Наша веселая геодезичка

Марина Куфина
  Вот, пересматривала фотографии студенческие, и нахлынули воспоминания...

    После первого курса нашу группу вначале послали на геодезическую  практику.  Расселили  по домикам,  на геодезическом полигоне. Прибыло несколько факультетов – наш ПГС (Промышленно-Гражданское строительство), СЖД (Строительство железных дорог)  и МТ (Мосты и Тоннели). Народу было много, надоесть друг другу за год мы еще не успели, наоборот, только радовались свободе и новым знакомствам.  Ночью мы почти не спали, гуляли из домика в домик, ходили друг к другу в гости, пели под гитару, устраивали танцы – в общем, тусовались,  как только могли.
 
   Каюсь, я мало что помню из собственно практических работ на полигоне, но навсегда осталось в памяти, как здорово нам там жилось!

   Постепенно мы перезнакомились со студентами других факультетов. Конечно, возникали пары, но как-то все было относительно целомудренно, отношения не переходили в последнюю стадию  близости.  По вечерам на крыльце практически каждого домика собиралась толпа, появлялась гитара, и кто-то пел, а кто-то слушал. Когда опускалась темнота, включали магнитофон, и начинались танцы на импровизированной сцене. Все танцевали с удовольствием, но особенно «зажигали» Оксана, бывшая гимнастка, и Сережа, тоже гимнаст, КМС. Оксанка просто очень красиво двигалась, а Сережа пугал и восхищал нас тем, что делал кульбиты и сальто, на кривом дощатом помосте сцены!

И мы все дружно им аплодировали и визжали от восторга!

   Успев вздремнуть несколько часов, с трудом просыпались и шли на завтрак в столовую.  После завтрака начинались практические работы, которые  проходили в полевых условиях. Взяв теодолиты, рейки, бумагу и ручку, мы отправлялись по маршруту, разбившись на бригады.  Я плохо помню подробности манипуляций с  теодолитом и рейками, но в памяти очень ярко осталось -  суровый мой напарник, староста группы Валера,  указывает нужное для съемок направление, я бреду туда через крапиву, и оказываюсь на огромном муравейнике!

- Валера, тут муравьи! – ору я, - Давай быстрее снимай!

Но Валера неумолим –  основательный и неторопливый, он тщательно делает необходимые замеры, отмахиваясь от надоедливых мошек и комаров, и только после этого подает мне знак.

- Все, Маринка, сходи оттуда! – машет он мне рукой.

Отряхиваясь от муравьев и чертыхаясь, я продвигаюсь вперед, к следующей указанной мне «точке съемки», опять пробираясь через жгучую  крапиву , достигающую груди!

   Да,Валерка много намучился с нами, проклиная тот день и час, когда он решился вступить в бригаду с  девчонками . Нас было шесть человек - четыре девушки и два парня.  Я - рассеянная, мечтательная, и настолько явно  далекая от «технической специальности», что однажды услышала от нашего замечательного преподавателя Анатолия Тимофеевича, который явно ко мне благоволил:

- Марина, что вы делаете на факультете « Водоснабжение и Канализация»? Тут вам совсем не место…

  Наверное, такой вывод он сделал, понаблюдав месяц на полигоне, как я «расцветаю», когда пою и играю на гитаре, и насколько тяжело мне «въехать» в премудрости теодолитной съемки.

  Еще в бригаде были мои подруги, очень веселые и коммуникабельные Вика и Маринка. Ночью они вовсю «зажигали» на тусовках, с песнями и танцами, а днем  впадали в спячку прямо на поле, сраженные усталостью!  Валерка исходил на них криком, пытался разбудить, но девчонки только отмахивались от него. А я, хоть и послушно шла, куда меня посылал бригадир, но толку при расчетах от меня тоже было мало!

  И только Оксана, миниатюрная и изящная, как фарфоровая статуэтка, но с железным характером и каким-то прямо-таки «мужским» умом, везла на себе все расчеты и выводила цифры. И еще Андрей, упорный и дотошный,  частенько  перепроверял сделанные нами замеры, находя  и исправляя ошибки.

  Когда нам оставалось прожить на полигоне последнюю неделю, случилась авария, и мы остались без света и без воды.

- Уезжайте по вечерам домой, а утром приезжайте на ранней электричке. Еду везите с собой, отработаете и по домам! – такое решение нам предложили преподаватели.

  Но конечно, нас это не устроило, и последнюю неделю мы завершили голодные, грязные, но по-прежнему неунывающие и очень дружные!

   Умывались и чистили зубы мы водой из речки Инюшки, и не помню, чтобы нас это смущало!  За продуктами  поочередно отправлялись в город посланники. Они привозили из дома пирожки, тушенку, консервы, и Саша Савич, самый брутальный и взрослый из наших ребят, варил нам в закопченной кастрюле, на костре,  вкусный и сытный суп! Саша умел все – сварить «кашу из топора», договориться с дачниками насчет овощей и картошки, решить возникающие с местными проблемы, успокоить несчастных влюбленных студентов.  А когда они с Валерой, оба отслужившие в армии, начинали вспоминать свою службу, мы слушали их с изумлением и с легким недоверием. Настолько абсурдным было то, о чем они рассказывали! Однако ребята уверяли, что в рассказах нет ни капли вранья!

    У нас не было ни телевизоров, ни телефонов, ни даже книг. Но мы так много общались друг с другом, что я не помню чувства скуки! Под конец практики, когда мы уже устали ходить по гостям и по вечерам оставались в домике, неожиданно открылся  талант блестящей рассказчицы в Юле Ч.  Она пересказывала наизусть целые книги, потом перешла на фильмы, и все слушали ее, с нетерпением ожидая продолжения!

    Но вот, закончились полевые замеры, и наша горе-бригада тоже начала сводить все в отчет. Не сразу и не просто, но каким-то  непостижимым образом, точнее, благодаря Оксане и Андрею, наши цифры в итоге приняли вполне стройный вид, и мы уже  вздохнули с облегчением.  Но в одну из последних веселых ночей, наш отчетный документ  оказался на полу, и когда его нашли, на листе с расчетами красовался четкий отпечаток ботинка! В унынии мы глядели друг на друга….

- Ну, и что?  Кто пойдет сдавать отчет преподу? – хмуро вопросил Валера.

- Я пойду… - вызвалась я.

Возражать никто не стал.

  Вздохнув, я отправилась к преподавателю с отчетом, вспоминая фрагмент из фильма «Ирония судьбы…», с отпечатком ботинка на пальто Ипполита.
 
  Наверное, те же ассоциации возникли у добрейшего интеллигентного преподавателя геодезии, когда я вручила ему отчет нашей бригады.

- Да, - покряхтел он, - сразу видно, что в полевых условиях работали…

Я что-то пробормотала в оправдание, но он отмахнулся от моих слов.

- Ладно, - вздохнул он, - Кто у вас в бригаде, напомните!

Я назвала состав, и услышала:

- Ну, по-справедливости – Оксане В. поставлю четверку, а остальным больше тройки поставить за практику не могу!

- Спасибо Вам, - радостно ответила я.

 Еще бы, ведь даже этой тройки я не считала себя достойной! Помню, что Оксана огорчилась из-за четверки, она явно была достойна более высокой отметки за свою работу. Остальные же смиренно приняли свои "трояки" - главное, практика была зачтена!

   Мы приехали в город, исхудавшие, грязные, привыкшие очень громко разговаривать и кричать. Вскоре все отоспались, отъелись, отмылись, и – получили известие, что через месяц нам надо ехать в колхоз!  Ну что ж, немного отдохнув друг от друга, через месяц  наш факультет ПГС в прежнем составе отправился на «битву за урожай». Но это уже другая история…

 А «геодезичку» мы еще долго вспоминали с ностальгией.  После была еще геологическая, потом гидрометрическая практика, но именно это первое лето, проведенное вместе,  пережитые трудности и радости, очень сплотили  нас.  Да и что значили  все эти трудности, когда мы были так молоды, и все у нас было впереди!

На фото: второй ряд, слева направо - Оксана, я, Вика, Марина. Нижний ряд, слева направо - Женя, Валера (староста)