Мат

Анатолий Федосов
Нет, нет! Я вовсе не о том мате, когда поверженного короля противника кладут на шахматную доску; и не том мате, которым пользуются в спортзале, чтобы больно не удариться о пол. Я о том мате, который пришел к нам предзимьем, с заморозками и снегом, пронизывающим ветром – от которого хочется убежать, спрятаться, зарыться в подушку, добрую книгу и потом уснуть, надеясь проснуться звонким солнечным утром, заполненным родными словами и звуками.
Разговаривая как-то, с благообразным человеком, безмерно почитаемым и заслуженно уважаемым мной, я невольно проговорился о том, что в досадные минуты, которых становится, не меньше, а все больше и больше, ОТЧАЯННО МАТЕРЮСЬ! Матерюсь грязно, разумеется, наедине с собой и что это иногда помогает. У меня и сейчас стоит перед глазами его испуганный взгляд, который я читаю до сих пор и буду читать еще долго – он посмотрел на меня с таким испугом, будто со мной произошло непоправимое несчастье.

То, что и по сей день, для многих, является тайной, загадкой и истоком жизни и обнародование, обнажение чего называлось в старину «СРАМОМ» - стало расхожими словами людей, потерявших стыд. Срам вошел в норму, им стали козырять, буднично, пошло и непристойно заполнять нестыковки и неумелость речи, нежелание подыскать более подходящие слова, слова более красивые и емкие. И самое страшное вовсе не то, что обнародовали «эти» слова, которых даже стесняются произносить государевы люди в своих законах, заменяя на словосочетания, как то:
«Нецензурное обозначение мужского полового органа, нецензурное обозначение женского полового органа, нецензурное обозначение процесса совокупления и нецензурное обозначение женщины распутного поведения».
Страшно другое – эти жизнетворящие слова, так или иначе лежащие в основе продолжения человеческого рода, составляющие некое таинство и исток жизни возвели в предмет брани, оскорбления и неприятия. Эти четыре слова и производные от них объявлены законом абсолютно недопустимыми не только в текстах средств массовой информации, но и в комментариях, выступлениях и пр. Брань в общественных местах приравнена к хулиганству – и что!?

Народу, все равно, неймется «хлестнуть» этими четырьмя словами – чтобы было «поострее», помоднее» и «в духе времени»! Ну, примерно так, как тату, прикид, стиль, накачанность торса, да мало ли что еще.
Появляются изобретения, вроде: «3,14зда», всевозможные точки, пропуски букв – и все для того, чтобы пошло козырнуть тем, что являлось и является, еще для большинства таким же святым, как слово МАТЬ. Особым шиком является использование производных от этих четырех слов, получаемых при добавлении к ним всевозможных приставок, суффиксов и окончаний. Более того, одно и то же такое изобретенное «словцо» может служить и маркой изобретателя – подумаешь, какое-то граффити, которое можно закрасить! Да если еще и добавить, что оно может иметь несколько значений, в зависимости от контекста, настроения или ситуации. Вы представляете – какой простор для дикой самости, утверждения и значимости. Перекинулся несколькими нелитературными «фразами» - и ты уже «в теме», свой и пацан. А не смог – есть подозрение на лоха или чужака. Разумеется, эти люди мыслят критериями сегодняшнего дня – им бесполезно объяснять, что мат разрушает, не только душу, но и геном, им это, извините, пох.й!

Что же - вовсе отказаться от мата? Отнюдь! Если читателю «не в лом» - я могу поделиться своим IMHO, что означает в переводе: «по моему; скромному мнению».
Мат недопустим (я так чувствую и понимаю):
- в устах ребенка;
- в семье, особенно при детях;
- в присутствии родителей, родных и близких;
- в надписях, которые доступны всем;
- в устах людей пользующихся заслуженным уважением;
- в незнакомом или смешанном коллективе (т.е. не в узком кругу);
- в том случае, когда матерные слова – основная часть речи – это
     особенно пошло и противно!
- и пр. – здесь каждый может добавить свое.

Я вполне допускаю мат в устах человека, прошедшего войну или другие тяжкие испытания – он, ведь, тоже «выручал» его в тяжкие, смертельно-опасные минуты, и человек не может так быстро выкинуть эту привычку, помогавшую ему когда-то, справиться с былыми бедами и тяготами. Таких людей тоже надо понять и принять, такими, какие они есть. Возможно правы те, кто утверждает, что мат не только способен разрушать, но он может и активизировать, не только психику человека, но и его физические силы.
Также, я допускаю мат (особенно женский) ради крепкого, соленого словца, подчеркивающего остроту, пикантность момента или осуждающего то, что обычными словами долго и трудно осуждать, а также и как защитную реакцию в безвыходной или опасной ситуации.
Я допускаю также мат, как изыск, незлобливый, не пошлый - это, как анекдот, который один рассказывает неинтересно, а другой – заслушаешься.
Во всяком случае, я считаю, что мат – это дело вкуса, ума и своего рода таланта. И самое главное – он должен быть ко времени, к месту, не пошл и не злобен. Удач, Вам, и в этом нелегком деле!!!


                ***************