Мы живем в эпоху разбожествления мира, и существование института церкви этого факта не меняет – все большее количество людей склоняются в сторону атеизма или, заявляя о причастности к вере, сосредотачиваются исключительно на сакральном: обрядности и выполнении предписаний.
Истинная, глубокая вера в Бога не подлежит обсуждению, такая вера источник благодати. Но так верят далеко не все. Чрезмерная ритуализация выхолащивает духовную сущность веры. Обряды превращаются в бессмысленное повторение, а сакраменталии в амулеты: их используют не для очищения от грехов и причащения к Богу, а для привлечения денег или для защиты от болезней. Упускается важная, если не важнейшая часть бытия человека – сфера субъективно-трансцендентного. Если трансцендентное не представляется, то религия, не выполняет свое истинное предназначение, оставаясь формой, выгодной малому проценту населения и всего лишь иллюзорной магической защитой для верующих.
Атеизм, тем более, не является выходом из тупика духовной стагнации. Расплата за имитацию научно-реалистического мировоззрения - экзистенциональная фрустрация и страх смерти. Сосредоточенный на наличном, временном и преходящем, человек без веры обречен сталкиваться с переживанием пустоты и бессмысленности существования. Пытаясь найти смысл жизни, атеист сосредотачивается на наличном бытие, пытаясь, в лучшем случае, сделать его лучшим - в историческом смысле он стремится создать совершенное общество. Однако индивидуальные усилия влияют на состояние общества очень незначительно, что приводит к возникновению состояния выученной беспомощности.
Ни атеизм, ни религия в ее сегодняшнем, не реформированном, состоянии не отвечает потребности человека в духовном и не наделяет его жизнь глубинным смыслом. Человечество нуждается в новых мировоззренческих ориентирах, объединяющих научные исследования, озарения философии, и новую, реформированную религию, допускающую и обосновывающую присутствие Высшего начала в Мироздании.