23) Не было ничего подобного ни до него, ни после него.
Необычные способности Шеломо проявились в раннем возрасте. Однажды отправился его отец, царь Давид на битву, а Шеломо сидел дома с учителем, который обучал его Торе.
А в это время шла жестокая битва, враг оказался сильнее и Давид уже терял надежду уцелеть. Сказал Шеломо своему учителю: «Чувствует моя душа, что я уже не увижу своего отца».
Ответил учитель: «Сделай, что можешь».
Тогда открылись в его душе каналы мудрости, мальчик стал молиться, и битва отца приняла другой оборот.
Теперь уже враг побежал, а Давид преследовал, пока не загнал его в западню и не уничтожил. Вернулся домой и короновал сына на царство в Йерушалаиме.
Учили мы, что только тот, кто стремится к мудрости и полностью посвящает своё время, свою жизнь Торе, раскроет её глубины. Даже есть, пить и исполнять другие потребности тела следует лишма, во имя небес.
Так жили учителя прошлых лет, которые ни на мгновение не прерывали учение посторонним словом или посторонним делом. Днем и ночью повторяли слова Торы, сокращали свой сон и при-обретали долголетие. 

10. Чего бы ни желали глаза мои, не отказывал я им, не удерживал я сердца своего ни от какой радости, ибо сердце мое радовалось всем трудам моим, и это было долей моей от всех моих трудов.

«Чего бы ни желали глаза…» – намёк на женщин, которых он сделал своими жёнами и наложницами.
Согласно дерех эрец, обычаям земли, каждый мужчина должен построить дом, посадить дерево и привести жену (некоторые говорят – написать книгу).
Царь Шеломо построил не один дом – множество, посадил не один сад – множество, привёл не одну жену – множество.
Невозможно не радоваться, когда глаза видят, а сердце желает. Поэтому не отказывал он ни сердцу, ни глазам своим даже тогда, когда скитался по дорогам земли далеко от родины и наизусть повторял слова Торы.
Всё испытал Шеломо на себе, и богатство, и нищету, и славу, и презрение. Такая участь, такая доля, которую он сам же и избрал себе. Что осталось в итоге? Посох и глиняная кружка.

11. И обратился я ко всем деяниям моих рук и к трудам, которыми утруждал себя, – и вот, все суета и по-гоня за ветром, и нет от этого пользы под солнцем.

Каковы результаты труда мудрого, счастливого и несчастного человека? Всё несущественно, всё hевель и погоня за ветром, всё теряет значение по завершении своём.
Лишь то, что не завершено, имеет смысл и привлекает сердце. Возделывай виноградник, что-бы произросла лоза, потом от неё пойдут новые побеги.
Было прозрение, руах hа-кодешь у Шеломо, когда он в ужасе увидел, что великолепный Храм, Дом Всесильного, лежит в развалинах.
Сколько труда вложил, ночами не спал, душу отдал, и не только он, но тысячи и тысячи людей, участвовавших в строительстве.
Разрушен Храм, сокровище, вмещавшее множество сокровищ, разрушен жертвенник, соединявший  народ с Творцом. 
Труды напрасны и жизнь уходит, растворяет-ся в пространстве, как пар, hевель всё и погоня за ветром.  Нет преимущества у одного человека перед другим. У богатого перед бедным, у мудрого перед глупым.

12. И обратился я, чтобы взглянуть на мудрость, на сумасбродство и на глупость, ибо что зависит от человека, когда он пойдет вслед за царём (просить об отмене) того, что уже сделано?!

Изучил все возможности человека, размышлял над преимуществом мудрого над безрассудным и над глупым. Все становятся перед Царём и отвечают за содеянное, в соответствии со своим уровнем.
Царь вынес приговор и ушёл. Раб его пойдет вслед, станет просить, чтобы смягчил указ? Увы, не изменить того, что сам натворил, свершившееся не отменишь.
Ни мудрый человек, ни глупый никогда не вылепят заново то, что создано Творцом и разрушено.

13.  И увидел я, что есть преимущество у мудрости перед глупостью, и подобно оно преимуществу света над тьмою.

Есть у мудрости преимущество перед глупостью и безрассудством.
Словно ночью, во сне, идёт человек  в темно-те и боится упасть в яму или попасть в руки грабителей. Вдруг появляется свет, освещает дорогу и пропадает страх.

14. Глаза мудреца – в его голове, а глупый ходит во тьме. Но понял я, что одна участь постигнет всех.

Мудрые мысли освещают мир. Так идёт человек по ночной дороге и факелом освещает путь для тех, кто ослаб и спотыкается во тьме.
Мудрый человек видит то, что показывает ему разум, а глупый – то, что показывает ему его желание. Видит только то, что желает видеть и потому блуждает во тьме.
Возможности разума ограничены и у мудрости есть свои пределы.  Теряется дистанция между мудрым и глупым, ни тот, ни другой не в состоянии проникнуть за пределы этого мира. Одна участь ожидает мудрого и глупого человека – смерть.
А если останется память о нём, не скажут, что был глуп или умён, а только – какие добрые или недобрые дела совершил в своей жизни.

15. И сказал в сердце своем: «Та участь, что постигнет глупца, и меня постигнет; зачем же мне множить мудрость?». И говорил я в сердце своем, что и это - hавель.

Если мудрого ожидает та же участь, что и глупого, к чему тогда постижение мудрости?
Даже подумать больно, что годы напряжённого труда души и разума сравняются с бездельем и пустыми заботами глупца.
Неужели всё напрасно, всё hавель, воздух в сжатых ладонях?

16. Ибо не останется памяти в веках о мудреце так же, как и о глупце,
по прошествии дней всё забывается. Но как умирать муд¬рецу одинаковой смертью с глупцом?

Конец один, но оценят их жизнь по-разному. Имя забудут, но деяния останутся  в памяти поколений, так как они – благо для людей.
А глупого кто вспомнит? Только ближайшие родственники, пока живы.
И ещё сказано: «И Я вспомню Мой завет с Яаковом..» (Ваикра 26:42)
А мы говорим о мудром: «Зихроно ливраха –  благословенна память праведника!»

17. И возненавидел я жизнь, ибо плохим показалось мне то, что совершается под солнцем, ибо всё – hэвель и погоня за ветром.

Пока жив,  пей вино, веселись, и не думай о последствиях! Однако даже в горячке пира мудрый человек не может забыться и не потеряет рассудок.
Попал в западню глупости – трудно вырваться, оказалась душа в силках мудрости – не освободится.
Жизнь скоротечна, одна участь у глупого и у мудрого. И так плохо и так тяжко. Всё hевель и погоня за ветром.

18. И возненавидел я весь свой труд, что трудился под солнцем и который оставлю человеку, что придет после меня.

Напрасно старался направить людей на добрый путь.
Раши говорит, что Шеломо видел в своём прозрении, что поколение его сына Рехавама будет поколением нечестивых.
Награда праведникам – страдания, а злодеи торжествуют. Мудрый трудится, а глупый наследует.
Возненавидел труд свой и плоды труда, то, что достанется другим. Наследники разделят имущество, но не разделят мудрость его.

19. И кто знает, будет он мудр или глуп? И будет он распоряжаться всем трудом моим, которому я отдавал силы, в который вкладывал мудрость свою под солнцем... Но и это –  hавель.

Ехал император Адрианос со своей свитой по земле Израиля и увидел старика, сажавшего у дороги рожковое дерево. Остановил коня и спра-шивает:
– Ты думаешь, что доживёшь до той поры, когда дерево даст плоды
– Нет, – отвечает старик.
– Зачем же тратишь напрасно силы свои? – удивился император.
– Мой дед и мой отец, – отвечает, – сажали деревья и я посажу.  Я ем плоды с тех деревьев, а мои внуки будут есть плоды с этого дерева. 
Каким будет наследник, которому достанутся плоды, мудрым, глупым?
Хорошо, если будет страшиться небес и ис-полнять заповеди Творца. А если использует наследство во зло?

История про другого старика, который на склоне лет разделил своё имущество между сыновьями. Вскоре они забыли, кто дал им богатство, и перестали его кормить, ссылаясь один на другого.
Сказал им:
– В старом саду закопан сундук с драгоценностями, он закрыт и запечатан. Не открывайте, пока не умру.
Тут же сыновья изменились, стали заботиться и ухаживать за ним, как никогда раньше. Когда умер, открыли сундук и нашли там   кнут и письмо. А в письме написано: «Того, кто делит наследство между сыновьями при своей жизни, следует бить кнутом».

20. И обратился я – и отчаялось моё сердце из-за всего труда, которым обременял себя под солнцем. 

Сказал царь Давид: «Награждаешь Ты праведников, но я боюсь, что не получу из-за своего греха».
Душа трудилась, а теперь близка к отчаянию.

21. Ибо бывает, что человек трудится мудро, со знанием и талантом, но человеку, который не участвовал в этом, отдаст свою долю. И это тоже hавель и большое зло.

Благо, если есть достойные наследники. Труд свой и результаты труда, талант свой и мудрость свою, наследие своей души завещает достойным.

Тот, кто не утруждал себя изучением Торы и исполнением заповедей, живёт за чужой счёт. Это hавель и великое зло.
Со слов рабену Ярухама –  изучающий Тору может договориться с товарищем, что будет изучать свой раздел в своё время, а другой обеспечивать его, а потом наоборот. Как некогда делили Зевулун и Иссахар.

22. Ибо что имеет человек от всего труда его и замыслов сердца его, когда  он трудится под солнцем?

Даже когда сам, а не другие, пользуется результатами своего труда, не получает полного удовлетворения.
«Ибо каждый видит: мудрецы умирают, глупец и невежда вместе исчезают и оставляют своё богатство другим.» (Теhилим 49:11)   

23. Ведь все дни его – боль и досада, даже ночью нет покоя его сердцу. И это тоже hэвэль.

Днём и ночью тревога в сердце и беспокойство, чтобы не обокрали.
И досада оттого, что мог бы получить больше, увеличить свой капитал. Это болезнь, напрасно это, hевель это.
Настоящий капитал – заповеди и знания, их можно увеличивать постоянно, не опасаясь, что украдут.

24. Не лучше ли человеку есть, и пить, и дать душе своей видеть благо от труда своего? И увидел я, что из рук Всесильного это.

Нет лучшей доли для человека, чем получать из рук Всесильного.  Ест и пьёт, чтобы душа была жива в теле.
Потому сказал Шеломо: «…дать душе своей видеть благо от труда своего», что пока жив, пока в этом мире, в Олам hа-зэ – Тора и добрые дела поддерживают существование человека.

25. Ибо кто мог есть и наслаждаться так, как я?

Царь Шеломо, мир ему, прошел все испытания, которые может выдержать живой человек. И огорчался и наслаждался, как никто другой.

26. Ведь человеку, угодному Ему, дал Он мудрость, и знание, и радость. А грешнику дал заботу собирать и копить, чтобы отдать  человеку, угодному Всесильному. И это тоже hэвэль и погоня за ветром.

Всё в руках Всесильного. Мудрость, знание и радость дал тому, кто угоден Ему. Чтобы исполнял заповеди и радовался тем, что имеет. А грешника заставил копить и собирать для более достойного человека.
Велика мудрость Творца и счастлив человек, достигший мудрости и разума. Дорогой подарок получил он от Благословенного.
Как сказал Шеломо: «Ибо Господь даёт мудрость, из уст Его знание и разумение». (Мишлей 2:6)
Царь Шеломо в ранней юности молился, плакал и просил, но  не богатства, не долгих лет жизни, не могущества над врагами.
Только мудрости просил он у Всевышнего.
Еще до своей молитвы получил то, о чём просил, одновременно с молитвой родилась великая мудрость, а мудрый человек приобретает всё. И богатство, и почёт, и могущество.
Мудрый человек боится Б-га. «Начало мудрости – страх перед Господом…» (Мишлей 9:10) А глупый всего боится, кроме Б-га.  Мудрый человек, пока жив, служит Творцу и получает, а когда умрёт, остаётся его доброе имя.
Мудрость удерживает:
от согрешения глазами – чтобы не разглядывал запрещённое и не гнался за недозволенным;
от согрешения ушами – чтобы не слушал за-прещённое и не желал недозволенное;
от согрешения устами – чтобы не произносил запрещённое (лашон hа-ра и рехилут, сплетни) и не просил о недозволенном;
от согрешения руками – чтобы не тянулись к запрещённому, не  хватали чужое и не разрушали построенное;
от согрешения ногами – чтобы не шли по плохой дороге.
Со дна жизни поднимет человека и поставит во главе тысяч. Праведный Йосеф, сын Яакова, был рабом и узником в египетской тюрьме, но, благодаря своей мудрости, поднялся на самую вершину власти и почёта, стал главным министром страны.
 Всё в руках Всесильного, мудрость, знание и радость  жизни. Однако, чем глубже познания человека, тем глубже досада, что и это hевель и погоня за ветром.
Мудрый человек знает, что лучше жить скромно и незаметно, избегать споров, прощать недругов и быть приветливым с каждым человеком. И другие добрые качества следует развивать в себе. Это главное для мудреца.

продолжение следует: