Мой Арбат... Продолжение

Людмила Ханыкова
        Теперь уже мало кто вспомнит, какой была Арбатская площадь до того, как ее несколько раз перестраивали. Сейчас площади, как таковой, нет. Ее место занимает тоннель, по которому нескончаемым потоком движутся автомобили. Кончается тоннель у самого Гоголевского бульвара.
        В Интернете мне удалось найти фотографии площади, сделанные в разные годы. Когда-то она была очень красивой и зеленой! Я ее такой уже не помню. А вот из закоулков детской памяти появляется большое здание рынка, со ступеньками, чуть подальше к/т «Художественный». Помню, как мы с мамой поднимались по ступенькам, а потом ходили по рядам и покупали продукты…
        Оказывается, всё так и было. Сначала внутри рынка, не прерывая его работу, стали строить наземный вестибюль станции метро «Арбатская» Филевской линии. По окончании строительства здание рынка расположили за станцией. Судя по всему, этот момент я и запомнила. Было это до войны, потому что в 1941 году в рынок попала бомба, и он перестал существовать.
        А потом в 1953 году на месте рынка появился еще один наземный вестибюль станции метро «Арбатская», но уже входивший в состав Арбатско-покровской линии метрополитена. Этого здания тоже уже нет: оно было встроено в здание Генштаба министерства обороны с выходом на Остоженку. Однако многие, я думаю, еще помнят эту белоснежную станцию с фонтаном перед ней. Молодежь любила назначать там свидания, чтобы потом отправиться прямиком в к/т «Художественный».
        Проект превращения Арбата в пешеходную зону был разработан и реализован в 1974—1986 годах. Практические работы начались в 1982 году. Был изменён маршрут троллейбуса 39, до этого проходивший по Арбату — именно ему посвящена песня Булата Окуджавы «Последний троллейбус». До этого Арбат представлял собой обычную московскую улицу с двухсторонним автомобильным движением; люди передвигались по узким тротуарам.
        Во время реконструкции движение было полностью перекрыто. За несколько лет улица была перекопана: заменили всю систему подземных коммуникаций. Первая стадия реконструкции Арбата была завершена к 1985 году. На словах проект сулил старой улице новую красивую жизнь. Но не все разделяли этот оптимизм.
        Не случайно Булат Окуджава, когда решалась судьба его любимой улицы при прокладке Нового Арбата, писал: “Меня тревожит будущее Арбата, несмотря на все решения. Я хотел бы, чтобы улица оставалась родной для тех, кто на ней живет, и близкой для тех, кто здесь бывает. На Арбате, на его площадках, в его сквериках вырастали дети, там они воспитывались, дышали воздухом истории...” Да, теперешних детей даже близко не подпускают к «офонаревшей», по словам Окуджавы, улице. Сейчас на ней, правда, стало больше порядку, но я с ужасом вспоминаю Арбат времен начала перестройки, когда на улицу нахлынули личности, ошалевшие от провозглашенной свободы, но не усвоившие, что же это слово на самом деле означает. Арбат стал символом вседозволенности, возрожденной «Сухаревки», буйно разросшимся «блошиным рынком».
        Начиналось всё совсем невинно. В 1986 году по завершении реконструкции Арбат предстал в новом обличье: вместо асфальта брусчатое покрытие, посредине улицы вазоны с цветами и рядом скамеечки для отдыха прогуливающихся, фонари в стиле ретро.
        Не успели еще жители привыкнуть к своему новому положению и понять, хорошо это или плохо, как их сразила новая реальность. 1 апреля 1986 года на Арбате прошло празднование Дня смеха. СМИ постарались с рекламой этого мероприятия. Арбат заполнили тысячи гуляющих. Радио. Телевидение. Киносъемки. Праздник прошел на славу. Прошел? А вот и нет. Он навсегда остался на Арбате к ужасу его жителей. Они просто стали заложниками чьего-то недомыслия. Подобное мероприятие да в каком-нибудь парке! А не на узкой жилой улице!
        Но дело было сделано! Арбат разрекламировали: все на Арбат! Поэтому неудивительно, что именно на Арбате в период перестройки стихийно организовался огромный блошиный рынок. Из исторического небытия нам возродили Сухаревку и Хитровку с новыми хитрованцами: бомжами, алкашами и наркоманами, которые тут же заняли все места на лавочках и на цоколях зданий. В те годы по улице невозможно было пройти: торговали всем и везде – на земле, со стульчиков, картонных коробок и просто с рук. Между торгующими сновали толпы цыганок с кучей ребятишек, которые буквально облепляли гуляющих по Арбату иностранцев, требуя выкупа. И так продолжалось несколько лет! Но больше всего жителям Арбата досаждали бесконечные полупьяные оркестры у каждого фонаря, но с обязательной усиливающей аппаратурой.
        «Московский комсомолец» в одной из своих статей за 2001 год писал: «Тяжело раненный Арбат сумрачен по ночам, несмотря на огни фонарей. Они предстают декорацией неудачного спектакля, бездарно разыгранного на замечательной улице».
        Как последнюю надежду жители Арбата вспоминали древнее изречение: «И это тоже пройдет!» Через несколько лет, действительно, власти стали пытаться как-то упорядочить этот бедлам. Торговлю с земли убрали, улицу заставили однотипными столами под тентом. Во время дождя торговцы заворачивали свои палатки огромными кусками полиэтилена и сами одевались в разноцветные полиэтиленовые накидки. Художники и промыслы разместились на раздвижных «книжках» из металлической сетки. Когда перестроили площадь у Киевского вокзала, излюбленное пристанище цыган, прекратилось попрошайничество и на Арбате.
        Через какое-то время и эти столы убрали. Остались лишь несколько стационарных прилавков для книжной торговли. Через пару лет и они исчезли. Зато пышным цветом разрослись в теплый период летние кафе, которые заняли 2/3 всей территории улицы. Причем, каждое стремилось оповестить прохожих о своем существовании установкой динамиков на улице. Если учесть, что кафе расположены практически впритык друг к другу, то… улица огласилась несусветной какофонией. Правда, Управа района Арбат в свое время приняла постановление о запрете использовать на улице звукоусиливающую аппаратуру. Но… вскоре об этом многие забыли.
        До войны все дворы соединялись друг с другом, так что, не выходя на улицу, можно было спокойно дойти почти до Бульварного кольца. А там, глядишь, и до станции метро «Кропоткинская» было рукой подать! Знаменитые арбатские проходные дворики! После Перестройки всё пространство ощерилось железными заборами и запертыми на замок воротами. Теперь все ходят только «по прямой», «срезать» углы нигде не удается.
        Издавна Арбат являлся заповедной зоной и признанным культурным центром столицы. Он широко известен своими культурными традициями. С давних пор в этом районе селилась потомственная московская интеллигенция. В разное время в районе Арбата жили или бывали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский, С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов, А.А. Блок, А. Белый; В.Д. Поленов, написавший здесь знаменитый «Московский дворик».
На территории района расположено много памятников архитектуры, истории и культуры: музей-квартира А.С. Пушкина на Арбате, дом-музей М.Ю. Лермонтова, музей А.Н.Скрябина, дом-музей М. Цветаевой.
        С Арбатом тесно связана жизнь и деятельность Е.Б. Вахтангова и вся история театра, носящего его имя.
        13 ноября 1921 года зрители, пришедшие в старинный арбатский особняк на спектакль «Чудо Святого Антония» Мориса Метерлинка в постановке Е.Вахтангова, стали свидетелями рождения нового театра — Третьей Студии Московского Художественного театра, переименованной впоследствии, в 1926 году, в театр имени своего основателя и руководителя — Евгения Вахтангова.
Во время войны в здание театра попала бомба. После войны в 1946—1947 гг. архитектором П. В. Абросимовым театр был отстроен заново. А в 1997 году в честь 75-летия постановки комедии Карло Гоцци рядом с театром появился фонтан «Принцесса Турандот».
        Несколько лет тому назад на Арбате по примеру американского Голливуда была устроена российская «Аллея звезд». Попасть в российские «звезды» было несложно: требовалось лишь позвонить по указанному номеру телефона и оплатить услугу. Можно было даже вставить какой-нибудь текст. И что вы думаете? Нашлось немало желающих стать «звездой» за приличную сумму. Брусчатка перед Театром Вахтангова расцветилась вставными плитками. Но «слава» длилась недолго. Фирма эта куда-то исчезла, и Управа при очередном весеннем ремонте плитки сравняла всё покрытие. «Sic transit gloria mundi» («Так проходит мирская слава») – это изречение древних оказалось весьма актуальным.
        А напротив театра находится тоже интересный дом, который старые арбатские жители звали «Дом с рыцарем». Сейчас это «Дом актера». У него интересная история. Построен он был в 1912 году в рекордно короткие сроки (всего за полгода). Это красивое здание, бывший доходный дом А.Филатовой, предназначался для состоятельных людей. Для начала XX века дом выглядел небоскребом. Внутри были просторные помещения с витражами, мраморные лестницы с дубовыми перилами, огромные зеркала. Квартиры были большие, по 5-6 комнат. В советское время национализированные шикарные квартиры были превращены в коммуналки, но мраморные лестницы и дубовые перила остались.
        Из внешнего оформления бросается в глаза фигура рыцаря. Этот элемент архитектор Дубовской часто использовал в своих работах. Некоторые считают, что рыцарь с дома на Арбате, 35 стал прообразом Фагота из знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
        В 1975 году дом расселили и передали в ведение Министерства культуры СССР, в котором оно и находилось вплоть до развала страны в 1991 году.
В 1990 году тогдашний министр культуры Союза Николай Губенко временно приютил в помещениях ведомства организацию ЦДА (дом Актера). Позднее всё здание передают «Дому Актера» в аренду на 45 лет.
        Любители философии тоже найдут на Арбате свой заветный уголок. Он расположился рядом с Домом актера. Дом № 33 по левой стороне улицы связан с именем философа А.Ф.Лосева.
        Трёхэтажный доходный дом построен в 1869—1873 годах по проекту архитектора М.О.Лопыревского. В 1941—1988 годах в квартире № 20 жил и работал философ А.Ф.Лосев. С 2004 года в здании размещается Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф.Лосева». Библиотека содержит 11-тысячное мемориальное собрание книг А.Ф.Лосева, переданное в дар вдовой Лосева А.А.Тахо-Годи.
        Каждый дом на Арбате – это частичка нашей истории, нашей культуры. Но Перестройка и здесь внесла свои непредвиденные «вкрапления».
        Появилось на Арбате и еще одно новое памятное место. Оно возникло стихийно в 1990 году. Арбатской достопримечательностью стала стена дома № 37, известная как «Стена Цоя». В августе 1990 года после известия о гибели поэта и музыканта, кто-то через всю стену вывел первую надпись. Вскоре вся поверхность была разрисована граффити и расписана словами любви и признательности погибшему рок-музыканту. Попытки закрашивать стену каждый раз терпели провал: фанаты восстанавливали надписи и рисунки. Это излюбленное место тусовок неформалов. В памятные даты сюда приходят сотни поклонников творчества Виктора Цоя. И не всегда они заканчиваются мирно после неумеренного возлияния в честь своего кумира.
        Почему именно здесь между зданием Министерства культуры (на тот период) и зданием Московского окружного военного суда, бывшей усадьбы Хованского, памятника архитектуры конца XVIII века, фанаты Цоя решили увековечить его память, так никто и не понял. Но «украшением» Арбата это место явно не стало.
        Впрочем, коренные жители Арбата уже давно ничему не удивляются. Старый Арбат стал местом весьма популярным как у туристов, так и у неформалов. Здесь проходят флэшмобы и карнавальные шествия: Дримфлэш - парад мыльных пузырей, Парад в честь святого Патрика, прогулка зомби, шествия кришнаитов в сопровождении пения и звуков барабанов, по ночам слышен цокот лошадиных копыт по брусчатке вперемешку с ревом мотоциклов, подъезжающих к бесконечным ночным кафе и барам, и другие нескучные действа.
        Если судить по Арбату, то создается впечатление, что вся страна не работает, а находится в состоянии непрекращающегося карнавала, который длится с ранней весны до поздней осени, до сезона дождей и ночных заморозков.
        Уму непостижимо, как в Рио-де-Жанейро, Риме или Венеции ухитряются укладывать свой карнавал в какую-то неделю! Мы гуляем широко, без удержу, без оглядки даже на здравый смысл.
        Есть на Арбате и еще два культурных центра, которые привлекают внимание. Это музей-квартира А.С.Пушкина и Концертный зал Павла Слободкина.
Первый широко известен тем, что именно сюда А.С.Пушкин привез молодую жену Наталью Николаевну Гончарову-Пушкину после свадьбы 18 февраля 1831 г. Пушкины прожили тут совсем недолго, до середины мая 1831 года, но их пребывание навсегда оставило отпечаток на истории дома. Это одно из самых старых зданий Арбата, в основе которого — палаты середины XVIII века.
А напротив, на другой стороне Арбата в 2000 году установлена скульптура «Пушкин и Натали» (скульптор А. Бурганов).
        Рядом со скульптурой находится Театрально-концертный комплекс Павла Слободкина, который по праву считается одним из лучших камерных залов Европы. Он расположен в самом сердце Москвы. Это зал с отличной акустикой, продуманным дизайном и удобным расположением зрительских мест: сцену здесь отлично видно и из партера, и с бельэтажа. Открылся он в 2002 году после перестройки здания.
Современное здание является копией когда-то существовавшей на этом месте усадьбы генерала Старицкого в стиле московского ампира, от которой к XX веку остался один дом.
        Я помню, на этом месте был замечательный рыбный магазин с большим аквариумом, откуда продавцы вылавливали сачками рыбу. Правда, с упаковкой в то время было неважно: трепещущую рыбину заворачивали в два слоя обычной бумаги.
        Идем дальше. Дома №№50,52 на пересечении Арбата с Новинским бульваром занимают ресторан быстрого питания «Макдоналдс» и супермаркет «Седьмой континент». «Макдоналдс» - это особняк первой половины XIХ века, то есть одно из старейших сохранившихся до наших дней зданий Арбата. Супермаркет «Седьмой континент», бывший гастроном «Смоленский», бывший «Торгсин». Здание построено в 1928 году (архитектор В.М.Маят). Здесь происходит один из эпизодов романа Булгакова «Мастер и Маргарита».
        А на противоположной стороне в 1953 году  появилось здание Министерства иностранных дел СССР, одна из семи сталинских высоток.
        До этого, эту часть Арбата занимала гостиница «Общества пролетарского туризма и экскурсий», построенная в 1934 году по проекту архитекторов Д.Д.Булгакова и И.А.Голосова. Здание — пример позднего конструктивизма. В настоящее время здание гостиницы представляет собой левое крыло здания МИД.
        Такова эта вечно меняющаяся улица. Какие следующие перемены ждут ее в будущем – покажет время. Оно поистине непредсказуемо и полно неожиданностей. Поживем – увидим…

12.09.15 г

Фото из Интернета