Размышления

Артем Кресин
                С ЯРМАРКИ
 
     (Уважаемый читатель прошу простить меня за несуразное расположение стихотворных  строк. На их упорядочение потрачено много усилий, но, очевидно, сказалась недостатоная компьютерная квалификация автораю)

    "Где- же вы теперь друзья однополчане

     Боевые спутники  мои"

Из песни А. Фатьнова


"Здравствуй племя молодое, незнакомое."

Пушкин А.

     Эти два эпиграфа, двух совершенно разных авторов, последнее время  чаще  и чаще посещают меня. Они  напоминают мне о моем месте среди авторов «Проза. ру», а также о положении  других авторов  нашего поколения. Прошло всего пять лет, как  я вошел на этот сайт.  Здесь  я  оказался  в, понятном  мне,  мире мемуаристов,  где почувствовал себя   комфортно, и в котором мне было очень интересно.   У меня появилось много «Избранных авторов», работы которых мне  близки и понятны.  Нас объединяли воспоминания о самом тяжелом, а, следовательно, самом значительном периоде нашей жизни – о войне. И, несмотря на то, что военные сражения  закончилась в 1945 году,  последствия  этих бедствий нас сопровождали всю нашу  жизнь.  И именно этот мотив был определяющим в воспоминаниях тех, жизнь которых была обожжена войной и, трудностями послевоенного восстановления.  Все избранные авторы  мне близки, но есть особенно интересные и понятные мне по духу, не высказать благодарность которым я не могу. Это Виктор Свиридов, Болеслав Вальтер, Галина Степанова, Вадим Прохоркин, Владилен Николаев, Владимир Гугель, Владимир Байков.                Всех нас можно отнести к  военному поколению,  не смотря на то, что большинство из нас, по возрасту,  не воевали,  однако  последствий военного лихолетья нахлебались досыта. С высоты прожитых лет, эту когорту авторов я считаю своими  однополчанами, поэтому ко всем нам и относится первый эпиграф.  Все избранные мной авторы  были в  эти годы под моим «жестким контролем», то есть каждый раз, входя на сайт «Проза.ру» я посещал их страницы и перечитывал  все вновь появившееся материалы. С удовольствием писал  рецензии.  Основные мои читатели  также были из их числа, и я с большим интересом читал написанные ими отзывы о моих работах.  Это были для меня интереснейшие годы работы на «Прозе.ру»   

       В рецензиях, с обоих сторон,  чувствовалось полное взаимопонимание.  Мы с удовольствием добавляли  и уточняли воспоминания друг друга.  Но проходят годы, и я, заходя на страницы моих избранников, с сожалением вижу,  что интервалы между публикациями увеличиваются.  Хочется думать, что они, не являясь профессиональными писателями, изложили все, что было в памяти, и отошли от этого увлечения.  Их судьбы меня продолжают интересовать,  и к ним  относится мой клич – « где же вы теперь друзья ….?»  Я без вас очень скучаю, вы мне очень нужны.   

        Два года назад, чувствуя, что резервы моей памяти иссякают, я выложил подборку  «Под занавес», будучи уверенным, что это мои последние воспоминания.  Но вирус памяти продолжал точить меня и, в результате  вышла еще одна подборка статей, которую я считал уже наверняка последней.  Но время идет, жизнь продолжается, вирус памяти точит меня, и я уже выложил еще пакет мыслей и воспоминаний.  Не уверен, что этот пакет был  последним, о чем говорит и настоящая статья.   

       Сегодня на мою страницу в основном заходят читатели не являющиеся авторами «Проза.ру». Многие через минуту, после знакомства с  первыми строками,  уже уходят. Уверен, что они поступают  правильно.  Зачем тратить время на чтение не интересующих тебя материалов.  Происходит естественный процесс – мы с  «однополчанами» и нашими общими интересами отходим  в историю. Однако тешу  себя надеждой, и одновременно хочу обнадежить своих «однополчан» , что  наши воспоминания живых свидетелей  двадцатого века не  должны  пропасть.   

      Всегда будут люди, круг интересов которых, будет выходить за рамки приключенческой, любовной и другой подобной литературы.  Обязательно найдутся читатели, желающие  понять, происходившие в стране  процессы. Это будут писатели, драматурги, историки и просто любители  изучать и понимать события прошедших времен. Конечно, массового читателя не будет,  но читающие нас единицы, по своей значимости  будут более важны для нас – подготовивших  для них фактологический материал.

       Идет естественный процесс смены поколений. Я и мои  однополчане постепенно уступаем свои позиции. Однако число авторов «Проза.ру» не уменьшается. К нашей радости,  на места уходящих  воинов встают новые  «бойцы».  Это замечательно. Появилось много молодежи.  У них уже другая тематика, другие интересы.   Отечественная война для них отдалилась, хотя иногда и упоминают о ней в воспоминаниях о  предках.  У них другой язык, другой стиль изложения. И нам приходится очень напрягаться, чтобы понять их. И постепенно,  при определенном внимании и усилии, с нашей стороны,  нам это удается. И наше старание вознаграждается тем, что нам становится интересны их искания. И именно к ним относится второй эпиграф – «Здравствуй племя молодое незнакомое.» 
        У Давида Самойлова есть такие  строки:               
Я зарастаю памяью

Как лесом зарастает пустошь

.............                Шумит, не умолкая, память- дождь

И память - снег летит и пасть не может

        У молодежи, входящей в жизнь,  с одной стороны, положение более тяжелое, по отношению к нам. Их «пустошь»  еще не заросла «лесом памяти». Они не обладают пока жизненным опытом,  в их памяти недостаточно реальных событий и переживаний. Но, с другой стороны, их молодость, позволяет  им более тонко  реагировать на события,  а также  незапыленность  их сознания  наслоениями  прежних догм, дают им возможность  создавать очень интересные произведения.  Они  создают  свои творения, опираясь в основном  на собственный талант.  Этим можно объяснить, что в их произведениях меньше  описаний – больше чувств и фантазии, или можно сказать: меньше прозы - больше поэзии. В числе моих статей имеется «Растерянный книгочей», где я признался,  уже не могу зачастую понять и принять современное искусство.
      Поэтому я считаю недопустимым для себя  оценивать творчество  идущей нам на смену молодежи.  Но вчитываясь в их сочинения, я чувствую  колоссальную  энергетику, а это значит, что у них большие потенциальные возможности.