Каиново семя-2. Циклон и Барсук

Ирина Комова
В 1986 году в СССР существовало две службы воздействия на погоду - гражданская и военная. Тот факт, что разгоном облаков над Беларусью занималась не гражданская служба, а именно военная - уже показывает, что акция была секретной, не подлежащей огласке.

Официально Ту-16 «Циклон» называли метеолабораторией. Хотя логичнее назвать этот самолет метеорологическим бомбардировщиком. И машина, и условия эксплуатации были уникальными. Ту-16 в своей повседневной жизни известен в мире под названием Badger – «Барсук». Это первый советский серийный дальний бомбардировщик со стреловидным крылом. Для своего времени «Барсук» был серьезным «зверем»: нес ядерные бомбы и ракеты, вооружен семью пушками, развивал скорость до 990 км/ч и имел практический потолок около 12 тысяч метров.

О подразделении «Циклон» официальные источники сообщают крайне скупо. Читаем историческую справку: 
«В начале 70-х в СССР в рамках создания метеолабораторий было решено переоборудовать бомбардировщики Ту-16. Самолеты Ту-16 «Циклон-Н» предназначались для активного воздействия на облака, а также для исследования термодинамических параметров атмосферы.
В 1986 году самолет Ту-16 «Циклон-Н» принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС".

Собственно, это все, что можно узнать из открытых источников. «Принимал участие»... А как - принимал? И, собственно, для чего в Чернобыле нужны были бомбардировщики?

Весной 1986-го над Чернобылем вся основная работа легла на плечи вертолетчиков. Именно они «тампонировали» реактор. Это правильный термин, говорить надо именно так. Но первые экипажи вертолетов ВВС получили официальный приказ вылететь именно на тушение ядерного пожара.
Переобученными оказались свыше 1400 военных вертолетчиков.

С поставленной задачей ВВС справились, но уже осенью возникла новая беда. Пыль с «грязных» территорий сезонные циклоны погнали на восток. Под угрозой радиоактивного заражения оказались густонаселенные области: от Каспийского моря до Москвы, включая саму столицу. Нужно было что-то делать. И делать очень срочно.
«Остановить» радиоактивный ветер вертолеты не могли. Для этих целей было принято решение использовать специальные бомбардировщики отряда «Циклон».

22 апреля 2007 года в эфир телеканала «Би-Би-Си-2» вышел документальный фильм «Наука о суперштормах». В фильме приведены слова российского военного летчика майора Алексея Грушина о том, что он участвовал в операции, целью которой было создание искусственных осадков над  районом Чернобыля, чтобы «смыть» радиоактивные частицы и не дать им распространиться в сторону крупных населенных пунктов — прежде всего Москвы. По утверждению российского летчика, в воздухе распылялся иодид серебра, который способствовал выпадению радиоактивных осадков на территории Беларуси.
Это же он утверждал в интервью в «Неделе».
Об осажденных осадках написал в своих мемуарах и Горбачев.

Алексей Грушин:
«... Часть артиллерии с самолетов сняли, в бомбоотсеке разместили так называемый комплекс кассетных держателей спецсредств.
Представлял этот комплекс собой 940 стволов калибра 50 мм. Снаряжался специальными патронами, начиненными йодистым серебром. Чтобы нам было легче представить эффективность этой системы, скажу, что одного патрона хватаю для того, чтобы сделать «дырку» в облаках радиусом в полтора километра.»

Прерву цитату, чтобы разъяснить слова Грушина: облако на полтора километра выпадало мгновенно дождем на землю, очищаясь от влаги.

«- Разрабатывались специальные метеорологические бомбы, но от них по каким-то причинам отказались. Зато на балочных держателях под крылом Ту-16 подвешивались контейнеры для распыления цемента марки «600».
- Но цементом его можно было назвать условно. Вещество фактически тоже являлось химическим реагентом. «Цемент», как и патроны с йодистым серебром, предназначался для рассеивания облаков, т.е. мгновенного выпадения в виде осадков.
- Работа была каторжной. В среднем летали два-три раза в неделю. Каждый вылет длился около шести часов. И, как правило, в стратосфере. На борьбу с «чернобыльскими тучами» летали оба экипажа отряда «Циклон», но всегда на одном и том же Ту-16».

Профессор Иван Никитченко, который в 1986 году был заместителем министра сельского хозяйства БССР, в интервью БелаПАН отметил, что после аварии на ЧАЭС по распоряжению властей, наоборот, "сдерживали образование дождевых туч в течение месяца, может быть, даже больше". Для этого самолеты действительно распыляли в воздухе азотно-кислое серебро. «Утверждение майора соответствует действительности, только назначение этого распыления он не понял, - сказал И.Никитченко. - Все это делалось для того, чтобы как раз не дать собраться дождевым тучам».

Умышленно или нет, но профессор вводит в заблуждение.
Однако, ФАКТ существования «Циклона» и его манипуляции с облаками, он признал безоговорочно.

Посмею усомниться в словах профессора, ибо распыление серебра в облаках как раз вызывает дождь, а не препятствует дождю. Мало того, это заявление Никитченко звучит совершенно странно: как это - летчик не мог знать цели своего задания? Он думал, что дождь вызывает, а на самом деле боролся с дождем? А глаза у него были закрыты? Это глупость.

Механизмы управления погодой просты: сосредоточение частиц влаги в облаке ведет к появлению осадков, рассредоточение - к невозможности их образования. Если вы хотите не допустить дождя, то следует рассредоточить влагу в облаке - для этого достаточно несколько раз пролететь через него на самолете или оказать иное воздействие (взрывы и пр.). Но если вы хотите вызвать дождь, то для этого нужно вызвать конденсацию влаги, для чего очень хорошо подходят пары (пыль) серебра, провоцирующие образование дождевых капель. Этот метод успешно использовали в США еще в 18 веке, когда разжигали костры, дым которых содержал мельчайшие частицы серебра.
Поэтому совершенно понятно, что когда речь идет о распылении азотно-кислого серебра, то это означает ТОЛЬКО вызывание дождя.

И поражает, что жители Гомеля считали, наивные, черный дождь потому черным, что радиация в нем была. На самом деле он был над Гомелем потому черным, что летчик майор Алексей Грушин над этим городом распылял снаряды с йодистым серебром, чтобы радиоактивные частицы, летевшие в сторону Москвы, пролились дождем не над Москвой, а над Гомелем. Дождь был из йодистого серебра - потому и был черным. А вот радиация цвета не имеет.

Григорий Крученица, заведовавший в 1986 году отделом контроля активного воздействия Центральной аэрологической обсерватории (Москва, Россия):
«Нельзя «не пустить» радиоактивность в какую-либо сторону, создав дожди. Это, повторяю, невозможно».

С этим никто и не спорит - ибо радиоактивность не распространяется сама по себе, а нуждается в своем носителе. А вот носители радиоактивности вполне можно остановить - вопреки утверждению, что «практически невозможно препятствовать распространению в атмосфере аэрозольных частиц, находящихся в твердой фазе». Это пару пылинок остановить невозможно из-за их малости. А вот когда горит реактор и выбрасывает в небо радиоактивную пыль - именно ПЫЛЬ, то тут ситуация совсем иная. Это не аэрозольные невидимые частицы и не некие якобы автономные изотопы, как нас убеждал Г.Крученица, а вполне осязаемые продукты горения - огромная, на сотни километров, черная туча. Ее видно было даже из космоса.

Это облако раскаленной пыли, поднятое огнем атомного пожара на чудовищную высоту, при ясной погоде могло оставаться в воздухе неопределенно долго. А вся проблема была в том, что траектория движения этого облака указывала в сторону Москвы. И усугублялась проблема тем, что по мере его приближения к Москве погода была как раз не ясной - там был грозовой фронт. Специалисты (и даже не специалисты) были обязаны понимать, что именно там, в этом грозовом фронте перед Москвой и над Москвой это пылевое облако и должно быть смыто на землю осадками.

Ту-16 по определению является самолетом прошлого века. С формальной точки зрения уникальные методики создания и рассеивания облаков отряда «Циклон» также технологии XX века. Тем не менее бомбардировщик, созданный в 1953 году, обладал способностью совершать полеты продолжительностью до 7 часов и наносить «удары» по ненужным облакам из стратосферы. Применение реагентов осуществлялось из пилотской кабины, для чего нужно было лишь нажать одну кнопку.
Сегодня для того чтобы защитить столицу от дождя в дни всенародных праздников, реагенты разбрасывают с бортов «Анов», чьи характеристики на порядок скромнее легендарных «Тушек». Никаких кнопок, кассетных держателей и метеорологических бомб.

На борьбу с «чернобыльскими тучами» летали оба экипажа отряда «Циклон», но всегда на одном и том же Ту-16. В общей сложности бомбардировщик совершил 12 вылетов. В 8 из них командиром был майор Грушин.

Отряд расформировали в 1992 году. «Чернобыльский» бомбардировщик к тому времени отлетал свой ресурс и стоял «на приколе» в Чкаловском. Про «радиоактивный» самолет откуда-то прознал местный «Гринпис». По легенде, «зеленые» приехали на аэродром, пробились к командиру, закатили скандал. После этого «тушку» утилизировали.
Алексей Грушин говорит, что это может быть правдой. Техник лично ему рассказывал, что под самолетом даже трава не росла.

В отряде «Циклон» служили сорок человек. Кого-то уже нет. Многие стали инвалидами: у пятерых вырезаны желудки, один потерял ногу. Здоровье самого Грушина к 1997 году ухудшилось настолько, что офицер был вынужден передвигаться на костылях.

Вызывают ли сочувствие те, кто выполнял преступные приказы? Лично я им и их близким ничего хорошего не желаю. Каиново семя. В конце концов, гестаповцы тоже просто выполняли приказы, побольше уголька им под сковородку.

28 апреля2006 года в штабе дальней авиации участникам ликвидации чернобыльской катастрофы вручили награды. Алексей Грушин в числе 17 офицеров ВВС удостоен православного ордена князя Дмитрия Донского.