Аристократия и элита в наши дни

Александр Савельев 4
Размышление о древности рода как индикаторе качества человека надо, думаю, всё-таки начинать с определения элиты. О том, кто такой человек элиты, практически в одно время, в 30-40- годы ХХ века, говорили Хосе Ортега-и-Гассет и Иван Александрович Ильин. Отличительное качество человека элиты - добровольное и ответственное служение чему-то высокому. Ответственность за дело, которое делаешь, за свою страну, за доброе имя своей семьи.


До того момента, пока человек элиты, аристократ помнит о своей фамильной чести, о долге перед страной, аристократия остаётся настоящей аристократией. Вырождение аристократии начинается с забвения аристократами чести и долга. Детей воспитывают родители: если отец дорожит именем, памятью о своём роде, ценит историю рода, то вполне естественно, что он, сознательно и бессознательно, каждым словом и каждым поступком, учит этому сына. Если родители безразличны к памяти о предках, непочтительны к своим родителям, чему кроме безразличия к своему роду, к своей стране могут научиться от них дети?


Впрочем, аристократия и элита - понятия не равнозначные. Элитой может быть и сапожник, если он ответственно относится к своему ремеслу. Элитой народа просто обязаны быть учителя. В Древнем Риме плебейские роды, как и аристократические фамилии, гордились своей древностью, помнили своих предков до очень глубокого прошлого. Память о предках хранили и русские крестьяне. Особенно до Петра Первого, когда грамотность в крестьянской среде была широко распространена. Традиционный русский крестьянский уклад сохранился на Севере и в Сибири, там, где не было крепостного права. Потому и там семьи гордились своей древностью.


Страшный удар по культу предков, культу семьи нанесла революция. Дети дворян, священников, крестьян, погибших от рук большевиков, боялись рассказывать своим детям о дедушках и бабушках. Я узнал о своём прадеде, отце моей бабушки по отцовской линии, совсем недавно - не от бабушки и не от отца, а от его младшего брата. До самой смерти мне бабушка просто боялась о нём что-то говорить. А был он антоновский повстанец. Тогда как сват его, отец моего деда, был в 20-30-е годы зампредседателя Борисоглебского исполкома - и даже этого я не знал, хотя мой отец мне о нём говорил, что это был человек очень уважаемый в селе.


Казалось бы, с этого моего прадеда могла начаться новая, советская "аристократическая" линия. Но по неизвестной мне причине вся его семья в 1939 году переехала из Тамбовской области в Подмосковье. Оборвались корни. Наверное, не от хорошей жизни.


Очень важно восстанавливать в стране культ предков. "Бессмертный полк" в этом отношении - просто гениальная идея. Все мы, и потомки столбовых дворян, и потомки безвестных крестьян, равны друг другу по древности своего рода. У всех нас общие предки - Адам и Ева. Но память о тех, кто нам передал жизнь, надо бережно восстанавливать. Мы все должны стать благородными людьми, элитой.


В этом деле очень могут помочь информационные технологии, оцифровка исторических архивов. Совсем недавно я узнал о своём далёком предке по материнской линии, который упоминается в церковных архивах Вятской губернии аж под 1683 год, когда он, Георгийко Касаткин из деревни Касаткиной, просил архиепископа Иону разрешить поставить на реке Косе теплую церковь. Понятно, о нём ничего не могла мне рассказать моя мама, в девичестве Касаткина, уехавшая из родного села в 1942 или 1943 году. А вот мы сейчас многое можем узнать, вспомнить и уже не забывать.