Калмыцкий узел

Андрей Демидов 2
               
                Калмыцкий  узел

    Первое описание Самарской крепости в 1623 году  дал купец Ф. Котов, проплывавший  с караваном судов, нагруженных казенными товарами,  в Персию: « Город Самара стоит на луговой  стороне, от Волги песок залег, и город стар, рубленый, низок… А под городом река Самара течет из степи.  Устье под городом пало в Волгу по  нижнюю сторону, а над  рекою бани и посады, и ряды в городе, а около степь» ( М. Н. Тихомиров  Россия в ХУ1 столетии. М., 1962г., с. 514).
   Второе описание форта 28 августа  в 1634году  дал   герцог  Голштинский  Адам Олеарий, спускавшийся по течению с посольством к персидскому шаху: « Этот город лежит по левую руку в двух верстах от берега, построен в виде четырехугольника, имеет небольшое количество каменных церквей и монастырей и получил название от реки  Самары» (Олеарий А. Описание путешествия Голштинского посольства в Московию Персию. Спб., 1906 г., с. 383).
   К 1639 году в Самаре насчитывалось около 50 посадских дворов.  После проведения в 1646 году подворной переписи в крепости числилось около 400 стрельцов, воеводы, подъячие и духовенство. Было записано 137 посадских дворов, из них 81 в крепости и 56 в Болдырской и Вознесенской   слободах. Посадских оказалось  317 мужских душ, а всего обоего пола   до 650.  Внутри крепости размещался деревянный Кремль( «детинец»). Над его невысокими стенами из толстых бревен  возвышались  башни  с воротами. В Кремле находился  воеводский двор, приказная изба ( канцелярия), церковь и дом священника. Вне Кремля внутри крепости было пять жилых кварталов. На торговой площади располагались купеческие лавки, здесь же находились церковь и кабак. Под городом стояли дворы Благовещенского, Чудова и Преображенского монастырей.
   С юга и запада форт имел природную защиту в виде крутых обрывов к реке Самаре и Волге. Зимой казаки заливали эти естественные кручи водой, и  крепость становилась неуязвимой для противника. Взятие «Снежного городка» в этих ледяных скалах  было невозможно. С севера и востока по улицам Панской и Троицкой  служивые люди вырыли глубокий ров, используя естественные овраги, а  также насыпали земляной вал,  который ощетинивался в сторону степи дулами пушек.
     В это время жителям стоило опасаться набегов кочевников. В 30-е годы 17 века  Заволжские степи покорили  орды воинственных калмыков. Новые завоеватели с Востока разгромили Ногайскую орду и взяли в плен 40 тысяч ногайских семей. Остатки проигравших бежали в Приазовские степи.  Жители самой крепости попали в трудное положение. Опасным стало не просто пасти скот на ближних лугах, но и просто выходить за ворота. Жестокие захватчики казнили всех пленных, подвергая их мучительным азиатским пыткам, включая сдирание кожи, четвертования, разрывая конями и т.д.
   В 1639 году  десятитысячный отряд варваров  напал на Самару. Началась осада. Подоспевшие правительственные войска из Казани и бросившийся в атаку гарнизон под прикрытием крепостных пушек нанесли  поражение ордам кочевников.  Калмыки в ужасе, бросая примитивные луки и копья,  бежали в сторону реки Самары, где в большинстве своем   утонули под залпами мушкетных выстрелов. ( Журнал МВД, 1860, № 2).  Местные жители до сих пор помнят об этом бое и объясняют,  почему в реке с тех пор водятся такие крупные жирные сомы.
  20 августа 1643 года царь Михаил Федорович  пожаловал самарцам за   успешное отражение  неприятеля  вестовой (набатный)  колокол в 14 пудов. Воодушевленный  гарнизон  под руководством воеводы  Льва Плещеева в 1644 году  совершил поход в само калмыцкое логово на реке Яик к «Еитцким вершинам». Вернувшись с победой, казаки и стрельцы  привели на веревках 480 пленных  кочевников. ( ЦГАДА, Дворцовые разряды, т.11, с. 736).  Так  был нанесен коренной сокрушительный удар по степи.