Шедевр Рубенса. Тарквиний и Лукреция

Алина Алексеева-Маркезин
       Рубенс.Тарквиний и Лукреция. ок. 1609 — 1611г Государственный Эрмитаж , Санкт-Петербург

           Чрезвычайно интересна не только сама картина Тарквиний и Лукреция,но и история с ней связанная. Сюжет полотна взят из истории Древнего Рима. Образ добродетельной и прекрасной римлянки Лукреции был необычайно популярен в западноевропейском искусстве эпохи Возрождения и барокко.

О ЛУКРЕЦИИ.

         История гибели Лукреции наиболее подробно рассказана у Тита Ливия. Во время осады войсками царя Тарквиния Гордого города рутулов Ардеи, сын царя, Секст Тарквиний, устроил пир для воинов своего отряда. Все пирующие восхваляли своих жен и решили проверить, чем занимаются римлянки, пока их мужья воюют. Так как Ардеи недалеко от Рима, то через несколько часов царский сын Секст Тарквиний и другие воины его легиона были уже в городе.

                Как и предполагалось, многие жены воинов предавались блуду, лишь жена родственника царя Коллатина Лукреция сидела за прялкой. Пораженный ее красотой, Секст Тарквиний через некоторое время вернулся в дом Лукреции и надругался над ней, обесчестив имя семьи Коллатина.

              Лукреция отправила вестника в военный лагерь к своему мужу. Коллатин вместе со своим другом Брутом приехал в Рим. Лукреция рассказала ему о своей беде и приняла смерть, заколовшись мечом мужа. Коллатин и Брут над телом Лукреции поклялись отомстить Тарквиниям. Тело Лукреции было отнесено в небольшой город недалеко от Рима, жители которого также принесли клятву об отмщении и начали восстание, завершившееся изгнанием из Рима этрусских царей. Коллатин и Брут стали первыми консулами возникшей в результате восстания республики.

О КАРТИНЕ

        Скорее всего Рубенс подсмотрел эту тему у Тициана.Композиции обеих картин очень похожи. Кроме того, полотну Тициана картина Рубенса, несомненно, обязана великолепием звучного колорита, построенного на глубоких, тонко нюансированных сочетаниях локальных тонов.

          На полотне изображён Секст Тарквиний, сын римского царя Тарквиния Гордого, который склонился над Лукрецией и хочет сдёрнуть с неё оставшийся край покрывала. Сверху пару освещает Амур. А за мужчиной расположена страшная старуха с волосами в виде змей — Фурия.

      Однако, взяв за основу композицию произведения Тициана, великий фламандец привнёс в интерпретацию популярного сюжета из древнеримской истории глубоко индивидуальное прочтение, изменив до неузнаваемости живописно-пластическое содержание образов.

Из лагеря Ардеи осажденной
На черных крыльях похоти хмельной
В Колладиум Тарквиний распаленный
Несет едва горящий пламень свой,
Чтоб дерзко брызнуть пепельной золой
И тлением огня на взор невинный
Лукреции, супруги Коллатина.

Верна супругу! - Вот что в нем зажгло
Настойчивое, острое желанье...
Ведь Коллатину вдруг на ум пришло
Расписывать супруги обаянье,
Румянец щек и белизны сиянье,
И прелесть звезд, горящих на земле,
Как свет небесных звезд в полночной мгле.

Уильям Шекспир из поэмы "Лукреция"

Очень интересная ИСТОРИЯ КАРТИНЫ

        Одним из её первых владельцев  был  Арнолд  Лунден  богатый  антверпенский  торговец и видный коллекционер, к тому же друг и дальний родственник Рубенса.
         В 1769 году картина была приобретена прусским королём Фридрихом Вильгельмом и находилась в Потсдаме во дворце Сан-Суси.

        После Великой Отечественной войны картина была вывезена из берлинского замка Геббельса во время наступления советских войск в 1945 году. Её привез домой в Советский Союз подполковник Советской армии Дорофеев с соблюдением всех формальностей и уплатой необходимых налогов. Спустя десятилетия в 1999 году его родственники продали её анонимному коллекционеру. В 2003 году владельцем картины стал Владимир Логвиненко.

        Картина долгое время хранилось в ненадлежащих условиях и сильно пострадала. В сентябре 2004 годакартина поступила в Лабораторию научной реставрации станковой живописи Эрмитажа. Специалисты музея продолжили работу, начатую ещё в Москве.

    Они провели трудоёмкую работу по выравниванию покровного лакаи восполнению утрат авторской живописи. По словам Михаила Пиотровского, полотно находилось в очень плохом состоянии: холст был сложен в несколько раз, на сгибах осыпалась краска, самые большие утраты — на щеке Лукреции.
                В 2004 году Германское правительство настаивало на возвращении картины из России. Однако Генеральная прокуратура отказала в ходатайстве Министерству юстиции ФРГ о передаче шедевра германской стороне.

Статья с иллюстрациями.http://maxpark.com/community/6782/content/3729823