Глава 3 Часть 6 Наш дом и его окружение

Ирина Ив
Для сотрудников Академии было пристроено крыло к дому  № 64 на Красном проспекте.  От суровых сталинских строений он отличался архитектурным своеобразием и красотой. Центральная часть дома была пятиэтажной, рассчитанной на 32 квартиры. К ней под прямым углом присоединялись четырёхэтажные крылья, в каждом из которых было 16 квартир. Лестничные пролёты были застеклены сплошными витражами, каменные балконы, соединённые в длину колоннами, составляли единый архитектурный ансамбль. Они подчёркивались более светлым тоном на общем фоне здания, облицованного прочной штукатуркой под гранит в виде ромбов. Швы между ромбами и квадратики в их вершинах также были более светлыми. В штукатурку была добавлена слюда, поблескивающая на солнце.  Изредка фасад здания чистили пескоструйной машиной.  Но во время перестройки, когда город запестрел рекламными баннерами, было решено изменить и сдержанный серый под гранит цвет зданий.  Наш дом выкрасили в красный цвет. Теперь он смотрится веселее, если регулярно обновлять фасад. В таком виде он и представлен на снимке.
Между крыльями дома образовался уютный двор, отделённый от Красного проспекта солидной оградой с кирпичными столбиками и высокой металлической решёткой в виде пик между ними. Создавалось впечатление, что она ограждает расположенный в глубине двора дворец. Вдоль забора были посажены дикие яблони и кусты акации. Там стояли две простые деревянные скамейки. Посредине двора рос высокий тополь. Под ним был сооружён прочный стол со скамейками, на котором жильцы играли в домино и карты. В 1955 г. тополь срубили, у дорожки вдоль фасада здания и в середине двора посадили яблони. Между ними сделали клумбу с ирисами. Строгая дворничиха тётя Даша поливала посадки и гоняла ребят, чтобы те не топтали цветы. Через несколько лет двор превратился в яблоневый сад, и наш дом ещё больше стал напоминать старинный особняк.
С другой стороны нашего крыла были деревянные домики по улице Державина. Зимой в них топились печи, и совсем по-деревенски пахло дымком. Всей семьёй мы любили там прогуливаться, несмотря на засыпанный снегом тротуар.  Весной напротив домиков цвели дикие яблони, а  осенью они были усеяны мелкими красными ранетками.
После деревянных домов в глубине двора за солидной каменной оградой в том же стиле, что у нашего дома, стоял институт  физико-химических основ переработки минерального сырья  , сокращённо называвшийся ИФХиМС.  Сейчас там представительство полпреда президента. На углу его ограды, выходившей на улицы Державина и Мичурина, был построен  газетный киоск, очень напоминающий маленькую часовню.  Сотрудники института смеялись, что она предназначена  для замаливания их грехов.
На другом конце квартала  стояло здание, где позже разместился институт электроники. За ним по улице Фрунзе была территория биологического института. Само здание в классическом академическом стиле с колоннами и барельефом над портиком стояло в глубине. К нему вела дорога с газонами из цветов по бокам. С правой стороны был небольшой фонтан в окружении яблонь.  У самого института росли кусты венгерской сирени. Под ними стояли удобные скамейки, где приятно было  посидеть жарким днём в тени цветущих кустов, слушая журчание фонтана.
Около правого крыла нашего дома был небольшой яблоневый скверик  с песочницей и качелями для детей. За ним какое-то старое одноэтажное каменное здание. Кажется, там был небольшой фармацевтический заводик.  Позже на месте заводика и скверика построили скучное серое здание института горного дела.