Разговор с бомжем

Дамбуаз Клермон
 
Я встретил Сашу, бывшего одноклассника, в осеннем  парке напротив дома, в котором мы когда - то жили. Наши пути разошлись после школы. Он как особо одаренный в области литературы и искусства поехал учиться в соседний город, в художественную школу. А я, как водится, ничтоже сумняшеся, учился в ВУЗе, и особенно не выбирал. Учился я хорошо, но не блистал.

Саша выступал на школьных вечерах. Писал стихи, которым посвящал картины. На которых, как он говорил, изображал  "фантазию". И без которой, - "ни одно писательство не возможно."
На своих  картинах он изображал ветер, силуэты птиц и женские фигуры – бестелесные и прозрачные. На вопрос зрителей, а что это такое, он просто и буднично отвечал: "это моя муза". И отходил подальше, и было видно, что он сам остыл, и ему не интересно все это. Было и прошло.

Мы потеряли друг друга. Но он меня находил, время от времени, чтобы я посмотрел на его работы во дворце молодых художников. Позже он был призван в армию. И вернувшись, -  перестал писать стихи.
 
Саша продолжал рисовать, и вся  квартира его была в картинах, запахах краски и мокрого холста, как это бывает у художников. На что он жил, - оставалось только догадываться – картины свои он не продавал. В сквере, напротив его дома, по выходным дням устраивались выставки. И он мог часами пребывать там, и вести беседы с художниками, такими же как он сам. И это доставляло ему удовольствие, и заряжало его, как он сам признавался, идеями. Но главная его идея жила с ним в одном доме. Этой идеей была Марина.

Марина  была стройной и пышной красавицей, и никак не походила на тех бестелесных нимф, которых он изображал на своих детских картинах. Мы вместе когда - то учились в одной школе. Она был вожделением многих подростков, о ней вздыхали, и первые стихи писались в ее честь. И песни пелись, когда мы собираясь в нашем дворе по вечерам, дожидались ее выхода ... Тогда же мы стали разбредаться по парам. Я выбрал другую девушку. А Саша так и остался с ней.

Марина, по началу прельстившись стихами, посвященных ей, была благосклонна и милостива. Я выбрал это слово, поскольку одна из картин Саши того периода так и называлась: «Будь милостива ко мне». На ней он изобразил себя, падшего ангела, и ее, свою голубку, осенявшую его крылом.
Она не дождалась Сашу из армии.

Мы сидели с Сашей на лавке и разговаривали. Поначалу - ни о чем, как обычно это бывает с людьми, давно не видевшими друг друга, и позабывших, как друг выглядит. В руках у Саши была бутылка вина, и он прихлебывая из нее, заметно хмелел, и было понятно, что это не первая его бутылка...

 -  не смотри на меня так, - вдруг сказал он, я пью на деньги, которые зарабатываю. Имею право.

И он махнул рукой, с зажатой бутылкой в ней, в сторону магазина свадебных аксессуаров, модного и безвкусно оформленного, со свадебным лимузином в витрине.

 - подметаю кусок асфальта перед входом, и во дворе возле клумбы на случай выезда, и мне платят наличными за каждый метр.

- так ты закончил уже свою работу. – спросил я его, - тебя иначе могут уволить. Пойдем ко мне.

Я посмотрел на него, его подбородок все больше уходил в надвинутый воротник и  капюшон куртки, и сейчас бы я ни за что не узнал Сашу. Он уходил, отодвигался от меня.

- пойдем ко мне, отогреешься, придешь в себя! А там как решишь, - предложил я.

- Нет. у меня есть к кому пойти, только меня там не ждут. И он посмотрел на окно, на которое часто по молодости заглядывался и я...

- ну, как хочешь, - сказал я с сожалением.

- мир полон лицемеров, но она не лицемерка, она меня не любила. И я на нее не в обиде. От нее бы я никуда не ушел. И та, которая ветер и нимфа, - помнишь наш разговор о музе? -  и он посмотрел на меня более осмысленно,  -  тоже меня покинула.

И он продолжил.

- сначала покидает та, которая бестелесная, потом – земная, ее образ.  Ей не интересно быть с человеком, которого покинула муза... ее подруга.

- да, ты философом стал, -  я посмотрел на него, в надежде продолжить разговор у себя дома, - пойдем поговорим.

- нет, ты иди, меня не жди. Со мной будет не интересно, и тебе тоже...

- я тоже лицемер? - спросил я, и с надеждой посмотрел на него.

- тоже. Ты не стал тем, кем мог стать, и в этом смысле ты ничуть не лучше меня  или хуже. Я признаю свое фиаско, а ты не признаешь. Но ты должен платить по счетам – вот твоя главная проблема...

Я шел мимо магазина свадебных аксессуаров по чистому  асфальту, подметенному недавно Сашей, видел в вазе возле дверей магазина любимое сочетание Сашиных цветов - лиловое с желтым, старательно подобранное из отцветающих цветов на клумбе, и подумал о том, что может быть, не все потеряно для этого человека, и муза его не отлетела окончательно... и о том, что жизнь иногда преподносит нам сюрпризы...