Ларец

Борис Алексеев -Послушайте
Мой юный друг, есть на свете замечательные слова, в которых спрессован жизненный опыт миллионов человеческих судеб. Но перед тем, как произнести эти простые, но очень важные слова, дозволь рассказать тебе чудесную притчу.
Что такое притча? Как говорил известный русский писатель Владимир Даль, притча – это «поучение в примере». В той же притче, которую я хочу тебе рассказать, ты не  только узнаешь о том, как изменчива наша земная жизнь, но, главное, тебе откроется великая сила. Сила, способная, как сейчас принято говорить, держать «коварный удар судьбы». Овладев этой силой, ты сможешь победить все непредвиденные обстоятельства и выйти с честью из любой трудной ситуации.
Силу эту величают мудростью. Именно о ней мне не терпится известить тебя! Но сначала наберись внимания и выслушай притчу. Итак…

Умирает старый человек. У изголовья горестно притих сын. Старик знаком просит его наклониться и, с трудом говорит ему:
– Сын, всё моё – твоё. Владей и приумножай в память обо мне и матери твоей. Ещё передаю тебе ларец.
Немощным движением руки отец указал на прикроватный столик. На столике среди лекарств и настоев стоял небольшой ларчик.
– Прими этот ларец, сын. В нём две дверцы: левая и правая. Когда жизнь улыбнётся тебе, открой правую дверцу. За ней лежит мой наказ на дни радости и веселья. Если же тебе станет плохо, вспомни про ларец и открой левую дверцу. За ней лежит мой наказ на худые дни…
Отец закашлялся и стал задыхаться. Вскоре он умер.

Сын с почестями похоронил отца и умело принял в свои руки наследное хозяйство. Через несколько лет он вдвое увеличил богатство отца, выгодно женился на дочке бургомистра, писаной красавице и, по отзывам горожан, девушке чистой и порядочной. Вдобавок приобрёл десятки верных и любящих друзей.
Как-то раз молодой хозяин разбирал в кабинете старые бумаги. На глаза ему попался ларец, переданный ему перед смертью батюшкой. Интересно стало молодцу, какой наказ оставил отец на добрые дни. Открыл он правую дверцу, а там лежит крохотный рулон из пальмовой бумаги. Вскрыв печатку и развернув свиток, он прочитал: «Всё проходит, сын мой, пройдёт и это».

Действительно. В тот год случилась засуха. Все плантации обширного хозяйства юного барина пожгло безжалостное солнце. Чтобы спасти дело, он влез в долги. А долги, они как камни на шее утопающего, так и тянут на дно. В конце концов молодой хозяин и вовсе разорился. Исключительно порядочная жена-красавица ушла к другому, отвернулись верные и любящие друзья.
Засуха повторилась и на следующий год. Пришлось бедняге продать за бесценок отцовское имение и всё нажитое имущество. Этого едва хватило, чтобы расплатиться с кредиторами.
Новые управители прогнали разорившегося барина прочь с земли и вдобавок отсудили его городские владения. Пустился разорившийся богач нищенствовать по свету. Кому баржу поможет разгрузить за малую монету, кому землю вспахать за кусок хлеба. Да только, разве ж такая жизнь – это жизнь?
Сидит он как-то осенним вечером в сыром грязном подвале и плачет. 
– Государь мой батюшка, пришла беда – открывай ворота…
Вдруг видит: сквозь дыры в котомке сверкнуло что-то драгоценное.
– Бог мой! – хрипло вскрикнул страдалец. – Это же отцов ларец – моё спасение!
Достаёт он ларчик, смотрит и глазам своим не верит.
– Ах, я слепец безрассудный! Отцов наказ запамятовал!
Хочет поскорей открыть левую дверцу, но руки от волнения дрожат, не слушаются. Наконец, подцепил он коготком расщелинку – дверца отворилась.
Глядит сын: лежит за дверцей свиток из пальмовой бумаги. Позолоченной тесьмой перевязанный, гербовой печаткой запечатанный…
Сорвал он печать, размотал свиток, читает. А там всего-то написано:
 «Всё проходит, сын мой, пройдёт и это».