Пушкин Лермонтов Блок Есенин

Михаил Гольдентул
    
     Думая о Есенине на 120-летие со дня рождения, я
каким-то образом пришел  к такому, поразившему меня,  открытию. У истоков  русской литературы стоят два гения - Пушкин и Лермонтов.
Оба погибли на дуэли с интервалом в четыре года. 
1837, 1841
Пушкин не дожил немного до 38 лет. А Лермонтов – до 27 лет ,  разница в возрасте - 10 с небольшим лет.

      Чуть позже во временном интервали возвышаются два других равномасштабных гения - Блок и Есенин.
Умерли они тоже с интервалом в четыре года -  1921, 1925
И разница в числе прожитых лет у них та же,  10 с небольшим.

1799-1837  37    Пушкин
1814-1841  27    Лермонтов

1880-1921  41    Блок
1895- 1925 30    Есенин

Печальные совпадения.
            ---------------------------------
      Я предлагаю  читателю четыре стихотворения:  Пушкина, Лермонтова, Блока и Есенина, гармонично выражающих  настроение грусти и печали, связанное с их судьбой.
Полагаясь  на чистое воздействие музыкальности и тональности этих  стихотворений, я ограничиваюсь всего несколькими замечаниями.


Александр Сергеевич Пушкин               

 Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит   
 Летят за днями дни, и каждый час уносит 
 Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
 Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —         
Давно, усталый раб, замыслил я побег       
В обитель дальную трудов и чистых нег.      (1834)               
            *   *    *

Сергей Александрович Есенин               

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
 Предназначенное раставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без  слова
 Не грусти и не печаль бровей, -
 В этой жизни умирать не ново,
 Но и жить, конечно, не новей.
               
(1925)

               
     Поразительно, что в  этих двух стихотворениях  одинаковое количество строк.
Есенин написал свое  кровью из вены прямо  перед своей смертью. Пушкин написал свое стихотворение задолго до дуэли, но обреченность чувствуется, и смертельная тоска роднит эти стихотворения.
Повторяя слова Лермонтова, можно  сказать  - «... им без волненья внимать  невозможно».

     Это строчки из стихотворение Лермонтова  «Есть речи - значенье...»
Оно проникнуто той же грустью.
    Лермонтова критиковали за слово «пламя», употребленное не по правилам русского правописания. Но  поэтический гений выше грамматических правил,  не говоря уже о том, что одно это слово отразило всю уникальную гибкость и певучесть русского языка. Одна из биографий Лермонтова называется «Из пламя и света».

Есть речи — значенье   
Темно  иль  ничтожно,
Но  им  без  волненья
Внимать невозможно.
Как  полны  их  звуки
Безумством  желанья!
В  них  слезы  разлуки,
В  них  трепет  свиданья.
Не  встретит  ответа
Средь  шума  мирского
Из  пламя  и  света
Рожденное  слово;
Но  в  храме, средь боя
И  где  я  ни буду,
Услышав, его  я
Узнаю  повсюду.
Не  кончив  молитвы,
На  звук  тот  отвечу,
И  брошусь из  битвы
Ему  я  навстречу.
(1840)

      *    *    *
      Последнее стихотворение,  которое я привожу   «На поле Куликовом»,  написано  Александром  Александровичем   Блоком.

      Это стихотворение в творчестве Блока,  а может быть и во всей русской поэзии занимает особое место.
 Оно вневременно и принадлежит России,  как Россия принадлежит Блоку, оно  возвышается одиноким колоссом, выражающим совершенно непостижимым образом нечто сокровенное и священное.

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
    И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
    В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
    Пронзил нам грудь.

Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной -
    В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы - ночной и зарубежной -
    Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
    Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
    И ханской сабли сталь...

И вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль...

И нет конца! Мелькают версты, кручи...
    Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
    Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
    Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
    Несется вскачь!
(1908)