Три ступеньки к Небу

Зинаида Санникова
Полина ходила из угла в угол, явно нервничая. Мать наблюдала за ней, душой чувствуя, что произошло что-то недоброе. Наконец не выдержала:

- Поля, сядь уже - у меня голова закружилась от твоих метаний. Что-то случилось? Случилось, да?

- Мамуль, ну не случилось ничего. Чего ты так волнуешься? Просто я замуж выхожу.

- Боже милостивый! И я должна быть спокойной? За кого замуж?

- Да ты его не знаешь. Арсен его зовут.

- Я не знаю?! Да его весь город знает! Сеня Брюнет, так ведь? Чего глаза опустила? Поля, он же бандит! Его весь город боится. Ты что - совсем с ума сошла? Я для кого тебя растила, для этого бандита?! Я ведь в тридцать лет вдовой осталась, ради тебя и замуж больше не вышла. И вот так просто отдать тебя в руки этого мафиози? Господи, вразуми эту глупую девицу! Правильно говорят: "Если Бог хочет наказать, то разум отнимет".

Мать плакала навзрыд, сжав голову руками.

- Ну мамочка! Никакой он не бандит, больше наговаривают на него. И я его очень люблю! И он меня любит, ты бы знала, как любит. Он меня такими подарками задарил, на вот, смотри!

Поля достала шкатулку, открыла и поставила на стол перед матерью. Там переливались важной вызывающей красотой рубины, аметисты, жемчуг и бриллианты.

- Поля, глупенькая моя, он просто покупает твою красоту, как ты этого не понимаешь? Но я этого не допущу!

Из прихожей раздались тяжелые шаги. В гостиную вошел высокий, красивый мужчина с восточным типом лица.

- Мира вашей семье, мама! Это чего же Вы не допустите? Ну, не надо так бледнеть - я же не зверь. Я люблю Полиночку, и она будет моей. Не вы, и никто в этом мире мне не помешает. Я ясно выразился? А чтобы всё было совсем понятно, вот свидетельство о браке. Совсем свеженькое, сегодня выдали. Если хотите присутствовать на свадьбе, милости просим сегодня к семнадцати часам в ресторан "Метелица". Всё ясно, мама?

- Какая я вам мама? Господи, за что наказал?! Еще и мусульманин!

- Ошибаетесь, я православный. Уж врать не буду, не охотник я по церквам ходить, но родители крестили в детстве. Андреем назвали. Ладно, я так не хочу ссориться! Давайте принимать всё, что случилось, как должное. Ну как? Я ведь и повенчаться могу, если надо.

- Не надо... Пока ничего не надо. Мне надо просто отдохнуть. Поля, вызови "скорую", плохо мне.

* * *

Август выдался такой ветреный да дождливый, что Варваре даже за молоком и хлебом выходить не хотелось. Она пробовала заняться полировкой мебели, но вскоре бросила работу на половине. Выходя из кухни, наступила на хвост коту, тот так взвизгнул, что Варвара вздрогнула:

- Будь ты неладен, напугал до смерти! Чего вертишься под ногами? Вот отдам тебя соседке...

Она присела на диван, погладила плед:

- Не зря я тебя купила, какой же ты мягкий да красивый! - потом расхохоталась: - Ну ладно еще с котом разговариваю, но с вещами! Это, как говорит сосед, "сливай воду с пулемета и поливай фикус!". Вот что одиночество с человеком делает...

В дверь позвонили.

- Ну вот, кого-то Бог послал. Иду-иду!

- Ой, Поленька, да что же ты не предупредила, что приедешь? Милые мои, да вы вдвоем! Ванечка, заходи, дай-ка я тебя обниму, ведь три года не виделись.

- Мама, дай мы хоть разденемся. Так устали в дороге.

- Вы на поезде?

- А на чем еще? Не самолетом же к тебе лететь! У вас и аэропорта нет. Ванька, не вертись, в глазах от тебя рябит. Иди хоть умойся с дороги, а я после тебя в душ пойду. Мама, там в клетчатой сумке такая дыня! Готовь стол, потом и дынькой побалуемся.

- Я так растерялась, доченька, ведь не предупредили. У меня и накормить-то вас нечем. Видишь, вторую неделю моросит и моросит. Ничего, сейчас оденусь и в магазин.

- Мам, не надо никуда. Мы в кулинарии всего набрали, вот колбаса, вот пакет с бифштексами, только разогреть. Свари какой-нибудь гарнир, можно макароны, Ваня их любит.

- Доча, но ведь пост-то еще не кончился... Как же?..

- А не "как же"! Ты хотела, чтобы я в дороге с ребенком еще и постилась? Если честно, мы пост не блюдем. Тебе вот винегрет купила, картофельные зразы с грибами. Иди, собирай стол, так есть хочется!

...Поздно вечером, когда внук заснул, Варвара с Полиной сели на любимый диван. Полина прижалась к матери и заплакала.

- Доча, что с тобой? Я весь день смотрю на тебя, какая-то ты вспыльчивая, раздражительная. Никогда ты такой не была. Ой, а что это у тебя на руке?

- Где? Ничего там нет.

- А вот, выше локтя синячище. Только не говори, что нечаянно стукнулась.

- Арсен... Хотела ведь уйти от него, уже и вещи собрала. Он мне так стиснул руку и говорит, причем так спокойно: "На дне моря найду, не только на земле. Попробуй только меня перед друзьями опозорить!". Мама, не знаю, что делать. И Ваню жалко. Но вижу, не любит меня Арсен. Сижу дома, выйти к соседке и то надо его разрешения спросить. На работу не отпускает. Когда какое-нибудь мероприятие, заставит одеться в самое лучшее, побрякушки надеть, макияж, маникюр - и как куклу выводит напоказ: вот, посмотрите, какая у меня жена красавица! Не могу так больше! Лучше бы я в бедности жила, чем вот так...

Полина плакала, а мать и не знала, чем ее утешить. Упрекнуть, что вышла замуж из-за денег? Напомнить, что предупреждала о последствиях? Нет, ей и без этого плохо.

- Доченька, ты молись, чтобы Бог вразумил мужа, ведь меняются же люди. Может, и твой будет помягче. Сын у вас! Вон как Андрей любит сына, даже удивилась, что он вас отпустил.

- Какой там отпустил! Тайком уехали. Не знаю, что делать! Не знаю! В милицию идти? Да там всё куплено. И что я им предъявлю? Он же меня не бьет... Ох, как устала, жить не хочу. Если бы не сын, руки бы на себя наложила!

- Господи, помилуй! Рехнулась ты совсем! Давай так: ты этого не говорила, а я не слышала.

Варвара встала на колени перед образами, но молиться не могла, а только плакала, тихо всхлипывая: "Господи, Господи...".

...Утром зять приехал, забрал жену и сына, а на прощание предупредил:

- Первый и последний раз приезжает без меня. Прошу понять меня правильно, мама. В спальне на столике пакет с деньгами оставил. Там много. Сделайте ремонт в квартире, да мебель обновите. Мне не всё равно, как моя теща живет.

* * *

Варвара стояла перед дверью в таком волнении, что готова была выломать эту дверь.

Выглянула соседка:

- Если вы к Алимовым, то их нет. Ваня в школе, а Арсен в больницу к жене поехал. Да вон он, поднимается по лестнице.

- Андрюша, что случилось? Какая больница? Ты как позвонил, я себе места найти не могла.

- Заходите, мама, всё расскажу. Что же вы не предупредили, я бы встретил.

- Да у меня и вещей-то с собой почти нет, зачем вас беспокоить. Как Поля? Что с ней?

- Ох, мама, мы уже год из больницы в больницу. У Полюшки выкидыш был, а после начались проблемы со здоровьем. А мне работать надо, вот я вас и вызвал: помочь по дому, да уроки у Вани проверять. Ведь шестнадцать лет парню, а никакой серьезности.

Арсен показал Варваре ее комнату, помог разложить вещи, и они пошли в гостиную. Там уже был накрыт стол.

- Давайте перекусим, чем Бог послал, потом подробней расскажу про наши проблемы. Да не тревожьтесь вы так - Полюшке гораздо лучше, через неделю уже выписывают, самое тяжелое позади. Давайте помолимся перед обедом.

Зять перекрестился и прочитал "Отче наш". Варвара дар речи потеряла. Ее зять молится?! Что же могло такое произойти, чтобы он так изменился?

- Мама, вы кушайте, ведь в поезде всухомятку? А я вот блинов напек. Любите с икрой? Вам чай или кофе?

- Чай. Но можно и кофе... Ой, я никак в себя не приду... Как же так, Андрюша? Ты ведь был такой... не знаю, как и сказать.

- Был. Простите ради Христа! До смерти мне грехов не замолить... Расскажу сейчас...

Когда у Поли случился выкидыш, у нее обнаружили опухоль, сделали операцию... Ну, потом лучевая терапия, химия. Никогда не думал, что так ее люблю, так боюсь потерять. Вот и вспомнил, что я православный, решил сходить к батюшке, дать ему побольше денег, чтобы лучше молился за Полю. Как вспомню... Такой стыд! Батюшка деньги не взял, сказал, что будет молиться от души, а не за деньги. Еще добавил, что самая сильная молитва - мужа и детей. Показал, куда свечу поставить о здравии.

Я как на деревянных ногах подошел к аналою, на котором лежала икона Спасителя. И вдруг словно кто-то меня поставил на колени, какая-то сила прижала меня к полу. Я так плакал, как никогда в жизни, и только просил: "Господи, меня накажи за всё, но спаси Полюшку! Спаси, спаси, спаси!".

Уже сторож пришел закрывать храм, а я всё никак не мог встать с колен. Я всё вспоминал, всю свою жизнь вспоминал, и плакал, и плакал!

Батюшка ждал меня на крыльце. Мы долго говорили. Уже стемнело, а мне столько надо было ему сказать! Вернулись в храм, и батюшка принял мою исповедь. А на следующий день я привез Полю, мы оба причастились, а после литургии отец Михаил повенчал нас.

Вот так, мама, меня Господь призвал к Себе. Ведь и Ангелы на небе ликуют об одном кающемся грешнике.

Андрей улыбнулся.

- Недаром вы меня всегда Андрюшей называли. А храму я всё-таки пожертвовал квартиру, что от родителей осталась, и автомобиль купил. Хороший автомобиль.

Мама, родная наша! Какая же вы умница, сколько нам добра сделали, сколько мне окаянному прощали. Дайте я поцелую ваши добрые ручки. Ну, не надо плакать! Сейчас Ваня придет, поедем Полюшку навестить. Она очень вас ждала.

Варвара не могла остановить слез и, как обычно, когда волновалась, не могла вспомнить ни одной молитвы, а только повторяла: "Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!".