Путевые заметки Первая часть

Сиеккинен-Сумарокова Татьяна
На Родину я обычно езжу поездом. Мне нравится пить чай из стаканов в подстаканниках, и смотреть в окно на мелькающие станции, полустанки, на поля, леса моей необъятной России. Нравится размышлять, вспоминая прошлое и оценивая свой пройденный путь на Земле. Где, как не в поезде можно отвлечься от всех хлопот, наговориться досыта с незнакомым попутчиком и, укутавшись в одеяло, сладко уснуть под убаюкивающий стук колёс.

Вот и в этот раз, оставив все свои дела, в одно мгновение решила:

- Всё! Я еду в родную Ниновку.

Мне очень хотелось побывать на могилке у мамы, встретиться и вдоволь наговориться с подругой, проведать родственников и друзей, по которым очень скучаю. Ещё хотелось своими глазами увидеть все изменения на моей маленькой Родине.

Я сложила в чемодан необходимые вещи и ранним утром поспешила на железнодорожный вокзал города Хельсинки. Купив билет до Санкт-Петербурга на скоростной поезд «Аллегро», не спеша вошла в вагон. Кондуктор, проверив наличие билетов, приветливо улыбнулся и пожелал счастливого пути. Уютный комфортабельный поезд с удобными креслами нёс меня в сторону границы со скоростью самолёта.

Какое-то время я восхищённо смотрела на окутанные осенним туманом пейзажи из полей и лесов этой маленькой северной страны. Вскоре яркие лучи восходящего солнца, разрезая густой туман,   обняли, казалось, всю землю  своим теплом. На душе легко и спокойно.

Вдруг раздался мягкий голос диктора:

- Уважаемые пассажиры! Наш поезд подходит к государственной границе! Просьба: всем оставаться на своих местах. Предъявить паспорта и багаж для прохождения таможенного контроля!

- Ваши документы? – официально произнёс пограничник, подходя ко мне.

Я протянула ему паспорт. Таможенник, следующий рядом, проверил багаж и с доброй улыбкой пожелал счастливого пути.

- Ну, вот и граница! - думала я, немного волнуясь.

Поезд медленно шёл вперёд, а я смотрела на два невысоких столбика, которые разделяют две замечательные страны: Финляндию и Россию.

Мгновение! И вот…  Ура! Россия!

Но, как же резко изменилось всё вокруг! Вроде бы всего несколько километров разделяют два государства, а какой контраст! Ухоженные леса сменились непроходимыми от валежника дебрями. Какой-то мусор неряшливыми кучками встречался на протяжении всего пути до самого Выборга. Серые обшарпанные многоэтажки… Всё это наводило грусть и тоску.

То ли от обиды за свою страну, то ли от безысходности настроение стало портиться. Я постаралась отвлечься, читая журнал и рассматривая красивые иллюстрации.

И вот, российская таможня и паспортный контроль позади. С огромной скоростью поезд мчится дальше.

Аппетитным запахом свежих пирожков встретил меня Финляндский вокзал в Санкт-Петербурге. Где-то недалеко звучала музыка. Таксисты предлагали  свои услуги. Кругом суета. Вдохнув этот родной запах, я направилась к метро. Огромной лавиной надвинулся на меня людской поток, который и вынес меня к эскалатору. Голова начинала кружиться от всего этого. Добравшись до Московского вокзала, решила отдохнуть в зале ожидания.

- Скорее бы сесть в поезд. – думала я.

Мне казалось, что вся Россия собралась на этом вокзале. Какое-то время сидела, наблюдая за суетой, от которой успела отвыкнуть.

- Интересно, куда они спешат? – размышляла я. - Надо доставать блокнот и начинать писать «Путевые заметки», ведь столько вокруг интересного и неожиданного.

Время ожидания пролетело незаметно. Объявили посадку на мой поезд          Санкт-Петербург - Белгород. Не спеша я шла по перрону Московского вокзала к вагону номер пятнадцать. Холодный осенний ветер пронизывал насквозь.  У вагона собралось довольно много пассажиров. Вот молодые люди, медленно и очень осторожно ступая, подвели пожилую женщину. Сразу видно, что это любимая мама, которая была окружена заботой и вниманием своих детей.

А между тем в соседних вагонах моего поезда уже началась посадка пассажиров, но наш вагон почему-то не открывают. В чём дело? Холодно!

Вдруг в окно тамбура выглянула средних лет проводничка.

- Ну, Слава Богу, сейчас откроет. – произнес кто-то из пассажиров.

Но, нет! Какое-то время она ещё копошилась в тамбуре, затем опять посмотрела на нас через окно и жестами показала:

- Не пущу!

Пассажиры переглянулись с недоумением:

- Что такое? В чём дело?

Наконец, проводница открыла дверь и через голову первой пассажирки взяла документы для проверки у молодого человека, стоящего в дальних рядах.

- Вы спрашиваете, почему я так сделала? - обратилась она ко мне.

Я стояла, не проронив ни слова,

- Ну, как тут не писать? -  подумала я и с улыбкой на лице прошла в вагон.

И вот поезд, набирая обороты, устремился вперёд. Я смотрела в окно и мысленно представляла встречу с моей подругой, с которой мы уже год как не виделись, хотелось многим поделиться с ней. Дорожная усталость давала о себе знать. Надо прилечь отдохнуть. Постельное бельё, упакованное в целлофановый пакет, приятно удивило меня своей сухостью и белизной.

- Какая прелесть! - Надо принять туалет и немного поспать.

Вагон, как и весь поезд, был старенький. Ржавчина и запах в туалете напомнили все те же старые времена.

- Ну, ничего, только переночевать, и утром Белгород. - успокаивала себя.

Попутчики также тихо укладывались, одни пили чай, другие играли в карты.

Под стук колёс уснула мгновенно. Проснулась очень рано под утро, когда поезд прибывал на станцию Орёл. Набросив на плечи курточку, я поспешила на перрон подышать воздухом.

Проводничка стояла на перроне при полном параде. Серенький плащик гармонировал с пилоткой, из-под которой торчали нечёсаные волосы. Неприязненным взглядом она рассматривала пассажиров.

- Какая у вас красивая форма! - обратилась одна из пассажирок к проводничке.

- Да, уж! Я бы эту форму, тому, кто её шил, засунула бы в одно интимное место! - звонким голосом отрапортовала она.

Услышать такой ответ было неприятно, пассажирка отвела глаза в сторону. Все молчали, кто-то курил.

- Так! Заходим, заходим в вагон! Поезд трогается! Ишь, расслабились! – продолжала, как мне уже казалось, издеваться проводничка.

Поезд следовал дальше, а я по привычке водителя считала километры.

Подойдя к купе проводника, поинтересовалась:

- Скажите, пожалуйста, туалеты уже открыты.

Как же долго смотрела эта несчастная женщина мне в глаза, а потом резко ответила:

- Постучите в дверь и, если он разрешит, то сядете с ним рядом.

- Кто он? - думала я. - Почему такая грубость?

- У Вас хороший юмор. - подбодрила я проводничку.

- А я всем так отвечаю! - громко расхохоталась она в ответ.

- Господи, скорее бы Белгород!

Спать уже не хотелось. Я сидела у окна и всматривалась в мелькающую темноту.

Рассвет не заставил себя долго ждать. Утро! Такое красивое и родное. Солнечные лучи ласкали окутанные осенним туманом поля. Вот показалось село.  Кое-где над уютными домиками вверх белой лентой струился дымок. В ясном небе пролетали стайки уток. Всё указывало на то, что день должен быть тёплым. Люди, одетые в осенние куртки, спешили на работу. 

После станции Курск поезд проносился мимо легендарного Прохоровского поля. В поезде наступила особая тишина, пассажиры смотрели на прохоровский мемориал, который является символом глубокого уважения всем, кто принес освобождение Белгородчине и проложил дальнейший путь к Великой Победе. Господи, сколько же здесь полегло людей! Какой героизм был проявлен, чтобы мы жили в мире и покое.  Жаль, что память наша черствеет, и уважение к павшим осталoсь где-то в стороне от моей родной Ниновки. Жаль, что 200 погибших односельчан так и не дождались за семьдесят лет, тех времен, когда власти проявят хоть какое-то внимание. 

- Так, скоро Белгород! – раздумывая, достала чемодан, готовясь к выходу.

Быстрым шагом подошла проводничка с веником и старым ведром, потемневшим от грязи. Она принялась делать в вагоне уборку. Вот она остановилась около меня и, не проронив не слова, долго барабанила веником по ведру, тем самым, видимо, хотела привлечь моё внимание. Мне никак не хотелось реагировать на её хамство.

Тогда она выбрала другую мишень. Она прикрикнула на ту самую  старенькую женщину, которую дети провожали в Питере:

- Вы вот тут намусорили, а мне убирать за вами надо!

 Несчастная женщина-инвалид сидела тихо и стеснительно отвела в сторону взгляд.

- Господи! Когда-нибудь закончится это хамство?

Я почему-то вспомнила свою маму, ведь её также обижали толстые заевшиеся девицы.

-  Когда это закончится? Когда этому хамству будет конец?

- Сбросив ход, поезд медленно подходил к конечной станции Белгород. Забыв обо всём на свете, я смотрела в окно. По перрону с улыбкой шла моя подружка. Радости не было предела. Обнявшись, мы радовались встрече.

Улыбки встречающих, весёлое настроение царили на перроне.

И вот, мы едем по улицам Белгорода. Кругом чистота. Новенькие многоэтажные дома, офисы с огромными зеркальными окнами. Блеск золотых куполов православных храмов. На выезде из города красивые новостройки частных домов современной неповторимой планировки.

- Надо же, как изменился Белгород! Не узнать! – удивлялась я, проезжая по гладким дорогам в направлении Нового Оскола.

А больше всего меня порадовали вспаханные поля. Земля не пустует, значит, жизнь налаживается.

Проехала через Корочу. Это небольшой городок. Ровные улочки, новенький стадион, чистый центр с ухоженными домиками - всё это подсказывало, что здесь хороший надёжный хозяин.

Проезжая по Новому Осколу, по центру и окраинам города, я огорчилась, поняв насколько сильно Новый Оскол проигрывает Короче.

А между тем, наконец-то, добралась до своей Ниновки.