Медная бабушка за Натали

Николай Калмыков
                Похоже на анекдот, но...      
      Пушкин получил в качестве приданого за Натали Гончаровой…  бронзовую статую Екатерины Великой.  Не самая, признаем,  нужная вещь в семейном хозяйстве, но ничего более достойного среди имущества  Гончаровых не нашлось. А ведь ещё в середине XVIII века эта была одна из богатейших семей России. Выпускаемое на  Полотняном заводе парусное полотно закупали даже для британского флота, а бумага считалась лучшей в России. В Полотняный завод на знатные пиры, охоты, спектакли съезжались представители  высшего общества Москвы и Питера, а в 1775 году здесь побывала сама Екатерина Великая.
      В память об этом событии Гончаровы купили бронзовую статую императрицы, отлитую в Берлине. Заказ привезли уже при Павле, когда опасно стало чествовать Екатерину. А потом  не хватало денег на установку памятника – Афанасий Николаевич Гончаров, дед Наталии Николаевны, получивший в наследство огромное состояние, оставил наследникам долги и расстроенное хозяйство. Он-то и придумал подарить внучке статую в приданое.
       Мытарства поэта с этой статуей отражены в его письмах. Пушкин называет её «медной бабушкой» и пытается продать Государственному монетному двору на переплавку. В конце концов статуя была приобретена  литейным заводом Франца Барда, который через несколько лет решил сбыть приобретение  дворянству  Екатеринослава (ныне Днепропетровск),  затеявшему поставить памятник основательнице  города на Соборной площади. Но и попав, наконец, в город своего имени, «медная бабушка» продолжала путешествовать, сменив за неполный век 3 постамента, а в годы фашистской оккупации и вовсе куда-то исчезла.
      Обрела ли «бабушка» покой или продолжает свои перемещения по белому свету, пока остаётся неизвестным.