Хронология пророков и пророчеств ч. 8

Владимир Бровко
Хронология пророков и пророчеств ч.8

Библейские пророки. Общий обзор вопроса

     Итак, начиная  с этой  части, мы с вами уважаемый читатель, надолго углубимся в заповедные «дебри»  Библии. И не просто так, а чтобы  проследить жизненный путь и деятельность каждого из  так называемых «ПРОРОКОВ БИБЛЕЙСКИХ»….
   И действительно это  большая группа лиц, самопроизвольно  вышедших из глубин   иудейского народа. И если говорить о них прямо и без всякого «религиозного грима», что на них был наложен поздними «боговдохновенными» редакторами Библии, то о них можно сказать, что во-первых  все они себя ПРОРОКАМИ НЕ СЧИТАЛИ.
    Во вторых в представлении древних иудеев и других народов,  живших рядом с ними, «пророки библейские»  являлись типичными прорицателями, гадателями, по своим функциям и характеру деятельности близкие к шаманам, из числа тех, кого мы  сегодня можем встретить у народов российского Крайнего Севера. 
      Все  библейские ПРОРОКИ обычно, как и инородческие российские ШАМАНЫ во время своих актов «пророчества» впадали в экстаз. Методика вхождения  в транс  у всех были разные.
      Так же надо отметить, что некоторые из ПРОРОКОВ  вели бродячий образ жизни,  взимая с населения плату за свои услуги, другие находились на постоянной службе у царей, родовых старейшин. А Еще несколько были  разбойниками с большой дороги грабившими всех подряд.
     Но и среди низ  потом проявилось несколько «счастливчиков» ставшими «иудейскими царями»!!!
      И если вы уважаемый читатель уже  читали Библию то могли заметить, что там в Ветхом завете часто упоминаются пророки Самуил, Гад, Нафан, Илия, Елисей. НО это просто  популярные пророки и ничего более…
       Некоторые из ПРОРОКОВ записывали свои проповеди, которые впоследствии вошли в Ветхий завет как пророков книги. Но опять же хочу отметить что при жизни самих ПРОРОКОВ они небыли канонизированы и за них потом много столетий спустя  совсем другие авторы и зачастую «задним» числом  дописывали их пророчества подгоняя их под уже  свершившиеся реальные исторические события!!!
      Но вот наше с вами отношение (если вы уважаемый читатель хотите лично найти истину!) к Библейским Пророкам с учетом уже вышесказанного, должно  строится не на буквальном прочтении информации в Библии, а мы с вами должны  себе  уяснить  сам факт (появления пророков).
     А  это не так просто как кажется, ибо  зависит во многом от ваших уважаемый читатель богословских убеждений и герменевтики.
     (Гермене;втика: искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе текстов классической древности; направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов.)
     И тут если вы уважаемый читатель  придерживаетесь традиционной и консервативной герменевтики, то вы будете считать, что Сам Бог стоял за процессом.
    А если вы скептик то вы  вслед за  Энштейном считаете, что Бог меньшьше всего заботится о людях.
     Либералы ( которые и нашим и вашим) склоны считать, что усложнение общественных отношений в израильско-иудейском обществе, глубокое обострение социально-политических противоречий обусловили появление в 8 в. дон. э. т. н. пророческого движения, крупнейшими представителями которого были Амос, Осия, Исайя (т. н. Первоисайя), Миха (8 в. до н. э.);Иеремия, Софония, Наум, Аввакум.
      Датирование книг ПРОРОКОВ  также зависит от вашей текстологии и герменевтики.
      В соответствии с либералами, религиозно-политические речи, проповеди и оракулы (предсказания) П. вначале передавались изустно, затем записывались и собирались в сборники, которые постепенно дополнялись и объединялись (не всегда в хронологическом порядке их создания) в отдельные книги, окончательно отредактированные, видимо, в период господства Ахеменидов (VI—V вв. до н. э.).
 
     Кстати о самом понятии ПРОРОК. Не было в древней Иудеи никаких таких ПРОРОКОВ!
     Этим словом в переводах Септуагинты и Нового Завета крайне неудачно переводится древнееврейское слово «нави» (ивр. ;;;;;;, мн. ч. «невиим», ивр. ;;;;;;;;;).
       Самих же «Библейских пророков» историки  делят на две группы: ранние пророки (до VIII в. до н. э.) и поздние пророки (VIII—IV вв. до н. э.).
       Соответственно, в Еврейской Библии (Танахе) раздел пророческих книг (Невиим) разделён на книги ранних и поздних пророков, имеющих принципиальную разницу в содержании.
        Ранние пророки книг не писали (или их сочинения не сохранились), поэтому книги ранних пророков (Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книги Царств) — исторические по содержанию, о деятельности пророков там лишь упоминается.
       В христианской традиции эти книги относятся к числу исторических, а не пророческих. К числу ранних пророков относятся Самуил, Нафан, Илия, Елисей, кроме них в Библии упоминается ещё множество пророков.
        Собственно пророческими по содержанию являются лишь книги поздних пророков.
        При этом в христианстве к числу пророческих относится книга Даниила (единственная в Ветхом Завете, которую относят к жанру апокалипсической литературы), но в Танахе она в число пророческих не включается и входит в другой раздел — Писания.
    Традиционно по объёму наследия книги библейских пророков делят на две части:

     4 Великих пророка: Исаия, Иеремия, Даниил (только в христианстве, в иудаизме его книгу относят к Писаниям) и Иезекииль;
     12 Малых пророков: Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей,Захария, Малахия.
   
    Крайне интересным  для читателя  есть вопрос и об иконографии пророков как он разработан в православии.
     Количество изображаемых пророков может варьироваться в зависимости от размеров ряда. До XVI в. пророков изображали поясными, позднее — в полный рост.
     Первоначально в центре его помещали пророков Давида и Соломона, с XVI в. — обычно икона Богоматери Знамение, «заключающая в лоне Своем образ родившагося от Нея Сына», или Богоматерь с Младенцем на престоле (в зависимости от того, поясные или ростовые изображения пророков).
   «Изображение Богоматери с Младенцем Еммануилом на лоне знаменует исполнение предсказаний ветхозаветных праотцев и пророков и указывает на непосредственную связь между Ветхим и Новым Заветом»
    Изображения пророков обычно развернуты к центру; однако если на доске три пророка, то средний может писаться в фас.
    Обычно пророки держат свитки с текстами своих пророчеств о рождении Спасителя.
     Иногда в руках у пророков изображаются приводимые ими символы и атрибуты их пророчеств (например, у Даниила — камень, самостоятельно оторвавшийся от горы, как образ Христа, родившегося от Девы, у Гедеона орошенное росою руно, серп у Захарии, у Иезекииля затворенные врата храма).
    Пророческий ряд. Около 1502 года. Из Собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Музей Кирилло-Белозерского Монастыря.

     Пророки Софония, Аввакум, Иона, Моисей. Пророки Даниил, Иеремия, Исайя Богоматерь Знамение,
    Цари-пророки Давид и Соломон Пророки Аарон, Гедеон, Иезекииль Пророки Иаков, Захария, Малахия, Иоиль.
      Изображаемые пророки изображаются не только «письменные пророки» — авторы пророческих книг (Великие и Малые пророки), но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные спредвестием Христа.
      Давид.
Вот как описывает его иконописный подлинник: "типом еврей Палестины, среднего роста старец с седой окладистой вьющейся бородой; одежда — хитон и мантия, на голове венец; подписано: «профит Давид».
     Надписи на свитке: «Слыши Дщи и виждь и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего» (Пс. 44:11) — паремия на Рождество Богоматери и Введение во храм.
     В других памятниках монументальной живописи встречаются тексты: «Из уст младенец и сущих совершил еси хвалу» (Пс. 8:3 — Сан Марко, Венеция, XII в.);
     «Воцарися Бог над языки» (Пс. 46:9 — монастырь св. Неофита, Кипр, XII в.);
      «Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли» (Пс. 73:12 — там же);
      «Снидет яко дождь на руно» (Пс. 71:6 — Палатинская капелла в Палермо; середина XII в.); «Господь с небесе на землю призре» (Пс. 101:20 — монастырь Дафни, около 1100 г.).
      Этим набор цитируемых текстов не исчерпывается; иконописный подлинник дает варианты: «Блажен муж, иже не идее на совет нечестивых; или:
    Вся языцы восплещите руками» или «Предзрех Господа предо мною»,
     или «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея…».
     Центральное место в пророческих рядах иконостаса в ранний период Давид мог занимать потому, что из числа пророков именно ему выпала честь быть в числе предков по плоти Того, Кто именуется Жезлом от корня Иессеева.
     Соломон.
     Изображается обычно молодым, безбородым, голова его обращена в сторону царя Давида. В левой руке развернутый свиток с текстом пророчества: «Премудрость созда себе храм и утверди столп седмь и посла своя (рабы)» (Притч. 9:1). Текст представляет собой паремию, читаемую на праздники Благовещения и Рождества Пресвятой Богородицы, Ее Успения, а также на Воскрешение Лазаря
      4 Великих пророка
Исайя.
по иконописному подлиннику, "типа еврейского, из царского рода, старец 126 лет с седыми волосами, широкой, окладистой, но не длинной бородой; одежда его — одно волосяное вретище (то есть как бы мешок с прорезями для рук и головы, который надевался на голое тело); на ногах сандалии; правая рука сложена в именословном благословении; в левой свиток с надписью: «Се Дева во чреве зачнет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил», еже есть сказаемо «с нами Бог» (Ис. 7:14; Мф. 1:23). Текст свитка — паремия на Рождество Христово.
    Иеремия.
      «Облик средовека, а не старца, с темными волосами, крупными прядями падающими на левое плечо. Борода округлая, не длинная, подчеркивающая вытянутые пропорции лица». Правая рука сложена в именословном перстосложении, в левой свиток с надписью: «Се Бог наш, и не приложится ин к Нему», по Синодальному переводу: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним» (Вар. 3:36), то есть «Се Бог наш, и нет Бога иного» — исповедание веры в Единого Бога и в утверждении идеи нерушимости Его союза с народом избранным.
     В свитках, которые держит пророк, часто читаются слова из книги пророка Варуха, который был другом и писцом Иеремии, записывавшим откровения пророка во время пребывания Иеремии в темнице. В отличие от других пророков (Исаии, Иезекииля, Малахии) Иеремия изображен в виде могучего средовека с темными волосами на голове и бороде, с суровыми и резкими чертами лица.
   Иезекииль.
Пророка изображают седовласым старцем, похожим на Исаию; к числу особенностей его изображения можно отнести чуть более удлиненную и более заостренную на конце форму бороды. В левой руке свиток: «Дверь та затворена есть, еюже никтоже не имать пройти»(Иез. 44:2). Текст свитка — паремия на праздники Рождества и Введения во храм Пресвятой Богородицы.
    В современной редакции: Сия врата заключенна будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет ими.
    Даниил.
     Пророк всегда юный, безбородый; в руке у него свиток, а на голове маленькая шапочка — это устойчивый элемент его иконографии. Короткая туника, плащ, украшенный орбикулами — знаками высокого социального положения, приближенности к царю; полы плаща, украшенного по краям жемчугом и драгоценностями, скреплены фибулой.
     Штаны, высокие сапоги. Надпись: «Аз Даниил видех дондеже престоли поставишася и Ветхий денми седе; престол Его огнен; колеса Его огнь палящ» (Дан. 7:9)[2], либо …"гору разумну, от нея же отсечеся камень…".
 
12 Малых пророков
Иоиль
Иона
Амос
Осия
Михей
Наум.
  «Святаго пророка Наума, иже предвари Рождество Христово лет за 558, поживе лет 45, образом кругловат, и браду имея окружену, аки Ионы пророка, лице сухо, власы просты, риза багряная с дичью, испод лазорь, в левой руке свиток, а в нем написано: Горы потрясошася, тогда и холмы поколебашася, и ужасеся земля от лица Его вселенная и вся живущии на ней. Инде пишет: Наум образом яко Иоанн Богослов».
   Софония.
«Подобием сед, главою плешат, брада на конец мало разсохата, аки Илии пророка, ризы пророческия, верхняя багряная красноватая, испод лазорь, в левой руке свиток, а в нем написано: Радуйся зело, дщи Сионова, проповедуй дщи Иерусалимова, веселися и преукрашайся от всего сердца твоего, дщи Иерусалимля: отъят Господь неправды Твоя, избавил тя есть из руки враг твоих. Бяше же подобен святому Иоанну Богослову, малу имеяй браду и окружено лице».
    Аввакум.
 Его изображают безбородым юношей в плаще; правой рукой он двуперстно благословляет, а в левой руке держит перед собой свиток с надписью: «Бог от юга придет и святый от горы приосененныя чащи; покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» (Авв. 3:3). В качестве паремийного чтения этот текст не фигурирует, но использован в тексте ирмоса 4-й песни Рождественского канона.
  Авдий
   Аггей.
« подобием сед, плешив, брада кругловата, риза пророческая, санкирь с белил, испод лазорь, в руке свиток, а в нем написано: Сице глаголет Господь Вседержитель: положите сердца ваша в пути вашем, созиждете Ми храм и благословлю жити в нем и прославлюся. В Минеи и в Прологе пишет: бяше же плешив и стар, окружену имея браду и образом честен»[2].
    Захария.
 Текст может гласить «Тако глаголет Господь: Радуйся зело дщи Сионова, проповедуй, дщи Иерусалимова, се, царь твой грядет кроток» (Зах. 9:9)[2].
Малахия. Его изображают седовласым старцем. На его свитке встречается надпись: «Се грядет Сам Господь Вседержитель, и кто стерпит день исхода (пришествия) Его» (Мал. 3:1-2); это паремия на день Усекновения главы Иоанна Предтечи — 29 августа.

Прочие пророки
     Библейские пророки (праотец) от Ноя до Моисея занимают отдельный праотеческий ряд, так как символизируют образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон.
(Иаков) — праотец, но иногда включается
(Иов) — праотец, но иногда включается
   Моисей.
   Иконописные подлинники дают такое описание внешности пророка Моисея: «Великий старец 120 лет, еврейского типа, благонравный, кроткий. Плешив, со средней величины бородой прядями, очень красив собою, телом мужествен и силен.
    Носил нижний хитон синего цвета, с разрезом спереди и подпоясанный (ср.: Исх. 39:12 и след.); сверху — ефод, то есть длинное полотно с прорезом посредине для головы; на голове — покрывало, на ногах — сапоги.
     В руках у него — жезл и две скрижали с 10 заповедями». Наряду со скрижалями изображали и свиток с надписью: «Кто есмь аз, яко да пойду к фараону царю египетскому, и яко да изведу сыны израилевы от земли египетския» (Исх. 3:11).
     Иногда приводится другой текст:«Помощник и покровитель бысть мне во спасение; Сей мой Бог и прославлю Его, Бог Отца моего и вознесу Его» (Исх. 15:1)[2].
Аарон
Мириам — не включается
Иисус Навин — не включается, так как идет в праотеческий ряд
Финеес — не включается (?)
Девора — не включается (?)
Илий — не включается (?)
Анна. — не включается (?).
Самуил
Гад — не включается, так как идет в праотеческий ряд
Нафан
Ахия — не включается (?)
Самей — не включается (?)
Илия. «подобием стар и I сед, власы космат, брада продолговата до персей и терхава, аки праотца Авраама, на выи его платок, риза на нем милоть или шуба, выворот мохнат козлий, исподь светлодикая празелень, в руке свиток»…
Елисей
Олдама — не включается (?)
 
Прочие (не «пророки»)
Иногда в пророческом ряду изображаются библейские персонажи, не входящие в число «пророков».
Варух
Волхв Валаам
Гедеон.
На его свитке может встречаться текст пророчества о рождении Спасителя от Пречистой Девы, о «Руне овчем». Надпись на свитке пророка гласит: «Се аз положу руно овчее на гумно и аще будет роса на руне…» (Суд. 6:37)[2]
Иессей — отец царя Давида
 
     Но, уважаемый  читатель! Все, что было выше изложено, то  это  все поздняя талмудистская мудрость.
    Мы с вами  ее отбросим и сами открыв  Библию,  начиная  с описания  похода Иисуса Навина, будет ее читать, чтобы  по ходу  изложения  выявлять тех или иных пророков.
    А выявив их уже конкретно  мы и начнем описывать жизнь и деятельность, одновременно давая  им  аттестацию как ПРОРОКА.
   Так  будет и правильно с токи зрения  ХРОНОЛОГИИ ИСТОРИИ и занимательно, поскольку каждый пророк будет действовать в своем отрезке  исторического времени.
                (конец ч.8)