Межсезонье

Владимир Островитянин
                Межсезонье, межсезонье…
 Вот так как-то  быстро убежало ласковое лето и пришла осень с ее яркими, но  холодными цветами. Закончились семейные поездки на Волгу. Путешествия, а в те времена совершенно безопасные по волжским островам и протокам. Это уже ближе к 90-м стали отлавливать отдыхающих  на ночевках и, поначалу, попросту отбирать бензин. А далее и страшнее байки пошли.

Но у нас пока  70-е. И до перекрытия Чебоксарской ГЭС  тот же бензин стоил копейки. Да, его к нам на лодочную станцию по пятницам привозили шофера местных автобаз. 20-ти литровый бачок стоил один рубль. А если они все  не распродали, то попросту опорожняли автомобильный бак в придорожный кювет. На автобазе надо было показать, что топливо  израсходовано.

      А вот и осень. Межсезонье. Мы были в то время «лошадные». Т.е. лодка, мотор и место на  лодочной базе «Химпрома». До перекрытия ГЭС, как я сейчас понимаю,   рыбы в Волге  было не-ме-ряно! В том же Мариинском Посаде, а это около 10 км ниже Новочебоксарска,  можно было лишний улов сдать в местную столовую по рублю за килограмм. Но, конечно, хотелось более добычливой рыбалки.

  В первую очередь это была, конечно, знаменитая волжская «проволока». Для нее брался  моток отожженной вязальной 3-4 мм проволоки, что можно было найти в любой городской строительной организации.   В присмотренном  месте,  находили бережок с ровным песчаным приплеском и  растягивали по нему,  метров  150-200 той проволоки. На концах каменюки до 50 килограмм весом. Один конец с грузом в лодку, на второй поплавок пенопластовый на длинной леске для контрольки и идем на моторе в глубину.

   Волочим по дну  проволоку подальше от берега и опускаем  из лодки при заглушенном движке свой груз. Но опускаем  на руках, придерживая, что бы была  петля на основной хребтине, а не в натяг по дну. Затем поднимаем кошкой основу и вяжем заготовленные поводки из толстой лески. Каждый через 1,5 м примерно. Специальным узлом-удавкой. Поводки по метру длиной.  А окалина на проволоке, а потом и ржавчина не даст поводкам гулять по ней.

   Крючки  с длинным цевьем. Это для удобства снятия пойманной рыбы.  Насадка - резаная на  узкие дольки чехонь (тогда на Волге тюльки еще не было) и снасть насторожена. Раз в сутки проверка.  Место замечено по береговым ориентирам. Заплываем повыше, глушим мотор и кошку (маленький якорек)  на длинном прочном шнуре за борт. Волочится кошечка по дну и вот зацеп! Поднимаем снасть и перемещаемся вдоль нее. Судак, берш, язь под осень. Бывали и метровые угри. Редко, но и стерлядочку видели. Из сотни поводков каждый третий, четвертый с уловом.  Рыбы много и всякой! Быстро снимаем добычу с крючка,  вновь наживляем  и перемещаемся далее по проволоке.

  Только вот вычисляли тебя быстро и паслись потом  на твоей снасти людишки   посторонние и свободные, кому не надо было неделю до выходных на заводе работать. А потому мы  постепенно перешли  на поставушки.

   Снасть была компактнее и проще. Большой поплавок из пенопласта.  На нем намотка толстой лески метров пятнадцать. На конце  прочный крючок с длинным цевьем, а за метр до него петля, за которую цепляли груз. Из тех камней, что по берегу во множестве. А проволока для обмотки всегда была в запасе. Насадка все та же – резаная чехонь, а потом тюлька. Но вот пенопластовые поплавки мы окрашивали в темные цвета. А то в те времена по Волге шастали всякие «общественники» и вытраливали все, что на глаза попадалось.

 Выставились. Сидим на бережочке. Костерок. Котелок, а там тушенка с картошечкой. На дощечке сальцо с чесночком и луковичка порезанная. Спиртик химпромовский. И через часик-полтора проверка снастей. Заходим против течения на самых малых оборотах. Рогулькой подхватываем поплавок.  Леску перебираем. Задергалось! Есть! Что там?  А-а-а! Вот оно!!!  Быстро снимаем добычу. Свежую наживку на крючок и груз за борт. Идем к следующей поставушке.  А там и день на убыль. Собираем снасти и налаживаемся  в сторону дома. Спасибо тебе Волга за этот пронзительный осенний день. За то, что мы получили это изумительное удовольствие на широком волжском раздолье.

Фото из архива автора