Рецензия на спектакль Spectrum

Игорь Тазеев
"Spectrum" (Театральный фестиваль "Я не один")

"Ответственность - это когда что-то сделал. Это завершение поступка - хорошего или плохого."

Посчастливилось мне попасть на один из спектаклей детского театрального фестиваля "Я не один", проходящего в Филиале Московского драматического театра им. Пушкина. Фестиваль, устроенный Юрием Тхагалеговым и Мариэттой Цигаль-Полищук - это социальный проект благотворительных фондов "Жизнь в Движении" и "Артист", объединяющий под своим крылом творческий союз детей-сирот, молодых актеров и режиссеров, а также ветеранов театра и кино. На протяжении трёх недель пять молодых режиссеров создавали вместе с 35-ю воспитанниками московских и подмосковных детских сиротских учреждений пять спектаклей, предоставив ребятам возможность поверить в себя, выйти за пределы их закрытого образа жизни и окунуться в творческую среду, мир театра и сцены.
На мою долю выпал сочиненный и поставленный Ильей Подчезерцевым и Ярославом Францевым с детьми из Детского Дома в Ступино спектакль "Spectrum" - необычная хореографическая постановка о становлении личности, о выходе детей в большой мир и знакомстве с этим миром. О чувствах, эмоциях и переживаниях. Спектакль-исследование. Спектакль-откровение. Спектакль-вспышка.
Меня, конечно, постановка поразила. Я уже был знаком с другими проектами Ильи Подчезерцева (к сожалению, пока только заочно) и понимал, что меня ждёт что-то совершенно необычное, выходящее за рамки классического театра, но то, что я увидел превзошло все мои ожидания. Это была совершенно сумасшедшая и смелая по своей идее постановка, преподнесённая весьма оригинально и неординарно, ярко и уж точно - незабываемо! Почему-то, у меня весь спектакль не выходил из головы Мрожек с его не менее смелыми психологическими экспериментами.
Очень понравился формат донесения до зрителя идеи - без единого слова, лишь мимикой, движениями и действиями. Получилось настолько чувственно, живо и проникновенно, что в какие-то моменты сердце замирало и дыхание перехватывало. По-моему - наилучшая форма передачи чувств и эмоций! Танец жизни, пульсирующий её ритм. Пробрало! А наиболее интересными мне показались находки с "Лениным" (очень неожиданно и эффектно) и падениями (получилось очень чувственно и нежно). Искренне тронула сцена и танец о любви.
Занимательной показалась и задумка с закадровым голосом. Единственное, ему не хватало немного драматизма и глубины, на мой взгляд. Какого-нибудь наложенного эффекта.
В целом, режиссёрская работа меня задела, заставила прочувствовать происходящее на сцене - Илья с Ярославом создали что-то совершенно фантастическое и настолько редко происходящее на театральных сценах, что не проникнуться спектаклем было просто невозможно. Сам смысл спектакля, выражение чувств вроде любви, ответственности, стыда и так далее, были донесены максимально доступно и, более того, весьма эффектно. Подход к раскрытию идеи не через классическую игру, а через пластику и хореографию мне и вовсе показался бесподобным. И очень смелым. Ведь никто из ребят раньше не играл на сцене, не имел опыта подобного перформанса. И от этого всё происходящее производило сногсшибательный эффект. Я просто поверить не мог, что такая титаническая работа было проведена с нуля всего за 21 день!
Да, были небольшие косяки, вроде не сильно заметной несогласованности действий и движений или сценической "потери ориентации" и несовладания с мимикой, но, повторюсь, ребята впервые вышли на большую сцену, имея за плечами лишь три недели репетиций! При этом, проявив недюжие актёрские таланты и потрясающую пластику! Им веришь. Удивительно, но им действительно веришь - вот они, шестеро совсем ещё юных парней и девчонок, которые знакомятся с этим огромным миром, а заодно знакомят с ним и нас, зрителей.
Относительно сценографии, хочу отметить потрясающе атмосферную постановку света и игру со звуком, интересное музыкальное оформление, как нельзя лучше подходящее каждой сцене и блистательно поставленную пластику, от которой я получил высочайшее наслаждение.
Отдельно стоит упомянуть работу художников - минималистическое решение полностью себя оправдало, не отвлекая внимания от главного - ребят, при этом, неся в себе немало символов и оригинальных решений, а костюмы, которые сами по себе явились немаловажными декорациями и действующими лицами, оставаясь при этом максимально простыми и неказистыми, произвели на меня неизгладимое впечатление! Как и впечатляющий финал, полный цветов жизни и красок чувств!
Так что, в целом - я насладился одним из самых нестандартных спектаклей - хореографическим фонтаном эмоций юных талантливых ребят под руководством, наверное, одних из самых неординарных молодых режиссёров. Не знаю, увидят ли зрители "Spectrum" снова, но за творчеством Ильи Подчезерцева и Ярослава Францева я теперь, однозначно, буду пристально следить - они, уверен, ещё не раз удивят публику!