Параджанов

Ольга Карклин
Как-то Борис Гущин — историк, литератор, драматург, и вообще, мой хороший товарищ, принес мне свою рукопись своей новой пьесы: "В стороне(от) автопортрета".

Принес. Оставил. Я прочитала. Позвонила, — Боря, ты вообще представляешь, как это можно поставить? Кино? Да там вообще —  ни динамики, ни развития. Это —  невозможно!

Боря кротко согласился.

Но почти два года я думала об этом материале. Это засело у меня в мозгу.

Наступал Новый год 2007, и в самый его я канун вдруг увидела, что можно снимать по Бориному сценарию.

У меня появились ключи к материалу.

Денег, как обычно, на фильм не было. Я позвонила своему другу, инженеру по монтажу, оператору и режиссеру Андрею Савину, которого считала вторым после Леонардо да Винчи, без шуток, гением, с которым тогда работала, спросила, —  Андрей, как думаешь, снимем фильм по Бориному сценарию?

Андрей материал, конечно, читал.

—  Снимем, —  сказал он.
—  Без денег?
—  Ладно, сказал он. —  Попробуем.


Я позвонила Боре, поздравила с Новым годом и сказала, что будем снимать по его сценарию. И, хотя я эти два года изучала наследие Параджанова, но была не уверена, что достаточно, потому попросила Бориса руководить процессом как автора.

Что ж, Борис был превосходным руководителем.

Кастинг провел он, все его рекомендованные актеры были найдены точно. Да и вообще, он был душой и вдохновителем этого проекта.

Впрочем, у меня не осталось никаких неприятных воспоминаний ни о ком из рабочей группы —  все понимали, что здесь что-то еще, что-то очень важное.

9 января рабочая группа собралась в Фонде культуры. Позже всех пришел Борис.

—  А вы знаете, что сегодня день рождения Сергея Параджанова? — спросил он. — И День Рождения, и год этот ЮНЕСКО обозначил как год Параджанова! 

Мы не знали.

Это был юбилейный год Параджанова.

Так началась эта работа.

Сценарий нужно было дорабатывать.
Ключами были вопросы.

Я задавала Борису вопросы, и он создавал эпизоды, которые были ответом.

Так уже можно было работать.

Диалоги (в основном) мы сохранили.

Таким образом была создана линия ангелов (Эльза Егорова — Кирилл Кузнецов), так возник образ Лали (Елена Сидорова) —  души гор, образ праматери, ангела-хранителя...

Я сознательно привела в фильме несколько цитат из Параджанова.

Постоянно происходили мистические случаи, позволяющие продвигаться в работе.

Когда дошли до финала, я спросила автора:

— Вот у тебя в конце, когда герой выходит из тюрьмы, он предлагает героине поехать в Альпы. Это что за шутка? Откуда у советского зека, сразу из тюрьмы —  деньги?
— Почем я знаю, —  добродушно ответил Борис. —  Ты — режиссер, ты и думай.


Я стала думать. Понимая, что Борис все равно прав, а вся пьеса была создана очень добросовестно, в смысле материала, Борис хороший историк и опирался в написании на дневники Гаяне Хачатурян, художника и друга Параджанова, понимая что все именно так, я задала вопрос и не находила ни малейшего ответа.


Однажды я оказалась около родника, я подходила к роднику (где потом и снималась финальная сцена) и увидела улитку. Я засмотрелась на нее. Она подползла к большому деревянному ящику и начала забираться на него. В голове у меня крутился вопрос: откуда могли появиться деньги у героя? Внезапно я увидела под ногами деньги. Совершенно новые. Я оглянулась. Место было совершенно пустынное. Никого не было,  да и денег тоже до этого не было.

Я посмотрела на улитку. Улитка уже забралась где-то на метр в высоту.

Такого не могло быть, но было. Я подняла эти деньги. И мне стало все ясно.

Ангелы. Человеку, посаженному неизвестно за что, в России могли помочь только ангелы.


Я поблагодарила Бога и Параджанова, взяла деньги.

Позвонила Борису.

—  Ангелы.

Он понял.

—  Напиши финальный эпизод с ангелами. И здесь нужно сделать аллюзию на "Цвет граната", когда в финале герой получает мешочек денег от ангела, который и доставляет его вовремя к невесте.

Но сегодня мешочек с золотом  был бы неубедителен. Доллары. Многие возмущались, как неромантично. Но здесь была и ирония — время...


Что еще? Фильм создавался еще 2 года. Итого — 4;  2 на размышления, 2 на реализацию, и  годы, как мы его нигде не показываем после 2 городских презентаций в Петрозаводске.

Параджанов вошел в мою и не только мою жизнь.


За это время умер Георгий Адамович Стронк эпизод с грушами) художник, прошедший войну и основавший в Карелии Союз Художников , умерла Людмила Филипповна Живых — великая актриса и удивительный человек (тетя Маро), умерла Светлана Житкова —гример и парикмахер этого проекта, Григорий Салтуп (Ёся) — искусствовед и художник. А потом, годы спустя, ушел из жизни Андрей Савин, тот кто снимал и монтировал этот фильм. А потом, в 2023 году и Борис Гущин.
Царствие им Небесное!

Мы не получили обещанных денег от Грузинской диаспоры Санкт-Петербурга, потому что в тот день, когда они должны были перечислить деньги нам, все грузинские счета были арестованы, начались облавы на грузин на рынках повсеместно, затем военные настроения, война...

Мы не получили помощи от армянской диаспоры в Петрозаводске, потому что председатель общества был ранен из огнестрельного оружия, ранен тяжело...

Но почему мы не получили денег на проект от нашего карельского правительства, не ясно до сих пор, потому что из Москвы было выделено … миллионов на развитие кино в Карелии, но они успешно миновали нас.

Так что, хотя в титрах у нас целая братская могила благодарностей, начиная от чиновников Смольного, реально благодарными мы можем быть не так уж и многим людям:

МТС — Валерию Скалецкому.

Издательству "VERSO" — директору Геннадию Ладвинскому.

И, конечно, ООО "Орими Трэйд" — Ольге Пяттоевой, Татьяне Ефимовой — ставшими постоянным спонсорами нашего проекта.

Кому еще мы действительно благодарны, так это Борису Гребенщикову. Потому что именно его музыка оказалась единственно возможной в этой работе, точной по тональности.

Отдельное спасибо Олегу Гурееву, композитору и звукорежиссеру, который работал над музыкальным оформлением фильма.

Эта история 82 года, когда Параджанова в очередной раз без всяких оснований посадили в тюрьму на 11 месяцев.

В фильме цитируется музыка Имы Сумак, хотя и цитаты Цезарии Эворы тоже есть.

Фильм действительно снят по дневникам Гаяне Хачатурян

Диалоги героев действительно были максимально приближены к авторской речи, как бы ни ворчали некоторые, что, дескать, люди так не говорят...

Говорили и еще как говорят...

В фильме еще один лейтмотив — тема гор.
Кто же знал тогда, что тема гор станет важной не только для нас?

Кавказ, Арарат — место, где по преданию остался Ноев ковчег, родник нашей послепотопной цивилизации...

Я полюбила культуру Кавказа благодаря Параджанову, который, будучи ассирийцем по национальности, как он верил, всю свою жизнь воспевал Кавказ, его людей и культуру.

Но не могу понять до сих пор, почему его наследие, например, совершенно новый, внятный, великолепный киноязык — не развивают? Эта дорога еще ждет своего часа...

Грустно все это. Но и прекрасно.

Ссылка на фильм "Прикоснуться к тебе"

https://yandex.ru/video/preview/16961758109874799226
 


https://cloud.mail.ru/public/Bmh2/TwtT6bEYQ