Танец на проволоке или кусочек мозаики
А это написано безумно давно, недавно нашел в архивах и публикую наиболее полный фрагмент всей мозаики
По дороге в турнирный зал Ивашов попытался расслабиться, однако у него это плохо получалось – сегодня он играл чёрными, а противник его, экс-чемпион мира Быховский, в атаке белым цветом был особенно опасен.
Поэтому партию Ивашов начал по плану, а вот её ход оказался весьма драматичным и Геннадьич, как привык звать своего друга и тренера Алексей, скорее всего не один раз за партию хватался за валидол.
…Борьба в партии началась уже в дебюте, эдакий фехтовальный поединок, противостояние пламени и льда, натиска и несокрушимой обороны. Быховский предложил один из самых агрессивных вариантов сицилианской защиты – систему Земиша, которая на протяжении нескольких десятков лет по праву считается одной из наиболее агрессивных в этом дебюте. Ивашов всегда сравнивал борьбу в этом дебюте с танцем на проволоке под куполом цирка – один неверный шаг и борьба оканчивается поражением. Наверное прав был знаменитый маэстро прошлого великий острослов Савелий Тартаковер, который считал, что выигрывает партию тот, кто совершает предпоследнюю ошибку.
До двадцать второго хода Ивашов чётко защищался и вел дело к ничейному исходу. Это вполне устраивало и такого испытанного турнирного бойца как экс-чемпион мира. Быховский всегда был в шахматах прагматиком и сейчас шёл к победе в этом турнире по пути наименьшего сопротивления. Обычно он разыгрывался к пятому – шестому туру и всегда мощно финишировал. Поэтому турниры с длинной дистанцией он выигрывал почти всегда. Сейчас Валерий Федорович был настроен благодушно и после предварительного прощупывания позиции слабых пунктов в построениях чёрных не нашёл. А, следовательно, мирный исход поединка вполне его устраивал.
…Ивашов откинулся на спинку кресла и прикрыл глаза. Что это, озарение или мираж? Он ясно видел два варианта. Первый был сугубо практический и вёл в ничейную гавань. А вот второй…
Родимцев в это время нервно ходил по пресс-центру и дымил своей неразлучной трубкой. Он понимал, почему Лёша так задумался. В нём боролись два начала – спортивное и творческое. И сегодня тренер хотел, чтобы в Ивашове победил игрок, спортсмен, а не художник. Однако даже Евгений Геннадиевич, несмотря на многолетнее творческое содружество с «турнирным чемпионом» не мог сейчас предугадать выбор Алексея.
…Для Ивашова время тянулось неспешно. Вернее для него оно замедлило свой бег. Он неспешно обдумывал комбинацию с жертвой важной пешки за опасную инициативу на ферзевом фланге. Он заставил себя забыть о часах, отвлечься от положения в турнире. Сейчас для него важен только выбор варианта и реакция Быховского. Совет тренера он знал наперёд – выбирай ничью. А ничью выбирать не хотелось – Алексей чувствовал, что игра у него «пошла», а значит всё должно получиться.
Ивашов начал комбинацию через двадцать семь минут раздумий. Теперь надолго задумался Быховский. Алексей довольно улыбнулся – хитрая вязь вариантов, просчитанная им за почти полчаса раздумий с почти 100-процентной вероятностью давала ему позиционное преимущество и возможность комбинационного удара.
В пресс-центре Родимцев почти в бешенстве зашвырнул свою трубку в угол комнаты. «Что он делает? – раздражённо подумал тренер – Зачем ему это нужно? Ничья это то, что нужно, а сейчас нервотрепка, цейтнот и полная неизвестность результата». Евгений Геннадьевич потянулся за минеральной водой и снова раскрыл уже начатую упаковку валидола – сердечная мышца уже не выдерживала подобных нагрузок. Ведь когда играешь сам, то так не волнуешься, а вот когда на тренерской работе – это совсем другой коленкор. Тем более, что Родимцев следил и за борьбой на других досках. Сербский гроссмейстер безукоризненно защищал свою позицию против электронного соперника и уже на 17-м ходу была заключена ничья. Минасян блестящим комбинационным ударом решил исход партии с Гордиенко в свою пользу. Ли Янг, деморализованный предыдущим поражением, и сегодня получил проигранную позицию чёрными против Григорадзе и вынужден был снова сложить оружие. В остальных двух встречах шла чисто позиционная борьба и её мирный исход не вызывал сомнений. Таким образом проиграть сегодня значило отдать лидерство Минасяну.
Ответный ход экс-чемпиона мира последовал через час десять минут. Следующие четыре хода соперники сделали в темпе блица. Стало понятно, что оба они стремятся к определенной позиции, но оценивают ее по-разному.
Неожиданно Ивашов почувствовал некий укол нервной системы, предупреждающий об опасности. Слишком уж спокоен экс-чемпион, неужели он видит позицию в совершенно ином ключе и расчёт Алексея ошибочен? А следовательно рисунок варианта имеет серьёзный изъян. И значит Ивашов сам себя поставил на грань поражения недостаточно обдуманным решением!!!
Алексея прошиб пот. Неужели история повторится и его возвращение в розыгрыш личного первенства мира – это всего лишь бесполезная трата времени и сил?
Внутри Ивашова все оборвалось – все его труды могли пойти прахом, а у Геннадьича никакого валидола не хватит. Мозг гроссмейстера считал лихорадочно, пытаясь найти изъян в тактическом построении варианта. Драгоценные секунды и минуты тратились на это суматошное метание мысли.
Внезапно в памяти всплыло волевое лицо брата Михаила и Алексей отчетливо услышал его негромкий, чуть хрипловатый голос: - Лешка соберись, не раскисай, ты ведь боец. Вспомни принцип карате – когда не знаешь что делать – делай шаг вперед!
Алексей откинулся на спинку удобного кресла и ненадолго отрешился от происходящего в зале.
«…Этого не может быть в принципе…Класс игры должен сказаться!! Вариант не может быть «гнилым»! Или все-таки может? Думай Алексей, думай «русский самородок»…Валера прагматик, риска не любит, играет технично и элегантно. А сейчас это тонкая, художественная работа, нужно творить, искать…в этом я всегда был сильнее…»
Ивашов сделал ход через 15 минут. Он все же пошел на выбранный ранее вариант, отступать ему не хотелось, гроссмейстер иногда был упрям.
В пресс-центре Родимцев курил и переживал – он уже видел, что жертва не совсем корректна, а инициатива – слишком слабая компенсация за материал.
Экс-чемпион мира тоже нервничал. Он был недоволен еще своей предыдущей партией, против Крестинского. Ведь победа была уже так близка.…Но польский шахматист показал, что его не зря включили в турнир. Он нашел почти этюдный путь к ничьей. Причем в том варианте, который сам Быховский посчитал для себя победным. И сегодня для бывшего чемпиона мира все складывалось совсем не безоблачно. Ивашов – противник экстра-класса, расслабляться с ним нельзя: потеряешь концентрацию – проиграешь партию…Мысль Быховского также металась в поисках победного рисунка в данном варианте, но именно от этих метаний Валерий и терял хладнокровное спокойствие и концентрацию мысли. И в голове вместо четких и логичных построений рождались какие-то обрывки цветной мозаики, вроде бы ведущие к победе, но резко обрывающиеся за первым поворотом сюжета…
Несколько ходов противники опять сделали практически в темпе блица. Последний ход экс-чемпиона позволил Родимцеву в пресс-центре облегченно перевести дух. Быховский сыграл шаблонно, как и 98 % всех шахматистов мира в подобной позиции. И тренер увидел замысел Ивашова во всей красе и моментально простил ему минуты нервного стресса – Алексей как никто чувствовал красоту шахмат и умел эту красоту донести до зрителя в своих партиях.
Еще через десяток ходов позиция Быховского стала «трещать по всем швам». Но тут впервые в турнире Ивашов оказался в режиме хронической нехватки времени для реализации своего преимущества. И Алексей упустил это преимущество одним откровенно слабым ходом, сделанным в цейтнотной горячке. Экс-чемпион отреагировал практически мгновенно. Он обладал высочайшей техникой разыгрывания подобных позиций, нашел кратчайший путь к уравнению и уверенно повел свой корабль в ничейную гавань.
Через несколько ходов партия закончилась миром. Бледный Ивашов поднялся из кресла, сломал в руках ручку, которой по старинке вел запись партии, пожал протянутую Быховским руку и стремительно покинул зал. Не глядя ни на кого Алексей вышел из здания и сел в ожидающую его машину, которая тут же тронулась. Гроссмейстер был крайне недоволен собой и пребывал в скверном расположении духа – так бездарно упустить столь кропотливо заработанный перевес!!
Да, танец на проволоке – дело сложное, но тем он и прекрасен
Сентябрь 2000
© Copyright:
Димитрий Крылов, 2015
Свидетельство о публикации №215101200759