Уходящее лето

Енаки Анжела
               

                У Х О Д Я Щ Е Е    Л Е Т О





Жоржу Кош был старым человеком. Две радости, которые, как казалось ему он заслужил — просыпаться утром и видеть сны — начали творить с ним что-то странное. Они стали меняться местами. Ночью он просыпался. Днем видел сны. В этом он видел какое-то предзнаменование. Что-то перевернется в его доме, а может, думал он, в мире? И почему это на старости лет он должен об этом знать?
Жоржу решил протестовать. Он расставлял пустые ведра, надеясь этим привести в тупик того кто придумал столь неприличный способ изменить его жизнь. Как только он слышал звук падающего ведра — бежал и смотрел издалека. Ему казалось, что именно в это время неизвестное существо становится видимым. Оно становилось видимым, но прикрывалось то рыжей курицей, то умной вороной.
Что заставило Жоржу Коша поливать в этот день? Он не знал. Двое мужчин сидели под кустами смородины рядом с металлической сеткой соседнего с Кошем огорода. Они были пьяны и о чем-то громко мечтали.
Прожитая жизнь,- говорил один.- это о том, что вот ты прожил, а теперь можешь жить в два раза больше.
-Я выпил,- продолжил второй.- стакан красного вина и почувствовал, что вот здесь где переносица, внутри что-то открылось.- он потрогал нос. Он был мокрый и розовый.
Жоржу вчера пел о пчеле летящей к цветку.- первый мужчина сорвал ягоду.- Не влюбился ли он в дочь Кристиана Праза, живущую через три дома по улице вниз?
А, что ему еще остается делать?- второй мужчина лег и смотрел сквозь ветви смородины на собаку, наблюдающую за овцами. Под кустом было темно, сухо и покойно.- Если он не смог полюбить в тридцать один, то в шестьдесят один — это не поздно, а уже его долг.
Жоржу Кош имел автомобиль. Трофейный. Трофейным, не в смысле отобранным, а подаренным.  Дарить Жоржу Кошу считалось добрым знаком. Это было почти суеверие села. Но дарили ему только самое нужное. Заходили к Жоржу в гости, чему он первое время удивлялся, потом вспоминал свою мечту и никому не говорил ее.
Ему помогали в том, что было очень нужно. Чинили забор. Убирали хлев. Покупали электрические лампочки. Дарили выносливого и умного щенка. Потом исчезали и не появлялись до другой острой нужды.
Это тоже было частью ритуала, не дружить.  А Жоржу Кош мечтал уехать. Но как только он появлялся на месте отправления рейсового автобуса без сумки, с яблоками и хлебом в карманах — первое, что он чувствовал своими большими руками — это осуждение. Все молчали, но он понимал, что уезжать ему нельзя. Возвращаясь он делал круг, обходя столярную мастерскую и конюшню.
Его давний друг и враг, стоящий в глубине большого двора, крикнул ему:
Когда-нибудь у тебя получится
Получится. - ответил Жоржу. Он понимал, что должен найти ту тропинку, которая не возвращается к его селу. Но вот куда она должна была вести, ему было неизвестно. Он даже пытался представить невидимый клубок зовущий за собой по этой мягкой и незнакомой дороге.
У Жоржу была привычка: до всего дотрагиваться. Он был настолько несчастен, что верил только рукам. Он верил: мир чудесен, но вот насколько нужно понять руками. А руки были небольшие и морщинистые.
Однажды ночью кто-то постучал. «Почему не лает собака?» -  подумал старик. Стук был тихим.
-Кто?- спросил он. За дверью кто-то вздохнул и, кажется, начал плакать. Жоржу почувствовал ночь без звука. Он долго открывал дверь. Снял засов. Открыл висевший замок. Перед ним стояла невысокая пожилая женщина.
-Жоржу,- сказала она.- Я, знаю, ты можешь помочь.
-Чем?- грубо спросил он.
-У меня внучка беременна, а он уехал в город. Ты должен найти, убить и принести голову. Повешу на самой высокой жердине. Пускай все смотрят.
-Возможно, Юстинианна, не все так просто.
-Можно поговорить с тобой?- Женщина повернулась, и кого-то быстро-быстро поманила рукой. Из темноты к дому выбежала девушка.
-Почему молчит собака?- спросил Жоржу.
-Я ей спела колыбельную.- сказала Юстинианна, зайдя в дом. Девушка пошла за ней в след. Жоржу погрозил пальцем перед ее лицом. Девушка усмехнулась.
Они сидели в комнате, окна которой выходили в огород. В комнате была дровяная плита, печь, кровать и обеденный стол.
Юстинианна достала из платяной сумки хлеб, круги брынзы, окорок, пластиковые бутылки с вином.
-Пойми,- заговорил Жоржу.- Я никогда не был в городе.
-Я тоже.- сказала Юстинианна.
-тоже.- девушка прилегла на кровать.
-Ты чего легла?- закричал Жоржу.
Девушка лежала: «Он обещал приехать в белом большом автобусе. Занавески — красный плюш. Это будет наш дом. Мы будем всю жизнь путешествовать.» Жоржу и Юстинианна подошли поближе и посмотрели на нее. Маленькой женщине понравилось, что на нее смотрят. Она потянулась, изогнулась.
-Зачем он тебе нужен?- Жоржу отошел и погладил висящее пальто. Оно было новое, недавно подаренное.
-Хочу с ним поговорить и на прощание поцеловать.- девушка уснула. Жоржу и Юстинианна сели за стол одни.
-Юстинианна, ты хочешь, что бы я отсюда уехал?
-Нет, но хочу, чтобы ты мне помог.
-Я человек слабый. Подумай, смогу ли я защитить твою внучку?
-Я не прошу от тебя того,  чего ты не сможешь. Ты — счастливый.
-Мое счастье не в свершенном. Юстинианна, могу ли я ехать не поняв, зачем я жил здесь?
-Для меня, Жоржу, ты жил здесь, что бы помочь моей внучке.
-Ты, думаешь, что я смогу. Автобус в соседнем селе. К пяти утра надо успеть.- Юстинианна разбудила внучку. Старик уложил черный костюм в желтую полоску. Белую, зеленую, розовую рубашку.
-Юстинианна,- попросил Жоржу.- Присмотришь за собакой,курами и кроликами?- он выключил свет, закрыл дом, включил фонарик.
Они прошли по двору. Жоржу закрыл ворота. Дал ключи женщине. Вступили на дорогу. Почувствовалось тепло людей в знакомой темноте.
Дорога любви. Они перешли через глубокий ручей. Долго поднимались по тропинке на холм. На вершине они остановились. Что может быть роднее неизвестности? Она шла рядом и была единственным родным чувством соединяющим опозоренную любовью девушку и испуганного старика.
Спустились с холма и пошли по дороге, огибая село с левой стороны. С этой стороны лес молчал. Дорога была сухой. Девушка и старик шли босиком.
-Вивисана,- спросил старик.- Ты лентяйка?
-Я, мош Жоржу, могу пронести ведро воды нисколько не пролив, даже, если мне навстречу бегут дети.
Они увидели колодец.
-Колодец на окраине — это для человека идущего.- Жоржу остановился. - Давай скажем спасибо тому кто его оживил.
Они подошли к нему. Вивисана дотронулась до мокрых досок. След от пальцев стал светлым. Потом погас:
Неугасимая звезда упала в этот колодец. Светит и жжет.- Жоржу Кош сидел и слушал Вивисану:
-Как зовут его?- спросил он.
-Дивинэ.- она была спокойна.
Это женское имя.- Жоржу передался ее покой. Вивисана взглянула на старика:
Жоржу, а ты мог бы меня полюбить?- спросила она.
-Бесстыдная ты.- старик отдыхал.- Пойдем.
-Идемте.- Вивисана перекинула через плечо сумки.
Пройдя немного по дороге они увидели тропинку. Ступили на нее. Девушка шла впереди. Старик не отставал. Тишина черного леса. Можно было даже петь.
-Куда идете? - спросил неуверенный голос рядом. Вивисана вздохнула и не сделав лишнего движения легла на землю. Жоржу решил сказать слово:
-Я тебе покажу «Куда идете?» - кулак старика собрал темноту и почти засветился.
-Развяжите меня. Я устал.- голос не испугался того, что его могут спросить.
Старик нашел Вивисану. Она спала.
-Вивисана, Вивисана.- позвал старик.- Вставай. Поможем человеку и пойдем дальше.
Девушка вспомнила и закричала, затихла. Молчали все трое. Лес дышал. Старик фонарем осветил привязанного к дереву молодого мужчину.
-Вам больно?- спросил Жоржу.
-Старик, я бандит.- сказал привязанный.- Удивляюсь, почему они меня не добили.
-Боюсь помогать тебе, но не должен и судить тебя.- старик искал узел.
Мужчина начал подниматься держась за дерево.
-Вина.- попросил он. Ему дали маленькую канистру. - Не бросайте меня.- попросил он.
Старик, девушка и бывший бандит продолжили прерванный путь. Сердце ждало рассвета. Бандита звали Ваня. Он был уставшим, некрасивым и босым. А в городе без обуви появляться опасно. Жоржу теперь думал о том, как одеть его.
«Просить неудобно, надо бы купить новое.» думал он, «Ботинки. В городе носят ботинки.» Лес менял свой цвет. Из невидимого черного, он дарил глубокий серый.
-Рассвет.- молодой мужчина учился экономней делать шаги.- Я знаю, что такое лес. Он заманивает тебя. Потом сводит с ума.
-Лес любит незаметность.- Вивисана оглядывалась по сторонам. Она чувствовала рождение. Она пыталась его не пропустить. Первым проснулся цвет. Он был металлически-зеленным. Показалось, что неизвестная птица спросила:
-Который час?
Другая посмеялась над ней:
-Ты же все проспала. Ты ночная птица.
-Ах, ты сплетница!- закричала первая.- Ты  не умеешь разбираться даже в зимних и летних птицах.
Да нет, это твой шумный полет заставил меня ночью проснуться.- ответила неизвестная вторая. Много невидимых птиц начало крича возмущаться или смеяться.
Лес,который начался ночью, закончился утром.
В лесу я за тебя отвечал. Здесь ты свободен.- Жоржу говорил с Ваней.- Если пойдешь с нами слушайся меня.
-Слышу ли я тебя?- спросил спутник.- Слышу. Если вы согласитесь принять мою помощь, я покажу вам море. Сначала помогу, потом покажу.
-Я знаю, что такое море. Оно мне снилось.- Вивисана остановилась. Она рождала противостояние.
-Думаю, что смогу вам помочь. Я знаю тайную жизнь города.- Ваня стоял на мягкой грунтовой дороге и солнце согревало его левое ухо.
-Ты нас обманешь. И денег у нас не так много.- Вивисана вытащила узелок. Дед Жоржу замахал руками. Ваня улыбнулся и сказал:
-Для города нужно много денег. Их нужно одолжить.- он посмотрел на моша Жоржу.- Мош Жоржу, у вас есть жена?
-Сопляк.- спокойно отозвался дед.- Когда найдешь горькую гроздь винограда — выжми из нее сок. Пускай забродит. Выпьешь зимним рассветом. Тогда спрашивай меня об этом.
Мош Жоржу, недалеко живет старая дева. Красивая. Вы могли бы пообещать стать ее мужем. У нее есть деньги. Ее спрашивают, для чего они ей. Детей, мужа нет. Она говорит: «У меня муж будет. Ему я и отдам деньги».
-Тебя она не подпустила к ограде?
-Да, она сказала, что мне нужны деньги. - Иван задрожал.
-Ты предлагаешь мне обмануть ее?- мош Жоржу смотрел на мальчишку и кажется понимал его.
-Ты не сможешь ее обмануть.- сказал Ваня.- А, я хочу проверить.
-Зачем?- Вивисана сидела на сумке.
-Я вожу к ней мужчин. Она забрасывает нас козлиным пометом.- он посмотрел на Жоржу.- Тебе интересно?
-Зачем ты это делаешь?- спросил старик.
-Старик, я добивался любой женщины. А потом унижал ее.- Ваня становился водой.- Шутка.
-Ты ее любишь. Зачем ведешь к ней меня?- Жоржу ребенок.
-Что бы жить в городе не работая нужны деньги. Она тебя к себе не подпустит.
Ваня, уходи от нас.- Вивисана встала.
-Мой тебе совет,- Жоржу взял сумки.- Люби ее, роди детей и забудь о том сколько ты совершил зла. Она тебе простит.- Старик и девушка пошли по дороге.
-Вы, не можете меня бросить!- закричал Ваня.- Я вам нужен. Он побежал за стариком и девушкой. Они молчали. Поднялись на холм.
-Отдохнем-те.- сказала Вивисана. Сели под орехом. На скошенную траву. Вино, сыр, лук, варенный картофель, вода. Вивисана легла. Жоржу закурил. Ваня закурил тоже.
-Расстанемся?- предложил Жоржу. Вивисана повернулась спиной.
-Дед, я жестокий, но не подлый.- Ваня от удовольствия прищурил глаза.- Скажи, что вам нужно в городе.
Он приезжал на белом автобусе, показывал цветные картинки, он любил ее. Хочу проверить, крепка ли любовь?
Ваня больше ничего не спрашивал. Они снова шли по дороге. Единственным собеседником было солнце. Позади них просигналила машина. Это была дорогая машина. За рулем сидела молодая женщина. Она остановилась.
-Вам помочь?- спросил Жоржу.
-Я живу в этом селе уже месяц, но солнце здесь как только садится на западе, тут же восходит на востоке. Почему? - у женщины были неестественно светлые волосы и карие глаза.
-Ты боишься ночи.- Вивисана смотрела глазами бедной цыганки, подошедшей к белой богатой женщине.- Ты боишься быть с мужчиной, который рядом.
-Мы занимаемся любовью днем. Он рад, что у меня нет ночи. Дети зачинаются ночью.- женщина смотрела на Жоржу.
Вивисана отвернулась. Она улыбалась своему счастью. Бедная цыганка богаче.
-Я подарю тебе ночь.- Ваня наклонился и заглянул в машину.
-Мы с моим мужчиной разберемся сами.- женщина повернулась к Жоржу.- Вам нужно в город?
-Нам нужно к поезду.- старик увидел ее красивые глаза.
-И куда он вас довезет?- спросила незнакомка.
-До города.-ответил Жоржу.
Садитесь, друзья. Я довезу вас быстрее поезда.- она вышла из машины. Взяла Жоржу за руку и посадила рядом с собой. Сумки уложили в багажник. Вивисана и Ваня сели сзади.
-А вы нас точно привезете в город?- спросил Ваня.
-Хочешь знать где твое счастье? Я не умею предсказывать.- машина тронулась, поднялась на вершину холма.
Когда машина подъехала к выбеленным одноэтажным станционным домам, она не останавливаясь свернула на широкую асфальтовую дорогу. Машина начала набирать скорость.
Жоржу смотрел в боковое зеркальце. Смотрел на изгибы и внутренние тайники машины. какое-то желание лепило эти формы. Старик рассмеялся. Это было желание унизить человека сидящего в машине.
-Могу вам возразить только тем, что машины умеют разбиваться.- женщина смотрела на дорогу немного наклонив голову.
Вивисана удобно спала положив голову на мягкую кофту у окна дверцы. Ваня наклонился вперед, смотрел на дорогу из-за спины Жоржу. Навстречу шел поезд. Он быстро, холодно и упрямо прошел мимо.
Вивисана вскрикнула:
-Я видела во сне поезд.
-Поезда бывают разные.- женщина посмотрела на девушку в зеркальце.- Встречными, молчаливыми, стальными...
-Мой поезд был молчаливым и из лоскутов ткани.- серьезно вспоминала Вивисана.
-Девочка, поезд твой друг.- Жоржу говорил мягко.- И тебе не нужно бояться вздрагивания земли.
-Он был утренним.- Вивисана вынула белую брынзу, хлеб. Отломила и раздала.
Ваня смотрел на женщину за рулем. Ему показалось, что она исчезает. Он дотронулся до воздуха. Женщина повернулась, посмотрела на него, отвернулась. Она вела машину. Ваня облокотился на спинку заднего сиденья.
-Я, чувствую себя  очень одиноким.- сказал он.
-Прими это спокойно.- сказал Жоржу.
-Старик, ты хочешь быть мудрым, а я хочу быть живым.- Ваня смотрел на поля и холмы.
Тоска свободы. Женщина за рулем молчала. Ваня положил голову на колени Вивисаны. Девушка посмотрела на него. Она и не оттолкнула, и не дотронулась до него.
-А если вместо города, мы приедем к морю?- спросила Вивисана.
-Такое может произойти только если вы беременны.- ответила женщина за рулем.
Жоржу снял шляпу. О посмотрел в зеркальце заднего вида. Мир — угольник, тропинка, ветер. Все открыто, все смотрит.
Вивисана притянула к себе холщовую сумку, раскрыла и вытащила оттуда плацынду.
-Вы хотите есть?- она дотронулась до плеча женщины.
-Если у вас есть салфетка.- женщина посмотрела на Жоржу.
-Газета.- старик достал ее из кармана.
Машина остановилась у обочины. Девушка раздала плацынды. Рядом рос сливовый сад. Ваня открыл дверцу, вышел из машины. Вивисана открыла дверцу, но осталась сидеть. Жоржу вышел из машины.
Легкий ветер. Тучи. Далеко сзади, по дороге приближалась машина. Наполовину она была металлической. Наполовину неизвестно извилисто-изломанной индивидуальной утонченной древесно-травянистой книгой страниц сцепившихся ломающих и ласкающих друг друга.
Машина остановилась рядом. Водитель открыл дверцу, спрыгнул. Обошел свою машину. Остановился.
-Вас ищет муж.- сказал он женщине со светлыми волосами.
-Я обещала этим людям, отвезти их в город.
-И больше ничего?- спросил мужчина.
-Вы поедете с нами?- Женщина улыбнулась.
-Если я не помешаю?- мужчина кивнул головой и улыбнулся.
-Вы будете за мной следить?- женщина поправила волосы.
-Да, если вы позволите.- мужчина смотрел на женщину с обесцвеченными волосами.
-Возвращайтесь домой .- сказал Жоржу.
-Я вам больше не нужна?- спросила женщина.
-Я за вас отдам жизнь, но боюсь защитить вас не смогу.- Жоржу при своем невысоком росте казался красивым.
-Поэтому я вам и помогаю. Я тоже не смогу вас защитить. Может быть поэтому мы друг другу не навредим?- женщина улыбнулась.
-Ля-ля-ля!- закричал Ваня.- Нашей компании прибавилось.
-Я хочу сливы. - сказала Вивисана.
-Я первый!- закричал Ваня. Он бежал прыгая и размахивая руками.
-Я второй.-сказал водитель неведомой машины. Исполненный худых движений побежал за Ваней.
Мужчины перебегали от одного дерева к другому быстро собирали сливы с нижних веток. Земля была сухой, колючей. Шум и покачивание веток.
Жоржу, расскажите зачем вы едите в город?- попросила женщина.
-Искать счастье.- сказал старик.
-Самое большое несчастье — это борьба.- женщина захватила губами кончики своих волос.
-Я — мужчина.- ответил Жоржу.- Я оставил свой дом. Наверное я — революционер, идеалист.
-Идеал.-эхом ответила женщина.- Я боюсь детей. Хочу и боюсь иметь детей. -Чувствую, что именно я решаю их судьбу. Моя мать меня не любит.
-Этот мир вечен.- улыбнулся Жоржу.
-Хочу сливы! - закричала Вивисана. Мужчины быстро и бесшумно бежали между деревьев.
-Ни одной не потеряли.- высыпали в платяной мешочек девушки.
Косточки выбрасывали в открытые окна машины. Машины неслись. Куда? Небесный город. Зачем? Найти кончину жизни, покой, любовь, совет? Побывать в цирке? Поголодать на вокзале? Кричать? Вечерний город. Круговорот праздника. Рождество. Давильня и тепло. Худая красота.
Они остановились под какой-то огромной шатающейся аркой. С нее свисали светящиеся гирлянды. Говорило радио. Негромкий женский голос вспоминал  о каменном пятиэтажном доме с маленькими комнатами, кухней, ванной и прихожей.
Дорога была широкой. Машин мало. Дома одноэтажные. Все сидели в машине и смотрели. Небо было красноватым. Фонари оранжевыми.
В воздухе над городом появилось два огромных разноцветных призрака. Один из них нагнулся, улыбнулся и помахал рукой. Жоржу помахал в ответ
Он не должен рассердиться на нас.- сказал старик. Ваня помахал тоже. Женщина завела машину.
-Он такой большой, сильный. Он никого не может обидеть.- шепотом сказала Вивисана. Машина поехала назад. Призраки начали танцевать.
-Они радуются.- тоже зашептал Ваня.
-Мы их объедем.- решила женщина с белыми волосами
-Неужели мы с ними так и не поговорим? - спросила Вивисана.
-Я не позволю говорить тебе с ними.- Жоржу хлопнул ладонью о приборную панель.
-Тихо! Сзади стена.- У Вани красивый округлый голос быстро опадающий и поднимающийся.
-Ломай ее!- крикнула Вивисана. Машина остановилась.
-Хорошо. Посмотрим.- сказала женщина за рулем.
Машина подумала. Она тронулась вперед и набирая скорость поехала навстречу качающимся призракам. Они расступились. Едущие открыли глаза. Жизнь светящихся точек. Вот, что первое увидели они. И все это отражалось на лицах. Казалось они летят наблюдаемые звездами.
Впереди зажегся красный свет. Машина снизила скорость. Остановилась.
-Почему вы остановились?- спросил Жоржу.
-Если в городе зажигается красный свет, то лучше всего замереть.- сказала остановившая машину.
-Я не могу замереть.- ответила Вивисана.
-Я устал.- повторил Ваня.
-Думаю, что в городе люди похожи на нас. У них есть кровати, у них есть дома. -Надо спросить, где нам найти наши кровати?- предложил Жоржу.
-Надо только выбрать дом.- думал вслух Ваня.
-Дом, где нас не предадут.- предполагает женщина за рулем. Машина трогается.
-Дом, где вход с одной стороны, а выход с другой.- выбирает Ваня.
-Остановите!- потребовал Жоржу. - Вот дом, который никому не нужен.
-Там только крыша?- спросила женщина.
-Кто сказал, что нам подарят еще и стены.- возразил Жоржу.- Скажем спасибо.
Вивисана будет спать в машине.- согласилась женщина.
-Мне будет страшно.- возразила девушка.
-Мы будем рядом.- рассердился Жоржу.
-Рядом ходят много людей и все будут заглядывать.
-Мы выключим свет и тебя никто не увидит, как упавшее в воду стеклышко.- девушка промолчала. Выключили свет.
-Спокойной ночи.- сказал кто-то в машине. Может и не сказал.
-Я люблю.- продолжила Вивисана.- Какие одинокие пугающие деревья.
Утром незнакомый мужчина заглянул в машину и посмотрел на не нашедшую дом. Девушка спала. Он ушел. Начало светать.
Женщине с белыми волосами снились синие цветы. Они были бархатными и жили в двухмерном мире. Цветы качались только на две стороны света.
Жоржу снилось молоко в миске. Оно подрагивало.
Вивисана проснулась. Ударилась лбом о стекло дверцы. Посмотрела. Луг. Травы.
-Одна.- девушка улыбнулась. Открыла дверцу машины. Вгляделась. Деревья. Дома. Странные дома. Много окон. Она смотрела на город закрытый деревьями.
Подошел Ваня. Заглянул. Улыбнулся. Ушел. У другой дверцы стоял старик Жоржу. Открыл ее. Сел.
-Доброе утро, мош Жоржу.- сказала девушка.
-Доброе утро.- быстро ответил старик. Он повернулся к ней.- Ты знаешь, где он живет?
-Нет.- ответила Вивисана.- Но он говорил, что если в городе сломается дорогая или красивая машина, то найдут его.
-Как просто.- сказал Жоржу.- Надо найти красивую машину и поломать.
-Нас за это не будут ругать?- Вивисана смотрела на профиль старика.
-Зачем ты хочешь его найти?- спросил он.
-Мне его жалко.
-Я всегда боялся кого-то рядом. Всегда был один. Разве это плохо.
Женщине тяжело быть одной.
Интересно в городе такое же горячее солнце как и там на дороге?
Наверное здесь многое без смысла. И солнце тоже.
Подошла женщина с белыми волосами, села в машину:
-Мне здесь страшно.
-Спасибо за то, что нас сюда привезли. Уезжайте домой.- Жоржу поцеловал ей руку.
-Я дам вам денег. Только не показывайте их никому. Вас могут ограбить или убить. Я Ваню не знаю. Он может вам помочь, может помешать.- извиняясь говорила женщина.
-Он злой, но он не предаст.- успокоившись, сказал старик.
-Предательство не намеренно, по наивности.- Вивисана мечтает.
-Я за ним следила.- женщина повернулась к девушке.
-Он красивый, правда?- Вивисана повернулась и посмотрела в парк.
-Он самый лучший, кого я знала.- женщина улыбнулась.
-Не уходите.- попросил Жоржу.
-Тогда едемте.- сказала она.
-Без Вани?- спросил Жоржу.
-Я верю в судьбу.- женщина с белыми волосами горда.
-Если мы его подождем, то будет судьба.- старик мягко дотронулся до ее руки. На капот машины села птица. Покачалась и взлетела. Женщина завела машину. Поехала. За ней другая.
Ваня сидел в другом конце парка на скамье. Он наблюдал голубое облако лежащее на круглом фонтане. Две машины ехали по городу покрытыми тучами.
Упал камень. Эхо. Открылась дверь. Эхо.
Девочка лет восьми с растрепанными черными волосами стояла посреди дороги. Не совсем стояла. Она танцевала. Машины остановились
-Что?- спросила женщина за рулем.
-Это моя дорога.- ответила девочка.
-Я, хочу ее спросить.- потребовала Вивисана. Опустили стекло дверцы.
Высокий, красивый. Одно ухо больше другого. Молчит. Умеет любить.
-Знаю.- сказала девочка.- Он живет в этом доме. Доме безысходности.
-Что ты говоришь? В его душе живет радость. Я это чувствую.- Вивисана открыла дверцу. Вышла.
-Его боится весь город.- девочка покачивалась
-Моего любимого не может боятся весь город.- тихо протестовала Вивисана.
-Он сейчас здесь?- спросила женщина за рулем.
-Да, он спит.-  ответила девочка за рулем.
-Мы зайдем. Женщина открыла дверцу машины.
-Дадите денег — покажу где квартира.- девочка взяла край юбки и закружилась.
-И сколько стоит поговорить с тобой?- спросила женщина с белыми волосами.
-Я не продаюсь.- девочка подбежала и замахнулась на нее.- Это он любит себя показывать.
-Сколько стоит посмотреть на него?- женщина наклонилась и погладила волосы девочки у виска.
-Не трогайте меня. Я не люблю вас.- девочка заплакала. Женщина протянула ей денег:
-Поедем со мной. Я накормлю тебя. Одену. Будешь жить в моем доме.
-И я буду там спать?- девочка остановилась.
-Ты будешь иметь свою кроватку. Теплую и свежую.
-Мама?- спросила она.
-Попробую.- замолчала женщина.
-Как докажешь?- негромко спросила девочка.
-У меня нет детей.- улыбнулась женщина
-Детям плохо с большими.- девочка жалела ее.
-Мы поговорим с тобой. Идем?- женщина встала.
-Мои глаза тоже станут голубыми?- девочка потянулась рукой к лицу вставшей.
-Мы станем родными.- женщина немного испугалась.
-Я буду сидеть впереди.- потребовала девочка. Жоржу вышел из машины.
-Красивые дети, как я помню приносят несчастье.- старик боялся.
-Не все ли равно вам?- радость и женщина.
-Я должен найти ей мужа.- Жоржу показал на Вивисану. Вивисана смотрела на верхние окна. Слушала.
-Наверху?- спросила она.
-Да.- ответила девочка. Осматривала внутреннюю некрасивость машины. Жоржу нагнулся, нашел в машине шляпу. Девочка села на переднее сиденье. Поправил шляпу. Одел. Вивисана, Жоржу и женщина зашли в подъезд. Аккуратный и чужой.
Второй этаж, темная дверь. Она приоткрыта. Первой заходит женщина. Жоржу, Вивисана. В прихожей почти ничего не видно. В комнате рассвет.
За столом сидит юноша, почти мальчик.
-Я здесь живу один.- говорит он.- Моя жена пропала. В нашем доме начал появляться он.
-Кто?- спрашивает женщина.
-Красивый, бледный, страстный.
-Дивинэ?- спросила Вивисана.
-Правда красивое имя?- спрашивает юноша
-Вивисана подошла, поцеловала его в висок, прижала голову к его голове.
-Мы найдем его и спросим, зачем он это сделал?
-Зачем я знаю. Спросите, стало ли ему легче? Я ему доверял.
Женщина с белыми волосами увидела фотографию. Черные волосы. Серьезное лицо.
Что вы знаете о нем?- спросила Вивисана. Жоржу осматривал комнату. Он видел много ненужных вещей для дома, а важных нет. Нет ведра, нет запаха земляного пола, нет образов, нет топора.
-Где он живет?- спрашивала Вивисана.
Темный подвал, прозрачные белые занавеси, тишина и вода.
Вода темно-серая. Холодная.- Вивисана улыбалась и поправляла волосы сидящего.
 -Не делайте мне больно.- попросила юноша.
Жоржу убрал руки девушки.
-Ты будешь его искать? - спросил старик ее.
-Да,- ответила Вивисана.- Я хочу увидеть дно.
-я, что здесь делаю?- женщина с белыми волосами заметалась.
-Вы мне поможете.- позвала Вивисана. Женщина остановилась. Вивисана улыбнулась сидящему.
-Как вас зовут?
-Дуанель.
-Можно мы поживем у вас?
-Можно.
-Я буду платить за Вивисану.- Жоржу сел за стол.- Кто хочет остаться, платит за себя.
-Платить не надо.
-Что случилось?- спросил старик.- У меня есть деньги.
-Все посмотрели на него. Жоржу сел напротив:
-Знаешь как можно его найти?
-Я не волшебник. Он волшебник.
-Что ты помнишь?
-Он любил сидеть здесь, где сижу я. Хотите чаю?
-Крепкого и прозрачного.
Вивисана открыла окно:
-Идите наверх.
Шаги. Дверь. Появился Ваня.
-Мне здесь нравится.- охранитель путешественников подошел к креслу.
-Можно?- спросил он. Ему кивнули. Мужчина сел, облокотился и уснул. Женщина с белыми волосами укрыла его вязанным платком.
-Ваня.- Ваня подошел к Дуанелю.
-Дуанель.- юноша пожал ему руку.
-Где все?- спросила женщина с белыми волосами.
-На кухне. - Дуанель внимательно посмотрел на нее.
-Ваня, помогите мне.- попросила женщина.
Молодой человек пошел вперед. Открыл первую дверь.
-Это детская.
Третью.
-Это кабинет.
-А где кухня?
-Наверху. Там есть лестница.
-Как красиво.- Ваня и женщина поднялись. Жоржу вытащил партсигар.
-Можно?- спросил он.
-А мне?- спросил Дуанель. Старик кивнул головой. Вивисана легла на диван и уснула. Дуанель смотрел на неё.
-Кто она?- спросил он.
-Я защищаю ее.- ответил Жоржу.
-Я тоже должен защищать её?
-Ты это решишь сам.- старик серьезен.
-Что решать? Он один.- Дуанель улыбнулся старику.- Я буду помогать и вам и ему.
-А я посмотрю на мир.- старик засмеялся.
-Скажите. Он всех вас обидел?
-Нет. Они нам помогают.
-Деньги у вас есть?
-Нам помогают добрые люди.
Позвонили в дверь. Охранитель встал с кресла. Открыл дверь. Пожилая женщина махала листком бумаги.
Записка Дуанелю.- мужчина начал ловить бумагу. Посмотрела.
-Он живой? - спросила пожилая женщина.
-Да, он живой.- ответил мужчина.
-Я должна пройти и увидеть.
-Не боитесь?
-Надо же. Дуанель!- громко позвала соседка.
-Да!- ответила ей квартира. Юноша выглянул из-за мужчины.
-Что случилось?
-Как ты вырос.
-Вы Магда — наша соседка справа?
-Слева.
-Слева, с вашей стороны. Хотите чаю?
-Да. И немного меду.
Женщина заглянула в комнату. Старик встал.
-Вы кто?- спросил он.
-А-а.- старуха махнула на него руками.
-Но почему же? Я не знаю вас.- Жоржу приложил руку к груди.
Дуанель, кого ты впустил в дом?- строго спросила пожилая женщина.
-Вас.- улыбнулся молодой человек.
-А кто эти люди?
-Призраки моего настоящего.
-Мальчик мой, не ищи ее, тебе будет больно.
-Долг этих людей велит им найти его, а значит и ее.
-Чай, чай, чай. - вбежала женщина со светлыми волосами Ваня принес варенье, булочки, брынзу. Отодвинули стол, поставили вокруг стулья и кресло. Свет потушили. Утро. Передавали друг другу булочки, варенье. Молчали.
-Извините за то, что прервал молчание.- получая удовольствие от еды, заговорил мужчина следящий и одновременно неотходящий от женщины с белыми волосами.- Господин Дуанель, вы мне незнакомы, но кажитесь последовательным. Почему вы нас не боитесь?
-Я ждал вас.- рассмеялся Дуанель.
-Тогда скажи ясно, что делать дальше? - спросил следующий за женщиной мужчина.
-Спросить у соседей, что они по этому поводу думают.- серьезно ответил  Дуанель.
-Они всё знали?- спросил следящий.
-Они придумывали. Они сказали ей: «Ты уйдешь от Дуанеля.» «К кому?» - спросила она. «Мы найдем тебе.»
-Тот прекрасный юноша,- пожилая женщина поставила на блюдце наполовину выпитую чашку.- Рассказал историю чашки кофе.
-В чашке был кофе?- спросила Вивисана.
-Горячий.- согласилась пожилая женщина.- Он выпил ее и сказал, что может выпить этот дом, нашу улицу и наш город как эту чашку кофе. И тихо улыбнулся. Он прекрасен.
Он повернул голову и немного запрокинул ее? - продолжила Вивисана.
-Я спросила чем я могу помочь этому городу? Он сказал — ничем.
-Вы знаете где он? — спросил мужчина следящий.
-Дивинэ снимает у меня комнату.
-Вы не боитесь?
-Он прекрасен.
-Я слышал об одном Дивинэ.- Ваня пригнулся.- Он соблазняет и продает женщин.
Молчание Дуанеля.
-Я не вижу.- Вивисана посмотрела на Ваню.
-Надо пойти посмотреть на него.- предложил Жоржу.
-Не надо.- негромко женщина с белыми волосами.- Неужели это что-нибудь изменит?
-Вы пригласите его и мы спросим.- обратился Дуанель к пожилой женщине.
-Он спит.
Вивисана заметалась.
-Можно мне посмотреть на него?
-Хорошо.- тихо согласилась пожилая женщина.- Только возьмите с собой еды.
Взяли все, что смогли. Тихо открыли дверь. Постояли на лестничной площадке. Она указала рукой. Прислушались. Начали подниматься.
Третий этаж. Пожилая женщина останавливается. Дверь не заперта. Все стоят. Тишина. Шаги.
-Там ходят.- пожилая женщина прижала кулек к губам. В комнате тоже прислушались
-Заходите.- негромкий мужской голос.
Жоржу зашел. Прикрыл дверь. Дверь опечаталась. Дверь оголилась. Люди приблизились и прижались друг к другу. Дивинэ открыл дверь. Посмотрел.
-Заходите.- оказались в прихожей.
-В ту комнату.- молодой человек показал рукой.
В кресле сидела девушка короткие темные волосы, круглое лицо. Она читала книгу.
-Мы будем пить чай.- Дивинэ мучителен. Девушка расстелила скатерть. Накрыла на стол. Конфеты, калач, розы, бублики, вафли, холодная вода, клубника, яблоки, сахарные слоны, куличи, пончики, шоколадный торт и мисочка варенья.
Гости сидели тихо.
-Спасибо.- сказал Дивинэ. Она ушла.
-Угощайтесь.- попросил он.
-Здравствуй. Это твоя жена?- спросила Вивисана.
-Она меня жалеет. Угощайтесь.- Дивинэ потрогал яблоки.
-Я, я...- эхо Вивисаны.
-Ты пришел?- спросил Дуанель.- Извини. Хочется радости.
-Я запрещаю тебе.
-На улице начинается дождь.- женщина с белыми волосами разговор не продолжает.- -Не гоните нас.
-Я не гоню вас, я рад вам.- Дивинэ смотрит на Вивисану.
-Здравствуй.- говорит он.
-Здравствуйте.- отвечает девушка.
-Я никуда не уехал. Я остался в этом городе. Краду чужих жен.
-Чужая жена любит тебя.- Вивисана улыбается.
Женщина с белыми волосами разлила чай.
-Ты все разрушишь?- Дивинэ смотрит на Вивисану.
-Я благословлю тебя.
-Ты простишь меня?
-Да.
-Дивинэ, я пришел сказать,- мош Жоржу говорил тихо.- Женой тебе будет Вивисана.
Юноша закрыл глаза, открыл. Женщина с белыми волосами.
-Как вас зовут?- спрашивает он ее.
-Лиза.
-Лиза, зачем вы сюда приехали?
-Я сбежала.
-Вы мечтаете о приключениях?
-Нет.
-Поезжайте домой.
-Возможно я смогу родить ребенка.- тихо ответила женщина.
-Я освобождаю его.- кричит Вивисана.
-Нет.- Жоржу вытирает глаза рукой.
-Вы пришли в мой дом и закрываете двери. Я свободен.- Дивинэ принявший и тихий.
-Я вас обвенчаю и вы будете счастливы.- Жоржу покрывает руками. Дивинэ встает и подходит к зеркалу. Смотрит на себя.
-Я согласен. - Плач женщины в соседней комнате. Тихий свет на лицах сидящих.
-Ирина, Ирина.- позвал Дуанель. Женщина вышла из комнаты. Села за стол.
-Ира.- говорит Дивинэ.
-Я не хочу тебя видеть.- отвечает она. Жоржу разливает чай. Все пьют. Передают друг другу конфеты.
-Когда в один день играют две свадьбы, говорят на это диво приходит посмотреть ангел.- у пожилой женщины в одной руке остывает чай, в другой лежат две конфеты, коржик, две клубники, маковые шарики и соленные орешки. Ваня смотрит на фотографию за стеклом.
-Кто эта женщина?- спрашивает он.
-Я ревную вас к ней.- говорит женщина с белыми волосами.
-Я благодарен вам.- говорит Ваня женщине.
-Одна  гадалка сказала мне, что счастлива  буду с молодым, красивым, богатым. Мой муж молод, красив, богат.
-Будьте же с ним счастливы.- Ваня улыбается женщине с белыми волосами.


                ----------------------------

Мош Жоржу и Ваня сидят в баре при вокзале.
-Как  вас зовут?- Ваня спрашивает худую уставшую девушку за стойкой. Девушка улыбается, но не отвечает. Светлый день сидел в углу. Стол под его пальцами был невидим. Только запах кухни и лета.
-Я стал богаче.- Ваня курит сигарету.
-Ваня поехали ко мне, у тебя будет дом. Будешь мне сыном. - мош Жоржу пьет вино.
-Ты мне подберешь жену. Сильную, добрую, строгую.
-Могу предложить тебе землю. Перекроем ручей. Будет озеро. Жена сама найдет тебя.
-Буду чей-то.
Ваня в баре один. Курит. Прислоняется к стене. Засыпает. К его столу подходит мальчик. Смотрит на него. Садится. Начинает трясти. В движении все: спящий Ваня, стул, стол, бар, улица. Перед мальчиком бутылка воды. Она падает. Барменша открывает другую бутылку и ставит перед ребенком. Трясти перестает.
Ваня видит себя во сне кондуктором поезда. У всех пассажиров билеты. Кондуктор одинок среди этих послушных. Ваня просыпается. Молчит.
-Терпеть не могу проверять незнающих.
-Я слышал о некоей Прекрасной Даме. Картина.
-Она стоит больших денег.
-Говорят, она все время молчит.
- Вот мы и поговорим.
-Ее возлюбленный покинул и с тех пор она молчит.
-Я вернусь к ней. Тоска разъела мне сердце. Я слабый человек.
-Знаете, она не постарела. Только потемнели краски.
-Мои краски тоже потемнели. Как вы думаете, она простит меня?
-Если любит — простит.
Ваня заплатил.
-Возможно и не простит. - Напротив него садится женщина. Она молчит.
-Можно с вами познакомится?
-Нельзя.
-Мне показалось вы на вокзале приторговываете … собой?
-Да.
-Наверное, я могу тебя оскорбить?
-Да.
-Не хочу.
-Ты что-нибудь помнишь?
-Да. Я когда прятался, бежал за дом. Там тайна. Там тебя никто не найдет.
-Кажется туда никто не ходил. Я видела этот сон.
-А где дом, помнишь?
-И видела ли я там твоего отца?
-Я вне семьи. Я сам по себе. Пойду.
-Я с тобой.
-Не боишься? Идем.

                ------------------------

Дверь открыта. За столом никого. Комната кого-то ждет. Жоржу заходит. Кого-то ищет.
-Вы что-то забыли?
-Можно у вас выпить стаканчик вина?
-Купите бутылку.
-Для бутылки нужны друзья.
-Придут.
Дивинэ заглядывает в окно бара:
-Ты купил бутылку вина? Ты будешь пить ее сам?
-Да у меня и денег не хватит  купить ее. Сижу и думаю как я буду платить?
-Я подсяду к тебе.- сказал Дивинэ.
-Как Вивисана?- спросил Жоржу.
-Попросила тебя остаться жить с нами.
-С удовольствием.- ответил Жоржу.
-Да?- удивился Дивинэ.
В бар заходит Дуанель.
-О чем беседа?
-Пьем
-Вино?
-Хорошее. Садись.- трое сидят. Рядом со столом сгущается воздух. Появляется четвертый. Незнакомец. Рядом с ним бокал. Трое смотрят на него. Жоржу наливает ему вино.
-Я не пьяница.- представляется неизвестный.

-Не грубите, а пейте, если вы появились.- Жоржу успокоил.
Ваня попал под сильный дождь. Промок. Стоит на солнышке. Сохнет. Думает, что ждет его дальше.
-Ваня — это другая история.- Жоржу вздохнул.- Пускай идет своей дорогой, а мы останемся здесь.
Заходит Ваня, «Ха» - говорит он.
-Я слышал ты стал другим.- мош Жоржу внимателен.
-Я не стал богатым.
-Простые цветы свежее дорогих.
-Идеи ничего не говорят сердцу.
-Не отвечай за сердце.- мош Жоржу раскрыл руку.
-Какая идея живет в твоем сердце?- Ваня наклонился к старику.
-Вот нашел друзей сидящих со мной за столом. Идея в том, чтобы не сильно напиваясь подольше посидеть вместе.
-А у меня, старик, такая. Посажу сад. Весной любуюсь, летом радуюсь, осенью устаю, зимой отдыхаю. Хорошо.
Дивинэ хлопнул ладонью по столу:
-Ясная мысль. Я один, но я сознаю, что нас двое.
Ваня слушает:
-Поезд уходит.- говорит он.
Прислушались все.