Спасти нельзя уничтожить

Оксана Образцова
Утро началось с известия о самоубийстве актера, статей о счастье и способах развития внутреннего художника. Что оно - счастье? Как к нему прийти и чем всё это может закончиться?

Счастье для многих - это принадлежность. К вещам, к людям, к сообществам. И эта принадлежность порой настолько сильна, что нарушение её приводит к уничтожению себя. Примеров тому множество. К сожалению.

Как-то слышала рассуждения о волне самоубийств в США. Людей поувольняли с работы и большой процент не нашел никакого выхода, кроме как залезть в петлю... Почему? Потому что ассоциация - я и работа - крепче и главнее самой жизни оказалась. Других вариантов в семье и в обществе не было предоставлено. Намека даже не было на множество других способов жизни. Жалость, обида и собственное ничтожество взяли верх над страхом расправы над собой. Прискорбно...

Счастье - это феррари в гараже. Так пишет молодая автор. И тут же приводит огромный список тех забот и беспокойств, с которыми придется столкнуться, имей ты в гараже феррари. В чем счастье? В обладании дорогой вещью? В хвастовстве перед соседом? В страхе потерять или испортить эту вещь? А потеря вещи с чем сравнима?...

На самом деле обладание вещью или определенным их набором - это работа на публику. Признаемся честно. Я езжу на такой-то машине - я горд! Я живу в таком-то доме в таком-то районе - престиж. Я езжу в отпуск туда-то - я крутой. Я имею такого-то мужа - я хорошо устроена...

Когда от жены ушел муж-миллионер, она вышла из дома в окно многоэтажки... Почему? Потому что машины теперь нет, надо ходить пешком... Место жительства поменялось на маленькую квартирку, в которой слишком тесно для всего... На отпуска и прочие ежедневные радости надо самой зарабатывать, а делать ничего она не умела, не имела профессии и интересов... При муже она была человеком для всех, по крайней мере так ей казалось. Теперь, без мужа и его вещей, она почувствовала себя недостойной жизни. Не нашлось ничего более важного, чем эта принадлежность к потребительскому счастью... Печально.

Счастье и самодостаточность славянина - жизнь на земле. Такую формулу вывел известный сатирик. И я соглашаюсь с ним.

Мой дед как-то пожаловался, что никогда не отдыхал на море. Сейчас я понимаю, ну не было это несчастьем! Он делал много таких дел, которые действительно приносят счастье, по-настоящему! Он жил на земле. Выращивал рыб в пруду. Косил рано утром клевер. Купался в вечернем озере после сенокоса. Водил нас в клюкву. Ухаживал за лошадьми. Заготавливал на зиму яблоки из собственного сада. Водил все виды сельхозтехники. Вырастил троих сыновей. С удовольствием нянчился с внуками. Парился в собственной бане. Ходил босиком по траве. Очень вкусно коптил мясо. Любил труд и созидание! Перед тем как сделать последний вдох, он сказал: - Наконец-то весна пришла, завтра пойду заниматься дровами.

Я как-то задумалась, какое моё самое счастливое воспоминание из жизни? И знаете куда меня привела моя медитация? В один август моего детства, когда с девчонками ходили трясти сливы. Одна подруга знала где зреют желтые слива. Когда мы их нашли, то встала задача, как их достать с дерева. Нам лет по 7-8. Придумали способ. И когда сливы попадали в траву, наступил момент истинного счастья - найти крупную сливу, взять её в руку, почувствовать её тепло от солнышка и медленно вгрызаться в её бок, смаковать медовое тепло от природы.

Я знаю где я поставлю запятую в названии статьи. Моё детство прошло на хуторе. Там не было легко. Но это лучшие воспоминания. Щедрая природа, изобретательные люди, ничего лишнего, всё, что нужно для счастья.

"Если тебе кажется, что жизнь кончена, иди сажать картошку! Если картошка не растет, сажай чеснок, кабачки или свеколку. Если негде сажать, купи горшок, насыпь земли и посей семена земляники. Если нет земли посей семена кресс-салата на кусочек салфетка политый водой. Если нет семян, иди собирать липовый цвет, березовые почки или клевер. Сплети венок из цветов. Полежи на траве. Собери гербарий. Если на улице зима и природа спит, разбуди её - купи клубень гиацинта, поставь его в воду и наблюдай как он дает корень и выпускает цветок."

Вариантов счастья неограниченное количество и большинство их в созидании!

/Ранее опубликовано в личном ЖЖ./