Троил и Крессида, 5-3

Ванятка
АКТ ПЯТЫЙ
СЦЕНА ТРЕТЬЯ

Троя. Перед дворцом Приама.

(Входят Гектор и Андромаха.)

АНДРОМАХА:
Ты так сердит, что милую не слышишь,
И гневом на меня сегодня дышишь.
Пока война тебя ещё не съела,
Сними доспехи, брак – святое дело.

ГЕКТОР:
Не заставляй тебя, жена, корить.
Коль я решил, то так тому и быть.

АНДРОМАХА:
Пророчит сон кровавую беду.

ГЕКТОР:
Ни слова больше!
Я решил: иду.

(Входит Кассандра.)

КАССАНДРА:
Где Гектор? Да поможет брату Бог!

АНДРОМАХА:
В доспехах ратных с головы до ног.
Душа безумных помыслов полна,
Остановить я мужа не вольна.
Давай же на коленях умолять,
Из мясорубки брата вызволять.
Убереги от бед нас, боже правый.
Мне ночью сон привиделся кровавый.
КАССАНДРА:
Всё так и есть – на лезвие ты бритвы.

ГЕКТОР:
Фанфары, извещайте всех о битве!

КАССАНДРА:
О, бога ради! Только без фанфар.
Бравады неуместен здесь угар.

ГЕКТОР:
Уйдите прочь! Обет давал я богу.

КАССАНДРА:
Но глухо небо, брат, к пустому слогу.
А истина понятна и проста:
Не внемлет Бог, коль жертва не чиста.

АНДРОМАХА:
Что сделано во вред, то не священно:
Сиюминутно, непотребно, бренно.
Как воровство  от бедности не лечит,
Так и упрямство только нас калечит.

КАССАНДРА:
Цена обета вовсе не в словах,
А в истинных и праведных делах.
Сними-ка, братец, ратные доспехи,
Не все обеты – есть залог успеха.

ГЕКТОР:
Просил я женщин мне не возражать,
Решил я, значит, буду воевать.
Цена за честь – нередко смерть, и всё же:
Жизнь дорога, но честь её дороже.
(Входит Троил.)
И ты готов к баталиям, боец?

АНДРОМАХА:
Кассандра, пусть вмешается отец.

(Кассандра уходит.)

ГЕКТОР:
Нет, юный брат, сними скорей доспехи,
Сам повоюю за свои успехи.
Категоричность мне мою прости,
Пока что мышцы, братец, нарасти.
Я в предстоящем с греками бою
За Трою и троянцев постою.


ТРОИЛ:
Один изъян в тебе, брат, неизбежен:
На вид ты – лев, а вот душою – нежен.

ГЕКТОР:
Ты толком объясни,
Потом уж и брани.

ТРОИЛ:
Не раз я видел, как бежали греки,
Свистел твой меч, и множились калеки,
Но ты дарил врагам и жизнь, и милость,
Какие им в таком бою не снились.

ГЕКТОР:
Игра должна быть честной, между прочим.

ТРОИЛ:
Но это, брат мой, скверно, глупо очень.

ГЕКТОР:
Как это понимать?

ТРОИЛ:
Лишь Бог и мать способны сострадать.
Когда же меч у воина в руках,
Несет он смерть, а жалость – в облаках.

ГЕКТОР:
Не может так вести себя боец,
Ведь это дикости последней образец.

ТРОИЛ:
Когда идёт на Родину война,
Жестокость для солдата – не вина.

ГЕКТОР:
Я господу готов прочесть молитву,
Чтоб не вступал Троил сегодня в битву.

ТРОИЛ:
Хотел бы я тебя, мой брат, спросить,
Кто может мой порыв остановить?
Ни рок, ни Марса пламенная длань,
Ни плач Гекубы, ни Прима брань.
Ни даже Гектор, брат великодушный,
Троил к любым стенаньям равнодушный.
И даже меч меня твой не пугает,
Троил, решив, назад не отступает.

(Возвращается Кассандра с Приамом.)

КАССАНДРА:
Сдержи его, ведь он – твоя опора,
А коли ты её лишишься скоро,
Расплата неминуемо придёт,
И Троя без опоры упадёт.

ПРИАМ:
От битвы, сын, сегодня откажись,
В объятия семейные вернись.
Жена и мать видали страшный сон,
Сестра им вторит ныне в унисон.
И я томим предчувствиям недобрым,
Как будто затаилась рядом кобра.

ГЕКТОР:
Уже Эней перед лицом эллинов,
Ни львов я не страшусь, ни исполинов.
Поклялся грекам я на поле быть,
Позорище – троянцу отступить.

ПРИАМ:
Но не сегодня. Не терзай мне душу!

ГЕКТОР:
Обет, отец,  я всё же не нарушу,
И не пущусь в позорные бега,
Ведь пуще жизни честь мне дорога.
Тебя ослушаться, отец, я не могу,
Но потакать не следует врагу,
Ты сыну своеволие прости,
И, помолившись, с богом отпусти.

КАССАНДРА:
Приам, не отпускай, я умоляю.

АНДРОМАХА:
Отец, тебя Всевышним заклинаю.

ГЕКТОР:
Ты, Андромаха, спятила от страха.
Немедленно отсюда уходи,
Напрасно душу мне не береди.

(Андромаха уходит.)

ТРОИЛ:
Всему виной ты, вздорная девчонка,
Уж слишком предрекаешь ныне звонко.

КАССАНДРА:
Мой братец, Гектор, ты уже мертвец,
Предвижу твой безрадостный конец.
И бледен лик, и взор твой затухает,
И Троя скорбная по Гектору рыдает.
У изголовья павшего стоят
Гекуба, Андромаха и вопят.
И на слуху один сегодня спектр:
«Ах, нас покинул, незабвенный Гектор!»

ТРОИЛ:
Кассандра, замолчи же, наконец,
Прошу, покинь немедленно дворец!

КАССАНДРА:
Прощаюсь, братец милый мой, с тобою,
Себя погубишь ты и нашу Трою.

(Уходит.)

ГЕКТОР:
Ты предсказаньем горьким удручён,
Надеюсь, мудр, отец, ты и учён,
Иди, Приам, народ свой успокой,
Мы, победив, подарим вам покой.

ПРИАМ:
Да будет вам напутствием мой слог:
Прощайте, дети, помоги вам бог!

(Приам и Гектор удаляются в разные стороны. Звучат фанфары.)

ТРОИЛ:
Они вступили в бой.
Теперь черёд за мной.
Ну, что же, гордый Диомед,
На всё придётся дать ответ!
Клянусь земле и облакам:
Я либо обрету рукав,
И в том любви порука,
Иль потеряю руку.

(Входит Пандар.)

ПАНДАР:
Тебя, Троил, побеспокою.

ТРОИЛ:
Что такое?

ПАНДАР:
Хочу письмо от бедной девы передать.

ТРОИЛ:
Дай прочитать.
ПАНДАР:
Меня замучила чахотка,
И нос забит, и мучит глотка,
А эта чёртова девчонка
Терзает душу и печёнку.
Я с каждым днём от горя сохну,
Не ровен час – загнусь и сдохну.
Глаза слезятся, кости ноют,
Похоже, порча беспокоит.
Пока живу, пока дышу,
Узнать о ней от вас спешу.

ТРОИЛ:
Слова – пусты, не греют душу,
И нет нужды читать и слушать.
 (Разрывает письмо.)
Летите, ветреные слоги,
Пусть топчут их чужие ноги.
Зачем мне ложная истома,
Коль тело отдано другому?

(Расходятся в разные стороны.)