28. 6 Песнь одинокого. Избранные комментарии

Виталий Иванов
Приложение к книге (расширенный вариант книги):
Песнь одинокого и Формула одиночества/ Виталий Иванов . – СПб. : Серебряная Нить, 2015. –168 с.
В книге собраны авторские стихи, афоризмы и тексты на тему одиночества.
Заказать печатную книгу за 260 руб:

Электронная книга:
http://russolit.ru/books/download/item/2812/

«Путь»
--------------------

Все мы бредём во тьме, не зная среди кого… Каждый со своей свечкой. Пытаемся разглядеть что-нибудь и, может быть, оставить стихи. - Для кого? Трудно сказать…

Так и бредём… Некоторые поодиночке, а большинство – толпою за кем-то. Чьей-то Свечой…

Существует много миров, среди них такие как «Волшебная ночь», «Купола».
Иногда из тьмы можно выныривать в сказку какую-нибудь. Но нельзя о тьме забывать, не закрывать надолго глаза и свечу – не гасить!..

С тяжелой ношей дорога лучше запоминается.

Придираются и хорошо! Намного веселее скучных «понравилось».
Тем более что замечания верные. Но не существенные.
Конечно, «цеплялися» - скорей, разговорное, но мне здесь оно нравится. Переделать-то не сложно, и я много раз переделывал. Но вот почему-то так получается, что именно этот вариант строчки по моему внутреннему ощущению – наиболее поэтический. Другие все как-то суше, литературнее, неинтереснее.
В последних строках суть в том, что не ясно кто спрашивает и откуда. Поэтому непонятно кому отвечать. Отсюда – «сказал». Сказал как бы себе самому, потому как никого нет… только рога и копыта временами мерещатся, и жадные руки цепляются вдруг из темноты. Но пока что не сильно, утащить в мрак не получается.)

«РАзумом, тЕплящимсЯ, как свечА»
На «теп…» - полуударение, обозначающее медленное по-слоговое прочтение этого слова и строки в целом. Так сделано для выделения первых трех строк – контрастом с четвертой, которая читается быстро и резко, на грани истерики, не понимания…
«Сердце горело его, как свеча…» - благозвучнее, безусловно. Но я остановился на выставленном.

Каждый из нас блуждает во тьме, неся перед собой свечу своего сердца. Или же разума. Лишь немногие знают, куда идут. И куда им надо идти.

Торжище… Речь здесь о «жадных лапах», «веселье и благах», которые предлагаются, но для героя не имеют цены. Он видит, что кругом тьма, а в ней – торжище.. да, видимо, бесов. Так и есть. Освещается лишь узенькая тропинка… может быть, на Голгофу. Другой дороги не могут найти… А если другой просто нет?

«Нет со мной рядом, - сказал, - никого!..»
Данный вариант строки мистичен и в большой степени отвечает моему внутреннему поэтическому ощущению.


«Пустыня»
(«Мне нравятся негромкие мотивы…» и «Путь бесконечный»)
--------------------

Я избегаю ярлыков и однозначных определений в отношении людей и поэтов. И для себя здесь не делаю исключения.
Дать название, классифицировать не означает – понять.
А форма у меня всегда соответствует содержанию. Иначе не получается!
Попробуйте прочитать первое стихотворение медленно, не торопясь… и вы услышите вой ветра в пустыне, увидите бесконечный простор… вдали караван… и вам померещится звон колокольчиков!
А может быть, вы даже на миг представите себя на верблюде… И затянете какую-нибудь бесконечную песню.

Речь идет о негромких караванных мелодиях.
Как ныне предполагается по одной из версий историков, некоторая секта египетских жрецов, левитов, водила 40 лет древних евреев по не столь уж великой пустыне, которую, на самом деле, можно перейти за три дня… дабы умерло старое поколение, а новое, народившееся, воспитать определённым образом, проведя, по сути, социальный эксперимент.
Он во многом удался. По крайней мере, результаты его очевидны, хотя к ним можно относиться по-разному. Еврейский народ уникален.
Среди других уникальных народов.
Пустыня, может быть, и навязчивая… но только в этой подборке. Ты прекрасно знаешь, у меня есть и другие стихи – о любви, природе, Родине – оптимистические. Я не работаю в одной теме и интонации, не получается, не интересно. Как-то само собой пишешь по-разному и о разном.


«Пьяных слёз жемчуга»
--------------------

Все настоящие стихи автобиографичны. Я других не пишу.
Описан вполне конкретный случай, когда юноша 16-ти лет в первый раз выпил водки. На морозе… думая, что это вода. Сразу почти маленькую.
У события есть конкретное место и время.
Написался стиш вскоре после события. А вот окончательный (надеюсь) вид принял значительно позже. Теперь, понятно, после бутылки водки ощущения совершенно другие. К спиртному достаточно крепок, контроль не теряю.

Градусов 20 было мороза, выпил тремя глотками.. Даже не разобрал, думал, вода… Очень холодная. Такая дурацкая ситуация в малознакомой компании. Сунули посмеяться.. и отобрать не успели. Ну, а потом было всё, как описано.
Стиш вылез через несколько месяцев – основная канва. Одно из первых моих стихотворений. Но потом я его очень упорно и долго правил. Вроде, сам дух сохранился, а вот по мыслям, по образам, технике стих полностью переписан.


«Рыжая собака одиночества» и «Фонарик»
--------------------

Не самая плохая ассоциация. Может быть, что-то есть и от Хармса, не исключаю. Тем более что отношусь к его творчеству весьма положительно.
Из чего получается стихотворение? В данном случае оно написалось практически сразу, за один приём, совершенно для меня неожиданно. Неожиданно-то - ладно, а вот, чтобы почти без правки потом – редкость. И, в общем-то, совсем не характерное для меня стихотворение.
Велика тайна сия. Спасибо!

Когда есть сигналы, кто-нибудь их услышит…

Да, надо же… совпадение. У нас почти одинаковые собаки. Только моей у меня нет.
Фонарик-то - есть!

Рыжая собака лохматая – одна только. И её нет.
На самом деле, у нас столько друзей, которые - есть! А вот собаки такой всё равно не хватает. Да?
Кажется, променял бы всё и всех на неё. Такая вот загогулина…

Недаром рыжая собака моя частенько на луну воет. Наверное, общается с инопланетянами. Одна не существующая душа – с другими не существующими…

Действительно, иногда путаешь себя с любимой собакой. А иногда – с нелюбимой.

И отвечают уже… порой. Особенно, когда пьёшь, и никого рядом нет, кроме любимой собаки.

Если бы была эта собака…

Ответ получил. Вместе с собакой посылаем новый сигнал.
Почему танка? - Россия не так уж и далеко от Японии.

Слово дружбы любое, даже простое «гав», порой – самое дорогое из того, что у нас есть и… быть может!

Иногда даже мою собаку любят больше меня… Её, правда, нет, этой собаки.

Кругом много собак… но нет лохматой и рыжей.

Не могу сказать, что вокруг меня только рыжее… одни апельсины. Поэтому я бы заметил свою собаку, рыжую и лохматую, если б она была. Но сигналы я, действительно, посылаю. Не только в космос. И, что уж там… частенько получаю ответ. Вот и только что!
Спасибо! Получив весточку, я как будто на миг увидел свою собаку. Она всё-таки есть!

Очень вовремя подоспела твоя рыжая и лохматая. Они с моей будут дружить! Теперь у меня две собаки. Они будут и к тебе забегать иногда… может, даже вместе со мной. Скажу больше, наверняка – вместе со мной!

У каждого есть своя рыжая собака, на самом деле. Не все её замечают…
С праздниками пропустил комент. Только сейчас вот… собака гавкнула, подсказала.

Хочется чего-то такого, чего в мире не существует… От необыкновенной любви – до такой вот «рыжей собаки».


«Сорванный цветок»
--------------------

Мне кажется, цветы надо жалеть, как жалеют людей. Именно потому, что человек выше природы, сильнее! Иначе, тот, кто выше нас, Бог, так же будет лишать нас жизни, срывать, как человек цветы…
Может быть, осуществлённое нами зло возвращается к нам?

Безумно для меня дорогое стихотворение! Каждый из нас в любой момент может быть «сорван». Как цветок на поляне… Ведь он – живой. Рос, радовался ветру и небу, братьям и сёстрам… И что? Кто-то прошёл и сорвал. Чтобы, может быть, просто оборвать лепестки – любит, не любит… Или в вазу поставить в какой-нибудь душной комнате, чтобы ты умирал, мучаясь – без корней, земли и всего, что окружало тебя. И так – вся наша жизнь. Мы думаем, мечтаем о чём-то, а кто-то сильнее нас, не заметив даже, пройдёт и затопчет. Очень грустно…
Чтоб не случилось подобного, надо стараться что-то из себя представлять в мире. И пытаться устроить так, чтобы такого не произошло, не только с тобой.

Прожить – да. Но ведь каждого из нас в любой момент могут сорвать… Хорошо ещё, если в вазу поставят. Да, собственно, не находимся ли мы все, если не в вазах, то в неких банках или вёдрах, оторванные от почвы?

Может быть, грусть о том, что нельзя всех спасти… Есть жизни, есть смерти… И как часто даже ты сам лишаешь кого-нибудь жизни, пусть это и просто… Цветок.
Глупо, наверное, но иногда я так чувствую. Не только в сказках и снах - наяву.

На месте сорванного цветка вырастают несколько новых. Если с корнем не вырывают…

Я люблю закольцовывать или повторять центральную фразу, образ. Можно посмотреть «Купола», «Сиреневые горы»… Но в данном случае… жизнь - оборвалась. Поэтому, может быть, оборвано и стихотворение.

Очень грустно! Когда тебя так вот срывают…
У Лермонтова в «Герое нашего времени» есть рассуждение о первой любви женщины, которую бросают потом, как увядший цветок… Вот какая-то здесь у меня неуловимая связь.


«С особой нежностью»
--------------------

С Мариной Цветаевой своё стихотворение я не связывал никаким образом. У неё о другом совершенно, и, если точно, звучит так:

«С большою нежностью - потому,
Что скоро уйду от всех,-
Я всё раздумываю, кому
Достанется волчий мех…

Кому -- разнеживающий плед
И тонкая трость с борзой,
Кому -- серебряный мой браслет,
Осыпанный бирюзой...

И все записки, и все цветы,
Которых хранить невмочь...
Последняя рифма моя -- и ты,
Последняя моя ночь!

22 сентября 1915

Действительно, некоторое пересечение есть. Но! У Цветаевой «С большою нежностью – потому», у меня «С ОСОБОЙ нежностью! – о таинство утех!». Стихотворение Марины Цветаевой не имеет названия. У меня, кстати, тоже. «С особой нежностью» - названа подборка.
В общем, кроме чисто личных ассоциаций, которые можно, конечно же, уважать, объективных причин смены названия у подборки не вижу.
Тем более что, ваша ассоциация, скорее добавляет подборке нюансов смысловых и поэтических. В какой-то мере выставленные стихи можно даже считать продолжением, в том числе, и цветаевской темы, традиции.
Так что, спасибо! За интересную ассоциацию.
Что же касается других замечаний, позволю себе с ними не согласиться.

Стихотворение – свободно в несколько большей степени, но опять-таки абсолютно легко читается, если следовать не ритму учебника, а русскому языку – ничего более.
На мой взгляд, такие индивидуальные музыкальные рисунки стихотворений отличаются от классически правильных примерно так же, как симфония Чайковского от гаммы начальной школы.
Я лично – за музыкальное разнообразие. Гаммы мне скучны и неинтересны.
Хотя и у меня есть довольно много стихов написанных в абсолютно правильных размерах и ритмах. Но я не считаю их у себя лучшими. Отнюдь!


«Среди распада, гибели светил»
--------------------

-«Вот скажешь, что это обо мне - и люди сразу - аааа, с божеством себя сравнииииил??
Я полагаю, это стихотворение о тех, кто именно, как раньше говорили, - дерзает!
Кто ищет. Кто жаждет знаний. Кто рвётся ЗА жизнь - в ДРУГУЮ жизнь, кто совершенствует себя и кто честен.
Молодец, Вит!-) Такое написал.»
Владимир Сачков

- Полагаю, это одно из лучших моих стихотворений, Володя. По крайней мере, последнего времени.)
Давно уж почти не пишу стихов. И вот накатило.)
Собственно, за последние лет 8 у меня два новых стихотворения – «Путешественник» и это. Даа…
Поздно уж стихи-то писать.)
Ты прав. Конечно же, это не об одном человеке. О каждом дерзающем.)
Ну, и, безусловно, Председатель ЦВ тут не последний.) Собственно, это обо всех причастных к Проекту. По месту, так сказать, расположения. Т.е. в первую очередь, о нас с тобою, Володя! :))) Председателе и Заместителе.
Это серьёзно. Пусть наш труд не так уж заметен… пока. Но мы знаем что делаем. Благословение нам дано свыше.)
Не сомневаюсь, брат.
Может, ещё что-то подредактирую со временем, но в целом, полагаю, стихотворение получилось. Я сказал что хотелось сказать.. И пусть судит нас время.)


«Тебя люблю – больше всего на свете!»
--------------------

Без любви сердце отвердевает, растрескивается, его сжигает пламя желания, сушит неутолённая жажда… Пройдёт живительный дождь – и расцветает пустыня. Поэтому, «тебя люблю… Как пустыня любит дожди…»
Любовь – это весь мир. От всего лучшего, что есть на земле, любимую не отделить. А если этого лучшего сейчас со мной нет почему-то, - повторяю, как молитву, имя любимой. И лучшее – возвращается!..


«Тебя полюбил, вероятно, не сразу…»
--------------------

Сделать размер правильным не представляет труда. А вот получить что-то особенное и искреннее… много сложнее!
На мой взгляд, стихотворение прекрасно читается. Да, ритм не ровный, но он только подчёркивает содержание. Т.е. форма соответствует содержанию!
А если привести размер, ритм в согласие с учебником… от стиша ничего не останется. Потому что никаких глубоких мыслей в нём нет, а вот чувство – исчезнет. И это будет смертью стихотворения!
Поверьте, я много работал над этим стихом, ни одно слово в нём не случайно, ни одна интонация!
Спасибо за мнение. И за искренность! Для меня честность и искренность – самое дорогое. Огромная благодарность за конкретные замечания!

Стихотворение написано в дни развода с первой женой. А потом познакомился с Л. Сын наш пошёл уже в институт. Всё хорошо… насколько это возможно. Жизнь продолжается!


«Ты меня в этот вечер»
--------------------

Верно-верно. И как, порой, не ценим мы своего счастья. А потом, случается, устремляем мечты в своё прошлое. Потому как будущее темно, а в прошлом было, было счастье у нас.
Возможно, и сейчас есть, ведь самое драгоценное – рядом! Если немножечко присмотреться.)

К последнему всегда относишься особенно трепетно. Так же, как к первому.. но по-другому.

Да, случается такая грусть… Сказать можно коротко. А бывает не найти слов, и она - навсегда. Так вот за то, чтобы всегда находились слова! Лаконичные.

Бывали вечера и похуже…


«У костра»
--------------------

Иногда пламя соединяет нас с Богом.
Глядя на огонь, в нас пробуждается что-то древнее… очень, наверное, древнее. Тем более, в лесу, на природе…

Когда смотришь в костёр… как будто внутренний наш огонь соединяется с внешним.

«Грустно и прекрасно». - Да, это маленькая вольность. А может быть, просто не совсем привычное сочетание слов? «На душе прекрасно». - Можно сказать? Не «мне прекрасно», а на душе, во внутреннем мире моём – прекрасно. У костра – прекрасно!
Вот что имеется в виду.
Может, и есть некоторая шероховатость… но к ней привыкаешь. Я за 30 лет вот привык уже. Много мест переделывал в этом стихе, и это - тоже разные были варианты. Однако же данный пока мне представляется оптимальным. По крайней мере, ничего лучше, прекраснее не находится.