К философии жизни сельского человека. 2

Юрий Ведяев
            
                1.      
  По вопросу  философии жизни сельского человека написано очень мало.Вместе с тем только в сёлах и деревнях Российской Федерации проживает более 40 миллионов  человек.Теоретически существует сельская цивилизации.. Многие деревни приходят в упадок,исчезают.Но основные черты сельской жизни ещё сохраняются. Сохранилась и сельская культура.
Без жизни в сёлах и деревнях Россия  не может жить и развиваться. Для этого не только нужна  финансовая,материальная  помощь селу,но и более полное идеологическое ,философское осмысление деревенской жизни,её традиций,её будущего.
 В жизни деревни,как и в других сферах жизни есть какие-то устойчивые,практически постоянные характерные для сотен лет и изменяющиеся,динамичные черты. Характерные,постоянные черты составляют основное содержание деревенской жизни и основу её философии.
  Характерно для  жителей деревни являются:
 а). Натурализм,который рассматривает природу-естественное,как универсальный принцип объяснения что окружает человека.Зависимость жизни от природы,её законов.В понятие " природа" включают и дух и духовное творчество-традиции,верования,мифы.,
б).Практицизм-деловитость,тяга к труду,к земле,практический(не теоретический) подход ,умение строить свои дела  с получением личной выгоды,
в).Материальность,материализм.Означает прежде всего вещественный интерес в жизни,а на втором месте сознание,духовная сторона дела. Важен здесь  материальный,а не духовный подход к жизни(зарплата,пенсия и другие материальные доходы).Но отдельно материальное от духовного(без оценочного) существовать не может.
 Все три характерные особенности тесно связаны между собой и в наше время получили естественно-правовое закрепление.
               Очевидно, философия жизни сельского человека помимо названных выше характерных черт  включает в себя и с ними связанные другие чарты. Остановимся на обозначенной теме более подробно.               
                2.

     Философия жизни -это образ жизни ,её смысл, уклад,основные характеристики и принципы,отношение к религии.
 Образ жизни-это устоявшаяся форма бытия человека в мире,находящая своё выражение в его деятельности,интересах,убеждениях.В образе жизни выделяют  следующие категории:уровень жизни,качество жизни, смысл , стиль жизни и её уклад.
 Все эти категории динамичны,изменяющиеся,в их содержании есть и постоянные составляющие и более изменяющиеся и каждая из них является объектом прогнозирования во времени и пространстве.
  Что касается сельского человека,то можно сказать следующее: экономический уровень его жизни ниже городского и зависит от наличия подсобного хозяйства,, размера пенсий  и других доходов,а также от наличия рабочих мест и  возраста жителей деревни.
В содержание философии жизни входят и многочисленные знания по  "общению" человека с природой в форме  разнообразных знаний и опыта людей, по огородным делам,по выращиванию плодовых деревьев,кустарников и цветов. Но несмотря на великое множество книг и различных пособий по садоводству и огородничеству .чтобы их использовать во благо нужно иметь определённые наклонности и любить это дело.Нужно быть  и теоретиком и практиком и обладать большим типичным для деревенского человека  трудолюбием.Нужно ,чтобы это занятие входило в образ жизни деревенского человека.
 Качество жизни деревенских жителей определяется не только наличием средств к существованию,но и в значительной мере определяется их здоровьем ,в том числе здоровым образом жизни.Наличие медицинских учреждений в сельской местности и культуру поведения людей   можно считать определяющим показателем качества  сельской жизни .     .
  О стиле жизни судят по внешним формам бытия:организация рабочего и свободного времени,занятия вне сферы труда,устройства быта,ценностные предпочтения. Здесь следует отметить,что на селе растёт число фермеров,которые и трудятся в сезон и круглый год с напряжением,создают для себя приличные жилищные условия,выезжают в город или в крупные населённые пункты для культурного отдыха,отличаются от среднего жителя модной городской одеждой и средствами передвижения.Влияют на общие порядки села,деревни и возможности культурной жизни. В ряде деревень есть клубы,где проводятся собрания, концерты,показывают кинофильмы.. Подлинным центром культуры и разума на селе всегда были школы-начальные,восьмилетние и средние. Там ,где школ нет жизнь замирает,деревня лишается перспективы и исчезает,оставляя в душах детей и взрослых глубокую не изгладимую рану.  В стиле жизни определённое место занимает религия.Но подавляющее  число молодёжи составляют атеисты.
 Уклад деревенской жизни ,который формировался  исторически,сохраняется,подчиняясь определяющему влиянию законов природы,смене времён года.И тем не менее произошли заметные перемены в связи с изменением характера собственности,в том числе на землю и средства производства.
 Главное - все люди почувствовали свободу на ведения хозяйства по своему усмотрению и своим возможностям. Стал исчезать страх давления сверху непомерными налогами и всё большую роль занимают самоорганизация,самоконтроль.Входит в жизнь рынок и беспартийные отношения. Труд вместо коллективного стал в основном индивидуальным . Не все адаптировались к этим условиям.
  Всё это ещё в зачатке и говорить  о новых политических и социальных отношениях в деревне пока рано.  Деревня теряет людей особенно уходит молодёжь Душа болит о деревне у тех,кто уехал из неё и у пожилых жителей деревни. И что.? В чём смысл жизни  жителей современной деревни?.На этот счёт оптимизма почти нет. Выживают,доживают. Молодые мечтают уехать в поисках счастья.
 Но не все хотят уехать и из деревни! Некоторые приезжают на постоянное жительство,некоторые возвращаются.
  Вопрос о смысле жизни человека-это вечный вопрос . Каждый человек  рано или поздно ставит его перед собой,стараясь понять для чего он живёт,в чём смысл его жизни. Это важно.Каждый человек имеет право распоряжаться своей жизнью,но он живёт среди людей.. И от ответа на этот вопрос эависит  поведение человека , его отношение к ближним и дальним,к семье,к обществу ,Отечеству.. ,о мере его ответственности за свои решения,за свои действия ,в том числе и связанные с самым главным с самостоятельным уходом из жизни. Считается ,что ответ на вопрос о смысле жизни под силу мудрецам-философам.Мудрец - тот,кто делает сегодня то, что глупцы будут делать через три дня.(А.Мубарак).Мудрость-знание вечных истин,приложимых к жизни.(Л. Толстой). Таким образом,мудрый тот,кто способен предвидеть то или иное явление,процесс.
 Во-первых,хотелось бы сразу заметить ,что вопрос этот вечный  и однозначного ответа он в принципе не имеет .Во -вторых ,он одинаково интересен как   деревенским так и городским жителям. В -третьих, наряду с распространёнными  значениями ответов:смысл жизни изначально существует в глубине самой жизни; смысл жизни находится за пределами жизни( "жизнь ради других людей"); смысл жизни создаётся самим субьектом(" жизнь ради жизни")-Данильян О.Г. Вероятно,можно ввести ещё одно состояние или значение:самостоятельное прекращение жизни(смерть как избавление ...). Известно,что кроме человека никто не занимается осмыслением смерти.Известно и то,что последнее время участились случаи самоубийств по причине отсутствия возможности дальше переносить боли от смертельной болезни.
 Вместе с тем сама постановка или существование вопроса о смысле жизни человека имеет и филосовское и практическое значение.
   Что главное в жизни-иметь или быть? Важно проявлять себя во всех сферах жизни и наши потребности не должны ограничиваться потребностями животных(самосохранение,продолжение рода,добывание пищи),но и  иметь и разумно развивать соответственно человеческие потребности,такие как стяжательство(стремление к наконлению денег и наживе,жадность к богатству..),зависть(отрицательное чувство к тем,кто обладает чем-то ,что у тебя нет..),честолюбие(жажда власти,стремление  делать что-либо лучше других,выглядеть в глазах окружающих лучше,стремление подчёркивать своё превосходство,эгоистичность,карьеризм..). Все эти свойства есть у каждого.Главное чтобы всё они были в меру.
 Природа комплексно влияет на людей,делает их терпимей и добрее,менее завистливыми и довольствоваться малым .Конечно, всем хочется жить лучше,но в деревне исторически сложилось так,что там главное "быть",а потом уж "иметь".Другими словами-главное -выжить,а там уж-что бог даст.
               
 О мировоззрении как элементе  философии. Мировоззрение.означает взгляд на Вселенную.Это наиболее ценное и трудно постигаемое  знание,полученик которого делает человека мудрым,учит правильно жить,согласовывать свои действия с действияи высших сил,с законами,господствующими над силами отдельных людей; как правильно понять,каким надо быть,чтобы быть человеком,чтобы знать своё место в этом мире; определение  позиций людей,их убеждения,идеалы,принципы деятельности,ценностные ориентиры.Основные аспекты:ценностный,познавательный и практический.Практический - через представления о смысле жизни,о сущности бытия-через деятельность каждого  человека. Не могу утверждать,что каждый сельский житель глубоко задумывался о смысле своей жизни,но это каждого волновало,хотя бы в плане каких-то ожиданий в ближайшем будущем. Планировали свои действия опираясь на природные явления и свои материальные и иные возможности,надеясь на лучшее будущее.
                3.
  Поэт К.Ваншенкин писал:" Подробность помнится одна- перед войной была война". В нащей стране  в то время экономика ,промышленность и идеология и вся жизнь в основном была подчинена военным целям.
 . Зачатки    "милитаристского" мировоззрения  или боевитости,желания и готовности встать назащиту Отечества ещё  в детском возросте у нас сфомировала война,война,её потребности.. С первого класса мы изучали оружие, противогаз,проходили строевую подготовку.Наши зимние и летние игры были только  играми в войну.Мы пели только военные песни. Пятнадцать лет  до Великой Отечественной войны  с фашистской Германией в наших краях бушевала гражданская война.Мы много знали о ней.И о красных и обелых.Два года назад- в 1940 закончилась война с Финляндией,на которой воевали и были искалечены несколько мужиков из нашей деревни. Воевал и мой отец..Раны ещё не были залечены.
Мы находили различное оружие гражданской войны  вокруг нашей деревни.Практически у каждого из ребят были кавалерийские шашки,наганы, винтовки,штыки,масса боевых патронов. Но внутридеревенских драк с применением оружия в то время я не припомню..Но это тоже были своего рода тренировки ребят для фронта,для войны.. Мы  мелюзга ,имея это оружие тоже "рвались" на фронт помогать своим отцам  бить немцев. Смысл всего, что делали в деревне взрослые и дети был один -" всё для фронта - всё для победы".Это была главная цель того времени нашей жизни,её философия..Со временем ,по мере взросления,в другое время перед нами вставали другие важные цели,но по "патриотичности"  и однозначнсти не было ей равных. В это время   основная дорога жизни(главная задача) в форме учёбы или работы была  определена.
  Наиболее значимым фактором формирования мировоззрения человека было его постоянное и непосредственное общение не только с  Природой и с интересными людьми  из окружения-мудрецами. В старших классах школы большую роль в формировании нашей боевитости играл ветеран войны бывший командир стрелковой роты Василий Иванович Костоусов. Не удивительно,что в этих условиях мы думали в основном о войне и мало думали о мире.
  Чистое звёздное небо,которое  каждую ночь мы видели над головой позволяло нам фантазировать,степи ,леса и озёра,благодаря которым мы выживали и взрослели ,  формировало у нас нечто глобальное и вечное,порождая  веру в мифов,легенд поверий.И очень сильную привязанность к родным местам.. Конечно процесс формирования мировоззрения сложен. И не только законы природы,но и общества  определяли у нас  главные задачи в жизни. Если прямо спросить  как выживало наше поколение-особенно "безотцовщина",то можно ответить так:мы с детства научились довольствоваться малым..Помню, дедушка в войну приносил недоеденный им на работе застывший на морозе кусочек хлеба и говорил - "вот лисичка тебе послала".

 Были люди и более обеспеченные,но мы усвоили пословицу:"рот не разевай на чужой каравай" и это стало важным признаком нашего мировоззрения на всю жизнь .

  .Меня удивляло откуда деревенские люди так много знают.Видимо,в основном это связано   с годами жизни,близкого общения,от взаимодействия с природой,усвоения примет,поговорок...
 Природа так себя "ведёт", что внимательным,любящим её людям  остаётся только следовать её "привычкам" и учиться у  неё. И тот становится мудрее ,кто внимательно смотрит ,запоминает и усваивает её  правила и законы поведения,кто старательно познаёт философию природы. Самыми мудрыми в деревне мне  казались несколько бывалых людей ,в том числе-кузнец и мельник. Их умения решать практические задачи было поразительны. При решении любой задачи они находили подсказку " в жизни"природы. Поразительно- как они выражали мысли с опережением событий!.
 Видимо,это  было проявлением их враждённых  способностей.
Они могли практически без ошибочно  предсказать погоду зимой,весной,летом и осенью, ожидаемый урожай,надёжность техники,изменения направления и силу ветра,вероятность лесных и степных  пожаров,уровень воды в озёрах.Но будет ли война -они предсказывать не брались.С этим вопросам они обращались к приезжающим из города.
 Мельник предупреждал о нецелесообразности перевода работы мельницы с использования ветра на электричество..Вскоре это подтвердилось и мельницы не стало.. Кузнец достиг такого искусства в  своём дела,что его приглашали  проводить занятия по кузнецкому делу на ВДНХ.Внедрил новый метод ковки при отсутствии электросварки.
 Я очень люблю природу. Она помогала выживать и радоваться жизни. Весной мы ловили в протоке гальянов,искали на болтах гнёзда уток,собирали полевой лук. Летом зарили гнёзда грачей,охотились на вальшнепов,на уток,ловили рыбу в озёрах,собирали грибы и ягоды в лесу ,ловили сусликов в степи,.Зимой ловили андатров в озёрах,куропаток в лесу. И конечно, летние  полевые работы в колхозе!               
 Всё это формировало незабываемый образ,философию деревенской жизни.

.. Радио у нас не было. Газеты приходили редко.Иногда привозили немые кинофильмы и мы поглощали все подробности их содержания.Во время войны источником сведений о фронте были и редкие письма.Они шли долго,но мы все в деревне их читали и перечитывали,как отражение сегодняшнего положения на войне. Письма редко приходили с передовой ,чаще из госпиталя или с переброски войск.Но всегда они были желанны ,очень ожидаемы. Ставили спектакли  на основе знаний из газет,из писем и фантазий более старщих ,в том числе из эвакуированных.В спектаклях  пели песни,брали в плен  немцев , говорили о наших героях и о том ,что скоро победим.Это было здорово!Из всего этого малого и складывалось наше патриотическое мировоззрение и радость жизни..
               
                4.            
 Говоря о философии деревенского человека ,мы разумеем философию сельской-деревенской жизни,которая  изменяется со временем не только  количественно,но и качественно.В общем вся жизнь в деревне базируется  на материальности,натурализме и практицизме.Видимо  в целом ,так и дальше будет.Но ..нужна сейчас не просто философия,а  новая философия,базирующаяся на новых технологиях в сельском хозяйстве,на возростающей роли этой отрасли в жизни общества,на новом отношении к нему города как в определённом смысле равного ,но не главного,как образования "город и деревня" взаимосвязанных равноправных не могущих жить одного без другого. Это должна быть философия будущей  деревенской жизни, её нового  прогнозируемого образа.
 Сейчас существенно возрастает роль сельского хозяйства  в жизни общества. Это "предполагает признать сельское хозяйство движущей силой в борьбе с бедность,которая в свою очередь явяется огромным разрушителем природных ресурсов. Сельское хозяйство следует рассматривать в качестве основы будущего.Сильное сельское хозяйство -это локомотив национальных экономик.И только архоичный подход к ведению сельского хозяйства создаёт ошибочное мнение о его убыточности и старомодности". ( Журнал "Земледелие").В философии жизни следует необходимо предусмотреть изменения потребительского поведения людей и в городе и в деревне,выработать новые стандарты потребления ресурсов.Представляется,что это очень правильное предложение.
 Некоторые авторы  считают,что нет сельской цивилизации вообще. Она была и когда-то в жизни людей была определяющей. Но уже исчезла.Сейчас существует только городская цивилизация. С этим нельзя согласиться. То ,что количество сельского населения уменьшается не связано с фундаментальной не исчезающей качественной характеристикой -сельской цивилизацией.В России в настоящее время  в сельской местности проживает более 40 млн человек.Как мы уже отмечали ,заметно растёт значение сельского хозяйства . В деревнях есть и вечное и изменяющееся.(См."Светлая память об исчезнувших деревнях России")
 Видимо, следует признать,что определяющим фактором в жизни деревенского человека  была и есть природа,законам и "прихотям" которой должен следовать человек.Это понимание ,очевидно,и должно быть в основе философии жизни на селе.
 Вот некоторые суждения о природе,которые были высказаны великим естественноиспытателем Гёте в 1783 году и не потеряли своего значения для настоящих и будущих поколений и не только деревенских людей.
 Деревенский человек окружён природой,он не способен ни выйти из неё,ни проникнуть в неё глубже.Не спрашивая она захватывает нас в свой круговорот. Она постоянно "беседует" с нами,но не выдаёт до конца своей тайны. Мы постоянно воздействуем на неё, но не обладаем властью над ней. Она стремится "общаться"с индивидуальностью,но индивидумы для неё-ничто.Она живёт для всех и каждого.
 Её законам все повинуются,даже когда противятся им,действуют заодно с нею,даже когда хотят действовать против неё. Её конец-любовь. Только через любовь подходишь к ней. Она сурова и нежна,привлекательна и ужасна,бессильна и всемогуща. Прошедшего и будущего  у неё нет.Настоящее для неё-вечность. Люди все в  ней и она во всех. Она радуется иллюзии.Кто разрушает иллюзии в себе и в других,того она карает,как самый суровый тиран.Кто доверчиво следует за нею,того она прижимает к сердцу,как чадо своё. Она делает человека привязанным к земле.Она даёт потребности и достигает их малыми средствами и даёт новый источник наслаждения....( Гёте."Природа").
                5
  В борьбе за выживание большое значение  имеет борьба с Чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера(засуха,пожары,наводнения,оползни. ),которые в жизни людей занимают всё возрастающую роль.. Без учёта этого фактора  не создать новую философию жизни людей и пржде всего сельских.
Некоторые прогрессивные  начинания в сельском хозяйстве могут входить в противоречия с условиями предыдущего.этапа.Например,новая технология засевания полей предполагает не убирать стерню,а сеять но ней. А оставление стерни на полях создаёт повышенную пажароопасность. Всё  нужно  уточнять на основе реального опыта деятельности при разработке положений философии деревенской жизни.Для этого полезно вспомнить о том как она формировалась в процессе жизни моего поколения..
       Я ,при написании этого текста ,базировался  в основном на своих знаниях ,опыте и чувствах,которые сохранились во мне как человеке городском -деревенском прожившим немало лет в деревне и в городе..
 Позволю себе ещё ряд заметок по данной теме из моей деревенской жизни ,которые ,мне кажется немного углубят понимание  вопроса о философии деревенской жизни.               
...Можно утверждать ,что философские аспекты жизни деревенского человека имеют и определённые отличия от философии жизни человека,живущего с детства в городе. В общем это отличие заключается в различном изначальном восприянии  пространства,времени и свободы. А.С.Пушкин предпочитал деревню городу."..Приезд в деревню-акт его воли.Он предпочёл  спокойную деревенскую жизнь с её"мирным шумом дубрав" суетной городской жизни...". Иллюзии прелести деревенской жизни  ...поддерживала интеллигенция России. В противоположность разгульной городской жизни,деревенская жизнь всегда видилась трудовой и разумной. Деревенский человек не может жить без работы. А городской житель воспринимается  современному жителю деревни бездельником,гулякой.. Такое видение из деревни   может быть ошибочным,но оно и притягательно и сохранилось и до сих пор.
 Вместе с тем философия деревенской жизни не всегда проста  и однозначна..               
Философия деревенской жизни усваивалась  по мере взрасления, её понимания и "овладения".Определённое иместо в понимании жизни деревни занимали  мифы-информация о сверхъестественном, вера в сверхъестественное. Но основное реального  содержание деревенской жизни и овладения ею составлял жизненно -практический уровеннь жизни-обычаи,навыки, традиции,используемые в практический деятельности деревенской жизни,опыт.Бесспорно ,философия жизни деревенского человека  базировалась на отношении человека и природы.
.У каждого из нас -детей было что-то своё сокровенно,своя  звезда,свои маленькие тайны.Меня,напримр, меня удивляло то, что из одного зерна пшеницы выростает колосок,в котором 10 и больше зёрен,из одного семечка выростаеи подсолнух с сотнями семечек,.В 5-6 лет я " выращивал" пшеницу или рожь на крыше колхозного скотного двора,где она "росла"из зёрен соломы,которой покрывали  крышу.. Мне нравилось каждый день залазить на крышу поливать и полоть растущие   колосья. А когда они поспевали сорвать их протереть в ладошке ,продуть ,очистить  от плевел и съесть! Это была моё пшеничное или ржаное поле.Смешно? Кругом в колхозе пшеничные ..поля ,а я вот так.Это было моё личное дело.
.. На основе этих хотя и очень малых  знаний-наблюдений в дальнейшем возникали размышления: о "мудрости" природы,для кого растут полевые цветы и разные деревья,почему природа вредит нам-то засуха губит урожай,то затяжные дожди.И человек ничего с этим не может сделать.
 Проходило время и стали появляться вопросы:
 зачем мы живём и в чём смысл нашей  жизни,о происхождении человека и животных,правильной ли дорогой идём, почему одни живут лучше других,честно ли живём,во что верим и почему так мало знаем. Над этими вопросами. мы начали задумываться одновременно с тем ,когда стали мечтать о том кем быть  в будущем ,какую профессию ,какую линию жизни выбрать. Знали мы о профессиях очень мало.Основными источниками наших знаний были кинофильмы,случайные встречи,книги,которых у нас было очень мало..Кругозор мой и моих товарищей был узок. В то время я поставил перед собой цель: найти могилу своего отца,погибшего на фронте и того кто его убил.
. Я знал,что он погиб в Сумской области Украины.  Эту мечту я осуществил только в 1964 году.Нашёл могилу,но кто конкретно убил моего отца я не нашёл.  Написал книгу" Мой отец и война",где установил,что наиболее вероятно он погиб на поле боя под бомбёжкой,выразил навечно своё отношение к войне и к фашистской Германии. Вся моя жизнь пронизана памяти о погибшем отце
                6.
 Мне очень нравилась железная дорога. Большинство моих сверстников мечтали работать на паровозе.Тогда это было престижно. Когда случалось,я всегда бывал на станции смотрел на паровозы и вообще на жизнь станции.Железная  дорога ассоциировалась с основой цивилизации, с мечтой  о будущем.
 Хорошо помню ,когда мне было лет 10 -11 я уже был достаточно самолюбив и меня не стала устраивать "серость" моего положения и я стал задумываться над тем,как вести себя ,чтобы на меня обращали внимание  в тех условиях,в которых я жил, тех людей кто меня окружал. Одеждой я выделиться не мог. Начитанностью,кроме знания хотя и многих стихотворений,я не выделялся.
 Я хорошо учился,но за это меня хвалили учителя,а мои сверсники были к этому практически равнодушны. Я понимал,что это на самом-то деле позволяло мне на середнячков смотреть свысока. Но это затрагивало тех,кто мало меня интересовал .Я не был ни самым сильным ,ни самым ловким в играх ,в катании на коньках ,на лыжах-я был середнячком и те кто мне был интересен на меня не очень обращал внимание.Девочки тянулись к хулиганистым и отличники их мало привлекали.Здесь у меня прорезалось склонность к стихоплётству -серьёзно и надолго.Моё самолюбие получило подкрепление после того,когда по районному радио передали моих несколько стихотворений и обо мне заговорила в школе. Ходили смотреть на меня из других классов.  Эта популярность мне быстро надоела....После  окончания 7 классов ,  я размышлял: если учиться дальше ,то может быть взять ориентир на литературное поприще...Но потом как-то всё само-собой рассеялось.. Думая о возможной будущей профессии,уже появилась мысль о её более масштабной роли. Например, если раньше  мне хотелось быть киномехаником,то позднее кинемотографистом,режиссёром; если раньше  хотелось -штурманом речного флота,то позднее капитаном дальнего плавания.. Менялись мечты,менялись цели ,менялись какие-то воображаемые действия по их достижению. Но все они -мои цели и мечты,фантазии были непосредственно связаны с необходимостью дальнейшего обучения в школе ,в институте. В этом уже была какая-то определённость:надо учиться и учиться.
Хочу подчеркнуть,что рамки  свободы жизни в деревне почти не ограничены по сравнению  со свободой в городе для деревенского человека.
 Но все мои фантазии и планы не учитывали  объективных ограничений  при их реализации. Мои фантазии и планы были серьёзно ограничены нашими реальными возможностями.Фактически возможностей у меня было очень мало ,все пути означали -лишения. Вообще ,молодому человеку из  деревни,где не было ни электричества,ни родио ,ни денег трудно было определиться с выбором  реального пути  своей будущей жизни. И прежде всего из-за ограниченных материальных возможностей,да и знаний.. Далеко не все мои товарищи решалдись на покорение  завышенной планки. Но я не думаю,что судьба этих ребят,выбирающих иной жизненный путь, складывалась менее успешно. Пример высказывании о счастьи Вити Белова, который говорил о том ,что он объехал много мест и нашёл себя  в своей деревне ,где востребован, жил в согласии с собой и с природой,где он сам пахал,сам сеял  и сам убирает хлеб.
Но очень часто человеку чего-то хочется из того чего у него нет. Поэтому больше, или меньше люди учились,но ни среди тех ни среди других, особо счастливых я не встречал. Главное быть самим  собой.
 Но чтобы быть в определённой гармонии с собой ,нужно как бы на автомате постоянно генерировать для себя какие-то  перспективные или текущие цели- и достигать их. В этом,видимо и будет проявляться  смысл жизни .
                7. 
В детстве все мы были идеалистами,фантазёрами в известной мере
 ими мы остались.У нас была красивая  идея- коммунизм. Она всех нас объединяла и заставляла жить единой мечтой о светлом будущем. но реальность  напоминала о себе на каждом шагу. Философия сама входила в нас,хотя и на примитивном,но на деловом уровне. Мы видели реальную жизнь ,видели и бедность,страдания,бесправие,видели слёзы матерей и безысходность дедов.Это была реальность.
..
Образ нашей жизни ,или как мы жили  в  во время войны и после неё? Всё протекало в соответствии с обычаями,традициями привычками и порядками жизни в деревне  во время войны. В войну вся наша жизнь ,её смысл -от детей до стариков проходила по жёстстким правилам-  "всё для фронта-всё для Победы" и была сосредоточена в личном плане на пределе выживания.
 Не изменилось практически к лучшему ничего и в послевоенные годы. Мы постоянно чувствовали ,что нами управляют сверху. И очень верили, и совсем не сомневались,что наши победят фашистов и страна возродится и все мы заживём новой прекрасной жизнью.

.  Мы постоянно думали об этом и ждали этого каждый день. Война и послевоенные годы и чувство голода сопровождали всех школьников постоянно. Думали-закончится война и будет горы разнообразной еды и много конфет.Но не всё получилось так.
Привычное,но протисное чувство голода сопровождало меня ,да и всех моих сверстников  на протяжении всех лет учёбы в начальной ,семилетней и средней школе.Это чувство не оставляло меня и в Университете. Этим многое определялось,в том числе успехи в учёбе и направленность общих размышлений.Определённо в школе мы ещё не вырожали каких-то политических сомнений. Всегда было так:трудно ,не можешь- не учись..Никто никого не заставлял. Но когда я сам решил,что без учёбы никакой возможнасти познать радость в жизни и сделать что-то полезное не возможно и когда я почувствовал привлекательность знаний,я готов был преодолевать трудности,но учиться. Мы были бедные,но гордые комсомольцы и тянулись к передовому. Некоторые учителя понимали брожение наших молодых характеров и способствовали становлению линии нашего поведения. Государство тоже что-то хотело улучшить.
.В школе  50-52 годах появились курсы для  приобщения нас к определённым специальностям: механизатор,киномеханик,фотограф.. Я ,например,учился на киномеханика.Было желание  ехать на практику в г. Белибей на курсы киномехаников. Был организован аэроклуб.Кто-то из ребят занимался там. Но вскоре почему-то всё распалось.
 В политическом развитии мы были сами по-себе. Хотя к 9-10  классе
мы уже кое-что понимали,но  воспринимали  политические события пассивно. Верили,что идём правильной дорогой к коммунизму. На этом уровне и находилось наше мировоззрение.  У меня такое впечатление,что учителя в средней школе,когда мы уже были способны что-то в жизни понимать практически не учили нас её философии.Это плохо. Почему-то они считали нас уже взрослыми.А мы думали ,что обучение в школе-это и есть сама жизнь. Но это было лишь бледное предисловие к ней.Вскоре стало понятно,что не такой уж я взрослый и опытный в жизни человек,как мне казалось  сразу после окончания школы. Я как и все мои товарищи был  человеком законопослушным  гражданимом.Мой кругозор наверное соответствовал моему сельскому школьному  образованию.ОДИН УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК-преподаватель литературы- СКАЗАЛ,ЧТО успех  жизни человека   во многом ОПРЕДеЛЯЕТСЯ ТЕМ -КАКОЙ НАБОР КНИГ ОТ ПРОЧЁЛ В ДЕТСТВЕ И В МОЛОДОСТИ.Возможно это и справедливо.Но у нас в деревнях не было библиотек,не было книг. Мы впервые увидели много книг лишь в средней школе ,где была библиотека ,куда эвакуировали во время войны из европейских эахваченных немцами городов много книг. ....Мы,конечно,читали книги запоем,но было уже поздновато..было мало времени.
. Глубоко в политические проблемы жизни страны я как и большинство других, не вникал. Считал,что есть наша родная советская власть,что больше такой власти нет нигде в мире; что мы обязаны заботиться о ней,а она о нас. Я был полон энтузиазма и веры в светлое будущее. Таким я приехал в Свердловск со своим деревянным чемоданом поступать в институт,практически ничего не понимая в городской жизни..
     С детства мне нравилось анализировать различные неоднозначные ситуации,филосовствовать ,на что обратил внимание мой брат Иван Иванович Вильцев,который учился  в институте в Омске и решил меня познакомить с теорией силлогизмов,с помощью которых можно описывать картину  в языке "если...то". ,Это в дальнейшей жизни позволило мне обратить на эту  теорию большее внимание и использовать в тех делах ,которыми я занимался в дальнейшем. 
                8.               
 О религии в школе у нас  никто не вспоминал,хотя есть признаки того ,что некоторые из наших девочек  относилиськ ней положительно под влиянием семьи. В Большекурейном школа была на против   Свято-Троицкой церкови . Она как и все церкви того времени не действовала. В Лопатках в центре посёлка   тоже стояла красивая белая церковь,в которой был клуб,где проводились все значимые мероприятия районного масштаба.Там вручали нам аттестаты зрелости после окончании средней школы.
. Нахождение церквей никакого другого  духовного влияния на нашу жизнь не оказывало.
В вопросах происхождения мира и человека мы были истинными материалистами.Мне думается ,что значительную роль  в формировании мировоззрения  играло преподавание астрономии.
 К богатству и  роскоши мы относились с отвращением. Власть воспринимали  как  необходимое  средство управления всем и вся на нашей земле. Но мы её не боготворили  Преступность была низкой поэтому роль милиции не была заметной. Очень уважали армию и всех военных.Желали и психологически были готовы защищать Отечество.
 Мы почему-то думали ,что во всей стране люди живут так же трудно,впроголодь-редко едят хлеб с маслом и конфеты. Школа жизни развеяла эти иллюзии. Были и есть богатые и бедные и это основной источник противоречий  и напряжённости  в обществе.
                9.            
 Почти мировоззренческим событием для меня стало приобретение после шестого класса школы
фотоаппарата "Комсомолец" на заработанные мной деньги на тракторной косилке сена в колхозе. Удивительно,но я стал ощущать, что как бы стал управлять окружающим миром: что хочу -то и" беру". И память стала обогащаться и расширяться. Фотографировал друзей.Запечатлил убогость своего жилища.
 Не редко слышишь ,что деревенские ребята с детства постоянно видят  как рождаются различные домашние животные и птицы и как их убивают  с целью обеспечения выживания. Это правда .Но это ничего неменяет в их отношении к смерти вообще и в особенности -людей.Все
 знали друг друга и каждая смерть была горем не только для родственников и провожали умерших на кладбище всем селом ..Чем больше людей провожает ,тем больше жалели и уважали человека. Умирали относительно редко.На нашем кладбище в Малокурейном  похоронены  мои дедушки и бабушки. Так получилось,что никого из них я не хоронил.Связь с городом была плохая и когда я узнавал - их уже схоронили. Получается так,что для меня  они и сейчас живые. Там похоронены многие мои друзья детства.На этом кладбище похоронены уже несколько тысях наших деревенских!.Сейчас в деревне осталось не больше 50 жителей. Там похоронен и сын моего друга Денисова Васи -герой  афганец  Юра Денисов.
 Упоительно любил зимний лес. Это отдельная философия. Бегал по нему  на лыжах один утром и вечером. Ловил куропаток ,но зайца не сумел ни одного поймать. Лес привлекал меня своей постоянной тайной и живой тишиной,даже когда мела пурга. Всегда ждёшь каких-то неожиданностей. Не описать никакими словами этого состояния. А летом -охота на птиц. Удивительное наслаждение от прямого общения с природой!
               
Детское отношение  к проблеме жизни и смерти  у нас формировалось восприятием жизни героев.Героями для нас были те,кого героями считали все.Это те,кто смело сражался побеждал и погибал  за счастье народа.Это Георгий Саакадзе, Степан Разин,Пугачёв,Чапаев,Котовский ...все герои Великой отечествннной войны,в том числе и наши погибшие отцы..Мы старались походить на них,в чём-то подражать им.,даже готовы были умереть ,вызывая ужас у наших матерей.
Когда мы допускали какие-то запредельные действия,то взрослые нам говорили: а если бы отец узнал об этом ,он бы не одобрил.Это было тяжёлое и может быть не справедливое нарекание,которое нередко вызывало чувство обиды и зла. "А ты знаешь,что мой отец погиб на фронте"-, говорили мы моралисту.Особенно мы выходили за рамки,когда нас называли- "безотцовщина". Нас это очень обижало.  Я не хочу сказать ,что с раннего детства рос кристально чистым мальчиком.Мне казалось если у других есть хорошие лыжи или коньки, то почему их нет у меня? Это не справедливо.Кто-то давал мне и коньки и лыжи покататься,а многие не давали. Наверное у меня появилась склонность разрешать это противоречие по -своему -уваровывать то чего у меня не было.Но это быстро обнаруживалось и быстро пресекались. Так я утащил у известного охотника одну широкую лыжу,решив сделать из неё две;в другом месте без спроса взял очки на дальнозоркость,решив проверить -нельзя ли сделать из них телескоп..Всё это было в возрасте 8-9лет и,уверен,не только со мной. В каждом случае это сопровождалось целыми историями,которые отложились в копилке позорной части опыта моей жизни.Формировалось и определённое критическое мышление, которое стало одним из моих характерных свойств на всю жизнь.Оно приносило мне и удоволствие и неприятности. Но главное- я почти во всём  сомневался и старался быть самим собой.
 Мой друг доктор философии Виталий Шолохов пишет,прочитав рукопись:
Твой острый глаз уловил многое из того, что было в то время, когда мы были детьми. Да, лишения и нищета. Я также вспомнил, что и у меня был друг-одноклассник. Мы ходили друг к другу домой, как в собственный дом. Однажды я увидел у него на столе кусковой сахар и щипчики для раскалывания его. Сахар меня не интересовал, а вот щипчики казались выражением его более высокого (относительно) положения. Мне показалось это несправедливым. А мне было тоже лет 8. Я стащил эти щипчики, хотя в нашем доме не было сахара. «Дружба», конечно, кончилась. А эти щипчики до сих пор «щиплют» мою совесть, как пример бессмысленного поведения. И они оказались такими «воспитателями», которым не было равных среди всей моей дальнейшей жизни. Например, я вскоре нашел на улице кошелек с большой суммой денег. И без колебаний отнес этот кошелек в милицию. Даже в местной газете напечатели о моем «благородном поступке». А мне было непонятно, причем здесь «благородство».
И репресированные и тут же оправданные (посмертно). Но вокруг этих вопросов была завеса молчания. Никто никого не обвинял, как будто все нормально.
А когда мне было пять лет, моему младшему брату – только три. Мама говорила: «Как тебе не стыдно? Ты уже большой!» . Что я тогда хотел, я не знаю, не помню. Но всю жизнь, в трудных ситуациях я вспоминаю эти слова. Вроде бы, никто специально и не воспитывал?
Или на улице, один наш соседный парень, года на три старше меня резко прореагировал на матерное слово, написанное на асфальте. Я тогда учился в первом классе. На всю жизнь понял – материться нельзя, это плохо! А писать на столбах и деревьях некоторые слова = просто смешно.

                10.      
      Главным местом интеллектуального и культурного притяжения была  школа во главе с главным рассудителем всех детских и
взрослых проблем Марией Павловной Алексеевой. Школа  стояла на самом красивом месте и все события коллективного характера молодёжи в основном проходили в ней или около неё.В школе не только учились,но и все дошкольники играли в школу,где учителями выступали школьники  при поддержке  Марии Павловны. Самой активной "учительницей" была Ведяева Тамара.Она и в дальнейшей жизни была учительницей,стала заслуженным учителем Российской Федерации.
 
  О культуре сельской,о культуре в деревне. Деревня -это самостоятельный, самобытный мир. Она стояла и развивалась на основе  традиций, обычаев и предпочтений. Она всегда отставала по грамотности ,вернее по образованию от города,но это компенсировалось мудростью,сформированной при тесном общении с природой,жизнью каждого с детства среди неживой и живой природы.Люди в деревне всегда жили по формуле: не умствование,а борьба за выживание.
 В деревнях поэтому было много владеющих культурой земледелия.Я застал ещё то чремя ,когда рожь сеяли в ручную,расбрасывая её из большого лукошко,висящего  на ремне через плечо, двигаясь по вспаханному полю. Сеяли внимательно с любовью,с учётом тайны земли. И урожай был всегда. Машины заменили индивидуальных сеятелей,выросли площади ,собирать  урожая в объёме стали больше,но в среднем  урожайность  с единицы пашни заметно упала. Различные изобретения внедрялись и в средства покоса травы на корм скоту.Косили и на болотах и в лесах..Основу интеллигенции в селе составляли учителя,бухгалтера.агрономы.,те кто умел читать и читал газеты и доводил в личном общении новую информацию..В числе мудрых и бывалых людей назову моих дедушек Константина Ефимовича Денисова и Ведяева Дмитрия  Степановича. Это были очень уважаемые люди. Первый был многосторонним человеком -он и мельник(мог построить мельницу ветряную),он служил тореадором в округе,мог сразиться с большим быком и побеждал его своим искусством и хитростью,будучи не столь крупным и сильным человеком.Я однажды наблюдал за поединком деда с огромным ,рогатым и страшным быком и скажу прямо кроме деда никто не решался на такой смертельный поединок.Это что-то не вероятное!.Бабушка  говорила мне ,что после каждого поединка дед уходил в себя,переживал и недели две ни с кем не разговаривал,успокаивая себя различной непрерывной работой-копал землю,рубил... Он контролировал выращивание огурцов и помидор..Он очень любил  свой полисадник.В нём росли  две яблони,две берёзы,сирень,тополь,акация ... Он искусно  вил верёвки...Он всё умел делать и казалось делал это с удовольствием. Он учил меня сельскому ремеслу:пилить и колоть дрова,собирать и рубить хворост,собирать его в лесу и привозить его на корове домой,определять силу и направление ветра ,вить верёвки и вязать рыбацкие сети,распознавать следы зайцев и куропаток,косить сено и метать копны .. И делал это он не навязчиво в порядке помощи ему..
 Надо признать,что культуре и этике поведения в различных условиях никто в школе нас не учили. И это"бескультурие" мы чувствовали всю жизнь,живя в городе. Хотя нельзя сказать,что и все коренные жители города  отличаются  высокой культурой.
 К людям образованным и к пожилым в деревне всегда относились с почтением.
               

 Мы жили в атмосфере Советской власти,которая подкреплялась историей Гражданской и Великой Отечественной войн. Из руководителей страны мы знали в основном Ленина и Сталина..Сейчас я думаю о ситуации,которая была там. В 1937 году из нашей деревни  забрали как врагов народа почти 10 человек-практически всех настоящих мужиков,принеся очень много горя,перепутав всю демографию. И прожив там  почти 10 лет , прямо скажу: я не слыхал ни разу прямых разговоров об осужденных и осуждающих ужасные  репрессии .Все по всем вопросам люди высказывались за линию партии,за Советскую власть.Никаких  противоречий в обществе,как бы трудно жить не приходилось, не было. Почему?  Представляете 10 человек забрали.50-60 их родственников оставались под "колпаком" и все это знали и знали тех кто за этим наблюдает. Страх за себя сдерживал негодования людей.   Дед Константин ,у кого мы жыли не допускал в семье никаких разговоров о сыне Иване,которого посадили по абсурдному обвинению,что он вёл тайную переписку с Троцким. Скажу прямо ,в деревне никто не верил,что "мужиков забрали за какую-то антисоветскую деятельность."Говорили,что их забрали на лесозаготовки  для военных нужд перед войной. Трое умерли в лагерях,четверо пришли домой и вскоре умерли.Всех реабилитировали..
Итог: других идеологий мы не знали и не воспринимали. Смысл коллективной  жизни определялся официальными установками.
 Жизнь в деревне во многом зависела от председателя сельского совета,от парткома,председателя колхоза,от бригадира..
Смысл личной жизни тоже определялся реальной обстановкой ими же-как выжить,посадить огород , привести дров,сена ,купить одежду,обувь,собрать детей в школу.. И бесконечный тяжёлый деревенский труд наших матерей..
 В деревне вся философия и взрослых и детей формировалась условиями сельской жизни,работы на земле.Она существенно  отличалась от жизни в городе,о которой мы очень мало знали. И вообще наши деревенские познания были весьма ограничены. И думаешь: как же так получилось,что мы кое-что добились  для себя и для страны.В сельской местности тогда жило больше половины населения и большинство жило плохо,бестолково,бесперспективно,а страну тянули.Это  загадка!
                х
  В школе и в первые годы после неё  у нас не было  критического отношения к вождям и вообще к высокой власти. Мы считали ,что они все достойны уважения и преклонения. Может быть потому ,что у нас не было  альтернативы.Ленин прав,гениален!.Сталин прав,гениален! Ими освещённый путь жизни и борьбы единственно правильный ,нужно было жить , бороться и учиться по Ленину. Победу над фашизмом нам принёс  Сталин,который воплощал указания Ленина по защите трудового народа и революции.  Поэтому мы хорошо усвоили как нам жить и что нас ждёт впереди ,если мы будем во всём следовать тому как нас учит наша коммунистическая партия.
 Вдруг пришло другое время и начали звучать другие песни...
Наше поколение оказалось под очень сильным воздействием не только Великой Отечественной войны,но и других крутых перемен в конце 20 века.Перестройка, демократические преобразования и,наконец, распад страны – события, перевернувшие с ног на голову жизнь, быт, мировоззрение миллионов людей.  И среди нашего поколения,кто с радостью подставил грудь вольному ветру были свои потери.Но в основном мировоззрение нашего поколения осталось прежним. Мы люди своего времени.
               
 Внести в философию жизни необходимые изменения с учётом этих перемен  пока не сумели.Просто забыли о философии.
Моё критическое мышление в политике , в экономике,в жизни вообще стало давать" о себе знать" одновременно с середины 50-х годов после возвращения с целины,после 20 -го съезда КПСС,с появлением  "стиляг" и свободы слова.Но я остался сам собой и сохранил основные черты своего характера ,сформированного ещё в школьные годы .
Таковы некоторые суждения , на мой взгляд имеющее отношение к философии жизни деревенского человека. Всё это необходимо для
дальнейшего развития философии жизни  и самой деревни.
;

 Литература.
 К.И.Шилин иЗ.Г.Лапина,"Конфуций и Маркс".Аристотель. Серия " Энциклопелия живого знания" Том 30. Москва,2013.
 Шолохов В.Г.Ответ другу.Проза.Ру
  Ведяев Ю.А. Светлая память об исчезнувших деревнях России. Проза.Ру
  Журнал "Земледелие." Статья" Сельское хозяйство-основа будущего"(Философия жизни).М,2015.
;29.;09.;15