Писатели и жанры

Олег Васанта
Как-то в ранние студенческие годы, где-то в конце 90-х, мне попалась местная университетская газетка, на последнем листке которой было напечатано интервью с бывшим выпускником НГУ, недавно переехавшим жить и работать заграницу. В Германию, насколько я помню, – по тем временам это еще было довольно редким и привлекающим внимание явлением. Само интервью я почти не запомнил, но мне очень понравились две напечатанные в конце интервью миниатюры – хобби этого парня… возможно, более ярко проявившееся после того, как он попал в некое, скажем так, более комфортное для творчества место.
В первой миниатюре речь шла о Господе (так мне, по крайней мере, запомнилось) и Его ангелах, которые всеми силами боролись с поднявшемся снаружи Ветром – закрывали окна, конопатили щели… Увы, не помню толком подробностей, лишь то, что под конец ангелы разделились на два противоположных лагеря – одни были за то, чтобы впустить Ветер, другие – против, и, соответственно, - за Господа... А вторая миниатюра была про крокодила, влюбившегося в антилопу (та каждый день приходила на водопой, где этот крокодил и обитал)… Эх, совершенно не помню, чем там все закончилось.
В общем, в НГУ всегда было полно творческих ребят…. Помню, когда только приехал поступать на ФФ заметил объявление на дверях семерки (общежития) – «Продаются маленькие черепашки», но «-шки» было зачеркнуто кем-то из студентов и читалось: «Продаются маленькие черепа»…. А сосед по блоку, в который меня временно поселили, живший в "маленькой" старшекурсник, писал весьма занятные письма Дэвиду Копперфильду, которые потом без всякого сожаления отправлял в мусорную корзину (где я их, собственно, и обнаружил). Преинтересное было чтение… И т.д. и т.п.
Упомянутую выше газету с интервью, кстати, откуда-то принес мой однокурсник по ФФ и друг (как-то на первое апреля, повесивший на дверях БА записку, отправившую весь поток в другую аудиторию, находившуюся в лабораторном корпусе). Он тоже потом перебрался в Германию и стал одним из тех ребят, что пишут все эти игры типа «Крайзиса», в которые я никогда не играл. Друг, кстати, возможно, помнит, чем закончилась та история Крокодила и антилопы – у него, в отличие от меня, всегда была отличная память…
Еще одним поразившим мое воображение писателем стал Рауф Гасан-заде, на рассказ которого я еще в школьные годы наткнулся в журнале «Химия и жизнь» (за 89-й год?) в разделе «Ученые досуги», там еще сова рядом с названием раздела нарисована. В небольшой истории переосмысливалась сказка о покинувшем отчий дом Колобке и без всякой надежды ждущих его возвращения стариках. Лиса была отличной, появляющийся в истории повзрослевший Том (Сойер) с внимательным взглядом и порванным карманом пиджака – был отличным, ну и т.д. Что удивительно, гораздо позже я с изумлением обнаружил (практически случайно), что Рауф во времена написания своих рассказов жил и работал в Академгородке, работал он, кажется, в ВЦ, а жил вообще в том же самом общежитии, где и я (уже после окончания НГУ и повторного возвращения в институт)… В нашу эпоху интернета стало гораздо проще случайно столкнуться (в сети) с некогда поразившим твое воображение писателем и даже получить от него в подарок кучу нигде не опубликованных рассказов и какие-то добрые напутствия…
С третьим отличным писателем, на которого я наткнулся на одном прозаическом сайте, мы вообще потом подружились и даже ходили по кабакам и разным злачным местам (хотя, вру… эти планы у нас как-то сорвались) во время моих кратких визитов в Москву. Но если без шуток, наш первый визит в кафе «Комната 49» (кажется) с ее книжными полками и особенной атмосферой мне запомнился… А началось все примерно с того, что я натолкнулся в сети на его «Зеленую книгу» - историю Снежинки и Медика – необычную и даже совсем особенную повесть… Позже, я даже как-то, испросив разрешения автора, пытался отправить ее в одно издательство, но издательство, как водится, не ответило… Кстати… книги у моего тезки и коллеги (потому, как друг заканчивал Бауманку – тоже физик) распределены по цветам радуги… Хотя… есть и Коричневая и, кажется, Белая, если я не ошибаюсь. Впрочем, это ничему не противоречит…. Некоторые из книг имеются в бумажном виде, причем, сделаны они были когда-то самим автором, с помощью какой-то допотопной Эппловской техники прошлого века... А многие из них еще и снабжены иллюстрациями, выполненными другом детства автора, иллюстрации тоже очень характерные…
А еще где-то в этом мире есть удивительно прекрасный и тоже почти неизвестный писатель – Рейнеке Лис (точнее, это писательница). Но про Р.Л. я вам ничего не стану рассказывать. Не всем же делиться с другими. Что-то должно храниться рядом с сердцем и принадлежать лишь одному тебе. 
Да… так вот, возвращаясь к общей картине, согласно моим невеселым наблюдениям, с годами практически все эти талантливые ребята (я все еще про неизвестных широкой публике замечательных писателей) прекращают писать. Виноваты ли в этом магнитные бури, повышение стоимости на продукты компании Эппл или обнаружение воды на Марсе – сложно сказать. А может быть, дело в чем-то совсем другом….
К примеру, моего друга (который закончил Бауманку) буквально вчера спросили – почему он бросил писать. Он растерялся и ляпнул в ответ, что «не нашел в себе подходящего жанра»…. А может, эта несколько неловкая формулировка и есть правильный ответ? Или хотя бы намек на него? Ведь это довольно сложно – «найти в себе подходящий жанр», когда ты (будучи членом этого так называемого социума), бывает, то и дело теряешь самого себя. Ведь, если оглянуться и посмотреть вокруг неким «идущим изнутри» взглядом, можно обнаружить… что многих из нас здесь на самом деле давно уже нет.