Бедная Элиза

Валентина Газова
 На этой дореволюционной фотографии девочки в Рязанском епархиальном училище выбирают книги в своей библиотеке. По программе у них конечно же было духовное чтение.

  Изучали русских классиков - Гоголя, Лермонтова, Пушкина, Аксакова. Не допускались антирусские писатели, как Чернышевский.

 А какая была иностранная литература?

 Та, которой не было в школьной программе?

 Это книга американской писательницы Гарриэт Бичер Стоу  "Хижина дяди Тома".  Чем более всего понравилась девочкам эта книга? А может быть своей экзотичностью? Девочки собирались вместе и читали самые переживательные места в книге. Например как рабыня Элиза перебегала бурлящую реку Огайо по льдинам, спасая своего маленького сына от работорговца.  Лично мне приходилось искать пути во время половодья, и я скажу, что ломающиеся льдины не удержат женщину с ребёнком на руках. Льдина моментально уходит из-под ног! Сцена полностью придумана писательницей.

 Хотя, ещё несколько лет назад никто бы не поверил, что сотни африканцев сядут на надувную лодку и пересекут Средиземное море.

 Девочки плакали, читая книгу. Но прошло совсем немного времени. И судьба этих девочек во времена гражданской войны, сталинских репрессий была пострашнее, чем негров на хлопковых плантациях. Но ни одна афроамериканка не выронила ни одной слезинки по поводу их участи. А могли девочки знать, что их книжные переживания напрасны. Может и могли. Когда я читала книгу другой писательницы того времени Этель Лилиан Войнич "Овод", я была возмущена рассуждением Артура, вернувшегося из Америки. И вот эти выдержки из книги Овод.

 
   - Что же вы делали?
   - Что мог. Одно время был на побегушках  у  негров,  работавших  на
сахарных плантациях. Между  прочим,  удивительное  дело!  Рабы  всегда
ухитряются завести себе собственного раба.  Впрочем,  надсмотрщики  не
держали меня подолгу. Из-за хромоты я не мог двигаться  быстро,  да  и
большие тяжести были мне не под силу. А кроме того, у меня то  и  дело
повторялось воспаление или как там называется эта проклятая болезнь...
Через некоторое время я перекочевал с плантаций на серебряные  рудники
и пытался  устроиться  там.  Но  управляющие  смеялись,  как  только  я
заговаривал о работе, а рудокопы буквально травили меня.

     ...........


 -  Им  требовался  горбун,  вообще   какой-нибудь   уродец,   чтобы
мальчишкам было в кого бросать апельсинными  и  банановыми  корками...
Помните клоуна в цирке? Вот и я был таким же целых два года.
   Итак, я научился выделывать кое-какие трюки. Но хозяину показалось,
что я недостаточно изуродован. Это исправили: мне приделали  фальшивый
горб и постарались извлечь все, что можно, из  больной  ноги  и  руки.
Зрители там непритязательные - можно полюбоваться,  как  мучают  живое
существо, и  с  них  этого  достаточно.  А  шутовской  наряд  довершал
впечатление. Все бы шло прекрасно, но я часто болел и не мог  выходить
на арену. Если содержатель труппы бывал не в духе, он требовал,  чтобы
я все-таки участвовал  в  представлении,  и  в  такие  вечера  публика
получала особое удовольствие. Помню, как-то раз у  меня  были  сильные
боли. Я вышел на арену и упал в обморок. Потом очнулся и вижу:  вокруг
толпятся люди, все кричат, улюлюкают, забрасывают меня...

 
  Тогда, в школьные годы, прочитав эти рассуждения, я думала:"Не может быть! Все негры хорошие!"  Из-за этих строк Этель Лилиан Войнич, проживавшая в США, там была совсем неизвестна. Но в России и в Советском Союзе широка известна. Зато Гарриет Бичер Стоу была широко известна в США.


  В 60-70-е годы мы все переживали за судьбу Кассиуса Клея, которого держали в американской тюрьме. Но потом он поменял религию и своё имя, стал агитировать против Московской Олимпиады. Мы переживали за волнующийся Детройт. Но афроамериканцы развалили этот четвёртый по величине город США без всяких бомбардировок. Теперь белым опасно появляться в этих развалинах.  А теперь американский президент африканского происхождения затеял войну на территории бывшей Царской России, бывшего Советского Союза. Призывает убивать русских, поставляет летальное оружие, начинает третью мировую войну.

 Советские режиссёры несколько раз экранизировали произведение "Овод". Но принципиально исказили. Вложили в уста Артура те слова, каких не было в книге. А именно упрёки своему отцу в своём рождении. Но приведённые мною цитаты Артура советские режиссёры  сознательно выбросили. Но без этих цитат образ революционера неполный и искажённый.

 Хотя и произведение "Хижина дяди Тома" искажено американскими кинорежиссёрами до неузнаваемости.

 Бедная Лиза Карамзина утонула. А бедная Элиза Гарриэт Бичер Стоу успешно перепрыгнула бурлящую реку с ребёнком на руках. У рабыни достаточно было денег, чтобы снять номер в гостинице, купить себе еды. Ей помогали, подавали руку, чтобы она выбралась на берег, обращались к ней на "вы", хотя знали, что она рабыня. А было в Америке рабство вообще!? Разве к нашим крепостным крестьянам обращались на "вы"? Были у них деньги? Рабыня Элиза перебежала по льдинам в штат Огайо, в котором не было рабства. Но даже в тех штатах, где не было рабства, потомки афроамериканцев до сих пор пользуются льготами именно за это. Им целыми поколениями можно не работать и успешно жить. А у нас свежи воспоминания 90-ых годов, когда люди толпами осаждали биржу труда, потому-что не было средств существования вообще. Но о наших проблемах никто не плакал, не сочиняли трогательных романов.

  Рабы, пришедшие поглазеть на клоуна в цирке в 19 веке, забрасывали его банановыми и апельсиновыми корками. Но теперь болельщиков на футболе судят за то, что они просто достанут банан. Вот такие достижения и унижения.

  Когда в 20 веке труд негров на хлопковых плантациях стал невыгоден, потомки плантаторов перебрались в Советский Союз. Они надоумили Сталина устроить хлопковые плантации в Средней Азии. А для этого в эшелонах были высланы русские рабы для рытья каналов. Были сосланы в том числе и мои родственники. Их участь в Средней Азии была пострашнее участи негров в Америке. Люди гибли уже в эшелонах. Их привезли в поле и, в оставшееся от рытья каналов время, они рыли себе землянки. Были сосланы семьи с детьми. У детей тоже была норма выработки, иначе не получишь скудный паёк. Сколько погибло народа, сколько умерло детей! Но никто о них не плакал, не сочинял романов. В 1941-1945 годах их в первую очередь посылали на фронт. А те, по чьей вине была война столь тяжела, откочевали в эвакуацию. Когда в 90-е годы развалился Советский Союз, потомки сосланных русских рабов опять были выдавлены из своих домов. Убегали ни с чем. Никто их не признавал беженцами, документы о репрессиях были уничтожены. В 90-е годы даже тем русским людям, кто постоянно жил в своих квартирах в Центральной России, сложно было найти работу, чтобы просто содержать себя, кормить семью. А если ты приехал ни с чем из Средней Азии, каково выжить!?

  На этой фотографии девочки спокойно выбирают книги. Когда я смотрю на дореволюционные фотографии детей, то думаю:"А сколько детей смогли перешагнуть 1917 год? А продразвёрстку 1918-1923 годов? А колхозный строй 1929 года? А репрессии 1937-38 годов? А войну 1941-1945 годов?" Каждый год был переломным.  Вот он геноцид русского народа.

  В Рязани во весь ленинско-сталинский период не было построено ни одной школы, а многие закрыты, в том числе на несколько лет было закрыто и это училище. Девочки выброшены на улицу. В этой связи поражает цинизм правительства, устраивавшего международные детские дома, как например в Иваново. Своих детей уже по закону расстреливали с 12 лет, а чужих растили, снабжали множеством льгот, вручали Московские квартиры, льготное обучение, высокие должности.  Мне возразят:"Чужих детей не бывает!"  А я отвечу:"Сначала исполни долг перед своими!"

  23 февраля 1918 года из Рязанского епархиального училища на улицу выбросили 800 учениц, постоянно проживавших в училище, содержавшихся за счёт духовенства. Так происходило во всех областях бывшей России. Знаменитое Рязанское десантное училище также расположилось в здании бывшей духовной семинарии для мальчиков. Сначала выгнали семинаристов и расположили там пехотное училище. В здании бывшей духовной семинарии расположили курсы пехотинцев. В центр Рязани завезли много тяжёлой техники. Но наступил 1941 год. Возле пехотного училища (бывшей семинарии) формировали ополчение для защиты Рязани. Ополченцам дали несколько винтовок, а всю тяжёлую технику оставили на месте. Судьба Рязанского ополчения неизвестна. А тяжёлую технику, как например пушки, невероятным образом  после войны затащили в само здание пехотного училища. Из пехотного училища сделали знаменитое Рязанское десантное училище. А в главном здании бывшей семинарии теперь музей десантных войск, потому-что там находятся пушки.

 Но вернёмся к послереволюционным событиям. Патриарх Тихон переживал за судьбу круглых сирот, которых по-советски обзывали беспризорниками, и на церковных советах ставил вопросы о продолжении строительства церковных школ. Хотя ленин сразу же захватил все церковные школы. За такую заботу убрали и самого Тихона. 

 А теперь в 21 веке дошло до того, что все бюджетные места в институтах отданы приезжим льготникам. Рязанцы могут обучаться только за деньги. Общежития студентам из своей области вообще недоступны. Всё только для льготников из других республик и стран.

 В моём произведении сравнение  трёх разных, но очень известных романов:  "Хижина дяди Тома" Гарриет Бичер Стоу, "Овод" Этель Лилиан Войнич, "Бедная Лиза" Николая Михайловича Карамзина. Кто немного читал, легко разберётся.

 Но цитаты без исправления я взяла только из одного произведения - "Овод" Этель Лилиан Войнич.