Польские книги

Корсакова Елена
Честно признаюсь, что в Украине я практически не читала художественных книг. Естественно, в последние года. Ведь в детстве, молодости много читала. Но когда начала читать духовные книги, то художественные как-то, постепенно, отошли на задний план.

Находясь в Польше, очень хотелось быстрее выучить язык. Обучение на курсах и общение с поляками давали небольшой результат. Необходимо было увеличить словарный запас. Решила начать читать книги на польском языке. Тем более, что в транспорте довольно многие люди читают, ведь в большом городе подчас много времени уходит на дорогу. Здесь вполне естественно, что на остановке, в ожидании транспорта, человек читает книгу. Он может читать ее, просто идя по улице… Оторваться не может!

Первые книги муж нашел в подъезде. Это было через два месяца после нашего приезда. Он зашел в дом с книгами, которые взял на лестничной площадке. Есть такая ниша в стене, куда некоторые жильцы кладут ненужные вещи. По дороге на работу я начала читать. Два часа в день на дорогу надо было как-то скоротать…

Хочу поделиться своими впечатлениями от прочитанных книг. Потому что, процесс этот меня вдохновил, и теперь я уже не могу остановиться. Ведь за прошедшие пять месяцев я прочитала восемь книг, и сейчас уже девятая. Каждая по-своему, интересная. Есть что о них сказать.

Первая книга называлась «Абсолютно вся я, Кларисс Бин» (дословный перевод названия). Книга для детей о девочке средних классов. Не все слова, конечно, были понятны. Но содержание я понимала и даже смеялась с юмора, который там был. Девочка-главная героиня была очень мечтательной, фантазерка и умная и находчивая при этом. Автор британский, поэтому немного узнала о жизни в другой стране  детей-школьников. Понравилась книжка!

Следующей книгой из подъезда была биография всемирно известного польского спортсмена – прыгуна на лыжах с трамплина. Написана книга в форме интервью, с фотографиями. Называлась «Адам Малыш, моя жизнь». Конечно, я не знаток спорта, и мне приходилось по ходу учить польские слова - спортивные термины. Книга о мировом чемпионе, о его жизни, о его стремлении к цели, об ошибках, любви. Хоть было нелегко читать, но прочитала и понравилось. Осталась  под впечатлением, многие его истории рассказывала супругу.

Когда я была в университетской библиотеке, наткнулась на магазин дешевых книг. Побродив в нем, решила купить одну из книг. Название «Сопхе, вернись!» Книга на реальных событиях о собаке из Австралии. Написала ее австралийская журналистка, это ее первая книга. Эту книгу я довольно быстро прочитала, хоть она и оказалась толще, чем предыдущие. Бесподобная история, которая в 2009г. облетела весь мир, и сука Сопхе стала мировой популярностью.
Домашняя собака, которая жила в семье на одном из австралийских островов, была породистой – собака-пастух, специально выведенная порода для того, чтобы пасти скот. Она любила плавать, была очень преданна своим хозяевам. Но случилась беда, во время прогулки на катере, собака выпала за борт и оказалась сама в океане… Тщетны были поиски хозяин, собаку не нашли. А она смогла сама прожить на островах, переплывая неоднократно океан, даже в очень опасном месте! Сопхе прожила в одиночестве с 25.10.2008 по 31.03.2009. Она охотилась на птиц, диких коз, ловила моллюсков, оставалась порой вез питьевой воды и еды. Ее пытались заманить, словить, но она всегда спасалась. Чудом она вернулась к своим хозяевам, которые даже не надеялись увидеть ее когда-нибудь снова! Слезы радости невозможно удержать в конце книги. Книга о дружбе человека и животного. О выдержке собаки, о преданности.

Следующую книгу я взяла у знакомой польки, когда была у нее в гостях. Книга о старшеклассниках «Озеро индивидуальности». События происходят в Варшаве в 1980-м году. Мне интересно было читать о местах и улицах, которые я уже видела. Интересно было узнать о жизни и интересах молодежи того времени. Идея книги: надо уметь разобраться в своих чувствах, чтобы не давать повода другому ревновать, а кому-то питаться ложной надеждой. Книга о любви, о стремлениях и самоутверждении молодых людей. Понравилась книга, узнала много чего интересного о Польше.

Когда я опять оказалась в книжном магазине библиотеки, купила для себя книгу «Приключения на морях» - реальные истории, подчас трагические о морских приключениях. Опять новая тема, новые слова и непонятные обороты нового автора… Через несколько листов смогла понять и привыкнуть к новой книге. Читала в трамвае, и порой еле сдерживала эмоции, так переживала за героев книги. Не все истории закончились благополучно, но все наполнены стремлением к новым открытиям, желанием испытать себя, свою волю. Истории мужественных людей мне придавали сил и показывали пример, что нельзя сдаваться раньше времени! Большинство историй я впечатлительно рассказывала мужу, потому что очень уж понравились.
Например, как одна семейная пара на своей яхте выплыла из США в Новую Зеландию. Они сами собирались преодолеть такое огромное расстояние. 41-летний госслужащий и 32-летняя офисная служащая решились на осуществление своей мечты. В 1972г. они смогли купить себе яхту, ради которой продали свой дом. Но случилось несчастье, и они смогли только оказаться в спасательной шлюпке. На этой шлюпке она проплавали 117 дней! Они научились ловить рыбу голым руками, когда та случайно попадала в их шлюпку. С трудом, полуживые, они были спасены, наконец-то, командой одного из кораблей. Они не просто выжили, но исполнили свою мечту! Они построили новую яхту, смогли достичь Патагонии и многих других мест, о которых дали себе обещание, что достигнут, если выживут…

Следующим приобретением были две книги из знакомого мне магазина. Одна называлась «Спилберг в поисках ковчега», а другая «Полька в зарослях Параны». Что примечательно, первую я купила за один злотый, а вторую за три!
Книга о Спилберге рассказывала, как он снимал в 1993-1994гг. в Кракове фильм «Списки Шиндлера». Книга написана мелким шрифтом, огромными абзацами, и с упоминанием специфических терминов… Потихоньку, через несколько листов, я смогла вчитаться и уже не могла дождаться, когда опять продолжу читать!
Я видела этот фильм когда-то давно, и он оставил сильное впечатление, тяжелое. Но книга рассказывает о реальных историях, которые легли в сценарий, о прототипах главных героев, о событиях еврейского гетто в Кракове. Часто я сдерживала слезы, когда читала, потому что в транспорте не хотелось показывать свои эмоции. Меня поражало мужество людей, благородство не только Шиндлера, но и его друзей, которые помогали ему спасти больше тысячи людей от смерти. Очень познавательно и интересно было прочесть эту книгу!

«Полька в зарослях Параны» - следующая книга, автобиографичная первой польской путешественницы, которая побывала в Паране, Бразилии в 1926-1928гг. Михалина Исакова, будучи тогда вдовой, имея сорок шесть лет, отравилась в далекое путешествие, чтобы собрать коллекцию насекомых и других интересных для науки вещей. Женщина-энтомолог, совершенно одна, такая невысокая щуплая и бесстрашная! Она очень впечатлительно рассказывает о жизни в тех краях, природе, животном и растительном мире. За два года путешествия она болела, преодолевала немалые расстояния, совершенно одна оказывалась в непростых ситуациях, рискуя жизнью… Мне очень понравилась ее книга! Эта автор-путешественница жила в Варшаве до своей смерти в 1937г.

Когда я в очередной раз зашла в книжный магазин, то долго не могла выбрать интересные для себя книги. Там постоянно делают перестановку, или просто книги часто продают, поэтому, было трудно выбрать. С трудом я выбрала две книги. Не такие дешевые, как в прошлый раз. Но на этот раз они меня не порадовали…

Одна книга была популярного современника, кажется француза, переведена на польский, получила какую-то европейскую награду. Я не помню ее названия, но аннотация на обложке меня заинтриговала. Черный юмор, философские мысли… Книга о тридцатипятилетнем мужчине, который добровольно поселился в дорогом Доме престарелых. Он в 18 лет купил себе гроб и место на кладбище, чтобы подготовиться к будущему,.. Я начала читать книгу, но когда дошла до отвратительной сцены интима, в котором я не все слова поняла, но поняла, о чем речь, то не просто перестала читать. Выйдя из трамвая, я выбросила красивую книгу в  суперобложке (так называли в девяностых) в… мусорку! Долго у меня еще держалось чувство отвращения, будто вступила в что-то омерзительно гадкое…

Другая купленная книга была тоже не польского автора. Британский бестселлер, переведенный на множество языков. Называлась книга «Может содержать орешки», очень оригинальное название. Кстати, в Польше, почти на всех упаковках такое написано. Книга о мамочке троих детей, которая имеет маниакальный страх перед внешним миром. Принадлежа к среднему британскому классу, она боялась чернокожих, нищих людей и вообще детям все запрещала. Вначале мне даже было смешно читать о ее страхах, и о том, как она чрезмерно опекает своих детей. Но потом, я поняла, что мне стало просто неинтересно читать, т.к. таких людей я не понимаю и избегаю. Это психическая болезнь, которую надо лечить, а не высмеивать в книге! Я оставила читать книгу, хотя довольно продолжительно пыталась понять суть, но так и не дошла до нее…

Последняя прочитанная вчера книга оказалась уже восьмой по счету. Называется она «Похититель теней», автор французский популярный в современности – Марк Леви. В аннотации написано, что сюжет подобен сюжету фильма «Амели», который для меня очень интересный. Но, он похож только местами, а в целом, книга другая по сюжету. Вначале я подумала, когда начала читать, что книга для детей. Крупные буквы, простой язык повествования. История о одиннадцатилетнем мальчике. Его жизни, учебе и страхах… Но это только первая половина. Вторая половина рассказывает о главном герое, когда ему уже было больше двадцати. Книга оказалась так захватывающе написана, что вчера, справляясь с плохим настроением, я читала ее целый день, пока к вечеру не закончила. Я плакала (естественно) в конце, когда умерла его мама. Потому что там есть слова, которые вызвали у меня такие эмоции: «Взрослея, мы мечтаем о дне, когда сможем оставить своих родителей, но когда-то приходит день, в который они нас оставляют»… Я не видела своих родителей больше семи месяцев, только еженедельно по скайпу… Очень интересная книга, много мыслей зарождает!

Ну и последняя, девятая книга у меня уже в процессе чтения – «Приключения в пустынях». Такая же серия, как и «Приключения на морях» - то, что было на самом деле. Опять, читая, переживаю за героев, опять радуюсь за них, что спаслись и буду огорчаться, когда не так…

В процессе чтения, я научилась быстрее понимать и читать польский язык. Я узнала много чего интересного, получила самые разные впечатления, затронула самые разные эмоции. Книги совершенно разные по содержанию и стилю. Мне приходилось каждый раз вчитываться, как бы настраиваясь на одну волну с автором. Но это того стоит! И время, проведенное в транспорте, не кажется таким безразмерным.

Продолжение историй: http://www.proza.ru/2015/11/06/2397