Глава 3 Часть 7 Наш подъезд

Ирина Ив
Наше левое крыло дома отличалось автономностью от основного здания. Кажется, даже был свой номер 64а, как у отдельного здания. Первоначально и нумерация квартир была своя. Так в доме  оказалось 16 квартир с одинаковыми первым и номерами. Потом, конечно, номера изменили.  У нас была своя кочегарка и независимая система отопления.  До сих пор наше крыло подключается отдельно от основного дома. Новые слесаря об этом не знают, и тогда осенью наши квартиры остаются без тепла, пока не напомнишь об этой особенности.
Построенный пленными немцами подъезд отличался некоторым комфортом. Пол был красиво выложен  разноцветной кафельной плиткой. Каменные ступени украшены рисунком, имитирующим  ковровую дорожку.  Перила и панели были приятного кофейного цвета. Всё это производило, что здесь живут интеллигентные люди.
По существующему в прошлом нормативу в подъезде должно было быть два выхода: главный и запасной. В старой части дома главные подъезды открывались во двор, а запасные, выходившие на Красный проспект, были, в основном, закрыты. Но в нашем крыле было наоборот: главные открывались ближе к проспекту, а запасные выходили на задний двор, где стояла железная перекладина для выбивания пыли из ковров, дорожек, одежды. Ведь пылесосов тогда не было. На отдельных деревянных столбах можно было натянуть верёвки для сушки белья на свежем воздухе. По сложившейся привычке многие так и делали.
В нашем шестом подъезде было два типа квартир: слева большие пятикомнатные, а справа двухкомнатные. Но в них была около кухни ещё небольшая комната для домработницы. Это был отголосок дореволюционного быта интеллигентной семьи, который ещё долго существовал, особенно в столице, судя по воспоминаниям писателей и артистов. Эта комната не считалась жилым помещением, поскольку её площадь была меньше положенных девяти квадратных метров на человека. Квартплата была положена только за жилую площадь: большой коридор, просторная кухня и прочие помещения во внимание не принимались. В 80-е годы нормативы изменили, и комнатку признали жилой, поскольку в ней было окно и батарея.
Особенностью квартир того времени было наличие на кухне чугунной плиты, которую надо было топить дровами или углём. Для запаса топлива предназначались кладовки под лестницей в каждом подъезде. Да, были электроплитки, примусы, керогазы, но пирог на них не испечёшь. И обед для большой семьи трудно приготовить.
Холодильников тогда тоже не было. На кухне был шкаф в виде ниши в стене с дыркой наружу. Он и служил зимой холодильником. Но в этот период можно было выбросить продукты на балкон или в сетке в форточку за окно. А как же летом? А чаще ходили за покупками, и готовили свежую еду каждый день, что очень полезно для здоровья. Но сколько это требовало времени! Стиральных машин тоже не было. Стирали вручную и кипятили бельё в специальных баках. Действительно, при таком быте в доме необходим был человек, который занимался бы только домашним хозяйством.