Есенин - рыжее солнце России

Юрий Ильин 7
Рецензия православного публициста Георгия Ильина(полная версия в последней редакции от 14.10.2015) на книгу «Сергей Есенин» (серия ЖЗЛ, авторы Станислав и  Сергей Куняевы, Москва, 2010, издание шестое)
.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .

Это первая моя рецензия. Пишу по зову сердца. Признаюсь сразу: не меньше авторов люблю я великого русского поэта! Поэта, оказавшего влияние на всю мировую поэзию, на всех поэтов индоевропейской языковой семьи и, особенно, на славяноязычную поэзию. Могучий талант звонкоголосого жаворонка высвечен временем, выткан самой историей России. Есенин – это имя, визитная карточка России! Также как Александр Невский, Юрий Гагарин, Владимир Высоцкий, Валерий Харламов… Горели они ярко! Ох, как ярко! Освещали дорогу нам в непростые времена… Сгорели раньше срока. Отчего так? Не нам судить. Таков Промысел Божий. Сгорели-то они в этой жизни. Земной. Чаю предположить, что в будущей жизни - вечной, уготованной Создателем для всех, живущих с Богом в душе и крестом на груди, прощён будет «вербный отрок» Сергей. Радел – то он за истинную Россию – крестьянскую Русь , за землю, за волю-волюшку, за труд…
Прочитав книгу Куняевых, начинаешь понимать, какое давление оказывали на поэта руководители революционной и постреволюционной России: Троцкий (Бронштейн) и, позднее, Луначарский. В выступлениях на литературных съездах, в газетных статьях того времени партийных журналистов и литературных чиновников было много нападок, осуждения и очернения крестьянских поэтов и писателей: Есенина, Клюева, Клычкова, Ганина, Орешина…
Есенин был личностью! Его грамотная речь, обаяние, ораторские способности, влюблённость в Россию, твёрдая вера в светлое будущее страны… Наконец, его манера чтения стихов. Как он читал стихи! Неповторимо! Самозабвенно! Певуче - сказительно! Зал замирал. Златоголовый сын рязанских полей не читал – жил стихами! Поэт Николай Доризо сказал как-то о поэте Сергее Есенине: «Он не писал стихи. Он выдыхивал их. Он дышал стихами!»
О том, как читал стихи «московский озорной гуляка», а также Северянин, Маяковский, Клычков и другие поэты хорошо написано в замечательной книге: Вл. Муравьёв. В Политехническом «Вечер новой поэзии» (М.: Моск.Рабочий, 1987)
Есенину прощали многое, любовь к нему была всенародной. Равно как влияние его на поэтов и литературу новой России в целом. Он был на голову выше всех! Солнце его поэзии незакатно. Вечное оно, как Правда, как Любовь!
Из книги я узнал, что Сергей Александрович последние годы жизни вынашивал идею журнала «Россияне» или «Поляне» о крестьянской, народной России, составил даже список планируемых авторов – крестьянских поэтов и писателей. Как это созвучно моей идее издания литературно-художественного и образовательно-познавательного регионального журнала «Вольная Сибирь». Тему же крестьянской, «поддонной», народной поэзии и прозы,также как Есенин и вся «крестьянская купница», считаю одной из главных в русской и российской литературе.
Теперь о самой книге. Если в двух словах, то скажу так: «Радостно и легко!» Авторы сделали большое дело: рассказали правду не только о поэте, но и правду о времени, в котором довелось жить поэту. Непростом времени, переломном. История революционной России включает много трагических страниц. Но знать правду и помнить историю должны все поколения.
Зачем помнить историю? А вы спилите дерево. Ствол вместе с кроной отомрёт, лишённый живительных соков. А корни отобьют новые побеги. Часто вижу я это в тайге. Дети, не помнящие, не знающие историю семьи, края, Родины, аки котята слепые, тыкаются туда-сюда. Всё мамку ищут…
Даже для меня, около 40 лет изучающего творчество певца рязанских пашен и полей, открылось много нового и интересного из книги.
Главное достоинство литературного труда – то, что развеян окончательно миф о самоубийстве поэта. В которое не верили ни мать Сергея – Татьяна Фёдоровна,ни родные сёстры Катя и Шура, ни священнник Константиновского прихода Иван Смирнов, венчавший родителей поэта, крестивший поэта и позже служивший панихиду по убиенному рабу Божьему Сергею, ни Анна Изряднова, первая жена поэта, через всю жизнь пронёсшая любовь к мужу и, впоследствии, много сделавшая, чтобы очистить, обелить память о Сергее от грязи и скверны, ни Зинаида Райх – вторая жена, подарившая мужу двух очаровательных деток – ангелочков… Список можно продолжать долго. Не верил в самойбийство поэта и я – автор рецензии. Становление моё как поэта было небыстрым и непростым. Но, также как отец и сын Куняевы, я не мог поверить, что «Божья дудка», поэт, которого «сам Господь поцеловал в маковку», как сказал Сергей Безруков, мог наложить на себя руки. И правда восторжествовала! Спасибо вам, уважаемые авторы, и низкий земной поклон.
Куняевы не сгущают краски, без лишнего эмоционального окраса, спокойно, взвешенно излагают архивные документы, факты биографии, события и даты хронографии поэта, дают свои комментарии. Мне, как православному человеку, хотелось, чтобы в личных куняевских оценках героев книги – поэтов, политиков, исторических событий того времени, было больше опоры на документы-подлинники. И меньше – на копии и списки утраченных документов, мемуары и статьи о поэте. Время-то какое было!? За несколько слов, за фразу, в сердцах сорвавшуюся, могли посадить. А то и расстрелять!Так, мой дед Тращенко Казимир Иосифович за фразу: « У-у-у, заворовались, комиссары» был осужден и в скорости расстрелян. Увидел, он, как сосед – партийный начальничек – вечером, хоронясь, разгружает мешки с подводы с ворованным зерном… Не сдержался. И не стало деда. Справка выцветшая лишь осталась с 1953 года: «…приговорён к расстрелу, как врага народа. Убит выстрелом в затылок. Реабилитирован посмертно»
Второй значимый плюс книги. Названы поимённо все сподвижники и соратники Есенина – поэты «крестьянской купницы», которых также не пощадило время. Цитата из книги: «Растреляны Клюев, Клычков, Орешин, Ганин, Иван Макаров, Наседкин, Иван Катаев, Иван Приблудный, Павел Васильев, Иван Касаткин. Вместе с ними погибли два самых заметных рабочих поэта той эпохи – Кириллов и Герасимов… Растрелян товарищ есенинской юности Леонид Каннегисер…» В 1924-м отравлен друг Есенина поэт Александр Ширяевец… Поэтов, переживших эпоху, друзей-товарищей Есенина остались единицы: Рюрик Ивнев, Алескандр Кусиков, Пимен Карпов, Павел Радимов, Василий Казин…
Соратники «вербного отрока» не просто названы. Приведены фрагменты их биографий, переписки с Есениным, обозначена их гражданская и литературная позиция на переломе красноогненных лет. Процитированы строки их патриотических стихов, протоколы их задержания… Четко прописаны обстоятельства, сопутствующие или определившие гибель поэтов.
Жизнь поэта-патриота – не мёд! Не «ананасы с рябчиками». Прочитав книгу «Есенин», проступает чётко то общее, нераздельно спаянное, что роднит всех поэтов, убитых с 1918-го по 1943 год (в 1918-м Леонид Каннегисер, в 1943-м Владимир Кириллов). Это истинный патриотизм, неравнодушие и живая боль за будущее страны. Это любовь к земле, деревне,  простому труду, воспевание русских традиций, русской народной культуры. И осмелюсь добавить, любовь к Вере Православной. Пусть порой неосознанная, но слышимая. Тема Правды, милосердия, сострадания, добра, радости, желания жить, желания изменить жизнь к лучшему…
Третий плюс книги вытекает плавно из первых двух. Итак, мы поимённо знаем всех крестьянских поэтов. Знаем их судьбы, творческий путь, историю гибели… Если пойти от обратного, собрать воедино факты и документы и озадачиться вопросом «Кому это выгодно?», то станет ясно, кто убивал поэтов-крестьян и за что.
На первый вопрос «Кто убивал?» ответ простой – враги и недоброжелатели России. Прошло 100 лет с начала Первой мировой войны. Век! Много? Мало? Это для нас  - смертных – много. А для Создателя это одно веко! Одно движение веком, один раз моргнуть! Сто лет (1914-2015) вместили много событий, потрясений, этапов и циклов. Гражданская война. НЭП, Военный коммунизм. Индустриализация. Коллективизация. Великая отечественная война. Восстановительный послевоенный период. Развенчание культа личности Сталина. «Оттепель» Хрущёва. Времена «застоя и забвения» Брежнева. Перестроечно - ускорительный развал Советского Союза Горбачёвым. ГКЧП. Эпоха «возрождения капитализма» с Ельциным. И, наконец, новейшие времена новой России с Владимиром Путиным.
Так вот, братья-товарищи, соратники и другие! По количеству реформ, «новообразований и включений» - термин из географии почв, по количеству преобразований всех уровней и масштабов, век ушедший может смело претендовать на жёлтую майку лидера. Это по количеству? А по качеству? Россиянам давно пора кататься «как сыр в масле». А что в реале? 90% российского народа еле-еле «отбивают» плату за коммунальные услуги и проценты по кредитам…
Вернёмся в век ушедший. Чем же так не угодили правителям молодой быстро краснеющей Страны Советов и вершителям судеб человеческих, крестьянские поэты и писатели? Отчего так беспощадно. Запредельно жёстко, под самый корешок вырубали отцы красного террора и смуты «ржаных апостолов», причём поголовно? Уместно вспомнить, «что во всех партиях Февральской и Октябрьской революций во главе стояли масоны. И у октябристов, у монархистов, у эсеров, у меньшевиков. И уж совсем запредельная информация: в партии большевиков, РСДРП(б), у руля были тоже масоны Каменев, Зиновьев, Троцкий(Бронштейн) и др.» - цитата из статьи Валерия Ганичева «Молодая Гвардия. 1968-1978» (журнал «Москва», №9/2013)
Травля Есенина, давление на него партийного и чиновьичьего литературного аппарата, начавшееся слежкой в 1913-м не прекращалось. Оно возрастало с ростом популярности Есенина, вплоть до его убийства. Провокации, планируемые с целью вовлечения в них поэта, заканчивались порой скандалами, а иногда, и дракой. Цель? Очернить Есенина, сделать из него антисемита и человека, неугодного властям…
Сергей Александрович выступал и боролся не против евреев, а против руководителей всех рангов, уводящих Россию от крестьянских, русских, славянских корней, от земли, навязывающих новую литературу и культуру – красно – «железную», Пролеткультовско – РАППовскую. А среди руководителей новой революционной России были, в основном, евреи. Факт документально подтверждённый. А среди окружения поэта последних лет жизни – литераторов, навязывающихся в собутыльники, жаждущих примазаться к славе народного крестьянского поэта, среди потерпевших и милиционеров, подписавших дела тех лет, где обвиняемый – Есенин (а всего на поэта было заведено 13 (!) уголовных дел, так, вообще, почти 100% - люди еврейской национальности…
Ответ на вопрос: «Зачем убили Есенина?» станет предельно ясен после ответа на другой вопрос: «Каковы причины революции 1917 года, положившей начало разрушению многовекового уклада самой русской жизни, надломившей сам дух русского народа?»
Время – лучший и справедливый судья – высветило эти причины:
1 – После Указа Петра Первого об отмене института Патриаршества и введении должности Обер-прокурора Синода вместо Патриарха в 1721 году началось ослабление Веры Православной, перестали созываться Всерусские церковные соборы
2 – После отречения Государя Императора Николая Второго от престола, началось ослабление Веры в Царя – Помазанника Божьего. После убийства царской семьи в 1918-м (а это было ритуальное убийство, совершенное масонами) Вера в Царя окончательно пошатнулась. Начались «разброд и шатания» не только в армии, но и по всей России. Правду не закопаешь! Не убьёшь! Потому что, «не в силе Бог, а в Правде!». Так вот, правда о Революции -1917 такова: «Не смута, не перебои с продуктами (акции с т.н. продовольственными бунтами в Санкт-Петербурге и других городах были спланированы – доказано), не революционные брожения в умах («вирус коммунизма» был рождён масонами-мартинистами, читайте про них у С.Т.Аксакова - декабристами) привели к революции, свержению и отречению Царя, а отречение Государя Императора от престола явилось началом смуты, приведшей к революции и гражданской войне с последующим террором. Число жертв братоубийственных противостояний огромно!
Три столетия Россия жила русскими святыми словами «За Веру, Царя и Отечество!» Отречение Царя вызвало беспокойство и страх, граничащий с паникой, у всех солдат, рабочих, крестьян и истинной интеллегенции, которая за Россию.
Как жить дальше? Ответа не знал никто. И вот, когда две ноги у русской власти- «табуретки» были выбиты – Вера Православная и Вера в Царя – «табуретка» зашаталась и началась всеобщая массовая сумятица и паника. Истинные патриоты прежней патриархальной, русской России оказались в опале у новых правителей – Троцкого, Дзержинского, Ленина, Свердлова…И завертелась, набирая обороты, кровавая «мясорубка». За 20 лет, с 1917-го по 1938 год были убиты практически все патриоты: священнослужители, политики, военноначальники, поэты, писатели, учёные, неугодные новой власти.
Ответ на главный вопрос: «Зачем убили Есенина?», а также Клюева, Клычкова, Ширяевца, Ганина, Орешина, Васильева…?» прост: Потому что Есенин и все крестьянские поэты-писатели и есть Отечество! Отчизна. Вотчина. Отчина. Они – кровь и крест русского народа – кровная связь прошлого с настоящим и будущим!»
Красная нить… К – НИ – Г…А … Красная нить Господа! Книга связывает нас всех живым Русским Словом в одну Рать. Один круг. Одну семью русскую. Один Род. Русский Род!
«Кровь моя связует две эпохи» - сказал учитель Есенина, старший литературный брат Николай Клюев. Поэты – плакари и пахари избяной сермяжной Руси – и есть Отечество! Отечество – это Отец! Через отца, деда, прадеда и тянется красная нить к корням, к землице святой… Но просчитались злодеи – душегубы! Убить крестьянскую составляющую вечной святой русской Правды невозможно!
После 1925 года перестали печатать Есенина, Клычкова, Васильева… Последней «ласточкой» можно считать книгу Клюева «Изба и поле», изданную в 1928-м. Стихи убить нельзя. Они – живые, как жизнь России! Через 30 (Есенин), через 50, и даже через 60 и 70 (Ходасевич) лет стихи убитых и эмигрировавших поэтов воскресли. Максимилиан Волошин, по-моему, предсказывал, что потомки будут изучать историю не по учебникам, а по стихам и прозе. Так оно и оказалось! Почитайте Ахматову, Гумилёва, Волошина, Мандельштама…
Как ни хулят Россию недоброжелатели, какие подлости не чинят иудушки головлёвы и двуликие янусы, какие войны и провокации не развязывают враги, а стоит Россия-матушка! И стоять ей вечно! Никаким ветрам не сломать берёзоньку русскую, которую так любил златоголовый мальчик по имени Сергей. Сам Всевышний сказал: «Россия – есть Престол Господень!»
Главной же ногой – четвёртой – русской «табуретки» является русский дух!
«Русский дух есть Божий дух, дух святый!
Не страшны нам Чингисхан и хан Батый!
Дух поднимет, коли нужно нашу рать
Землю русскую святую,
Богом данную златую защищать !»
                (из поэмы Георгия (Юрия) Ильина «Другань Всея Руси»)

Русский… РУ – С – СК – И…Й - Руку святую (т.е. вечную, Божью) скинувший (т.е. подавший). Русский народ – есть посредник между Богом – Создателем и миром(т.е. народами, населяющими земной шар. Русский – имя прилагательное, как верно заметила Галина Щербова. Русский человек прилагается к русской душе(духу) и русскому языку (Родной Речи).
Слово Божье вечно. Создатель одарил словами людей, чтобы они договаривались мирно. Чтобы если уж воевать, то нес оружием, а в споре, в словесных баталиях, в диспуте, в дискуссии…Жизнь Есенина, Клюева, Клычкова, других поэтов, их замечательные, чувственные, глубоко русские стихии поэмы пришли в 21-й век. Нужны они России. И жить им – вечно! Потому что в них – Правда!
.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .

Теперь о тех местах в книге «Сергей Есенин», с которыми я – автор рецензии – не могу согласиться. Я не навязываю свою точку зрения читателям, но смолчать, уж простите, тож не могу. Учителя ведь мои – Есенин с Клюевым – верны были себе и крест несли до последнего вздоха.
 
Таких моментов, вызвавших моё отторжение, в книге три.

Первое. Как русский человек, воспитанный родителями в патриотических, а не в интернациональных, сиречь обезличенных, аморфных традициях, как человек истинной православной веры (пусть осознанно стал хордить в церковь после 50-ти, но, такова, думается, Божья воля) я разделяю точку зрения многих других русских и верующих людей, что между Есениным и Клюевым никаких других отношений, кроме литературных, творческих, дружеских не было! И быть не могло! Тема нетрадиционных сексуальных предпочтений русского «поддонного» поэта Клюева была привнесена в историю литературы позже. Много позже. Когда были физически уничтожены очевидцы того революционного времени, соратники, друзья и литературоведы – патриоты. Все, кто мог, и обязательно! бы вступился за честь Клюева.

Хула и клевета на Клюева исходила от Бениславской, позднее – от Устиновых. Вронского… Все они были агентами НКВД, многие – людьми еврейской национальности. Автор данной рецензии, ваш покорный слуга – не националист, не шовинист, таковы горькие страницы советской истории.
Николай Клюев – человек огромного дарования, природной сметки, глубоко русский человек, патриот земли и крестьянского труда. Клюев – ярчайшая личность эпохи. личность противоречивая. Творческое наследие его предстоит осмыслению. Оно сложно, как сказал Станислав Куняев.
«Кровь моя связует две эпохи» - сказал жгучий отпрыск Аввакума». Чи-и-истейшей воды правда-с! Какие эпохи? Эпоху позднего язычества и раннего христианства. Костёр языческой веры угасал медленно. Вспомните, сколько взметнулось тогда сполохов – сект всевозможных толков и согласий?
Можно назвать славянопевца – олонца стопроцентным христианином? Нет. А стопроцентным мистиком? Тоже нет. Стихи «певца олонецкой избы» - есть русское хлёбово – сусло. Северное хлёбово – кулага, мука-болтушка, сброженная с ягодами, со вкусом морошки. Терпкое. С кислинкой. Освежающее. Перековал нас помор Никола вместе с «дитятком рожоным» - Серёженькой Есениным. Всех перековали! И язычников, и атеистов, и колеблющихся. В православных!

Владимир Бондаренко пишет: «…Клюев – наиболее религиозный, а точнее православный поэт в великой русской литературе. «…» Его православие – это народное, мужицкое православие, а значит и неприемлимое для некоторой части нашей политической и церковной знати…»
Православие! Но, именно, мужицкое православие! Клюев – это буфер. Где локомотив – православие, русское восточное православие, вышедшее из позднего христианства. Прицепной состав же – российский многошёрстный народ, это и мужик – крестьянин, и рабочий – пролетарий, и новый интеллигент, которого новая красная Россия пыталась выковать из «Окон Роста» - РАППа – Пролеткульта. По ровной дороге вся паровозная процессия движется равномерно. Более – менее. А на спусках? А на подъёме? То «задние» бьют в спину, то передний «вырывает» грудь и сердце. Кипела кровушка у олонецкого плакаря-пахаря. Бурлила. Аж с 1905-го по 1917-й. Не успокаивалась, выплёскивала, как бухта Авача и вулкан Авачинская сопка, вплоть до трагического 1937-го.
Языческое поклонение и любовь к ранним идолам – поздним Первобогам – Перуну, Борею, Стри-богу переплавлялась, перековывалась в один монолитный сверхсплав. В одну-одинёшеньку русскую кровиночку – судьбину – любовь к Богу. Триединому Богу: Создателю, Творцу - Богу – отцу; Богу – сыну и Богу Святому Духу.

Бог – это люди, Земля, и всё, что окружает и населяет Землю. Истинная, «поддонная» вера – и есть истинная любовь к Богу! Любить по-Божьи, как Бог, это значит дарить ближнему свою Любовь, отдавать-расплёскивать всегошеньки себя без остатка соединяться, сливаться, совокупляться с ближним, тем самым. А как иначе? Ведь они – ближние - также тянутся к тебе… Слияние двух Лун! Слияние двух душ! Но не тел! Как мнится некоторым. Душа любящего находится в теле любимой. Душа любящей находится в теле любимого. Не высший пилотаж это даже. Круче! Когда прийдёте к Богу, поймёте это состояние, чувство, блаженство. Соединяться – совокупляться, в понимании людей. которые полностью посвятили себя Богу, как Клюев, не в физическом, плотском смысле, а в высшем – Божественном. На уровне мыслей. чувств… На уровне духа. На высшем, небесном, горнем уровне. Понять смысл этих слов человеку плотскому, живущему в мире потребления и накопления, вряд ли, возможно.
Как верующий человек, имеющий определённый опыт борьбы с плотским грехом – искушением и вожделением – утверждаю, что человек глубинной, «поддонной» веры никогда(!) бы не пошёл на грех противоестественного блуда, на грех мужеложества. Это – от сатаны. От антихриста. Однополые браки ведут к вырождению рода человеческого. К гибели не только самой веры, но и самого бытия. Посмотрите, что творится в Европе? В Англии, во Франции, в Германии, в странах Скандинавии?
Повторюсь, что при жизни самого Клюева не писали об этом. Признательные показания в ходе дознания и следствия ровным счётом ничего не значат. Всем известно, как ими методами выколачивались эти признания. После смерти поэтов, через пятые – десятые руки, через воспоминания людей дальнего круга общения Клюева начались вбрасываться эти лжесвидетельства. Печатались они, к слову сказать, в отеческих изданиях, далеких от идей русского патриотизма или, вообще, на Западе.
Уважаемые Станислав и Сергей Куняевы, уважаемые читатели и почитатели русской литературы и русских традиций, предлагаю раз и навсегда закрыть клеветническую тему содомского греха у крестьянских поэтов. Правильная у них была ориентация. У всех! Точка.

Второе моё несогласие: О предсмертной записке , якобы написанной поэтом собственной кровью.
Кровопускание, жертвоприношение – это элементы ритуальных убийств, совершаемых масонами, сатанистами и другой нечистью – нелюдью. Недоброжелателей и(или) врагов России, цель которых – уничтожить Россию, сломить её дух, русских – сделать рабами и установить в РФ тотальное господство т.н. мирового финансово-промышленного клана орденского типа. Что тут скажешь? Олухи Царя Небесного! Восточные славяне никогда не были рабами! Это раз. Россия есть Престол Господень! Это два! А что есть «это три», додумайте сами. Будут затруднения – прочитайте книгу «Сорок уроков русского» Сергея Алексеева. Прокололись идолопоклонники. Один случай, два случая – это случаи. А три случая – это система! Аксиома высшей Божьей математики. Триединый Божий принцип (основа, суть) миропорядка.
Бредятина мировой закулисы, к счастью, начала рассеиваться. В геометрической прогрессии. Афганистан – первый прокол мировых «гегеманов». Украйна – второй. И, наконец, Сирия – третий и окончательный. Сливайте воду, хлопцы. Финита… Дальше пиарить русофобов я не буду.

Уважаемые Станислав и Сергей! Я не знаю на чём основана мысль, что Сергей Александрович и раньше писал стихи кровью. И второе: что Есенину, как поэту, свойственна некоторая горячность. Родилось, дескать, вызрело в мыслях стихотворение, значит его надо сразу же перенести на бумагу? Иначе, мол, забудется. Не забудется. Этим то и отличаются поэты от авторов. Сергунь, как его называл Анатолий Мариенгоф, читал стихи по памяти. Даже будучи поддатым, как говорят в народе. Как тут не вспомнить Евгения Евтушенко: «При каждом деле есть случайный мальчик, / ему талант природа не дала…» А Сергея Александровича «сам Господь поцеловал в маковку» (С. Безруков)
Первое утверждение, что Есенин, мол, и раньше писал кровью – заблуждение. Нет! Рцу я свое Слово твердО! Как поэт о поэте. Дар поэта – Дар Божий! Герой книги Куняевых был поэтом наднационального, надземного, горнего уровня. Такие никогда не пишут кровью. Кровопускание – обряд сатаны и его адептов – сектантов и пр. Сергей же до 5-ти лет воспитывался в доме Титовых, у бабушки. Где пелись древнерусские духовные стихи. У Есенина – бабушка истинно верущая, у Клюева – мать плачея – плакальщица, знавшая около 6-ти тысяч духовных стихов, псалмов, песен, преданий, былин, у Пушкина – няня Арина Родионовна… Паззл -то складывается праведно!

Второе утверждение, что якобы поэту надо было сразу записать родившееся стихотворение на чём попало чем попало. Возможно даже кровью. Нет-с!
«Все живое особой метой отмечается с ранних пор,/если не был бы я поэтом…» Я очень люблю это стихотворение. Визитную карточку «С. Есенинъ», в некотором роде. Нестираемая ничем, даже временем, мета Есенина – Дар поэта. «…Стихи – они живые, не седеют./ Они горят и радостные сеют / теплинки, от которых хорошо» (Георгий Ильин) Стихи – они живые, как дети. Это плоть от плоти поэта. Потому они и запоминаются. Стихи живут в голове и сердце, потому они запоминаются. Если же не запоминаются, то это не стихи вовсе, а тексты. Мертворожденные младенцы. Синенькими их ещё называют. Иных отшлёпывают – оживают. А иных…
Основы характера человека, образа и, отчасти, таланта закладываются до четырёх – четырех с половиной лет. Это возрастная физиология. Великий русич Ваньша Павлов – сын священника – руку к ней приложил, окропил мабуть. Детство златокудрого сорванца было набожным – бабушка таскала мальца по монастырям, прикладывала к мощам нетленным. Любовь, почитание, граничащее с благоговением, а позднее, просто уважительное отношение к молитве он пронёс через всю жизнь. «Горько мне, что я в Бога не верил».
Вспомним вопрос полицейского, когда Есенина и Дункан (Дуньку по-нашему, как говаривал Мариенгоф) почти сутки «мариновали» и не пускали на берег по прибытии парохода к берегам Америки: «В Бога верите?». Я поглядел на спутника, тот мне кивнул головой, и я сказал: «Да».
При всех промахах и ошибках, при всём его ярком, во многом противоречивом пути, поэт верил в Бога! Вера иногда ослабевала, иногда подвергалась сомнениям – время-то, время! А верующий человек, пусть глубинной, сокрытой от посторонних глаз, «поддонной» веры, наделённый особой метой – поэтическим Даром, никогда не пустит себе кровь!
.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .
Вспомним последние дни земной жизни поэта. Перед роковой поездкой в Питер, в декабре 1925-го. Выделим позитивные моменты.
Первое. Заключен договор с Госиздатом о печатании Собрания сочинений в 3-х томах. Огромная радость поэту!
Второе: завершено редактирование, правка содержания трёхтомника. Радость и услада!
Третье. Сформировался план содержания журнала «Россияне»/ «Вольнодумец»/ «Поляне». Составлен-набросан список поэтов и писателей, представителей и певцов крестьянской России. Для поэта – патриота сие радость запредельная!
Четвёртое. Зрелость Есенина, как гражданина и поэта. Творческий подъём – взлёт. За последний год –два сколько шедевров русской поэзии создал «последний поэт деревни». Вспомним некоторые:

Над окошком месяц…
Я красивых таких не видел…
Ты запой мне ту песню,что прежде…
Каждый труд благослови, удача…
Руки любимой –пара лебедей…
Эх вы, сани. А кони, кони…
Синий туман. Снеговое раздолье…
.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .

Перенесёмся в далёкий 1925-й год. Канун Рождества! Новый Год на носу! Питер! Родной! Дружище! Скандальная и завистливая Москва позади. Когда-то Санкт-Петербург встретил рязанского паренька по-доброму. Слава Богу и Блоку! Слава Городецкому. Слава Аверьянову (первому издателю «Радуницы»).
Скоро напечатают трёхтомник. Здорово! Вот брат Пушкин возрадуется-то! Возьмусь за журнал «Поляне», о крестьянской России. Деньги есть. Госиздат аж 10 тысяч отвалил за трёхтомник. Спасибо Васе Наседкину – выхлопотал. Наконец-то тучи разомкнулись… Никто не мешает…
И что? После такой вот радужной весьма картинки резать руки и писать кровью??? Подстроено всё это. От лукаваго. Спланирована пакость-мерзость заранее недругами,  распределены роли, актёришки подобраны…. Главная цель действа – замаскировать убийство поэта под самоубийство. Как бы самоубийство. Любимое словечко авторов чёрного сценария «как бы»…
И, наконец, третье моё расхождение с книгой. Оценку таланта поэта ли, писателя ли, художника ли даёт время, история, память людская… Умалять литературные заслуги, приземлять дарование Маяковского и Пастернака, корректно ли это? Пусть даже неяркими штрихами – мазками, фрагментарно… Я очень даже понимаю желание Куняевых отдать дань уважения поэту, разделяю сыновнюю любовь к рязанскому иноку-ходоку… Но. Маяковский наряду с Блоком и Есениным олицетворяют революционную эпоху, литературу и революционную литературу. Навеки эта русской тройке тянуть карету(если смотреть с запада) – телегу (взгляд с востока) поэзии Серебряного века. Они впаяны – вкраплены в ту красноогненную полосу российской истории, будь она неладна.  Пастернак же – лауреат Нобелевской премии. Он признан мировым сообществом «де факто».
Многоуважаемые братья – словотворцы, отец и сын Куняевы! На мой провинциальный, местами православный, местами лесной, хвойный, взгляд в некоторых местах вы чуть сгустили краски, характеризуя современников  поэта. Ещё. Даже некоторые цитаты из документов-подлинников, пусть правдивые, спору нет, кажутся мне излишними. Давайте будем стараться-беречь образы поэтов такими, какими их отшлифовала-отшлиховала река-драга времени. Остается в памяти лучшее, истинное. Наносное, второстепенное отпадает…Маяковский. Пастернак. Бедный… Асеев, Фадеев, Тихонов…Кто злодей? Кто герой? Правду народ должен знать, но без второстепенных деталей, которых Предание предало забвению. Кто из нас без греха?
Лично я простил всех иуд, включая заказчиков и убийц поэта.
«Господи прости люди твоя, ибо не ведают, что творят»

В тему, думается, приведу слова племянницы Есенина: «А как относятся родственники поэта по поводу возможной эксгумации тела поэта, чтобы опровергнуть версию самоубийства?» «Не надо будить спящих», - сказала она. Напомню. что по православным канонам, смерть – это не уход, а сон или успение перед вторым пришествием Христа и Страшным Судом. Бояться Суда не надо. Для праведных он будет сладок, а не страшен. Кому жизнь вечная, кому – ад, решать Господь будет.

Подводя окончательный итог от прочтения книги «Сергей Есенин» ставлю им 10 баллов из 10-ти возможных. Тут и «тройной тулуп», и «штопор», и «бочка»…Истина по-русски! И интрига присутствует, и тема раскрыта, и наплачешься вволю! Книга сия написана русским языком русскими людьми для русских, в первую голову, читателей. Спасибо вам, уважаемые авторы, и низкий земной поклон!
Ощущение лёгкости и радости не расеялось! И, Сергей Александрович, взволнованно, искренне, с блестинкой русской, вспыхнувшей в глазах, читает родное и вечное:

« О Русь, взмахни крылами!
Расправь былую крепь!
С иными временами
Встаёт иная степь!»

Читает живой, огненно-росный, наяву, точь в точь, как на памятнике ему в Рязани работы А. Кибальникова 1975-го года. По грудь в земле, а сердце горячее, руки чистые и голова светлая – над землёй… Читает самозабвенно! С верой в будущую, светлую, крестьянскую, новую Россию… И светит нам РЫЖЕЕ СОЛНЦЕ РОССИИ  ярко и радостно… И светить ему вечно!

Вот она – сила Слова русского! Божьего! Святого! Победного! Вечного!
И через 100 лет стихи великого русского национального поэта объединили нас всех, связали красной-кровной нитью Родного Русского Языка, напомнили, что мы русские…

Серёженька, братец наш родненький…


Статья завершена автором 5 мая 2015г.
во граде Анжеро-Судженске, Кузбасс
по улице Просвещения, в доме 122.
Пятого мая было пасмурно с утра,
как только дописал статью –
выглянуло красно солнышко.
Истинная правда. Георгий Ильин