Узбекская модель развития мираж или ложь?

Революционарио Шер
1. В чем секрет "узбекского экономического чуда", какие, на Ваш взгляд, важнейшие факторы предопределили быстрые темпы развития экономики страны последние 15 лет?


«Узбекское чудо» - это миф, созданный как придворными политологами и экономистами Ислама Каримова, так и прикормленными иностранными экспертами, в рамках сформулированных президентом еще в середине 1990-х годов пяти постулатов реформирования национальной экономики. Сам президент заявил на сей счет так: «Несомненно, неизгладимый след в нашей истории оставит то, что мы разработали и реализовали глубоко и тщательно продуманную, основанную на пяти известных принципах стратегию, признанную сегодня во всем мире как “узбекская модель” развития“ Эти принципы подразумевали следующее:

- Главным реформатором является государство. Иначе говоря, не общество стремилось изменить текущее социально-экономическое положение и политическое пространство, а государство, осуществляющее свои функции через чиновников, органы власти. И так получилось, что в итоге сформировалась квазирыночная и псевдодемократическая система, обслуживающая только режим и коррупционную сферу. Государство не способно проводить реформы — это всего лишь функциональная политическая машина, но она была возведена в абсолют как единственная сила трансформации, которая смешала реальность с фантасмагорией, оторвала население от контроля за деятельностью всех ветвей власти, сделала избирателей аполитичными и безразличными к судьбе страны. Власть, в свою очередь, получила полный контроль за обществом, стала пресекать инакомыслие и оппозиционное движение, вмешивалось в хозяйственную деятельность физических и юридических лиц, в приватную сферу человека, навязывая ему стандарты поведения, общежития и т.д.;

- Верховенство закона. В принципе верный принцип был ловко сгенерирован в создание правовой свободы для коррупции и вседозволенности власти. Стало возможным покупать указы и постановления правительства, предоставляющие отдельным юридическим лицам налоговые и таможенные льготы, отсрочки кредитов, конвертацию валюты, доступ к лимитированным ресурсам, предоставления сверхполномочий контролирующим органам. Парламент на основе принятого им закона «О президенте» осводил Ислама Каримова от уголовной и прочей ответственности за время исполнения им своих служебных обязанностей, тем самым подорвав основы Конституции; ему же был подарен объект государственной собственности, стоимостью в десятки миллионов долларов, таким образом, узаконив право подкупа. Другими отдельными законами пролонгировались время пребывания президента, так и сроков переизбрания, которые фактически нарушали Конституцию. Получается так, что второй принцип «узбекской модели» был выхолощен в декоративную платформу, не имеющей практической значимости;

- Деиделогизация экономики и политической сферы. На самом деле старая идеология на платформе коммунизма была заменена догматами, основанных на «узбекской модели» и идеи государственной независимости — все вычерпанных из проектов самого Ислама Каримова. Согласно этим догматам, лишь только он мог видеть цели развития и знать, как правильно осуществлять реформы. Культ личности достиг своего апогея, теперь в СМИ пестрят такие фразы: «На мероприятии отмечалось, что под руководством Президента Ислама Каримова осуществляется системная работа по воспитанию образованного и высокодуховного, самостоятельно мыслящего молодого поколения... Под руководством Президента Ислама Каримова особое внимание уделяется поддержке и стимулированию благородных устремлений молодежи. Постановление главы нашего государства «О дополнительных мерах, направленных на осуществление в Республике Узбекистан государственной молодежной политики» от 6 февраля 2014 года служит важным руководством к действию в этом направлении... Под руководством Президента Ислама Каримова в годы независимости осуществляется широкомасштабная работа по глубокому изучению нашей священной религии, богатого наследия наших великих предков, благоустройству священных мест поклонения, бережному сохранению и развитию национальных обычаев... Директор Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан А.Тураев, руководитель Сурхандарьинского областного территориального отделения Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества Р.Норлиев и другие отметили, что в процессе реализации под руководством Президента нашей страны принципа “От сильного государства – к сильному гражданскому обществу” особое внимание уделяется развитию деятельности общественных организаций, поддерживающих интересы всех слоев населения...“ Между тем, в сентябре 2015 года была упразднена в вузах наука политология, поскольку она не пыталась обосновать правильность взятого курса реформ, а преподаваемый студентам курс «Теория и практика демократического строительства в Узбекистане» являлся лишь пересказом книг президента и обсуждение сюрреальных форм жизнедеятельности в республике. Власти также искусно использовали этот принцип для принудительного сельскоъхозяйственного труда городских жителей, работников бюджетной сферы, частного бизнеса и подростков, обосновывая это подвигом во имя страны, необходимым занятием во благо народа, хотя известно, что результаты такого труда уходят в карман узкого круга лиц, которые экспортируют хлопок, сельхозпродукты. В стране сформировалась криминальная олигархическая власть, украсившая себя такими лозунгами, как «Великое будущее», «Энг улуг, энг азиз» («Самый великий, самый дорогой»), «Ватан учун яшайлик» («Жить во имя Родины»), «Ранглар жилосида – она диёр» («Образ Родины – глазами художника»). Подобная идеологическая ширма позволяет казнокрадам и палачам вводить в заблуждение народ, превращать его в рабов, при этом избегать потрясений для руководства;

- Поэтапный, эволюционный переход к рыночным отношениям. Фактически, власти отказались от радикальных и серьезных реформ, либерализации экономического механизма, а сохранили адмнистративный ресурс за контролем над сферами и отраслями народного хозяйства, за политической деятельностью граждан и движений. К примеру, органы прокуратуры получили власть над контролем за фермерским движением, Служба национальной безопасности осуществляла проверки деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, МВД следило за валютными и банковскими операциями; эти органы получили право 100% присвоения средств, конфискованного у нарушителей. В Узбекистане сформировалась полицейская экономика. Порой дело доходило до абсурда: певец Рустам Мадумаров, продавщица бутика Гаяне Авакян, главный бухгалтер общественного фонда Екатерина Клюева, которые проходили по уголовному делу о хищениях ОПГ Гульнары Каримовой (старшей дочери президента), были осуждены Ташкентским военным трибуналом, хотя эти лица не являются военнообязанными и их преступления никак не были увязаны с обороной или безопасностью страны. В стране запрещены оппозиционные партии, сохранилась цензура в СМИ — это в рамках поэтапности и стабильности. Поэтапный переход обеспечил эффективный переход всех значимых объектов экономики под контроль кланов, коррумпированных лиц и мафии. Слово «эволюционный» объяснялся тем, что реформы должны иметь плавный и законченный характер, однако это привело к стагнации и практически к экономическому коллапсу, репрессиям инакомыслящих и нарушению прав и свобод человека. В итоге более 50% ВНП находится в «тени»; страна получила несколько курсов национальной валюты — официальный (объявляемый Центральным банком), «черный» (формируемый на нелегальном рынке, реальный), клиринговый (по межгосударственным контрактам, в 2-3 раза выше официального и «черного»), «легитимные сумы» - узбекские сумы, функционирующие на товарно-сырьевой бирже и имеющие полуконвертационный статус;

- Социальная защита и поддержка малоимущих слоев населения — последний принцип, в рамках которого государство взяло на себя обязательство поддерживать минимальный жизненный уровень гражданина. На самом деле вся статистика, связанная с социально значимыми сегментами страны, являются недоступными: никто не знает размер минимального уровня жизни, потребительской корзинки, средней зарплаты или дохода человека. Нетранспарентными являются социальные трансферты, поскольку они распределяются по линии полной закрытости. С июля 2015 года студентки, обучающиеся на дневной форме обучения и имеющие детей в возрасте до двух лет, теперь лишены возможности получать пособия по уходу за ребенком. Ранее, с 1 января 2013 года в Узбекистане уменьшили размер ежемесячных пособий для семей с двумя несовершеннолетними детьми – со 100% от минимальной заработной платы до 80%, для семей с тремя детьми – со 140% до 120%; одновременно снизили максимальный возраст ребенка, учитываемый при назначении пособий семьям с несовершеннолетними детьми, - с 16 (или 18 – в случае обучения детей в общеобразовательных школах, академических лицеях и профессиональных колледжах) до 14 лет. Позже правительство Узбекистана постановило не включать в стаж при назначении пенсий матерям инвалидов с детства время их очного обучения в вузах, аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре (следует отметить, ранее эти периоды включались в стаж работы при наличии у женщины не менее 5 лет трудового стажа). Кроме того, в 2013 году правительство Узбекистана сократило количество льготных категорий работников, имеющих право выйти на пенсию на 5 и 10 лет раньше общеустановленного возраста. Еще один пример «социальной поддержки“ государства: в 2009 году людей оставили без «советских» пенсий, а в 2010-м врачей и педагогов лишили пенсионных надбавок-компенсаций по оплате коммунальных услуг, с 1 января 2011 года вступили в силу поправки, отменяющие льготы для ряда категорий пенсионеров: права на них лишились, к примеру, отдельные категории работников сельского хозяйства, инженерно-технического состава авиации, текстильного производства, водители городского пассажирского транспорта, граждане, работавшие в зоне экологического бедствия, и женщины, родившие пять и более детей. Следует сказать, что как пособия и пенсии, так и сами зарплаты выплачиваются с большими задержками. Отсутствие реальной поддержки привело к тому, что ныне за рубежом трудятся около 3,2-3,5 млн. узбекских граждан, причем более 2,5 млн. - в России, их денгежные перводы достигают $7 млрд, что составляет 13% ВНП. Наличие института «прописки» ограничивает мобильность населения, в том числе поиска работы и доступа к медицинскому обслуживанию, образованию и т. д. Несмотря на заявленную бесплатную медицину, в действительности пациент вынужден оплачивать все услуги медперсонала, включая покупку медикаментов, иногда доставленных в рамках гуманитарной помощи из-за границы. Коэффициент охвата высшим образованием снизился с 15,0% в 1989 году до 7,3% в 2001, дошкольного образования — с 36,8% до 19,4%, соответственно.

Как видно из сказанного, пять принципов реформирования не создали «узбекское чудо», а ввергли страну в «узбекский ужас без конца». Можно сказать еще так: за четверть лет республика трансформировалась в государство с восточной деспотией, но с некоторыми евродемократическими лозунгами, не имеющих настоящей ценности. А теперь все это хотелось бы рассмотреть ситуацию через призму цифр. Так, Ислам Каримов 31 августа 2015 года в Ташкенте, на торжествах, посвященных двадцатичетырехлетию независимости Республики Узбекистан, заявил: «Экономика Узбекистана за годы независимости выросла более чем в 5,5 раза, реальные доходы на душу населения – в 9 раз, средняя продолжительность жизни людей увеличилась с 67 до 73 лет, а среди женщин – до 75 лет, и такие показатели, несомненно, никого не оставят равнодушным. Наша страна сегодня занимает пятое место в мире среди государств с ускоренно развивающейся экономикой, в последние одиннадцать лет, несмотря на продолжающийся мировой экономический кризис, темпы роста валового внутреннего продукта составляют свыше 8 процентов, что, естественно, вызывает у многих восхищение. По данным самых авторитетных международных экономических и общественных центров, Узбекистан в настоящее время во “Всемирном индексе счастья” занимает 44-е место среди 158 стран мира и первое – среди стран Содружества Независимых Государств“. 

Получается так, что за четверть века ВНП Узбекистана вырос на 550%, то есть в среднем 22% в год — невиданные темпы для люоой страны, даже самой экономически могущественной; и тут утверждения о темпе прироста в 8% в год никак не вписываются в цифровую планку. Между тем, реальный рост ВВП в 1992 году по сравнению с 1989 году снизился до 89,9%, в 1998 году - до 90,6%, а положительный прирост начался с 2001 года - на 2,5%. При этом годовые темпы инфляции в 1992 году достигали 645%, 1994 году - 1568%, 2001 году — 26,2% (Социальный мониторинг, 2003 год, ЮНИСЕФ, с.127), то есть за первое десятилетие независимости никакого стремительного роста не наблюдалось.
В 2014 году ВНП независимого Узбекистана в фактических ценах равнялся 144,8 трл. сумов, что составляет по сегодняшнему курсу ЦБ РУ $55,8 млрд.; между тем, в 1989 году у советского Узбекистана этот показатель равнялся 30,6 млрд. рублей (Народное хозяйство Узбекской ССР в 1990 году, Ташкент, 1991, с. 5) или $50,5 млрд. по курсу ЦБ СССР, то есть прирост за двадцать пять лет не превысил 10%, а это никак не 5,5 раза. Следует заметить, что численность населения республики в 1989 году составляла 19,9 млн. человек, тогда как сейчас превышает 30 млн., значит, объем ВВП на душу населения значительно уменьшился - с $2537 до $1860, почти в 2 раза. Разве это можно назвать «чудом»?
Теперь о доходах. Основная часть приходится все же на заработную плату (обычно 85-90% от доходов). Так вот, реальная заработная плата в 1995 году по отношению к 1989 году снизилась до 9,2%, а к 2001 году увеличилась до 24,9%, то есть в первые годы независимости люди впали в жуткую нищету (хотя, естественно, на другом полюсе узкая прослойка стремительно богатела, это видно по коэффициенту Джини - с 0,257 до 0,394). Согласно указу президента Ислама Каримова от 26 августа 2015 года, в Узбекистане с 1 сентября размер минимальной зарплаты будет повышен в среднем на 10% — до 130240 сумов ($50,2 по курсу ЦБ Узбекистана), минимальные размеры — пенсии по возрасту и пособия инвалидам с детства — в размере 254730 сумов в месяц ($98,4). В 1989 году минимальная зарплата в Узбекистане составляла 70 рублей - это $115,5, что более чем в 2 раза больше нового повышения при Исламе Каримове. При этом минимальный размер пенсии по возрасту тоже достигал 70 рублей ($115,5); пенсии по инвалидности - до 85 рублей ($140).
Сравним объем зарплат: согласно Госкомстата РУ, средняя номинальная начисленная заработная плата за последний месяц 2013 года составляла 1,203 млн. сумов, что по курсу ЦБ РУ на тот момент равнялось $548,3, в то время как в 1989 году среднемесячная заработная плата рабочих и служащих - 193,8 рублей ($319,8), колхозников - 164,9 рублей ($272,1), работников совхозов - 201,7 рублей ($332,8). Рост как бы очевиден, но следует отметить, что тогда государство осуществляло выплаты и льготы из общественных фондов потребления, что в 1989 году на душу населения равнялось 429 рублей ($798). Совокупный доход семей рабочих и служащих в 1989 году (согласно материалам обследования семейных бюджетов) был в объеме $1798 на человека, или $149,8 в месяц. Конечно, сравнивать рост зарплаты и доходов не корректно (ведь в доходы включаются и поступления от дивидиентов от акций, и проценты на банковских счетах, и сумма сдачи в аренду имущества, и объем продажи продуктов от огорода, и сумма пенсий, стипендий, пособий, и т.д.), и все же роста в 9,9 раза не наблюдается хотя бы по объему заработной платы - лишь в 1,7 раза.
И последнее: Узбекистан действительно занимает 5 место "среди государств с ускоренно развивающейся экономикой", однако они страны "третьего мира" - хвастаться здесь нечем. Всемирный индекс счастья - показатель, не имеющий практической основы для расчетов социального и материального положения граждан, иначе говоря, он не включается в подсчет реального благополучия населения ни одним серьезным аналитическим учреждением. Это чисто эмоциональный, умозрительный индикатор. Но именно на таких строится вся пропаганда успехов Узбекистана под руководством Ислама Каримова.

2. История взаимоотношений Узбекского правительства с иностранными инвесторами полна различных эксцессов, когда отнимали активы и арестовывали сотрудников. Изменилось ли положение иностранных компаний в страна в последние годы? Почему иностранные компании рискуют продолжают инвестировать в Узбекистан?


Узбекистан за четверть века принял более двадцати законов, постановлений и нормативных актов, направленных на защиту иностранных инвестиций и гарантию деятельности зарубежного капитала в стране. Уже само количество таких правовых норм свидетельствуют о том, что ни одна из них не функционирует и является «филькиной грамотой». Свидетельством этому являются рейдерские захваты государством и частными лицами во власти фирм и компаний с иностранным статусом или создание сложностей для их деятельности: «Зерафшон-Ньюмонт», «Оксус», «Ян Интернешнл», «Балтимор», «МТС», «Вимм-Билль-Данн» и мн. др. Следует отметить и тот факт, что инвесторы прекрасно знали о коррупции в Узбекистане, однако надеялись путем «скупки государства» получить доступ к ресурсам и рынку сбыта. Они не прогодали в первые годы, но не учли той особенности, что ставки у коррупционеров непостоянны, правила меняются (аппетит приходит во время еды!), и это в итоге ведет к конфликту, проигравшими становятся те, кто уже не может осуществлять такие нелегальные выплаты. Конечный результат — принудительное закрытие и конфискация собственности, выдворение из страны.

Нормальная экономическая среда благоприятствует не только для крупных компаний, но и для средних и мелких, включая физических лиц, решивших инвестировать свои капиталы в небольшой бизнес. Так вот, такой сегмент практически исчез в период с 1992 по 1996 годы, не выдержав «давления» коррупционеров в таможенных и налоговых органах, прокуратуре, милиции. Ставка на крупные компании — это игра по «серым» и «черным» схемам, с откатами, взятками, скупкой законов и т. д., что, впрочем, принимается иностранной стьороной: вспомните о скандале с шведско-финнской компанией «ТелиаСонера», которая была обвинена в подкупе должностных лиц в Узбекистане, в частности, Гульнары Каримовой. При такой ситуации чистоплотные инвесторы опасаются входить в национальный узбекский рынок, даже если им кто-то что-то гарантирует — гарантии всегда имеют временный и нестабильный характер.
И все же, как при этом Госкомстат утверждает о растущих объемах иностранных инвестиций? А «ларчик» открывается просто: это реинвестиции, то есть в свое время вывезенный капитал за границу (офф-шоры), отмытый там, возвращается в статусе «иностранные инвестиции», сразу попадающие под льготы. Естественно, истинные хозяева этих активов — чиновники высших эшелонов — сами обеспечивают защиту своему бизнесу, но для обывателей спускается информация о благоприятном экономическом  климате в Узбекистане, привлекающих все больше и больше иностранцев. Смотрите сами: при росте ВНП в 108% в 2014 году, прирост торговли составил 14,3%, строительных работ — 18,3%, то есть значительная часть ресурсов просто не учитывалась в статистике, поскольку товары обспечивались по контрабандным маршрутам, строительство велось за счет привлечения нелегальных рабочих.

3. Можно ли сказать, что для Узбекистана характерно переплетение власти и бизнеса? Есть ли примеры этого?


Нужно сказать, что власть — это бизнес, а бизнес — это власть. Любой руководитель государственного органа управления и контроля превращает свою должность в источник нелегального и легального обогащения, особенно, если это связано с перераспределением национальных ресурсов. В Узбекистане олигархами являются члены семьи президента: в прошлом это старшая дочь Гульнара Каримова, которая через компанию «Зеромакс» обеспечила захват основных стратегических отраслей и сфер экономики — нефтедобычу и переработку, масс-медиа, хлопок, туризм, строительство, экспортно-импортные операции и т. д., что приносило $0,7-1,5 млрд. в год; это младшая дочь Лола Тилляева-Каримова, которая с мужем Тимуром посредством транспортно-логистической фирмы «Абу Сахий» фактически формирует весь импорт ТНП в Узбекистан, причем минуя таможенное оформление и налоговые выплаты — это сотни миллионов долларов в год. В реалии контроль за ресурсами поделен между кланами и обслуживающих режим чиновниками посекторально: железнодорожные перевозки, авиационное сообщение, автомобильный поток, энергоснабжение, поставка газа, бензина населению, металлургический комплекс и т. п. - все это находится фактически в управляемой собственности руководителей, извлекающих немалую личную выгоду. Естественно, пока они осуществляют отчисление по схеме «снизу-вверх», они остаются на своих должностях, но едва финансовый поток ослабевает, то следует ожидать смену руководства. Центральный банк — доходы от лицензирования и конвертации валюты, откаты кредитов; Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли — контроль за экспортно-импортными операциями, инвестициями; Министерство финансов — доходы от перераспределения бюджетных средств, управления госдолгом; Таможенный и Налоговый комитеты — нелегальные доходы в управлении товарно-денежными потоками. Даже экс-Генеральный прокурор Рашитжан Кадыров, 15 лет находившийся у руля надзорных органов, считается олигархом, латифундистом, само собой такие доходы ему обеспечили не запрлата и довольствие, а управление должностью.

Как видно из этого, реальными магнатами выступают главы министерств и ведомств, которые в большей или меньшей степени увязаны в коррупционных сделках и схемах. Для этого характерны расплывчатые правила игры для всех участников хозяйственного процесса, всесилие чиновника и двузначность норматитвных актов на фоне особого «азиатского» ментиалитета, подразумевающего обязательность подношений нижних слоев насеоления своих правителям. Тех, кто не придерживается такой схемы, ожидают проблемы: в пример хотелось бы привести историю двух ташкентских предпринимательниц Динары Латиповой и Елены Агибаловой, которые не желали плватить взятки и за это лишились как бизнеса, так и всего капитала; до сих пор их поиски правды в судебных инстанциях, в аппарате президекнта, у Обмудсмена не дали положительных результатов. Коррупция в Узбекистане — покруговая, политическая система защищена так, что невозможно пробить или сломать ее.

4. Чем можно объяснить устроенную узбекскими властями в 2010 году «охоту на олигархов»?


К концу 2000-х экономика Узбекистана вступила в «черную» полосу. Наличная валюта обспечивалась лишь денежными переводами узбекских гастарбайтеров. Доходы от продаж стратегических ресурсов — металла, хлопка, газа, сельхозпродукции — остались за рубежом на счетах коррумпированных чиновников или крупных фирм. Местный бизнес хирел, а на поддержку стабильности, включая и лояльность чиновников, требовались деньги. С каждым годом их становилось все меньше и меньше. Между тем, руководители крупных предприятий, работавших по различным теневым схемам, не желали делиться своими доходами в пользу государства. Более того, некоторые стали заявлять о своих политических амбициях, что вызвало тревогу у правящей клики. Известно, что Ислам Каримов не пожалел своего племянника Акбарали Абдуллаева, фактически «тенекрата» Ферганской долины, за его желание стать вторым президентом, он был арестован и осужден. Ранее, в 2005 году под каток репрессии попал видный бизнесмен и политик Санджар Умаров, его многомиллионное имущество было конфисковано, а самого посадили за решетку лишь за то, что он решил принять участие в президентских выборах в качестве независимого кандидата.

С 2010 года началась экспроприация экспроприаторов, или, как сами говорят узбекистанцы: раскулачивание. Прокуратура обвинила главу «Караван-холдинга» Дмитрия Лим в сокрытии доходов и решением суда его имущество в сумме в 607 млрд. сумов было обращено в пользу государства, сам же бизнесмен эмигрировал за границу. Точно также поступил и директор «Алп Жамол-Банка» Мухиддин Асомиддинов, не пожелавший делиться со властью и сбежавший в неизвестном направлении. Также в бега подался директор объединения «Кзылкумцемент» Раджаббай Жуманазаров. В 2009 году были арестованы директор и менеджеры совместного предприятия Royson, и директор Бекабадского цементного комбината Алик Нурутдинов. Всего за пять последних лет под репрессии попали полсотни состоятельных лиц, чей капитал оценивается в десятки миллионов долларов. Только лишь незначительная часть попала в государственный бюджет, основная масса активов «растворилась» на зарубежных счетах коррумпированных чиновников.
Политика «кнута и пряника» позволила Исламу Каримову успешно баллотироваться на очередной президентский срок, получив поддержку чиновников и кланов, правда, за счет мнее значимых фигур бизнеса. Он устранил тех, кто хоть как-то продемонстрировал свою независимость или политическую нелояльность.

Так что «узбекская модель» - это мираж, который никогда не станет реальностью, это ложь правительства, которой скрывают свои коррупционные интересы.

Резо Чедия, специально для e-center.asia