Образ Петуха

Роман Лебедев 2
Образ Петуха. Алтай – скифы – тюрки – Германия.

В Горном Алтае в селе Анос под порогом дома алтайского художника Г.И. Чорос-Гуркина 1* историками были найдены кости ритуально убитого и закопанного петуха (или курицы).
На Алтае изображение петуха появляется в наскальном искусстве уже в период энеолита, бронзы и скифского времени. Доктор исторических наук В.Д. Кубарев отмечал среди алтайских рисунков скифского времени изображения петухов. Петух, столь популярный в убранстве пазырыкской сбруи, везде - от Европы до Китая и пазырыкском искусстве Алтая - с глубокой древности до наших дней являлся защитником от всякой нечести, зла, хаоса. С другой стороны, имеются сведения, что за спиной терпящего в поединке поражение изображались часто змея и петух 2*.
Петух считается популярным образом в искусстве Алтая. Все древнейшие изображения петухов на Алтае происходят из первого и второго Пазырыкских курганов. Сложные стилизованные композиции с петухами известны только на обуви, верхней одежде и нагруднике женщины из второго Пазырыкского кургана. Также изображения этой птицы встречаются в могильнике Балык-Соок VI–IV вв. до н.э. 3*
Доктор искусствоведения Ф.Х. Валеев отмечает в книге «Древнее искусство Татарии», что культ петуха занимал большое место в верованиях древних горноалтайцев середины I тыс. до н. э. У самих же татар, петух — певец зари, разгоняющий своим криком злые духи ночи, почитался как божество восходящего солнца, как символ жизни и воскрешения.
У древних тюрков петух был одним из символов Огня 4*. В этой ипостаси он связан с домашним родовым очагом, что отразилось и в алтайском обрядовом фольклоре 5*. Петух - тотемный знак, оберег рода 6*.  Петух как один из распространенных видов домашних птиц, первым в раннее утро кричит о победе света над тьмой, оповещая о наступившем новом дне. По представлениям, например, кумыков Тенгри живет на седьмом слое неба (арш), где расположен его трон (тах). Именно оттуда дают о себе знать первые петухи, крик которых тут же подхватывают петухи на земле 7*. Алтайцы курицу внесли в свой календарь, отводя ей священную роль тотема. Курица, как птица, несущая яйца, на Алтае связана с весенним праздником Сары Чечектин или «Уйа баскан» - насиживание яиц 8*.
Тотемные птицы петух и курица выступали составными частями идеального образа тюркского воина. В первой половине VIII в. вожди тюрок говорили омейадскому наместнику Хорасана Насру ибн Сеййару, что «великому и достойному полководцу нужно обладать десятью свойствами из свойств зверей - мужеством петуха, наклонностью к спору курицы, сердцем льва, натиском дикого кабана, лукавством лисы, терпением пса, высотой полета сокола, чуткостью журавля, алчностью волка, жиром нугайра, а это мелкое животное в Хорасане, которое жиреет, несмотря на трудности и бедствия» 9* В тюркском языке есть понятие - «йалау», что значит «знамя, привязанное к верхушке копья»; «повязка из шелка, которой обвивают шлем»; «султанчик». В хакасском языке «чало» (чалаа) - это гребень петуха; султанчик на шлеме богатыря; «чалама» - флажок, привязываемый горным духам 10*. На флаге тюркского племени гагаузов, предками которых являлись торки (тореты, гузы, узы, огузы) - скифское племя тюркского происхождения из Алтая, была изображена фигура белого петуха на красном фоне. На национальном флаге современных гагаузов Гагауз Ери, на голубом полотне отображена голова волка, а по краям флага запечатлены маленькие, белые петушки. Гагаузы говорят, что петух - символ бдительности и справедливости.
По хакасским представлениям в образе черного петуха, как предвестника смерти иногда может появляться злой дух айна. У этнографической группы хакасов – сагайцев проживающих по р. Аскиз, петух с красным оперением выступает в качестве ызыха – дух, покровительствующий домашней птице 11*.
У шаманов манси Северо-Западной Сибири известны кровавые жертвоприношения духам – йир, в которых кроме прочих животных использовался петух (курица). Любимой жертвой домашних богов считался петух. По некоторым данным, он был вообще наиболее предпочтительной жертвой: громко поет, находится ближе всего к богу, рано просыпается и будит бога. «Петух — самая высокая жертва». Есть сведения, что петух мог заменить семь голов жертвенного скота. Одним из мест, где совершались эти жертвоприношения, как раз и было пространство около дома 12*.
М.Элиаде в «Шаманизм…», говоря о нордических магах и типах шаманского нисхождения в Подземный мир, пишет об «очень выразительном сходстве» германской мифологии с сибирским шаманизмом и приводит пример из Сакса Грамматика (Historia Danica, I, 31), где описано нисхождение героя в сопровождении женщины в Ад. На пути им встречается инициатическая преграда – стена. Чтобы ее преодолеть женщина приносит в жертву петуха, убивает его и перекидывает его через стену, за которой петух тут же оживает,  поскольку в следующее мгновение с другой стороны стены слышится его пение. Этот петух, воскресший в тот же миг, как только оказался за стеной, указывает на верование, что, по крайней мере, некоторые избранные (то есть «посвященные») могут рассчитывать на возможность посмертного «возвращения к жизни». В этом нордическом европейском мифе есть что-то общее с ритуалами жертвоприношения петуха около дома у северных сибирских манси и с ритуально убитым и закопанным петухом под порогом дома в горно-алтайской усадьбе Г.И.Чорос-Гуркина. Порог, пространство около дома – своего рода граница, преграда между внутренним миром домашнего очага (Очаг - Красный Петух; сакрально освоенное пространство) и внешним окружением, у алтайцев, хакасов и манси – это часто тайга, где живут духи (злой дух – Черный Петух) или даже сам Эрлик-хан (или Юзут-хан, или Менквы)… 
В германском мифе петух, убитый у преграды становится символом воскрешения. Такой же смысл может быть и у петуха закопанного у порога у алтайского жилища. Традиционно, как и у древних тюркских народов, у алтайцев вход в жилище делался с восточной стороны. Восток, где встает солнце, ассоциируется с жизнью и считается благоприятной стороной света. Петух — певец зари, божество восходящего солнца. У северных манси культовое место около дома, где приносился в жертву петух, считалось священным и табуированным для некоторых социальных категорий. Но у алтайцев порог жилища также был особо почитаем, потому что он оберегает семью и, в силу этого, является запретным местом: на него нельзя наступать, а лишь перешагивать; на него нельзя садиться, в противном случае будут бедность и лишения 13*.

Примечания, литература

1. Григорий Иванович Чорос-Гуркин - потомок теленгетского хана Коная, председатель алтайского государства «Каракорум-Алтайской окружной управы» в 1918 г.
2. Чигаева В.Ю. «Образ птицы в наскальном искусстве Алтая».
3. Шульгина П.И. «Жреческие парные захоронения с зеркалами погремушками»; Руденко С.И.  «Горноалтайские находки и скифы».
4. Бисенбаев Асылбек «Мифы древних тюрков».
5. Наева А.И. «Алтайский обрядовый фольклор».
6. Мурад Аджи «Кипчаки. Древняя история тюрков…»
7. Гаджиева С. «Кумыки: историческое прошлое, культура, быт».
8. «Право Алтая – Алтай Jан». Зинаида Тырысова, эне ыйык кам из рода ак кобок г. Горно-Алтайск.
9. Харитонов М. А. «Социокультурные аспекты зооморфной символики народов Центральной Азии».
10. Бутанаев В.Я. «Военное искусство тюрко-монгольских кочевников…».
11. Бурнаков В.А. «Традиционные представления хакасов о злых духах айна»; «Традиционные представления хакасов об ызыхах».
12. Федорова Е.Г. «Жертвоприношения у северных манси…».
13. Тадина Н.А. «Семантика внутреннего пространства жилища и этикетные предписания у алтайцев».