Хронология пророков и пророчеств ч. 8-2

Владимир Бровко
ч.8-2

Пророк САМУИЛ и его время

      Следующим героем нашего повествования  является второй (по хронологии) иудейский пророк САМУИЛ.
      Личность он сложная и крайне противоречивая.  Ибо хотя  с одной стороны  он как бы пророк, но такой, что  не вошел в число как четырех великих пророков (Иезекииль, Иеремия, Исаия, Даниил) так и шестнадцати малых Аввакум, Авдий, Аггей, Амос, Захария, Иоиль, Иона, Малахия Михей, Наум, Осия, Софония, Самей, Илия, Елисей, Олдама.    
    Сказать что сам Самуил мало сделал для иудеев  за свою бурную  жизнь (11 в. до н. э.).  значит не сказать ничего. НО поздние иудейскими талмудистами-мудрецами наводившими порядки в окончательной версии Ветхого Завета он был канонизирован как пророк. Ибо Самуил  не просто жил и творил как историческая личность, а еще  якобы «оставил» по себе и особую книгу, вошедшую в канон Ветхого завета, где как бы подвел итог своей жизни. И эти итоги  явились своего рода «саморазоблачением» лжепророка!
      Причина же того что Самуил не стал признанным  пророком даже среди иудеев  было то, что он  был больштством своих современиков признан ( выбран т СУДЬЕЙ) и поэтому, в  иудаистике,  подчеркивается только его заслуги   в «освобождении израильтян» от ига филистимлян ( но это крайне спорный вывод!)  и в превращении конфедерации автономных колен Израилевых в первую централизованную монархию!
       Само повествование о деятельности Самуила содержится в библейской книге, названной по его имени (Самуила книга). О ней  будет рассказано далее, а мы начнем с выяснения биографии Самуила.
     Самуил был сыном Элканы и Ханны из Раматаим-Цофим в уделе колена Эфраим.
    Но он  не был  в детстве обычным  иудейским ребенком.
    Ибо если верить данным Ветхого Завета то история его рождении  содержит характерный библейский мотив о чудесном рождении от страдавшей длительным бесплодием матери!! (как  это было рассказано в мифах о Сарра, Ревеккае, Рахильи и Самсоне). Видно, что этот жанр пользовался особой популярностью в  иудейских  талмудистов поскольку  был способен разжаловать читателей  судьбой  талантливого сироты….
    О сам рассказ, о рождении и Самуила такой.
    9 И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме, и стала пред Господом. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень.
   10 И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала,
    11 и дала обет, говоря: Господи Всемогущий Боже Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу в дар на все дни жизни его, и вина и сикера не будет он пить, и бритва не коснется головы его.
    12 Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее;
    13 и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною.
    14 И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего и иди от лица Господня.
    15 И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я – жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом;
    16 не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе.
    17 И отвечал Илий и сказал: иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него.
     Бог услышал молитву, и Ханна родила сына, которого она нарекла Шмуэль (`имя Божье`; по другому толкованию — `услышал Бог`), «ибо, от Господа я испросила его» (I Сам. 1:20).
       Когда ребенок подрос, Ханна привела его в Шило и передала священнику Эли, сказав: «И я отдаю его Господу на все дни жизни его — служить Господу» (I Сам. 1:28).
                А  подробно  в Библии это описано так:
    21 И пошел муж ее Елкана и все семейство его в Силом совершить годичную жертву Господу и обеты свои и все десятины от земли своей.
    22 Анна же не пошла с ним, сказав мужу своему: когда младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред Господом и останется там навсегда.
    23 И сказал ей Елкана, муж ее: делай, что тебе угодно; оставайся, доколе не вскормишь его грудью; только да утвердит Господь слово, вышедшее из уст твоих. И осталась жена его, и кормила грудью сына своего, доколе не вскормила.
    24 Когда же вскормила его, пошла с ним в Силом, взяв три тельца и хлебы и одну ефу муки и мех вина, и пришла в дом Господа в Силом, и отрок с ними; отрок же был еще дитя.
    25 И привели его пред лице Господа; и принес отец его жертву, какую в установленные дни приносил Господу. И привели отрока и закололи тельца; и привела отрока Анна мать к Илию
    26 и сказала: о, господин мой! да живет душа твоя, господин мой! я – та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу;
   27 о сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него;
    28 и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу. И поклонилась там Господу.
           ………….
    11 И оставили Самуила там пред Господом, и пошел Елкана в Раму в дом свой, а отрок остался служить Господу при Илии священнике.
   12 Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа
   13 и долга священников в отношении к народу. Когда кто приносил жертву, отрок священнический, во время варения мяса, приходил с вилкой в руке своей
   14 и опускал ее в котел, или в кастрюлю, или на сковороду, или в горшок, и что вынет вилка, то брал себе священник. Так поступали они со всеми Израильтянами, приходившими туда в Силом.
   15 Даже прежде, нежели сожигали тук, приходил отрок священнический и говорил приносившему жертву: дай мяса на жаркое священнику; он не возьмет у тебя вареного мяса, а дай сырое.
   16 И если кто говорил ему: пусть сожгут прежде тук, как должно, и потом возьми себе, сколько пожелает душа твоя, то он говорил: нет, теперь же дай, а если нет, то силою возьму.
    17 И грех этих молодых людей был весьма велик пред Господом, ибо они отвращали от жертвоприношений Господу.
   18 Отрок же Самуил служил пред Господом, надевая льняной ефод.
   19 Верхнюю одежду малую делала ему мать его и приносила ему ежегодно, когда приходила с мужем своим для принесения положенной жертвы.
   20 И благословил Илий Елкану и жену его и сказал: да даст тебе Господь детей от жены сей вместо данного, которого ты отдал Господу! И пошли они в место свое.
   21 И посетил Господь Анну, и зачала она и родила еще трех сыновей и двух дочерей; а отрок Самуил возрастал у Господа.
    22 Илий же был весьма стар и слышал все, как поступают сыновья его со всеми Израильтянами, и что они спят с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания.
    23 И сказал им: для чего вы делаете такие дела? ибо я слышу худые речи о вас от всего народа Господня.
     24 Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу о вас, не делайте так, ибо нехороша молва, которую я слышу; вы развращаете народ Господень;
    25 если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем? Но они не слушали голоса отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти.
     26 Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей.
     Начало же  карьеры САМУИЛА в качестве  иудейского СУДЬИ было долгим и трудным:

    Однажды Самуилу было видение, в котором Бог предрек кару нечестивым сыновьям Эли (I Сам. 3:11–14), и с этого времени началась деятельность Самуила как «пророка Яхве» (I Сам. 3:20).
      1 Отрок Самуил служил Господу при Илии; слово Господне было редко в те дни, видения были не часты.
     2 И было в то время, когда Илий лежал на своем месте, – глаза же его начали смежаться, и он не мог видеть, – 3 и светильник Божий еще не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий;
     4 воззвал Господь к Самуилу: Самуил, Самуил! И отвечал он: вот я!
      5 И побежал к Илию и сказал: вот я! ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя; пойди назад, ложись. И он пошел и лег.
      6 Но Господь в другой раз воззвал к Самуилу: Самуил, Самуил! Он встал, и пришел к Илию вторично, и сказал: вот я! ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя, сын мой; пойди назад, ложись.
      7 Самуил еще не знал тогда голоса Господа, и еще не открывалось ему слово Господне.
      8 И воззвал Господь к Самуилу еще в третий раз. Он встал и пришел к Илию и сказал: вот я! ты звал меня. Тогда понял Илий, что Господь зовет отрока.
      9 И сказал Илий Самуилу: пойди назад и ложись, и когда Зовущий позовет тебя, ты скажи: говори, Господи, ибо слышит раб Твой. И пошел Самуил и лег на месте своем.
      10 И пришел Господь, и стал, и воззвал, как в тот и другой раз: Самуил, Самуил! И сказал Самуил: говори, Господи, ибо слышит раб Твой.
      11 И сказал Господь Самуилу: вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах;
      12 в тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу;
      13 Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их;
      14 и посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек.
      15 И спал Самуил до утра, и встал рано и отворил двери дома Господня; и боялся Самуил объявить видение сие Илию.
      16 Но Илий позвал Самуила и сказал: сын мой Самуил! Тот сказал: вот я!
      17 И сказал Илий: что сказано тебе? не скрой от меня; то и то сделает с тобою Бог, и еще больше сделает, если ты утаишь от меня что либо из всего того, что сказано тебе.
      18 И объявил ему Самуил все и не скрыл от него ничего. Тогда сказал Илий: Он – Господь; что Ему угодно, то да сотворит.
      19 И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его не исполнившимся.
       20 И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним.
         21 И продолжал Господь являться в Силоме после того, как открыл Себя Самуилу в Силоме чрез слово Господне.
        И уверились во всем Израиле, от конца до конца земли, что Самуил есть пророк Господень. Илий же сделался очень стар, а сыновья его продолжали ходить беззаконным путем своим пред Господом.
         О Самуиле и исторической литературе  часто говорится, что он был «судьей» (I Сам. 7), то есть, во-первых, избавителем израильтян во время сражения с филистимлянами, во-вторых, арбитром на всей территории между городами Бет-Эль, Гилгал,Мицпе и Рама (I Сам. 7:16–17).
      Но в действительности  все было далеко не  так!
     И если усилием воли все же вникнуть, в текст Библии, а не пробежать ее на искосок!, то там написано, что именно новоявленный пророк Самуил  спровоцировал иудеев на войну против филистимлян. Война была позорно проиграна.
     Иудеи кроме бесчисленных военных потерь в людях и мат. средствах  утратили свою главную святыню - Ковчег Завета.
      Это был не только  главный предмет поклонения для иудеев но и единственное средство связи  между  Богом Иеговой и его «избранным» народом!!!!
      Мало того, что сам Ковчег Завета попал в руки врага.
     Там он был окончательно выведен из строя. Очевидно, если говорить в современных терминах в Ковчеге взорвалось устройство питания ( в виде  автономного ядерного реактора) поскольку большая  часть филистимлян приходившая  в храм Дагона,  чтобы посмотреть на Ковчег получила  ожоги  лица и конечностей..
    Эти события так же повлекли смерти первосвященика Илии и рассчитали Самуилу путь к должности СУДЬИ!!!
    И вот как  это было:
    1 И собрались Филистимляне воевать с Израильтянами. И было слово Самуила ко всему Израилю. И выступили Израильтяне против Филистимлян на войну и расположились станом при Авен Езере, а Филистимляне расположились при Афеке.
   2 И выстроились Филистимляне против Израильтян, и произошла битва, и были поражены Израильтяне Филистимлянами, которые побили на поле сражения около четырех тысяч человек.
   3 И пришел народ в стан; и сказали старейшины Израилевы: за что поразил нас Господь сегодня пред Филистимлянами? возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших.
   4 И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, седящего на херувимах; а при ковчеге завета Божия были и два сына Илиевы, Офни и Финеес.
   5 И когда прибыл ковчег завета Господня в стан, весь Израиль поднял такой сильный крик, что земля стонала.
   6 И услышали Филистимляне шум восклицаний и сказали: отчего такие громкие восклицания в стане Евреев? И узнали, что ковчег Господень прибыл в стан.
   7 И устрашились Филистимляне, ибо сказали: Бог тот пришел к ним в стан. И сказали: горе нам! ибо не бывало подобного ни вчера, ни третьего дня;
   8 горе нам! кто избавит нас от руки этого сильного Бога? Это  тот Бог, Который поразил Египтян всякими казнями в пустыне;
   9 укрепитесь и будьте мужественны, Филистимляне, чтобы вам не быть в порабощении у Евреев, как они у вас в порабощении; будьте мужественны и сразитесь с ними.
   10 И сразились Филистимляне, и поражены были Израильтяне, и каждый побежал в шатер свой, и было поражение весьма великое, и пало из Израильтян тридцать тысяч пеших.
    11 И ковчег Божий был взят, и два сына Илиевы, Офни и Финеес, умерли.
   12 И побежал один Вениамитянин с места сражения и пришел в Силом в тот же день; одежда на нем была разодрана и прах на голове его.
   13 Когда пришел он, Илий сидел на седалище при дороге у ворот и смотрел, ибо сердце его трепетало за ковчег Божий. И когда человек тот пришел и объявил в городе, то громко восстенал весь город.
   14 И услышал Илий звуки вопля и сказал: отчего такой шум? И тотчас подошел человек тот и объявил Илию.
   15 Илий был тогда девяноста восьми лет; и глаза его померкли, и он не мог видеть.
   16 И сказал тот человек Илию: я пришел из стана, сегодня же бежал я с места сражения. И сказал Илий: что произошло, сын мой?
   17 И отвечал вестник и сказал: побежал Израиль пред Филистимлянами, и поражение великое произошло в народе, и оба сына твои, Офни и Финеес, умерли, и ковчег Божий взят.
    18 Когда упомянул он о ковчеге Божием, Илий упал с седалища навзничь у ворот, сломал себе хребет и умер; ибо он был стар и тяжел. Был же он судьею Израиля сорок лет

    И только через 20 лет иудеям удалось взять небольшой реванш  у филистимлян, за выше описанное поражение, но это было второстепенное событие. Ибо для иудеев  наступили другие времна и на историческую сцену  вышли новые и ранее не ведомые враги!!!
        Сам Самуил был женат и имел двух сыновей, Иоэля и Авию, которых, состарившись, он поставил судьями над Израилем, и они судили в Беер-Шеве (I Сам. 8:2; ср. I Хр. 6:18).
        Возможно, Самуил намеревался сделать их своими наследниками, однако вследствие их взяточничества и искажения правосудия старейшины Израиля обратились к Самуилу с жалобой не делать этого и попросили поставить над ними по примеру соседних народов Царя, чтобы «он судил нас, как у прочих народов» (I Сам. 8:5).
                И вот как это было:
    1 Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем.
     2 Имя старшему сыну его Иоиль, а имя второму сыну его Авия; они были судьями в Вирсавии.
    3 Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно.
    4 И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму,
    5 и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов.
     6 И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу.
       Трудно с определенностью сказать, каково было отношение Самуила к этой просьбе народа, так как в Библии содержатся две различные версии событий:
      согласно одной, установление царской власти отвечало требованиям времени (I Сам. 9:1–10:16),
      согласно другой, установление царства означало отвержение Бога как царя Израиля и закабаление народа (I Сам. 8:6–18).
       Библия повествует, что по божественному повелению Самуил помазал Саула на царство (I Сам. 10:1), а затем на собраниях в Мицпе и Гилгале провозгласил его царем всенародно; Самуил установил права и обязанности царя, которые были тут же записаны (I Сам. 10:17–27; 11:14–15).
  И вот как это было:  Пошел некий  молодой пастух искать ослиц, а стал первым иудейским царем!!!
    1 Был некто из сынов Вениамина, имя его Кис, сын Авиила, сына Церона, сына Бехорафа, сына Афия, сына некоего Вениамитянина, человек знатный.
    2 У него был сын, имя его Саул, молодой и красивый; и не было никого из Израильтян красивее его; он от плеч своих был выше всего народа.
    3 И пропали ослицы у Киса, отца Саулова, и сказал Кис Саулу, сыну своему: возьми с собою одного из слуг и встань, пойди, поищи ослиц.
    4 И прошел он гору Ефремову и прошел землю Шалишу, но не нашли; и прошли землю Шаалим, и там их нет; и прошел он землю Вениаминову, и не нашли.
    5 Когда они пришли в землю Цуф, Саул сказал слуге своему, который был с ним: пойдем назад, чтобы отец мой, оставив ослиц, не стал беспокоиться о нас.
    6 Но слуга сказал ему: вот в этом городе есть человек Божий, человек уважаемый; все, что он ни скажет, сбывается; сходим теперь туда; может быть, он укажет нам путь наш, по которому нам идти.
………………….
    14 И пошли они в город. Когда же вошли в средину города, то вот и Самуил выходит навстречу им, чтоб идти на высоту.
    15 А Господь открыл Самуилу за день до прихода Саулова и сказал:
    16 завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу Моему – Израилю, и он спасет народ Мой от руки Филистимлян; ибо Я призрел на народ Мой, так как вопль его достиг до Меня.
    17 Когда Самуил увидел Саула, то Господь сказал ему: вот человек, о котором Я говорил тебе; он будет управлять народом Моим.
    18 И подошел Саул к Самуилу в воротах и спросил его: скажи мне, где дом прозорливца?
    19 И отвечал Самуил Саулу, и сказал: я прозорливец, иди впереди меня на высоту; и вы будете обедать со мною сегодня, и отпущу тебя утром, и все, что у тебя на сердце, скажу тебе;
    20 а об ослицах, которые у тебя пропали уже три дня, не заботься; они нашлись. И кому все вожделенное в Израиле? Не тебе ли и всему дому отца твоего?
    21 И отвечал Саул и сказал: не сын ли я Вениамина, одного из меньших колен Израилевых? И племя мое не малейшее ли между всеми племенами колена Вениаминова? К чему же ты говоришь мне это?
    22 И взял Самуил Саула и слугу его, и ввел их в комнату, и дал им первое место между званными, которых было около тридцати человек.
   23 И сказал Самуил повару: подай ту часть, которую я дал тебе и о которой я сказал тебе:.
   24 И взял повар плечо и что было при нем и положил пред Саулом. И сказал Самуил: вот это оставлено, положи пред собою и ешь, ибо к сему времени сбережено это для тебя, когда я созывал народ. И обедал Саул с Самуилом в тот день.
   25 И сошли они с высоты в город, и Самуил разговаривал с Саулом на кровле, и постлали Саулу на кровле, и он спал.
   26 Утром встали они так: когда взошла заря, Самуил воззвал к Саулу на кровлю и сказал: встань, я провожу тебя. И встал Саул, и вышли оба они из дома, он и Самуил.
27 Когда подходили они к концу города, Самуил сказал Саулу: скажи слуге, чтобы он пошел впереди нас, – и он пошел вперед; – а ты остановись теперь, и я открою тебе, что сказал Бог.
………..
    1 И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его, и поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего в Израиле, и ты будешь царствовать над народом Господним и спасешь их от руки врагов их, окружающих их, и вот тебе знамение, что помазал тебя Господь в царя над наследием Своим:
   2 когда ты теперь пойдешь от меня, то встретишь двух человек близ гроба Рахили, на пределах Вениаминовых, в Целцахе, и они скажут тебе:
   3 И пойдешь оттуда далее и придешь к дубраве Фаворской, и встретят тебя там три человека, идущих к Богу в Вефиль: один несет трех козлят, другой несет три хлеба, а третий несет мех с вином;
   4 и будут приветствовать они тебя и дадут тебе два хлеба, и ты возьмешь из рук их.
  5 После того ты придешь на холм Божий, где охранный отряд Филистимский; там начальники Филистимские; и когда войдешь там в город, встретишь сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтирь и тимпан, и свирель и гусли, и они пророчествуют;
    6 и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком.
    7 Когда эти знамения сбудутся с тобою, тогда делай, что может рука твоя, ибо с тобою Бог.
  8 И ты пойди прежде меня в Галгал, куда и я приду к тебе для принесения всесожжений и мирных жертв; семь дней жди, доколе я не приду к тебе, и тогда укажу тебе, что тебе делать.
   9 Как скоро Саул обратился, чтоб идти от Самуила, Бог дал ему иное сердце, и сбылись все те знамения в тот же день.
   10 Когда пришли они к холму, вот встречается им сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них.
   11 Все знавшие его вчера и третьего дня, увидев, что он с пророками пророчествует, говорили в народе друг другу: что это сталось с сыном Кисовым? неужели и Саул во пророках?
    12 И отвечал один из бывших там и сказал: а у тех кто отец? Посему вошло в пословицу:
    13 И перестал он пророчествовать, и пошел на высоту.
    14 И сказал дядя Саулов ему и слуге его: куда вы ходили? Он сказал: искать ослиц, но, видя, что их нет, зашли к Самуилу.
    15 И сказал дядя Саулов: расскажи мне, что сказал вам Самуил.
    16 И сказал Саул дяде своему: он объявил нам, что ослицы нашлись. А того, что сказал ему Самуил о царстве, не открыл ему.

      Позднее Самуил, по-видимому, попытался ограничить полномочия царя, отрицая его прерогативу отправлять культ Бога Израиля, которая должна оставаться в руках судьи-пророка.
      Именно здесь коренится причина разрыва между Самуилом и Саулом (I Сам. 15). После этого Самуил не пытался отменить царскую власть; вместо этого он тайно помазал на царство Давида, на которого ему указал Бог  но смерть его прервала  эти политические интриги.
      Но, она, тем не менее, все же  вызвала долгую, кровавую и затяжную борьбу  между царем Саулом и  «самозванцем Давидом  за  власть в Израиле.
     Которая,  неизвестно бы как закончилась, если бы  Саул вместе  со всеми своими тремя сыновьями (прямыми наследниками) не погиб в ходе очередной  битвы, а кровавый разбойник с большой дороги  Давид  стал  вторым иудейским  царем!!!!
   И вот как это было:
     1 И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя.
    2 И сказал Самуил: как я пойду? Саул услышит и убьет меня. Господь сказал: возьми в руку твою телицу из стада и скажи:;
    3 и пригласи Иессея и сыновей его к жертве; Я укажу тебе, что делать тебе, и ты помажешь Мне того, о котором Я скажу тебе.
…………………….
    11 И сказал Самуил Иессею: все ли дети здесь? И отвечал Иессей: есть еще меньший; он пасет овец. И сказал Самуил Иессею: пошли и возьми его, ибо мы не сядем обедать, доколе не придет он сюда.
    12 И послал Иессей и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем.
     И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он.
     13 И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму.

      И уже из выше наведенного фактического  материала  читатель, надеюсь и сам убедился в том, что все  «руководство Самуила» Израилем состояло преимущественно в посредничестве между Богом и Израилем.
 
     И как  посредник всегда , готовый выполнять повеления Бога  Самуил и вошел в иудейскую историю.

      И вот как это было:
     17 И сказал царь телохранителям, стоявшим при нем: ступайте, умертвите священников Господних, ибо и их рука с Давидом, и они знали, что он убежал, и не открыли мне. Но слуги царя не хотели поднять рук своих на убиение священников Господних.
     18 И сказал царь Доику: ступай ты и умертви священников. И пошел Доик Идумеянин, и напал на священников, и умертвил в тот день восемьдесят пять мужей, носивших льняной ефод;
    19 и Номву, город священников, поразил мечом; и мужчин и женщин, и юношей и младенцев, и волов и ослов и овец поразил мечом.
     20 Спасся один только сын Ахимелеха, сына Ахитува, по имени Авиафар, и убежал к Давиду.
    21 И рассказал Авиафар Давиду, что Саул умертвил священников Господних.
……………
   1 И умер Самуил; и собрались все Израильтяне, и плакали по нем, и погребли его в доме его, в Раме. Давид встал и сошел к пустыне Фаран.

         Могилой Самуила традиционно считается холм ан-Наби Самвил, возвышающийся близ въезда в Иерусалим по шоссе из Тель-Авива. Но этот вопрос крайне запутан и как кажется, автору  исторически не разрешим.
           Одни историки пишут, что  византийский император Аркадий в 406 г. перевез кости Самуила в Константинополь и поместил их в специально воздвигнутой церкви.
           Потом появилась версия, что настоящая могила Самуила в библейский город Рама был позднее неверно отождествлен с Рамлой.
           И уже в 1173 г. Биньямин из Туделы писал, что крестоносцы перенесли останки Самуила из Рамлы в ан-Наби Самвил.
            В средние века могила служила местом массового паломничества евреев, собиравшихся здесь 28 ияра традиционно считающегося днем смерти Самуила.
          Около 1730 г. турки закрыли пещеру и построили над ней мечеть, куда евреям вход был воспрещен.
           После Шестидневной войны доступ к могиле, прервавшийся в 1948 г., был возобновлен и с 1990 г. после завершения археологических раскопок ее территория была объявлена национальным парком.
           С конца 90-х участилось посещение могилы религиозными евреями, в частности жителями жилого района Рамот на севере Иерусалима, находящегося на расстоянии около двух километров от этого историко-культурного заповедника.

        А теперь правда о будущем царе Давиде которую не любят вспоминать, что эвреи, что христиане!
         Мол,  ну как же. Это же царь Давид. Он такая  душка» Он  и музыкант и поет  и т.д. и т.п.….

           И вот что написано в Библии о Давиде:
   2 И встал Давид, и отправился сам и шестьсот мужей, бывших с ним, к Анхусу, сыну Маоха, царю Гефскому.
   3 И жил Давид у Анхуса в Гефе, сам и люди его, каждый с семейством своим, Давид и обе жены его – Ахиноама Изреелитянка и Авигея, бывшая жена Навала, Кармилитянка.
   4 И донесли Саулу, что Давид убежал в Геф, и не стал он более искать его.
    5 И сказал Давид Анхусу: если я приобрел благоволение в глазах твоих, то пусть дано будет мне место в одном из малых городов, и я буду жить там; для чего рабу твоему жить в царском городе вместе с тобою?
     6 Тогда дал ему Анхус Секелаг, посему Секелаг и остался за царями Иудейскими доныне.
     7 Всего времени, какое прожил Давид в стране Филистимской, было год и четыре месяца.
      8 И выходил Давид с людьми своими и нападал на Гессурян и Гирзеян и Амаликитян, которые издавна населяли эту страну до Сура и даже до земли Египетской.
    9 И опустошал Давид ту страну, и не оставлял в живых ни мужчины, ни женщины, и забирал овец, и волов, и ослов, и верблюдов, и одежду; и возвращался, и приходил к Анхусу.
   10 И сказал Анхус Давиду: на кого нападали ныне? Давид сказал: на полуденную страну Иудеи и на полуденную страну Иерахмеела и на полуденную страну Кенеи.
    11 И не оставлял Давид в живых ни мужчины, ни женщины, и не приводил в Геф, говоря: они могут донести на нас и сказать:.
    12 И доверился Анхус Давиду, говоря: он опротивел народу своему Израилю и будет слугою моим вовек.
    1 Филистимляне же воевали с Израильтянами, и побежали мужи Израильские от Филистимлян и пали пораженные на горе Гелвуе.
    2 И догнали Филистимляне Саула и сыновей его, и убили Филистимляне Ионафана, и Аминадава, и Малхисуа, сыновей Саула.
    3 И битва против Саула сделалась жестокая, и стрелки из луков поражали его, и он очень изранен был стрелками.
     4 И сказал Саул оруженосцу своему: обнажи твой меч и заколи меня им, чтобы не пришли эти необрезанные и не убили меня и не издевались надо мною. Но оруженосец не хотел, ибо очень боялся. Тогда Саул взял меч свой и пал на него.
     5 Оруженосец его, увидев, что Саул умер, и сам пал на свой меч и умер с ним.
     6 Так умер в тот день Саул и три сына его, и оруженосец его, а также и все люди его вместе.
     7 Израильтяне, жившие на стороне долины и за Иорданом, видя, что люди Израилевы побежали и что умер Саул и сыновья его, оставили города свои и бежали, а Филистимляне пришли и засели в них.
     8 На другой день Филистимляне пришли грабить убитых, и нашли Саула и трех сыновей его, павших на горе Гелвуйской.
    9 И поворотили его и отсекли ему голову, и сняли с него оружие и послали по всей земле Филистимской, чтобы возвестить о сем в капищах идолов своих и народу;
     10 и положили оружие его в капище Астарты, а тело его повесили на стене Беф Сана.
     11 И услышали жители Иависа Галаадского о том, как поступили Филистимляне с Саулом,
    12 и поднялись все люди сильные, и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Беф Сана, и пришли в Иавис, и сожгли их там;
     13 и взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней.

          Ну и в заключение несколько строк о «САМУИ;ЛА КНИ;ГА» (Шмуэль), восьмая книга еврейской канонической Библии и третья в ее разделе так называемых ранних пророков Изначально единая книга, в Септуагинте и в Вульгатеона была разделена на две книги, получившие название I и II (из четырех) книг Царств.

          В еврейских рукописях Библии текст рассматривался как единая книга, и лишь с появлением печатной Библии в 15 в. деление на I и II книгу Самуила вошло в еврейскую традицию. Название книги в еврейском каноне не предполагает авторство Самуила, а очевидно дано потому, что Самуил — первая значительная личность, появляющаяся в повествовании.

         Основная тема книги Самуила — становление Израильского царства: биография Самуила до истории Саула (I Сам. 1–7); Самуил и Саул (I Сам. 8–15); Саул и Давид (I Сам. 16–31); приход Давида к власти (II Сам. 1–8); продолжение истории Давида (II Сам. 9–20); дополнения к рассказу о правлении Давида (II Сам. 21–24; однако продолжение истории Давида, его старости и воцарения Соломона входит уже во II книгу Царей, главы 1–3).

           Главная цель «книги Самуила» — попытка (естественно сделанная иудейскими талмудистами задним числом) критического осмысления событий, связанных со становлением монархии как института национально-религиозного значения.
         Этот подход виден в построении повествования, ставящего ряд исторических вопросов, и прежде всего — было ли установление царской власти Божьим даром или богоотступничеством (I Сам. 8).
           Но если  читатель считает, что данную книгу написал сам пророк Самуил, то тут он ошибается.
          Книга Самуила не принадлежит перу одного автора, а сам уже написанный  текст  затем неоднократно подвергался неизвестными переписчиками  дополнительной редактуре.
           Основным методом составителей, очевидно, была компоновка материала в более или менее хронологическом порядке, что часто требовало членения используемых источников и перегруппировки их частей в соответствии с логикой и хронологией.
          Большинство исследователей придерживается мнения, что источники, использованные при составлении книги Самуила книги, включали сказания о детстве Самуила, повествование о Ковчеге Завета, о становлении монархии — о событиях в Мицпе, Раме и Гилгале, рассказы о Давиде, историю событий при его дворе, а также дворцовые архивы, пророчества, стихотворные композиции (например, плач Давида о Сауле и Ионатане, II Сам. 1:19–27). 
       В общем, весь тот материал, которым не мог при своей жизни воспользоваться сам Самуил.
       Жизнь и деяния Самуила многообразны и сами по себе интересны.
       Но нас интересуют только его талант ПРОРОКА!
       И вот тут все сложно. Ибо сам САМУИЛ ничего не пророчествовал. Он был кем угодно, но не ПРОРОКОМ в прямом смысле этого понятия.
          И вот тут  между Богом ИЕГОВОЙ и САМУИЛОМ  состоялся вот такой договор.

          7 И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними;
          8 как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою;
          9 итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними.
         10 И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя,
      (Вот эти слова  указывают на тот важный факт, что САМУИЛ не был пророком он всегда выступал  посредником между Иеговой и иудейским народом!
        Причем  Самуил  предостерегал народ от опасностей деспотизма, обычного при монархическом режиме, но народ, утомлённый безначалием, готов был идти навстречу даже и этим опасностям, только бы иметь твёрдую власть, и отвечал Самуилу: «нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы; будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести наши войны» (1Цар. 8:19-20).

   И как посредник  всегда точно выполнял отведенную ему роль!

   А воля Бога Иеговы была такова:
      11 и сказал: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и [сделает] всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его;
    12 и поставит [их] у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его;
     13 и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы;
      14 и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим;
     15 и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим;
     16 и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела;
     17 от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами; 18 и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда.

          Так завершился в истории Израиля период правления судей, последним из которых был Самуил и  начался период царств….
      
                (конец ч.8-2