Голос из куста роз

Михаил Анохин
 Около шестого подъезда -  там, где росли кусты черемухи и сирени, собиралась своеобразная компания, в основном - молодые пенсионеры-шахтеры.  Играли в  преферанс,  забивали «козла»  в домино,  словом, убивали летние денечки, кто как мог. 
Бывало, впадали в ностальгию по прошлым годам, когда путевка на курорт стоила гроши, а проезд по нынешним временам и деньгам и вовсе ничего не стоил.
Крыли почем  зря  Горбачева,  еще  больше - Ельцина, проклинали тех, кого сами в 1989 году выбирали руководить забастовкой,  и,  самое  главное -  себя считали безвинными жертвами.

Я жил в этом подъезде, и вечером,  когда возвращался  с работы, меня часто окликали:  «Валентиныч,  посиди,  поговорим за жизнь.  Ты,  во-на,  в газетке статейки пописываешь,  может, просветишь нас насчет нынешней политики?»
Откровенно сказать,  я  не  любил этот «бессмысленный и бесполезный» треп, в котором все смешивалось в кучу,  сбивалось  в один комок,  а когда пытался хоть как-то «отделить мух от супа»,  то мои собеседники увядали, и разговор сам собой прекращался.

Однажды я задержался дольше обычного на этой  лавочке. Была та летняя пора,  когда черемуха уже побурела,  а сирень еще горела фиолетовым с красным, огнем. Было тепло и тихо. Разговор шел о курортных приключениях, и, как обычно, о женщинах. Политикой меня не донимали.

Нового я  ни чего не услышал,  кроме набившей оскомину мнения,  что все женщины ****и, а мужики, напротив, порядочней и добродетельнее некуда.  Соответственно, и примеры  из той же серии, как и анекдоты, кстати и некстати рассказанные  заядлым  анекдотчиком Кузьмой Перловым.  И все бы ничего: поболтали, поболтали, да и разбрелись бы к вечернему кинофильму,  если бы не Гришка Митягин. 

Слушал он слушал это переливание из пустого  в  порожнее,  да  и скажи:  «Поглядишь на вас:  вроде, мужики,  а послушаешь – мудаки, хуже распоследней бабенки! Вот ты, Егор, - обратился он к рослому не потерявшему привлекательности мужику, - вот ты Егор,  ты бабенку которую сейчас только вверх жопой не поставил,  наверное  облизывал;  наверное, слова разные на ушко шептал и как только не навеличивал. Ты бы постыдился своей памяти, а?
- А что я!  Что!  - вскричал Егор.  - Я  соврал что ли? Сама говорила, что у неё муж, что она его любит, ребятишек двое... Я, что, соврал?!
- Может,  и не соврал,  да пусть ты всю правду-матку о ней сказал,  ты главное утаил:  ты о себе ничего не сказал.  Поди, тоже про свою жену Настю ей разное плел,  а может и такое,  что и сейчас стыдно вспомнить,  потому и её поносишь, чтобы самому перед своей совестью чище выглядеть?
- Ты, Гришаня, говори, да не заговаривайся, а то зубы с земли доставать будешь! - желваки под скулами Егора заходили, и лицо налилось бордовой нехорошей кровью.
- Да ладно вам! - попробовал вмешаться Виталий Николотов.  - Ну что вы? Было, да сплыло! Не хватало бы еще соседям по пустячному делу передраться.
- А ты,  «шплинт», - Николотов был и на самом деле  мал ростом,  - прижми жопу покрепче к скамейке  да помолчи: тебя это не касается,  - Егор вышел из-за стола. Гришка Митякин хоть был на голову ниже Егора,  но в плечах пошире его. Тот также стал вытаскивать ноги из-за стола.  Словом, быть беде. Потому мужики и я, в том числе встали,  чтобы, не приведи Бог, драки не было.    Николотов и  Дубов увели Егора,  а я опекал Митякина. Так получилось,  что минут через десять мы остались с ним одни.
- Чего ты на Захара взъелся? - спросил его, выкладывая на опустевший столик только что купленную пачку сигарет.
- Терпенье ведь лопнет! Подумаешь, какой герой! С юношеских лет таких болтунов-бабников на дух не перевариваю. Ну,  чего он расхвастался?  Бабы, конечно, сплошь да рядом дуры,  но ведь не к козлам же они ходят, а к мужикам! Выходит,  что мужики-то ничем  не отличаются, от баб в своем нравственном виде. Нечего хвастаться.
- Но,  ведь к женщине,  так уж испокон веков повелось, общество  предъявляет  повышенные  требования  к  морали, нравственности.  Как  никак мать.  Ответственность у женщины перед будущем повыше будет, чем у мужчины.
- А  кто с этим спорит?  Я же о другом говорю:  нечего языком лязгать что между вами было.  Тайное это дело, понял?
- Тайное-то оно тайное,  но если в эту тайну не заглянуть, так и литературы никакой не будет, да и вообще искусства.
- Я в этих делах ничего не знаю,  но по мне так: если она мерзавка,  то и ты мерзавец. Постель - она, знаешь ли, всех уравнивает.  До постели еще может быть люди разные, а как вместе легли,  то никто,  никого не чище. Если уж на то пошло,  то и мне есть что рассказать из этой области,  но я расскажу тебе другое,  если есть у тебя охота и  время послушать.
Предложение было заманчивым -  тем более что  я  мало  знал Гришку  Митякина.  Он  всего год с небольшим въехал в наш подъезд,  а я от природы любопытен до всяких подобных баек.
- Только рассказывать я буду  не с пята на десята,  а по порядку. Так вот, скажу тебе откровенно, что я не святой какой, более того - от жены тайком, было дело, похаживал.  Это так,  как говорят армейские,  «вводная» тебе. Потому к курортно-санаторным романам  отношусь  спокойно. Так  вот.  Отдыхал я в Нальчике в санатории  «Кавказ»...  Был там такой случай.  Ты в санаториях  бывал?  -  неожиданно спросил Гришка.
 - Доводилось.
 - Тогда должен знать,  что дня два-три человек приглядывается и присматривается к окружающему миру, и начинается  это  со столовки.  Так вот эту женщину я заприметил в первый же день.  Очень яркая было женщина.  Ножки, талия, мордашка и глазищи, огромные и синие-синие, как омут. «Ну, - думаю, - в эти глазищах не один утонет». И вправду: вижу что около нее увивается один тип...
- А ты,  наверное, на её глаз положил? - не удержался я и перебил Гришку.
- Если ты меня будешь перебивать, то я ни чего рассказывать не буду.
Я пообещал, что буду нем, как рыба.
- Так вот,  сообщаю тебе,  что эта особа не по моему карману...

- Но, Гришка! - не удержался я. - Как же тебя не перебивать? Причем здесь карман? Не все же покупается и продается!

- Этак я к утру с тобой до средины моего      рассказа  не доберусь. Наберись терпения, а иначе пошли по квартирам?

- Все, Гриша! Всё!

- Хочешь знать мое мнение, то все, исключительно все, в мире продается,  за очень редким исключением.  А  сказать точнее, бывают исключительные люди. Иная женщина не возьмет у тебя денег,  швырнет в морду, и дело с концом,  но с радостью  и  благодарностью  возьмет цветы,  по сути - те же деньги. У меня на этот счет правило; нет женщин недоступных и непреступных.  Требуется сочетание трех условий.  Первое -  твое желание, второе условие - время и третье условие - деньги.  В  разных пропорциях и соотношениях они являются ключом к женскому сердцу. 
Считай это отступлением от темы. Та женщина была не по моему карману, а умный от дурака,  в таких вещах отличается тем, что умеет выбирать для себя реальную цель. Через день, вижу, другой вьется.  «Ага, - думаю, - отшила того, вчерашнего». И так в течение недели насчитал я вокруг этой особы человек с десяток.  «Ну, - думаю, - эта и на самом деле лечиться приехала». Бывают и такие на курортах-санаториях.

Дней через  десять-двенадцать - всё,  пусто вокруг неё. Так,  изредка, вновь прибывший, метнется на голубые завлекущие  глаза,  да  не  солоно хлебавши и  разворачивается. Очень интересная особа.  Сердцем чувствую,  что не  может быть в таком справном теле такая монашеская душа! Однако сам  не подхожу: очень это чувствительно для мужчины - получать  от  ворот поворот.  Тем более,  вижу:  её подруга -  нет-нет - да и бросит на меня взгляд. Это ведь, сказки, что мужчины выбирают себе жен и любовниц.  Ничего подобного! Это они нас выбирают.
-Ну, - думаю - потомись, потомись малехонько.

Под утро мне не поспалось, душно показалось  в номере. Вышел на балкон,  а ночи там темные чертовски - почти до шести часов утра в летнее время  темнота стоит,  да и то посуди: вокруг горы высоченные!

Сел в шезлонг. Сижу, покуриваю - вдруг слышу из розового куста,  ну точь в точь, - Моисею из куста тернового, голос ко мне:
- Мужчина, а мужчина…

По-первости я, конечно, вовсе не подумал,  что тот голос ко мне.  Оглядел окрест,  в том числе и балконы, которые, конечно, увидеть мог - ни одной живой души. А голос  снова:  «Мужчина, а мужчина... Да Вы, тот, что на балконе...»
И говорить старается не очень громко, даже шепотом говорит.  Перегнулся  я через перила, чтобы рассмотреть, кто же меня зовет, да ничего, кроме того куста  роз не вижу. А она своё:
- Мужчина,  будьте добры, сходите в сорок второй номер, там  живет  Даша,  пусть она спустится и подойдет к этой клумбе.

Сорок второй номер - это как раз на моем этаже, четвертом, и Дашей зовут   подругу  той  самой  синеокой красавицы, которая всех мужиков отшила.  Вот эта Даша мне глазки и строила.  Тут-то я признал голос этой красавицы!  Сказать, что удивился,  значит ничего не сказать. Изумился я до чрезвычайности,  но не медля ни минуты пошел в тот самый номер к Даше.
Постучал в дверь,  а номер был, как и мой, двухместный. Через минуту голосок:  «Лида,  ты?» Оказывается,  синеокую Лидой звали.
- Не пугайтесь,  - отвечаю я,  - тут дело такое:  Лида просила выйти на улицу срочно,  буквально немедленно. – И добавил от себя уже: - Она вас ждет у второй клумбы с розовым кустом с правой стороны от входа.
И тут же ушел,  потому что знаю: женщины любят  задавать пустячные вопросы вместо того, чтобы действовать.    Зашел я в свой номер, вышел на балкон и в темноту сказал: «Ваша просьба исполнена».
- Спасибо. - отвечает она.

Сижу. минут  через  пять  выбегает Даша.  Огляделась - прямиком к кусту.  Только заскочила за этот куст,  как тут же стремглав,  выбежала, только двери в вестибюле хлопнули.  Потом цокоток по коридору,  а через минуту обратно тем же манером. На этот раз Даша пробыла за кустом минут пять, а вышла вместе с Лидой.
Бегом в вестибюль и по коридору – цокоток двух пар ног.
Очень загадочное это дело было для меня. Весь день ходил и размышлял над ним,  а еще раньше, утром на завтраке, не увидел ни Лиду, ни её подругу Дашу. В обед Даша появилась,  но одна.
И даже рукой мне от своего столика помахала. 
«Ну, все. - думаю, - вечером подойду: кажется, яблочко уже  созрело».  А самое главное -  распирает меня любопытство, что же такое случилось сегодня утром с её подругой и отчего её нет?    После ужина я подошел к ней,  сказал обычное, «здравствуйте» и еще чего-то сказал.
- А я уж думала, что вы ко мне не подойдете. - призналась Даша. Словом, наш роман развивался куда стремительнее, чем это обычно пишут в книжках.  Настолько  стремительно, что  вытеснил  мое любопытство её подругой.  На следующий день сидим мы  в тени роз, наслаждаемся запахом алых бутонов и  я спросил про её подругу, Лиду:
- Даша, а где твоя подруга?
- Уехала домой.
- А что так-то? Путевка кончилась? - прикидываюсь, что будто забыл про утренний голос из розового куста.
- Тут целая история вышла. Слава Богу, что все обошлось.
- Да не мучай ты меня. Что за история?!
- Лидка-то, вишь, с вывертами:  «Не хочу своих  мужиков, они мне в моем Мурманске обрыгли,  хочу местного, аборигена». У меня как сердце чувствовало,  говорю  ей: 
- Лидка, попадешь в такой переплет - не рада будешь. «Нет, - говорит, - ты в людях ничего не понимаешь».

Приходит как-то  из  ресторана  «Эльбрус» и хвалится: «Вот это мужчины!  Обходительны,  вежливы!  А как  деньги красиво тратят!  Наш мужик достанет кошелек, откроет его, три раза вздохнет и минут пять разворачивает  купюры,  да еще за каждую копейку торгуется с официантом. Проводит до ворот и тут же лапищей в трусы лезет. А этот проводил меня, букет цветов... (она и вправду тогда огромный букет цветов притащила.) дарит. И ни-ни, даже не поцеловал, только в ручку».

Словом, Лидка была без ума от этого Радика, кажется. В тот день пригласил он её покататься на машине, горы показать.  Лидка рассказывает:  цветами завалил её, шашлыками разными  кормил,  а к вечеру увез черт знает куда,  в какой-то горный аул. «С братом, - говорит, - познакомлю».

Так вот,  этих  «братовей»  у  него оказалось пятеро, и один,  самый первый,  что на Лидку забрался,  лет так под семьдесят пять. В санаторий привез её кто-то из «братовей», и для потехи догола раздели. Остальное, тебе известно».  Вот такая моя история о женщинах.   – И тут же поправился, - да и не моя вроде как, а история женщины о женщине же. А дальше уж сам рассуждай, насколько хороши мы и насколько они, а я так думаю, что и на самых точных весах никто никого не перетянет. Все хороши.

Гришка Митякин  потянулся за сигаретой.  Закурили от одной зажигалки.  Сидели молча,  пока    сигареты не обратились в кучку серого пепла в консервной банке. 

Гришка встал,  потянулся и сказал: 
- Пора, кажись, этот сериал кончился, еще успеем «Новости» посмотреть.
Гришка ушел, а я смотрел на эту консервную банку, на серый пепел в ней, и в моей голове  плыли такие же серые и почти невесомые, как этот пепел мысли. Невесомые и невеселые, но отчего и почему они были такими, я так и не мог додумать до конца.
                1999 год.