Остров любви Лидии Емышевой

Татьяна Азарова Плесовских
ЗА ЧЕТЫРЕ ГОДА ДО ВОЙНЫ в селе Ловцы Московской области в семье Базукиных, Константина Григорьевича и Любови Георгиевны, родилась сероглазая девочка Лида. Раннее детство было безоблачным и добрым. Маленькой непоседе нравилось всё: игры со старшими сёстрами и соседскими детьми, яркие книжки, в которых такие замечательные сказки и стихи, рисование цветными карандашами. В семье царила всеобщая любовь. И вдруг всё изменилось.

Взрослые стали очень серьёзными, лица их посуровели. Чувствовалось: пришла большая беда. Сначала в доме появились родственники и с ними незнакомые люди. Они бежали из сожжённого и разбомблённого фашистами Смоленска. Всех их (5 человек) Базукины гостеприимно приняли в своём доме. Беженцы рассказывали о том, что пережили, как добирались до Ловцов, и маленькая Лида поняла, что пришла война и что война – это очень, очень плохо.

А вскоре отец, как и другие мужчины, получил повестку из военкомата. Провожали их к причалу всем селом. Лида хорошо запомнила этот день и через много лет написала об этом в своих воспоминаниях: «Отец нёс меня на руках и тихо говорил, чтобы я слушалась старших и маму, он вернётся с победой и привезёт в подарок велосипед. Но от этих слов на душе становилось холодно и пусто. Глаза пощипывало от слёз. Толпа заполнила паром: где-то там был мой папа, но я его уже не видела, к горлу подступил комок…». В апреле 1942 года семья узнала, что отец пропал без вести. Но его ждали, ждали долгие годы, даже после войны.

До пятого класса Лидия жила и училась в Ловцах, затем переехала в г. Высоковск Московской области. Училась  хорошо, в основном на пятёрки, работала в разных местах, но окончательно нашла себя, когда оказалась в системе газовой промышленности, где проработала 37 лет! Страна активно газифицировалась, строились новые газораспределительные станции. Её как опытного специалиста посылали то в одно место, то в другое. Случалось жить в отдалённых пунктах, откуда до ближайшего магазина – с десяток километров.
 Зимой добираться туда приходилось на лошади, да по сугробам, да по морозу. Женщинам выдавали телогрейки, стёганые штаны и огромные валенки, в которых они по тем же самым сугробам три раза за смену шагали от скважины к скважине, проверяли давление. Просто романтика, да и только! Хм. Впрочем, такой романтики у нас в стране всегда хватало.

И никто не знал, что поздно вечером, когда закончены дела, она раскрывала заветную тетрадь и сочиняла стихи. А началось всё ещё в детстве. Её увлечённой натуре всегда было всё интересно. Она воспринимала, впитывала в себя этот мир через чтение книг (читала очень много), через прекрасные фильмы. Большое влияние оказывали встречи с замечательными людьми. Что потом и выливалось в поэтические строки.

Но тогда Лидия считала, что сочинение стихов – это её личное, только для себя, даже близкая подруга ничего не знала. И таких заветных тетрадок становилось всё больше.

Со временем вышла замуж, сменила фамилию, родила сына. Получила квартиру в Обнинске, где окончательно и осела. С мужем жизнь не сложилась, так что сына растила одна. Но на судьбу никогда не жаловалась, наоборот, считала, что жизнь удалась. Вот внучка уже работает и заканчивает второй институт, большая радость для бабушки, есть родные, друзья. Всем и всегда она готова помочь, подарить свою заботу и любовь и… стихи.

Как-то в Обнинске Лидия познакомилась с местными литераторами, стала посещать поэтические студии «Эолова арфа» и «Шестое чувство». Здесь впервые, волнуясь, читала свои стихи, получила им оценку, одобрение, критику. Общение с творческими людьми дало ей новые силы, она поверила в себя. Поняла, что поэзия её востребованна, нужна, интересна людям. Её стихи стали публиковаться в обнинских газетах и журналах, а потом и в калужских. Одна за другой выходят четыре книги её стихов, все объёмные, в большим формате. По кабинетам не ходила, денег ни у кого не просила, все издания – за свой счёт, и тираж по нынешним временам немалый – под тысячу экземпляров.

Когда читаешь стихи Лидии, кажется, что они написаны спонтанно, как отклик на то или иное событие. Но событие – всего лишь зёрнышко, которое запало в душу. Плод вынашивается долго, пока не созреет. Вот тогда-то всё и выплёскивается на бумагу. Потом идёт кропотливая работа над каждой фразой, каждым словом. Иногда она пишет даже не от себя, а от имени того человека, с кем пришлось встретиться, боль которого легла в её сердце как собственная боль. Творчество её очень разнообразно, многогранно. Книгу «Грусть неизбежного прощанья» (1998 г.) она начала со стихотворения «Биография». Это не для отдела кадров, не для учреждений и кабинетов. Это для себя и для читателя.

БИОГРАФИЯ

Я родилась в селе Ловцы,
Когда метели сильно злились:
В пути к селу были скворцы,
Те, что в саду у нас гнездились.

Отец – умнейший счетовод.
Мать пела лучше, чем певица.
Тридцать седьмой тогда шёл год,
Когда решила я родиться.

Отец погиб в сорок втором,
И мама с дочками осталась...
Военный смертоносный гром:
Печаль, тоска, души усталость...

Трудилась мама, как могла:
Тогда трудились малы дети!
На фронте – сила вся села,
А похоронки семьи метят,

И сушат души и сердца...
А мой отец пропал без вести...
И мать всю жизнь ждала отца,
Вернее, ждали мы все вместе.

Год сорок пятый – год Побед!
И каждый радостью искрится.
Вот только папы с нами нет –
Так и не смог он возвратиться.

И я училась, как могла:
Познанья впитывала соком.
Потом умчалась из села
В страну с названием Высоковск.

Там получила аттестат,
Судьбе навстречу улыбнулась.
Вместо медали и наград –
Любовь крылом меня коснулась!

Всё дальше было, как у всех:
Работа, книги, дом, работа...
И мне сопутствовал успех,
И злой вдогонку чей-то шёпот.

Вот так и шла по жизни я,
Зло, ненависть не замечая.
Есть внучка, сын, сноха, друзья –
Кто любит, ценит, понимает!

Давно любимым Обнинск стал.
И пристань не нужна другая.
Он вместе с нами вырастал –
Моя страна земного рая!

А ведь это здорово сказано о метелях, которые ещё сильно злились, но вопреки всему скворцы летели к родному саду, где их уже ждали. Они на своих крылышках приносили долгожданную весну. В небольшом стихотворении Лидия рассказала историю всей своей жизни, которая маленькой капелькой вливается в историю нашей страны.
Емышева никогда не забывала своих корней, не теряла связи с малой родиной. Селу Ловцы, где она родилась, посвящены многие её стихотворения. А это – моё любимое:

* * *
Край лугов заливных – изумрудной травы,
Петухов переклик у моей головы.
Край жемчужной росы, там, где лепет ветров,
Говор звонкий косы, шёпоток рыбаков,

Вздохи старых ракит над заросшим прудом,
Где, тоскуя, стоит мой родительский дом.
Изменилось там всё – на душе не светло:
Лишь названье своё не сменило село,

И, как прежде, скворец пролетел над окном,
Чей-то добрый отец смастерил ему дом.
Но с ромашкой бежит та девчонка – не я.
Изменили свой вид – затерялись друзья.

Кто узнает меня? На привет кто кивнёт?
Мать не встретит теперь у родимых ворот...
А вдоль улиц – асфальт, обновились дома,
Но исчез навсегда дивный свет волшебства.

Край лугов заливных – детства сказочный рай:
Свежий пахнущий стог, деревянный сарай,
Скрип качелей и – взлёт, и восторг неземной –
Всё исчезло навек, но осталось со мной.

Это не только красиво описанная картина природы, это бесконечная любовь к своей земле, которая приходит к человеку с рождения и остаётся с ним навсегда. Земляками высоко оценено творчество поэтессы. Его изучают в школах, на уроках внеклассного чтения. Её стихи звучат на сельских и районных праздниках, и сама она здесь не частый, но желанный гость. Особенный день в Ловецкой школе – 13 марта – день рождения поэта. В честь этого события во всех классах средней школы несколько дней проводятся «Емышевские чтения». Её стихи любимы. Их с удовольствием читают и учат наизусть.

Большой цикл стихотворений Лидии Константиновны посвящён теме Великой Отечественной войны. Много раз она перечитывала письма отца, погибшего где-то под Москвой, переживала, плакала над его строчками. Под впечатлением пережитого появились стихи: «Седой роняет тополь лист», «Снова письма читаю отца», «Он без вести пропал в бою», «Отец ушёл на фронт давно», «Окоп зарос цветами пёстрыми», «Осторожно целую засохший цветок». Вот как она передаёт мысли отца, его думы в стихотворении
 
ПИСЬМО С ФРОНТА

Ветер жёлтые листья срывает.
Догорают деньки сентября.
Как живётся тебе, дорогая?
Ведь ни весточки нет от тебя.

Вот уж месяц, как нет меня дома.
Для меня он длиннее, чем год!
Шелестит по дорогам солома
И забыться от дум не даёт.

Холоднее становятся ночи.
Так тоскую – ты можешь понять:
Посмотреть хоть глазком бы на дочек
И тебя, моя радость, обнять.

Всё трудней выносить перегрузки.
Жив надеждою только одной,
Что мы фрицев проучим по-русски,
Став для них неприступной стеной.

Дышит в спину спешащий предзимок.
Не задержится, видно, зима
Вьюги вить в ожиданье поминок,
Чтоб сквитаться с агонией зла.

Всех целую, люблю, обнимаю –
Жду от вас с нетерпеньем ответ.
Я ж пока только вёрсты мотаю
По дорогам, где радости нет.

Поэтесса пишет от имени своего отца, и у неё есть на это право. Она переживает в себе его жизнь, передаёт его мысли, заботы о семье, доме, пересказывает то, что видел отец в первые месяцы войны.

В цикле военных стихов и история молодого солдатика («Выдержал воин»), которому в санитарном поезде сделали сложнейшую операцию. А вместо обезболивающего – «спирта стаканчик махни на здоровье, а не поможет – крой матом, ори!..», «час поорал и как мёртвый затих…»
Об этом случае рассказал Лидии зять Павел Николаевич Раксеев, с которым это всё и произошло.

А легендарной боевой лётчице Анне Ивановне Непринцевской (Шубиной) Емышева посвятила целую поэму «Живая Легенда».

Живая Легенда приходит в мой дом
И пьёт со мной чай за обычным столом,
С улыбкою тихо беседу ведёт,
Как все, и танцует она, и поёт.

За смелость, отвагу вручала страна
Бесстрашным медали, порой ордена,
У нашей Легенды медалей не счесть
И ордена три за отвагу и честь!..

Далее – рассказ о бесстрашной девушке-лётчице, которая била врага, она и её боевые подруги «прошли через ужас смертей и огонь». «И кровь закипала, и ярость брала, и смелость рождалась в тебе от орла!». Однажды в бою она сбила фашистский самолёт, но и сама была подбита. Тяжело раненная, она спрыгнула с парашютом, зацепилась за дерево. Подруги искали её три дня, нашли и доставили в госпиталь, где «слепили Анюту мою из «кусков», и снова к боям наш орлёнок готов!»

Тему войны поэтесса продолжает и в своих стихотворениях о войне в Афганистане. Не придумывала специально, так получилось само собой. В то время проходил службу в Афганистане друг сына – Михаил Павлович. Он писал Лидии Константиновне письма, в которых рассказывал о том, что ему и товарищам приходится там переживать. Она отвечала, посылала бандероли и писала стихи: «Всё не так просто», «Пристальный взгляд войны», «Афганистан – война, война», «Опять несутся бэтээры», «Жестокая правда Афгана…».

Жестокая правда Афгана,
Дозоры несут караул.
Душман просыпается рано,
Не спит осаждённый аул.

А я вспоминаю Россию:
Озёра, леса и туман,
И облако – лебеди в сини.
Вот только не дремлет душман.

Душман не даёт передышки,
Все тропы он взял под прицел.
А мы ведь учились по книжке –
В живую не метили цель…

Надо было в детстве самой пережить войну, чтобы так близко принять к сердцу новые войны двадцатого, а теперь уже и двадцать первого века. Понять это и с гражданской позиции, и прочувствовать материнским сердцем. Позднее появились стихи уже и о чеченской войне, полные горечи и сострадания.
«Мальчики наши – трагедия, боль. Их души – зола и пепел. Все проходили сквозь адов огонь! Кто же за это ответил?..»

Емышева – поэт широкий, у неё много стихотворений не только о войне, но и о Родине, природе, любимом Обнинске, отклики на трагические события в стране, посвящения родным, близким, друзьям, например, известному артисту Петру Глебову и его жене Марине (с ней и её родными дружны семьями с 1964 г. и по сей день). Есть стихи, посвящённые С. Есенину, М. Цветаевой и другим.

А любимому поэту Пушкину и Наталье посвящён цикл стихотворений – это своеобразный «пушкинский венок». В стихотворении «И всегда был рядом Пушкин» она вспоминает своё детство, бабушку, что читала ей на ночь сказки Пушкина: «Тускло светится лампадка, Тень бросая на подушку. Засыпать мне было сладко: Рядом бабушка и Пушкин...»

В стихотворении «Натали» Лидия так описала первую встречу А. Пушкина и Н. Гончаровой, как будто сама была на том балу и видела собственными глазами, ощутила, поняла нахлынувшие вдруг чувства поэта к юной красавице.

НАТАЛИ

Из весенних соцветий и света
Зачала тебя, видно, заря:
Ты красою сразила поэта
На балу в этот день декабря.

И нет силы тобой не дивиться:
Тонким станом, тяжёлой косой.
Не объявленная, но царица!
Может, это всего только сон?

Два топаза сияют в ресницах.
Губы – розы пунцовый узор.
Миг – и нет! Упорхнула Жар-Птица,
Спрятав в лёгких шелках приговор.

Словно годы бессонные ночи,
Ночи – вороновы крыла:
Чуть прикроешь глаза – её очи
Жгут тебя, сжигают дотла.

Да, влюблялся, влюблялся и прежде
И стихи – посвящал до зари.
Но как ангел, с небес вдруг сошедший,
Стала ты для него, Натали.

А завершает цикл стихотворение «Александр Сергеевич Пушкин в Полотняном Заводе». Мечта сбылась, поэту здесь легко. Он счастлив. «С пера слетают в тишине его крылатые творенья».

Какая женщина-поэтесса не пишет о любви? У Лидии такой лирики много. Что переживала, чувствовала, чем дышала – о том и писала. Приведу хотя бы два стихотворения.

* * *
Лунные ночи, волшебные ночи:
Слышно, как дышат трава и цветы.
Ветер шептал: «Я люблю тебя очень».
Мне же казалось, что шепчешь мне ты.

Ветер-шалун обнимал мои плечи.
Шкуру тумана мне бросил у ног.
Сильно подул, погасил в небе свечи.
Может быть, ты ему в этом помог?

Ветер срывал с меня листья одежды,
С губ поцелуев срывал он цветы.
Мне же казалось, что ты такой нежный
И я касаюсь собою мечты.

Дни разноцветьем кружили и мчались,
Красила осень деревьев листы,
Но каждый вечер втроём мы встречались:
Я, нежный ветер и, может быть, ты?

Наши закаты и наши рассветы –
Белый снежок от ромашек всех стран.
Так и идём мы все трое по свету –
Я, нежный ветер и мой капитан...

ЗЕЛЁНЫЙ ОСТРОВ СРЕДИ ВОЛН

Зелёный остров среди волн,
Покрыты берега осокой.
Сюда привёз с тобой нас чёлн,
И рады мы траве высокой.

Ночь свой раскинула шатёр,
Темь прорезают крики птицы.
Ласкает пламенем костёр,
Он темноте провёл границы.

Проснулись робкие лучи,
У сосен дрогнули ресницы.
Ты засыпать меня учил,
Мне у костра всегда не спится.

Туман подняться не спешит,
Ползёт, цепляется к осокам.
Пригнули плечи камыши
Перед пылающим востоком.

Спугнуть видение боюсь,
Всё словно миром сказок дышит,
Мою рябиновую грусть
Волна тихонечко колышет.

Оба стихотворения полны чувственности, бесконечной нежности. В стихотворении о капитане больше игривости, загадочности, фантазии, когда даже в порыве ветра, запахе трав и цветов чудится прикосновение ЕГО, капитана её мечты. Здесь желание счастья влюблённой женщины уже и есть счастье.

«Зелёный остров среди волн» – это поэтический остров любви, где только двое, где лодка – чёлн, ночное небо – шатёр, у сосен – ресницы, а «рябиновая грусть» лирической героини – это просто тихое счастье.

По наследству от мамы, которая очень любила петь и просто очаровывала всех своим пением, Лидии достался прекрасный голос. Она сама подбирает музыку к своим стихам и поёт песни друзьям и близким людям.

После рождения внучки Лидия Константиновна стала писать детские стихи. И, надо сказать, детишкам повезло. Для маленьких читателей она издала три замечательные, хорошо оформленные объёмные книги: «Про пушистых и ушастых, про колючих и зубастых» (1986 г.), «Звонкая смешинка» (1987 г.). И особо хочу отметить последнюю книгу, вышедшую в калужском издательстве «Гриф» в 2008 г. – «Что снится детям». В толстом переплёте, обложка красочно оформлена художником Е. Смирновым, формат большой –  84х108 1/16, тираж – 1000 экземпляров. Она сразу привлекает к себе внимание любого ребёнка, взявшего её в руки. И там есть что почитать!

В книгу вошли лучшее из предыдущих сборников и новые произведения автора. Это в первую очередь сказки «Добрый водяной», «Сон», «Домовёнок Кузя», «Гномик Тёна», «Чудесная дача», «Странный жук», «Новоселье», «Сказочка про зайцев» и другие, а также загадки и множество стихотворений о природе, временах года, невыдуманных историй, которые всегда происходят с детьми, и, конечно же, о животных. (Всего в сборнике более 130 произведений.)

Всю свою теплоту, доброту, большую любовь к детям выразила поэтесса в этих стихах. Словно добрая волшебница она увидела мир глазами ребёнка, написала об этом просто, понятно и даже с лёгким юмором. Емышева от чистого сердца раздарила различным детским учреждениям сотни своих книг. В ответ – благодарности, дипломы, приглашения в гости, статьи в газетах.

Ах, как красиво, по-сказочному поэтесса описала нашу ночную королеву неба!

Л У Н А

Серебряная кошка
Взобралась высоко –
Лакать из синей плошки
Тумана молоко.

И искры высекала
Из кончика хвоста.
И небо запылало
От звёздного костра.

Янтарными глазами
Она смотрела вниз,
Антеннами-усами
Читала мысли изб...

В прозрачной колеснице
Растаяла как дым.
И встрепенулись птицы
Под пологом седым...

А вот какой забавный случай произошёл как-то по весне с одной весёлой девочкой.

ВЕСНУШКИ
Мне сегодня не до сна:
Брызнула в меня ВЕСНА!
И задиристый Андрюшка
Обозвал меня Веснушкой.

Всюду набухают почки —
На носу всё ярче точки:
Разрослись и округлились,
Солнышком позолотились.

Мне теперь уж не до сна:
Брызнула в меня ВЕСНА!
Мне сказала мама нежно:
«Ну не будь же ты невеждой.

Принимая дар весенний,
Справь веснушкам новоселье!
Ведь не каждого на свете
Солнце весело так метит.

И ребятам всем скажи:
Веселей Веснушкой жить!»
Я кричу теперь Андрюшке:
«Называй меня Веснушкой!»

А что такое поэт, какой он и что он может? Об этом Лидия Константиновна поведала детишкам в своём стихотворении
 
СЕКРЕТЫ ПОЭТА

Известно вам, что лишь поэт
Откроет каждому секрет:
Как зарождается пурга,
Как в ступе прыгает Яга,

Как согревается подснежник
Под покрывалом белоснежным,
Как улыбается сосна,
По льдинкам прыгает весна,

Откроет вам принцессу в розе
И душу русскую – в морозе!
Ему знаком любой язык:
От ручейка – до стрекозы.

Собаки льнут к нему и кошки.
Ему нектар приносят мошки.
А разве это не секрет:
Он собирает лунный свет,

Снимая таинства покров,
Подпитывает светлячков.
И самый сказочный секрет,
Наверно, дети, сам поэт!

Мне кажется, что я открыла секрет поэта Лидии Емышевой. Она просто любит этот мир и смотрит на него большими глазами взрослого ребёнка и может рассказать о своей любви нежно, красиво и с доброй улыбкой.

                2010 г.