Паркур

Раиса Крапп
...Создал Бог в первый день свет - чтобы трейсер видел препятствия. Во второй день создал Он ночь, чтобы трейсер имел время расслабиться. На третий день создал Он землю - чтобы трейсер бегал по ней. На четвертый день создал Бог деревья и заборы - чтобы трейсер лазил и преодолевал их. На пятый день создал Бог приматов - гопников, быдланов и прочую нечисть - чтобы трейсеру интересней было бегать. И создал Он на шестой день существования мира самое разумное существо - трейсера. Остался последний день недели - и этот день был днём тренировок… Вот как оно было.

Калина припарковал автомобиль на стоянке около продуктового магазина, вышел, снял куртку, бросил ее на сиденье. Остался в мягких, легких спортивных штанах, не стесняющих движений, и в просторной толстовке с капюшоном.

Проверил шнурки на кроссовках, заткнул концы поглубже внутрь, чтоб не болтались. Кроссовки самая главная деталь в экипировке трейсера. Ко всему остальному никаких особых требований нет, лишь бы одежда хорошо "дышала". Другое дело кроссовки. В чатах и на форумах трейсеры увлеченно обсуждают плюсы и минусы кроссовок с гелевыми вставками, и без них, с толстой подошвой и тонкой. Калина тоже уверен был, что в большой степени от обуви зависит эффективность передвижения, скорость, и выполнение многих трюков. Правильно, никто не будет спорить, что именно на стопу приходится большинство нагрузок, причем самых травмоопасных - при прыжках с высоты. И сцепление важно, особенно на вертикальных поверхностях. Когда у новичков некоторые трюки не получаются, типа обычная вертикальная пробежка или толчок на стенке, опытный трейсер, прежде всего, на обувь внимание обратит. Часто именно в них причина - сцепление слабовато.

И только с опытом приходит осознание, что для трейсера все это не важно. Самое важное - отточить трюки до автоматизма, чтоб с той же легкостью и простотой, как ходишь, - прыгать, крутить переднее, заднее и боковое сальто, делать перекаты. Сейчас Калина, спрыгивая с высоты, вполне мог обойтись без толстой, амортизирующей подошвы - он даже босиком приземлялся достаточно мягко, по-кошачьи.

Вот этим паркур и хорош - все дело в человеке, в его возможностях. А, как известно, потенциал человека практически безграничен.

Калина посмотрел на часы. У него еще достаточно времени, чтобы разогреться. Закинул за плечи рюкзачок, защелкнул на груди замок, соединяющий лямки. В рюкзак он складывал записную книжку, сотовый, ключи… Все, что обычно лежит в карманах. Рюкзак удачный попался. Он абсолютно не мешал при беге и прыжках, будто прилипал к спине. С ним даже удавалось делать аккуратные роллы - это когда прыгаешь с большой высоты и, чтобы уменьшить нагрузку на ноги, приземляясь, уходишь в кувырок, перекатываешься через плечо, снова оказываешься на ногах и без паузы продолжаешь движение.

Калина вставил в уши маленькие наушники, включил плейер и засунул его под толстовку, в карман с молнией. В наушниках рэперским речитативом зазвучали "Иероглифы улиц" в исполнении Кэт, задавая ритм. Калина надвинул поглубже на лоб маленькую черную шапочку "бини", повернулся лицом к магазину и сорвался с места.

Современные города - это стены, крыши домов, заборы, деревья, машины, тротуары, бордюры, траншеи, ямы, ступени, улицы, забитые пробками сгрудившихся автомобилей. Это среда, противоестественная человеку. Город возводит препятствия и опасности на каждом шагу, делает человека рабом случая и времени. Человек вынужден жить в осторожности, ходит там, где есть дорога и нет на пути забора или стены, пересекать улицы не там, где ему хочется. Город сковывает, делает людей малоподвижными и оставляет минимум выбора. Городское сообщество навязывает константы поведения, правила, ярлыки, стереотипы мышления: ходить надо по дорогам, а ночью полагается спать. Трейсер одолевает стереотипы. Он стремится к тому, чтобы чувствовать себя в каменных джунглях города так же естественно и свободно, как зверь в природной стихии. У трейсера иной взгляд, чем у обычного горожанина. Там где масса видит городской пейзаж, трэйсер видит тренировочную площадку и препятствия. Где люди думают: "как бы обойти", трэйсер думает: "как преодолеть". Он сканирует местность, анализирует преграды и прокладывает свой собственный путь, настолько прямой, насколько позволяет его мастерство. "Маугли бежал под деревьями, меряя глазом расстояние от ветки до ветки, иногда забираясь вверх по стволу и для пробы перепрыгивая с одного дерева на другое…" Так же и для трейсера город полон не препятствий, а новых способов передвижения, еще неизведанных путей. Трэйсер рисует собственные узоры дорог, создает свой мир, удобный для него. В мире трейсера нет преград, все знакомо, все существует по его, трейсера законам. В этом мире люди движутся по-другому, думают по-другому, видят по-другому.

Калина никогда не пренебрегал разогревом. Разогрев не разминка. Это самостоятельный и важный элемент тренировки. Особенно для новичков важен, они еще не умеют быстро мобилизовать силы. И именно новички рвутся "в бой", скучно им, видите ли, ногами и руками махать, подавай им роллы, манки, кинг конга. Приходится разъяснять, что без разогрева можно легко порвать себе что-нибудь, и не только штаны. Что разогретые мышцы и суставы становятся более гибкими и, значит, лучше защищены от травм. Физическая выносливость повышается от таких обычных махов и круговых вращений руками. Потому что происходит перераспределение крови. Отток от кишечника и селезенки к мышцам. А значит, мышцам больше кислорода достается и питательных веществ. И еще важно очень постепенно довести частоту сердцебиения до целевой зоны. Без разогрева нагрузка на сердце окажется слишком высокой, покажется, что не по земле бежишь, а по песчанным барханам или по снежным сугробам.

Около получаса Калина добросовестно приседал, бежал на месте, широко размахивая руками. Ходил гусиным шагом, сцепив пальцы за головой. Поднимался на носках и подпрыгивал, используя только пальцы ног.

Калина стремительно пронесся по улице, и, не сбавляя скорости, лишь оттолкнувшись руками от телеграфного столба, изменил траекторию движения, нырнул в боковую улицу. Теперь с одной стороны тянулись дома, а другая была застроена гаражами, плотно стоящими один к одному.

Он с разбегу прыгнул на автомобильное колесо, наполовину вкопанное в землю в двух метрах от гаражного угла. Колесо спружинило и вытолкнуло Калину вверх. Он взлетел на крышу на манер шаолиньских летающих монахов.

Изумленно замерли трое тинейджеров.

- Клааасс... - протянул один.
- Во дает, блииин! - восхищенно покрутил головой другой. - Ниндзя блиин!

Калина набирал скорость для предстоящего прыжка. Впереди между гаражами имелся разрыв метра в четыре - проезд во второй ряд гаражей. Калина толкнулся от края, пролетел по воздуху, вынося вперед согнутые в коленях ноги. Он не допрыгнул до крыши соседнего гаража, расстояние было слишком большим. Ухватился руками за край крыши и на мгновение как будто прилип к кирпичной стене, упираясь перед собой согнутыми ногами. Но в следующую секунду от упругого толчка тело как будто само собой легко вынеслось вверх и вот он уже на крыше. Ничего сложного. Главное, не схватиться за какое-нибудь рваное железо.

Сзади залаяла собака, запертая в одном из тех гаражей, которые Калина только что миновал. Однажды во время тренировки за ним погнались собаки. Это было здОрово! Ничего не стоило в легкую отделаться от них, перемахнув через какой-нибудь забор, но чувство погони пьянило. Потому что гнали не его, он не был дичью. Он позволил им эту погоню, дразнил, как тот Маугли: а теперь следуйте за мной, рыжие собаки! Мышцы, кровь, как кислородом, наполнились духом состязательности, вообще-то паркуру чуждым. Скорость не самоцель. Смысл в преодолении препятствий. Но тогда, давая себе возможность почувствовать жаркое дыхание на пятках, накатывающую сзади ярость, идя на риск, граничащий с фолом, он испытал такое сладостное чувство свободы, какое не испытывал никогда. Позже он услышал от кого-то, что "паркур, это когда уходишь от стаи собак". Калина подписался бы под этим.

Гаражи кончились, и он спрыгнул вниз. Нет, не вниз. Выпрыгнул он вверх. Хоть места и знакомые, да мало ли что. Может, кучу песка насыпали, а может, машину гравия да камней сгрузили. Лучше иметь секунду-другую, чтоб оценить место приземления или приготовиться к встрече с препятствием и способу его одолеть, как с тем фургончиком у забора. Итак, толчок вверх, колени поджаты к груди. Ноги готовятся к удару о землю. О землю хорошо, это не асфальт и не бетон! Колени слегка разжать, а ноги напрячь немного, чтобы самортизировали в момент столкновения. Приземлиться на ступни и пальцы. Смягчить лэндингом - упор расслабленными руками о землю - они принимают часть удара, гасят его силу. Руки ставить между ног, чтобы не попасть коленом в бицепсы. Всё в доли секунды. Земля толкает, отпружинивает вверх и вперед, и бежишь дальше.

Движения Калины точны и скоординированы. Прыжок. Руки-ноги не болтаются абы как, он полностью контролирует своё тело. Синхронное движение рук, синхронное движение ног. Движение трейсера завораживающе красиво. Но в этой зрелищности нет и капли шоу. Красота не на показ, не в рассчете на зрителя. Все движения вызваны только необходимостью. Вот приземление. Ноги касаются земли одновременно, на одной линии. Синхронность - это правило, техника безопасности. Если одна нога пойдет вперед, то заберет большую часть нагрузки. Оно может и обойдется, но микротравма колену обеспечена.

Бег, легкая одышка, рассекаешь воздух, быстрые, легкие толчки ногами… ты бежишь… Прохладный ветер так приятно обволакивает лицо и тело… Ветер и ощущение полета… Оборачиваются люди, удивленные взгляды прохожих тебе вслед, быстрота движений, молниеносность и легкость прыжков, преград не существует…

Внутри будто пружина, и когда на твоем пути оказывается парапет, забор, гараж, дом, каменная плита, перила, мост и всякое прочее, она срабатывает с той же естественностью, с которой сгибаются при ходьбе колени. Но трейсер еще и наслаждается действием этой пружины. Всякое препятствие - повод оторваться от земли. Не зря ведь трейсеров называют вертикальными пешеходами.

Вы прочитали отрывок из романа "Экстремальные виды любви" http://www.proza.ru/2015/10/09/1884