Страна. Оврагов?

Лейла Сабзали
глава из книги "Откровения сакрального Гобустана"



Мы установили на земле твердыни гор, чтобы она не колебалась с ними… (Сура “Пророки”, 21:31)

 
Гобустан…. И все же, что же на самом деле означает название этой горной мистической страны, которое сегодня расшифровывается как - «страна оврагов»?

 
Как уже было сказано ранее, большая часть топонимов Азербайджана и в особенности - Абшерона, до сегодняшнего дня сохранилась с древних времен. И многие из этих названий сегодня утратили изначально вложенный в них смысл. И не удивительно, язык имеет уникальное свойство – развиваться и видоизменяться.

И все же объяснение некоторым из древних названий хоть и не без труда, но дать можно. С названием же  - «Гобу-стан» не ясно вообще ничего. То есть, ясно только то, что не могла столь значительная для древних территория, бывшая на протяжении многих тысячелетий святым местом паломничества, изначально быть названной в честь оврагов. Так что же такое – «Гобу»? А может быть – «Гоб»?

 
Что ж, опять – вперед, к поиску аналогий. В японском языке есть понятие  – «Кусун-Гобу», это такой ритуальный нож самурая, некая клановая реликвия, свидетельствующая о высоком и очень древнем происхождении рода. Нет, не вдохновило, хотя…? «Кусмаг» - тюркоязычное слово и означает оно - «вырвать». А вот - Гобу...?
 
Или вот, - героя ирландского эпоса, которого ирландцы называют - «великим», зовут - Гоб-ан-Шор. И по описаниям,он «самый искусный строитель, каких только знала древняя Ирландия, он же - умнейший во всей Ирландии человек». Сразу три гобустанских слова - и  - «Гоб», и - «Ан», а еще и – «Шор»…. Но, нет пояснений к слову – «гоб».

Слово - «гоб», а еще - «гобино» существовало когда-то и в древнеславянском языке. И как утверждают славянисты, «гоб» – «истотное», то есть, «истинное», и согласно тем же утверждениям, является анаграммой слова – «Бог». А производное от него  – «гобино» употреблялось в значении – «благостная судьба». «…И подаровалъ бы тишину и миръ со вс;ми странами, и гобину плодовъ и довольство во всемъ». Синонимом древнеславянскому – «гобино» в современном русском языке является слово  – «богатство», образованное от перестановки букв в слове - «гоб». Бог…? - не знаю, не знаю.
 
Далее, «Гоб» - один из самых тяжелых метеоритов,  из когда-либо найденных на Земле,предсталяющий собой  чистейшее железо. Ну, это малоинтересно. Хотя..., - кто же его так назвал и почему? Спросить бы, что имелось в виду под словом – «Гоб»?
 
В фольклоре народов Западной Европы - Гоба - король маленьких злокозненных существ – гоблинов, добывающих полезные ископаемые в недрах гор. Ну, это уже совсем сказки, хоть сказки, на самом деле, – древние закодированные знания, отраженные в устном народном творчестве. И еще, в сказках этих Гоб - дух Земли. Во как!
 
А вот на древнееврейском языке слово - «гоб» означает – «овраги, горы, источники». И овраги, и горы, и источники обозначены одним и тем же словом?  Вот сказал "гоб" и сразу все обозначил, только вот что именно? Может быть местность, где все это присутствует одновременно, как в Гобустане, например?

 
А теперь - к писаниям, может они хоть что-то прояснят?

Упоминания о некой стране – «Гоб» или «Габ» встречаются в древних писаниях. В ветхозаветных текстах Библии страна - «Гоб» упоминается в связи с известным библейским событием, в этой стране был убит последний из гигантов-рефаимов, брат Голиафа Гефянина. Убит был неким Эл-хан-ан-ом, сыном Ягаре-Оргима (2Цар 21:19). Толкователи Библии расшифровывают имя Елханана как – «к кому благосклонен Бог». Интересно, но если расшифровать это имя с древне-шумерского, то примерно то же значение и получается.

Знали слово «Гоббе» и арабы и даже пометили этим словом во времена своего владычества в Азербайджане древнюю бакинскую - «Гыз галасы»( Девичью башню). Вставив в стену сооружения табличку с этим словом. «Гоббе» у арабов означает – «купол», «небесный свод».
 
А вот в мистических откровениях каббалистов и суфиев встречаются упоминания о  «мире Габа».  В суфистских воззрениях мир делится на три составляющие - «видимый мир» – «Алем(Элем) ал – мулк ве – шахад»,  «невидимый» – потусторонний мир – «Алем(Элем) ал гейб ве- л-малакут»(тело космоса). И мир - пространство, наполненное Богом – «Алем ал джабарут» (дух космоса). Последний мир у суфиев является переходным миром, своеобразной «дверью в небесное царство «Габа Элем». Этот мир рисуется у суфиев как необъятное море света среди звезд, стекающее с неба на землю «животворящей энергией мира». Подняться в который, по воззрениям суфиев, можно по невидимому дереву, которое так и называется – «дерево Габа». 

Шумерское «Мировое древо жизни» - «Gi;.Ig» прорастет через все древние культуры мира. А изначалие его лежало в божественной идеограмме жизни, которая у шумерских богов обозначалась вертикальной линией, а позже изображалась в виде обычного дерева. И ритуал жертвоприношений богам черноголовые будут называть - «;i; tag», что буквально означает - «коснуться дерева». И это мировоззрение позже отразится на мировоззрении всех народов древнего мира.

А строиться оно будет на идее присутствия на Земле некоей «Мировой оси», соединяющей земной мир с миром подземным и небесным. И это сакральное место, своеобразный - «пуп Земли» будет упоминаться в мифах и легендах народов древнего мира, как место иерархически более значимое, чем все остальные территории Земли.

 
Но, интересно, что сакральная «ось» представлялась в древних откровениях и как путь, по которому шло непрерывное движение от одного мира к – другому. Как некий  инструмент связи между мирами.
 
Небесный же мир в древних писаниях разных эпох и народов представлялся неоднородным и многообразным, как описанный в ведических, индуистских и буддистских откровениях.

О божественном мире - «Гаолам Габа» известно и иудаистской традиции. Где «Небесная обитель», мир «жизненной энергии вселенной» рисуется, как конечная цель пути человечества, своеобразная точка - «Омега».

Мир, который Богом был «вложен в сердца» людей изначально, и попасть в который представителям рода человеческого до некоторой поры будет невозможно.

И войдет в него человечество лишь при условии, если станет достойным этого мира. Когда «божественное начало» - «Этема», вложенная в человечество в момент его сотворения, восторжествует над его земной  «глиняной» сутью. Когда человечество станет просвещенным, когда разовьются его интеллект и вложенные в него способности. Когда души людей станут бескорыстными и милосердными, а готовность к любви и состраданию станет насущной потребностью человеческой души.


Древние суфии считали Гобустан - некоей проекцией небесного царства Габа. В суфистских воззрениях отражено и древнее предание, что будто бы здесь, в Гобустане проходит «невидимая граница миров» и здесь находится сакральная дверь в этот божественный мир. Что где-то тут высится невидимое «древо мира», по которому лежит путь в «царствие небесное», в «Небесный мир – Габа».

Любопытно, что в шумерском языке и  - «дверь в небесную обитель» и название «Древа жизни» обозначаются одним и тем же словом - «Gi;.Ig».

В мифологическом мировоззрении  азербайджанского народа, отображенном в дастанах (сказаниях) «Китаби-Деде Горгуд», писаных в XI веке до н.э., тоже встречается  упоминание о - «Габа Элем». Встречается там упоминание и о дереве Габа - «Габа агаджы». «Спросишь, как мать мою зовут? – Габа агадж».

В азербайджанском языке слово «Габа» имеет значения - «крепкий», «прочный», «тяжелый» и даже – «грубый». То есть, все характеристики крепкого, мощного дерева?

 
И еще, помимо привычного значения слова - «гобу», как – «овраг», «балка», в азербайджанском языке имеется и другое значение. «Гобу» -  «осевшее место», «равнина, долина, временно покрытая водой». Возможно, Гобустан так и выглядел какое-то время после потопа?
               

«Страна оврагов»…. Что же все-таки на самом деле означает название этой каменной мистической страны? Бывшей местом паломничества на протяжении многих столетий, став позже запретной территорией.