Ещё о детских воспоминаниях

Наталья Ромодина
            На форуме опять спросили:

            "Кстати, вот многие берут детей с собой в поездки, а потом оказывается, что дети ничего не помнят или помнят негатив. А во сколько лет дальняя поездка вам запомнилась настолько, что ее можно считать успешной?"

            В восемь - точно хорошие воспоминания.
            Про Питер уже написала (в девять). Теперь про Никольск. Юго-восток Вологодской области. Это родные места моей бабушки. Там недалеко и родина поэта Александра Яшина, хотя в тот раз мы не были в его деревне Блудново. Всё ведь своим ходом, а дорог не было, и автобус не ходил.

            Мы ехали из Устюга (мамина родина), где всегда любили отдыхать, 150 км. Автобус не ходил, дорога только условная, грунтовка. Вначале надо было переправляться через Сухону на пароме, моста ещё не было и не будет (тогда) лет 15. Ехали с бабушкой в кабинах молоковозов. Вся дорога - на макушке отпечаталась, каждая рытвина. Мама с папой пешком с тележкой, а где-то в кузовах.
 
            Папа старался самые интересные моменты поездки заснять на любительскую кинокамеру, которую надо было заводить ключиком, как игрушку. Потом дома смотрели немое кино, радовались.

            Бабушка тогда в последний раз была на своей малой родине. Она чистила грибы и рыбу, которую ловили в реке и в озере, бегала босиком, бродилась в Югу (река так называется).

            Это был 1972 год, когда была жара, леса горели. Но в Никольске было терпимо, хотя река и совсем обмелела. Юг в верховьях и так не очень глубок, несудоходен, а мы ходили вброд на другой берег. Я была мелкая восьмилетка, мне и то было до колен самое глубокое место, даже трусики не замачивала.

            Я потом в школе рисовала, как могла, свои впечатления.
            Противоположный берег был глинистый обрыв. Глина слоями белая, голубая и красная. Я делала из неё посудку, мечтала её обжечь, но, конечно, она сохла на солнце, трескалась и разваливалась. Я делала новую.

            На вышке (чердак избы) нашла книгу Ферсмана "Занимательная минералогия" и зачитывалась ею. На следующий год в Ленинграде тайком щупала каменные вазы в Эрмитаже. Смотрительницы ругались.

            Кстати на реке нашла половину камня, белого, поверхность обкатана рекой до полукруглости, а на сломе неровные кристаллики, блещущие золотом, серебром и своими белыми гранями.

            Я хотела взять этот камень с собой в Москву, но 150 км обратно (даже 200, потому что от Устюга до ж.д. ещё 60 км на автобусе) плюс сутки в поезде, палатки, грибы, ягоды - это моим родителям было не потянуть. Поэтому мама оставила камень на Югу. Потом долго жалела: "Вот бы капусту прижимать!" Мы тогда ещё доооолго свою капусту квасили. Пока бабушка была жива, всё и квасили на зиму, покупной не было. Или не покупали: незачем.

            Рядом с избой наших родственников (сын бабушкиного брата) - пятиглавая церковь, но я тогда на неё не обратила внимания. Рядом с церковью - кладбище, где похоронены предки. Тоже наплевать было. Зато на кладбище я нашла собачью голову. Тётя Капа сказала: "Волки загрызли", - спокойно так. Родители пришли в ужас. А мне забавно было: голова лайки, очень красивой собаки, белой с тёмными пятнышками.

            У тёти Капы и дяди Ивана было своё хозяйство. Я радовалась, смотря на поросёнка, овечек, куриц с цыплятами. Играла с кошкой Муркой. Корову тоже Муркой звали. Тётя Капа говорила: "Пойдём, Наташа, корову доить. Будешь мне помогать, хвост держать". И я шла помогать и хвост держала.

            Тётя Капа зарезала курочку, а мама есть не стала: "Я её вчера кормила, не могу есть!" Мы поели с удовольствием.

            Ещё у них был пёс Бобко, который бегал за моей троюродной сестрой Надей. Она была взрослая, 19 лет, но я её очень полюбила, и до сих пор люблю. Очень хорошая женщина.

            Бабушка показывала любимые места, Боровушку. Это место такое, где сосны и заросший пруд с карасями. Или озеро. Я позже в Михайловском у Пушкина увидела озеро Маленец и полюбила его, но не могла понять - почему. Дошло только после нового визита в Лоху (это деревня бабушкина так называется). Оказывается, Маленец похож на Боровушку.

            С бабушкой ездили в Никольск, она показывала здания гимназии и учительской семинарии, где она училась. Папа фотографировал, фотографии сохранились, но сведения, найденные сейчас в Интернете, не совсем совпадают с моими детскими впечатлениями. Разбираться надо, что правда, а что аберрация памяти.

            Вот, кажется, то, что помню с восьми лет.