Скрипка

Валерия Карих
  Скрипка.

1.

  Где-то в глубине Подмосковья среди леса стоит одинокая железнодорожная платформа. И только один раз в час к ней подъезжает и останавливается поезд, следующий в Москву.

     Чтобы на нём уехать, людям приходится долго идти по петляющей в лесу дороге, проложенной от поселка до этой платформы.

       По утрам они спешат на поезд, а вечером приезжают с Курского вокзала обратно.

       Софья была девятилетней девочкой и жила с мамой в поселке, когда с ней приключилась эта история.

       Это сейчас она уже выросла. И у неё растут двое непослушных и непоседливых детей. Но став взрослой, она так и хранит в памяти ту давнюю историю. И частенько рассказывает её на ночь своим расшалившимся детям, когда те уж совсем не хотят засыпать.

       А самое удивительное, что детям история очень нравится и никогда не надоедает. И всякий раз они наперебой просят маму её повторить, называя  сказкой.

       Послушаем же и мы эту необыкновенную и поучительную историю-сказку.

       Когда у Софьи начались летние каникулы, мама разрешила ей гулять до вечера. И вечерами девочка приходила к платформе, встречать маму с работы.

       Так было и в тот июльский вечер.

       Без страха шла она одна по безлюдной дорожке. Растущие вдоль дороги могучие старые елки по-дружески махали ей вслед своими темно-зелеными лапами.

       И вдруг услышала за спиной чьи-то шаги. Оглянувшись, она увидела незнакомого юношу, который шел за ней следом. На лице юноши светилась приветливая и добрая улыбка, а в руках он держал дорожную сумку и черный скрипичный футляр.

       Поравнявшись с ней, он спросил:

       – Куда же ты идешь, малышка?

     – Я иду на станцию, встречать свою маму, – ответила Софья.

    – А ты смелая девчушка, –восхитился он, – не боишься одна ходить в лесу, без провожатых. А вдруг из чащи  выскочит злой волк или страшный медведь и захочет тебя съесть?

    – В этом лесу только люди ходят, а дикие звери не водятся. Они в тайге живут, – уверенно заявила Софья. Об этом ей рассказывала мама. А школьный предмет «Окружающий мир»  был у девочки самый любимый.

    – Ну, тогда и я рядом с тобой не буду бояться! – громко расхохотался юноша. А потом спросил, – а ты знаешь, куда ведет эта дорога? Мне нужно попасть на станцию.

      – А вы туда и идете, – сказала Софья.

     – Получается, что я иду правильной дорогой, – обрадовался юноша, – ты не представляешь, малышка, как это иногда бывает важно, – выбрать правильную дорогу. А можешь меня проводить? Вдруг, я заблужусь? – и он весело ей подмигнул.

       Конечно же, это была шуткой, и она понимала, что он ничего не боится.

       А дальше они пошли уже вместе. И по дороге юноша рассказывал о себе. Оказывается, вчера он приехал на машине в поселок и переночевал у какой-то доброй старушки.

     – Вокруг много хороших людей, – объяснил он и сказал, – а я сейчас сяду на поезд и вернусь в Москву. Знаешь, ведь я сочиняю музыку и пишу стихи, и неплохо играю на скрипке. Так, во всяком случае, мне говорят мои друзья, – с гордостью заявил он и похвалился, – а скрипка моя - вот здесь, – и, вскинув кверху футляр, он торжественно похлопал по нему рукой.

       – Я хотел устроиться в вашем поселке на работу, учителем музыки, – объяснил он и вздохнул, – но сейчас трудные времена. И у людей мало денег, мало кто хочет обучать детей музыке. Вообще-то, это ужасно, – грустно сказал он, – люди не возьмут в толк, что трудности когда-нибудь пройдут, а музыка останется. Ведь, она приносит радость, утешает и дарит надежду на счастье. И даже помогает зарабатывать на хлеб.

       Софья с любопытством взглянула на него. Юноша подумал, что ей непонятны его слова. И остановившись, он пояснил:

       – Видишь ли, игра на музыкальном инструменте – это одновременно и искусство, и ремесло, почти такое же, как рисование картин или выпечка хлеба. Не знаю, что бы я сейчас делал, если бы не умел играть. Моя мама недавно умерла, я учусь, а в свободное время играю на скрипке, чтобы заработать деньги на хлеб. Приходится играть на улицах, в переходах метро и в поездах. Но для меня главное, что с помощью музыки можно найти друзей, – заключил он.

       – Так вы уличный музыкант? – догадалась Софья.

       – Не совсем так, – усмехнулся юноша, – я скрипач и поэт. Хочешь, подарю тебе мою самую любимую мелодию? – спросил он и взглянул на девочку, – я буду счастлив, если она тебе понравится.

         -Хочу.

     – Тогда давай остановимся. Ты присядешь на это поваленное дерево и немножко отдохнешь, а я пока сыграю для тебя и наших друзей, – весело произнес он.

       – А где наши друзья? Мы же одни….., – сказала девочка.

       – Ты ошибаешься, – и он обвел лес рукой, – смотри! – Все эти большие и маленькие деревья: елки и березки, дубы и осины,  и даже вон та забавная рыжая белка-хитрюга с пушистым и серым хвостом, которую я вижу за ёлкой. И дятел, чей стук ты отчетливо слышишь,  – все они будут слушать вместе с тобой скрипку. А ещё много всяких зверей, пичужек и насекомых, которые живут в этом лесу, а сейчас испуганно спрятались от нас в травке-муравке и за деревьями, боясь высунуть нос, – и он снова рассмеялся.

     Так как Софье не терпелось поскорей услышать игру на скрипке, она подбежала к старой поваленной березе и, удобно примостившись на ней, приготовившись слушать.

     Юноша поклонился ей, как будто он и впрямь, находился на сцене театра, а она – в зрительном зале. Потом торжественно достал из футляра скрипку, прислонил её к плечу и плавно взмахнул смычком.

       Как только смычок прикоснулся к струнам, – листья на ветках  затрепетали. Вздохнул быстрый ветер и стих, запутавшись в кронах.  Птицы тоже умолкли, а старые ели, и высокие сосны – перестали скрипеть. Лесные жители слушали игру скрипача.         

       Быстрый и лёгкий смычок мастерски извлекал из тонких струн трогающую сердце мелодию, которая ширилась и нарастала, летя куда-то вдаль. Скрипка пела о любви и счастье, о ясном синем небе и солнечных лучах, о ветре и грустных песнях дождя, о стонах гнущихся от бури деревьев. Но вот она запела всё звонче и пронзительней. Всё стремительней бегал смычок по струнам, и они издавали великолепные звуки.

       А когда в последний раз смычок к ним прикоснулся, и музыка умолкла, – на глазах у Софьи были слезы. От чего ей стало грустно, и почему сжимается сердце, – вряд ли она понимала.

–Спасибо, – только и смогла прошептать она.

–Тебе так понравилась моя музыка, милое дитя?  – Что ты не сдержала слез! – растрогано сказал скрипач и тепло поглядел на неё, – не это ли высшая награда для музыканта и поэта, – слезы маленького ребенка?

Взволнованный, он присел рядом и, прикоснувшись к детской ладони, спросил, – а помнишь, я говорил, что музыка помогает встретить хорошего друга?

       –Помню, – тихо сказала Софья, кивнув головой.

       – Так вот. Мы с тобой друзья, – он улыбнулся. И, вдруг хлопнув себя по лбу,  воскликнул, – эх! А ведь, я до сих пор не знаю твое имя.

       – Меня зовут Софья, – сказала девочка и спросила, – но, ведь, вы скоро уедете. И я больше вас не увижу. Как же мы будем дружить?

     – Как знать, как знать…., – задумчиво произнес скрипач, –  и ты, и я навсегда сохраним в памяти и эту встречу, и пенье скрипки. Один человек однажды сказал, что ничего не бывает в жизни случайным. Поэтому, давай верить в чудеса, милая моя Софья и надеяться на встречу, - подумав, он добавил,- а на память я хочу подарить тебе свою скрипку.

        Подарок был так щедр, что Софья растерялась от неожиданности.

– А как же вы? Ведь, она вам очень нужна. А я даже не умею играть на ней, – тихо заметила она.

– Не волнуйся. У меня есть ещё одна, – успокоил её скрипач. Аккуратно уложив скрипку в футляр, он передал его девочке.

–Она твоя! – заявил он и добавил, – пускай иногда напоминает тебе о музыке, сыгранной в твою честь.

– Спасибо, –  промолвила девочка и с робостью взяла футляр с инструментом.

– А теперь поспешим на станцию. А то скоро приедет мой поезд, а я на него не успею, – и вскочив, он лихо закинул сумку на плечо.

Поезд из Москвы уже приехал, и навстречу им со стороны платформы направлялись люди. Ещё издали Софья увидела маму и стремглав бросилась к ней.

–Мама, мне подарили скрипку! –вскричала она и распахнула футляр. Внутри на красном атласе величественно покоилась скрипка.

       – Кто тебе её подарил? – удивилась мама.

     – Скрипач и поэт. Пойдем же скорей, я тебя с ним познакомлю, –   сказала девочка и схватила маму за руку. Но когда она оглянулась, юноши на дороге уже не было.

        – Где же он? – спросила мама.

– Не знаю, – растерянно сказала Софья.

       – Ну, что ж….. Тебе сегодня сделали удивительный и бесценный подарок. Пускай он останется у тебя на память, – и она  обняла расстроенную девочку.

И они вернулись домой, и положили скрипку на сервант. Так она там и хранилась все это время.

                2.

Шли годы. Софья  выросла и превратилась в прелестную девушку. Постепенно она забыла лицо того скрипача. И уже не вспоминала про его скрипку, которая так и пылилась в её комнате на серванте. Забыла она и мелодию, которую ей когда-то подарили.

Успешно сдав экзамены, она поступила в институт, учиться на врача. И теперь каждое утро вместе с подружками спешила по петляющей между деревьями дороге на поезд, следующий в Москву.

Если снаружи посмотреть на быстро мчащийся в темноте поезд, то можно увидеть в светящихся желтых окнах много людей. Все они очень устали и возвращаются домой. Многие дремлют, кто-то читает, или разговаривает со спутником или спутницей. Некоторые смотрят в окно на мелькающие в ночной темноте разноцветные огоньки в окнах многоэтажных домов и красные, желтые огни машин.

       Вечерняя Москва и другие подмосковные города, когда они украшены ожерельем из тысячи сверкающих огней – необыкновенно хороши.

Но люди, которые возвращаются с работы, –  очень устали, и им нет дела до огней ночного города.

Софья сидела в поезде и задумчиво смотрела в окно. Поезд  уже миновал  город и теперь мчался в кромешной темноте, минуя редкие и тускло освещенные станции.

        Но вот с грохотом распахнулись вагонные двери. Она подняла голову и увидела мужчину. В руках он держал скрипку. Внимательно оглядев безразличных пассажиров, он опустил инструмент на плечо и заиграл.

       И она сразу же узнала эту музыку. Это была та самая мелодия, которую много лет назад сыграл в её честь незнакомый скрипач.

     Выходит, это он,- тот самый скрипач. И это он стоит сейчас в дверях вагона! – только возмужавший и очень серьезный.

     С волнением слушала она мелодию скрипки. А та всё грустила и плакала, рассказывая о неудавшейся любви и нерастраченной нежности. Смычок легко скользил по струнам, заставляя сердце сжиматься от странной печали.

       А когда в воздухе растаяли последние звуки прекрасной мелодии, – вагон взорвался аплодисментами.

      –Браво! Спасибо! – восклицали люди.

       Когда мужчина приблизился, Софья окликнула его:

       – Постойте. А  я знаю вас, – голос её сорвался от волнения, – вы тот самый скрипач и поэт. Ведь, это вы подарили мне эту мелодию и свою скрипку. Помните?

      Мужчина пристально вгляделся в её лицо.

     – Это было так давно…., – мягко сказал он и спросил, – неужели, это вы, прекрасная незнакомка? – и он тепло улыбнулся, залюбовавшись её смущенным лицом, – маленькая и смелая девочка, которая гуляла одна в лесу и не боялась злых серых волков и медведей. Конечно же  я помню, как мы встретились….., – но тогда я был молод и слишком беспечен, писал музыку и сочинял стихи...., - и он грустно усмехнулся.

       - Время летит слишком быстро, правда? А вы? Так и гуляете одна в своем лесу?

       – Гуляю, – улыбнулась девушка. Сердце её гулко билось от счастья.

       – А где же скрипка? Так и хранится у вас? – поинтересовался он.

     – Да! Ведь, мы – же друзья, – сказала она и, вскинув голову, сияющими глазами бесстрашно взглянула на него.

       – Это так и есть. И я очень этому рад, – серьёзно поглядев на неё, подтвердил он. И присел рядом.

       И пусть теперь каждый додумает те слова, которые они в тот вечер сказали друг другу....

       Мне же остается добавить только одно....

       Эта удивительная и почти сказочная история получила свое счастливое завершение: они поженились, и у них родились замечательные дети, мальчик и девочка.

       И теперь каждый вечер она усаживается возле своих расшалившихся детей в мягкое плюшевое кресло, приглушает свет ночника и тихо рассказывает им всю историю про скрипку с начала и до нынешнего дня.

Слушая её, дети быстро затихают,  подкладывают под щечки свои ладошки, закрывают сонные глазки и сладко засыпают

       Как видим, эта почти сказочная и поучительная история нравится детям и успокаивающе действует на них.    

     Мне же остается надеяться, что и вы извлечете из неё какую-нибудь пользу. А иначе и быть не может.