Убили в 37 году. Не покаялись

Виктор Калюка
30 октября. День памяти жертв политических репрессий.

В детстве мы с Арнолькой ходили на рыбалку. Пойманных окуньков поджаривали на прутиках. Жизнь развела. Он музыкант профессионал. Когда пел в нашей первой школе, то даже старшеклассники вставали и хлопали ладонями так... "Нашеродинский Робертино Лоретти" прозвище получил.То что он внук врага народа,  кого это интересовало.

Получил
письмо из Калифорнии.

Мир тебе, дорогой мой друг. Мир твоему дому!
Если есть у тебя на сердце ещё нечто о Нашей родине писать, то да благословит тебя Господь! Витя  высылаю тебе три архивные справки о нашей семье. И рассказ моего дяди Арнольда, старшего брата моей мамы. Как ты уже знаешь моего деда расстреляли в 37 году. "Враг и германский шпион".Доказательство одно. Фамилия Геллерт. ( В времена Столыпинской реформы большая семья Геллертов переехала из Эстонии в Сибирь, в надежде на лучшую жизнь). Какие государственные секреты мог знать "шпион" столяр Иоган Мартынович? Был план по количеству выявленных "врагов народа" И его необходимо выполнять. Любым способом. Расстреливали по решению "тройки".Убили, закопали, забыли.   
                ***
В 1958 году дядю, как старшего сына, вызвали в органы власти. Моя бабушка Розалия, жена дедушки была жива, и странно, что не её вызвали.

 Дядя в то время работал также как  дедушка столяром. Беседовал с ним приехавший из Новосибирска подполковник.

Был вежлив. Всё повторял; «Поймите меня пожалуйста правильно…времена были тяжёлые…многие пострадали без вины…как и ваш отец Иоганн Мартынович…» - что то ещё говорил…Подал документ о реабилитации…

Витя как ты метко подметил: « какая издевательская СИСТЕМА»!

Вежливый подполковник подал ещё один документ: «А это Вы подписать обязаны как , гражданин уважающий Советскую Власть. Поймите, что люди, работавшие в органах в те годы, всего лишь исполняли ПРИ-КА-ЗЫ»!

Холодок, появившийся в голосе начальника, не обещал ничего доброго. «Этот человек работал на нас и Вы его пальцем не троните»!

… Дядя стиснув пальцы так , что побелели косточки продолжал: « Понимаешь, что я почувствовал, когда прочитал фамилию доносчика? Я его хорошо знал»! Дядя застонал скрежеща зубами. « Для чего мне было знать фамилию»!?...без ножа – и в сердце!...как это они умеют…Задавить его. Посадят! А у меня четверо детей…