Октябрьская зелень Корсачки

Евгений Садков
 Флора этого удивительного места заслуживает отдельного и обстоятельного разговора. Убедился в этом, ещё раз пройдя по притихшей Корсачке. Есть в эту пору что-то неуловимо грустное, перемешанное с некой воздушностью бытия. Не нашего, тупо однообразного, природно-цикличного. Легкую грустинку в эту пору придает изменившаяся листва. Словно золотой покров, разбавленный рубиновыми вкраплениями, облагораживает Корсачку осень.

  Нынешняя сделала финт. На Корсачке и так загадок, как геологических, так и исторических, выше крыши.  Тут ещё и фенологическая. Вторая декада октября, а летний покров. Почти все деревья и кустарники и на самой горе, а особенно, в пойме Зеленой не спешат сбросить листву. Да ладно это, противятся цветом.

 Маленькая березовая рощица на входе в парк. Стоят бодро русские красавицы. Так приятно, особенно, после уборки здесь мусора от местных аборигенов. Лишь кострища над корнями чуть портят радостную картину. Левее и ниже дуб, одинокий ветеран Корсачки. И он туда же, зелен, как первый огурец. Увы, и его коснулась рука варвара. На спуске к речушке встречается куст боярышника. Темно-красные ягоды на зеленой подложке густой листвы.

 И вроде легко объяснима эта несвоевременность покрова, да стоит разобраться, к чему она может привести. Конечно, сама погода поманила затянувшимся, роскошным индейским летом.  Конец сентября, а редкие любители солнечных процедур нежатся в халявном солярии. Круто. Вот и флора расслабилась, зеленеет беззаботно. И ей достаточно тепла и света.

 Не смутило наши растения даже весьма заметное для нас, особенно после введения "зимнего времени", сокращение светового дня. Для автотрофов именно этот фактор и запускает листопадный период. Растения основательно готовятся к зиме. Они как бы компенсируют дефицит воды и света. Клетки листы прекращают выработку хлорофилла-главной фабрики органики на нашей планете. Оставшиеся зеленые зернышки разрушаются и становится заметна окраска каротиноидов. Они нам хорошо известны по морковке, но в листьях летом не так заметны. А вот осенью эти каротиноиды во всей красе. Кстати, в этом году лишь часть ясеней среагировала на приближающиеся холода. Роскошен осенний убор этого растения.

  У кленов каротиноиды разбавляют антоцианы. Незабываема палитра, вдохновившая наших поэтов. А вот коричневый цвет придают листьям начинающиеся утолщаться к этому времени стенки клеток. Это же утолщение и приводит к листопаду. В эту пору на переходе черешка листочка к побегу наращивается пробковый слой. Еще немного и вот уже последний листочек трепещет на холодном ветру.

 В этом же году теплый сентябрь и резкое понижение температуры в начале октября застали наши растения врасплох. А без коркового слоя, даже при сильном ветре, зеленая листва может оставаться на деревьях практически до весны. Жутковатая эта картина, некая внезапность. Есть надежда на возврат кратковременного тепла, но не факт, что механизм дефолиации, а проще говоря, листопада, запустится вновь.

 Подумаем, к чему это может привести? У человека резкое похолодание, да ещё неспешка коммунальщиков, понятно. Думаю, резкий пик ОРЗ скоро заявит о себе карантинами в школах и садах. А вот как растения? Им карантин никто не предоставит. Уязвимость будущего года, активизация грибковых и вирусных заболеваний очевидна. А тут ещё весенние варвары, желающие обязательно испить сока ближайшей березки.

 Вот и вывод. Беречь надо зеленый покров Корсачки. Ему-то никто аспирин не выпишет и горчичники с банками не поставит. Если только весной, под стволик.

 На фото та самая березовая роща и ожидающие на Пасху сока аборигены.

                Продолжение следует.