ПАЯ

Тамара Сологуб -Кримонт
«Не плачь, не жалуйся, не надо…»
                (Мария Петровых)               

 На утреннем осмотре врач светло спросил:
- Будем оперироваться?
Ей впервые захотелось  внимательно рассмотреть того, кто собирается копаться в ее мозгах.
 Но хирург надел на лицо непроницаемость.
Пая  пытливо заглянула в  его глаза.
Стеклянные.
Не моргают.
- А гарантия есть?
 - Мы не холодильники продаем. Мы предлагаем удалить жидкость из твоего мозга.
- Я хотела бы знать,   буду ли я после этого жива.
- Может, будешь.  А   без   этого ты долго не проживешь.
-  Но все – таки не сразу  умру?
-  Умрешь, - он подумал и добавил, - может, и не сразу. "Маску" он так и не снял.
И Пая ушла домой.
 По дороге она зашла в магазин электротоваров.
- Мне нужен  скайп, - попросила  на иврите.
- Молодой длинный парень напомнил ей букву «Г» из русского алфавита. Он задумчиво потрогал  свою невыбритую полоску волос от затылка до низкого лба. Переглянулся с купаит, остроглазой девушкой за кассой. И ответил почти по - русски:
- Геверет, мы программы не продаем. Нужьно  леазмин  спецалист,  профи! Да? Он   даёт тебе скайп…
- Спроси, какой у  нее Windows, - решила помочь  кассирша.
- Нет у меня никакого этого, как его там... Я пришла купить. Хочу с сыном разговаривать по скайпу.  Звонить по «Бэзэку» дорого. Полпособия уходит на разговоры с Россией. Ба хуц якар ли… Понятно?
 - Хочешь ноутбук?
  - Там будет скайп?
- Если скажешь, что хочешь скайп, то будет.
-   Так,а что я сказала сразу, как пришла?

            Утро очень быстро уступило место  неудержимой полуденной  жаре.  Пая сидела в своем маленьком уютном салоне перед открытым  ноутбуком, купленым в рассрочку на  много  платежей. Ей-таки пришлось звонить  по «Бэзэку» сыну: мастеру понадобился какой-то «логин».
- Веня, сынок! – сокрушалась она в трубку, - когда я только репатриировалась, то считала чудом, что за 10 шекелей, которые у меня не последние, слава Богу, без всяких проблем  могла купить себе две пачки в день натурального сока.  И это было счастье. А теперь, у меня какая-то жидкость в голове, но я должна  научиться управлять  новым чудом, хочу скайп. И хочу жить. И разговаривать с тобой по скайпу, сколько хочу. А жить сколько смогу.
 - Мама, какая жидкость? Ты больна? Бросай все. Приезжай к нам жить.  Дался тебе твой Израиль! Тебе 77! Нельзя тебе там одной!
- Простите, госпожа Пая!- вежливо вмешался мастер, - можно  скорее получить логин от твоего сына? Я смогу уйти, а ты сможешь говорить потом сколько хочешь.
- Так! А я что делаю? Я же должна объяснить мальчику, что нужно… Он там, в России…
 - Скажи только: ло -гин. И он всё поймет.
Пая прикрыла ладонью трубку: 
  -  Да. Он поймет. Сын у меня умный. У него университет с красным дипломом. Он построил своей семье в России четырехэтажный дом.
И она без паузы  крикнула сыну:
  - Веня! Ему нужен какой-то твой «логик».
- Госпожа! Логин, логин!
 - Почему ты не слышишь? Я же кричу на весь Израиль! Ты мыл сегодня уши?
- Госпожа! Ты закрыла трубку рукой, он не слышит!
 -  Ах, да! Кстати,  Веня, ты не забываешь чистить зубы? Два раза в день?
-   Мама, ты не забыла, что мне  уже за  40? Так что нужно мастеру?
- Простите, мадам! Можно я скажу слово сыну?
 - С какой стати?  Это мой сын. Я так давно не слышала его голоса.
-  Мама, прошу тебя, дай мастеру трубку. Мы поговорим с тобой позже.
- Когда позже, сынок!? У меня жидкость… Ну, ладно, если тебе важнее мастер…
Она села в кресло и продолжила мысленно говорить с сыном: «Я отказалась от операции. Меня тут все- таки лечат. А в России мне и подавно не выжить. Израиль, это моя страна. Последняя страна в моей жизни. Сколько проживу, столько и мои».
                На западе  уже катился по кромке горизонта остывающий  солнечный Шар.  Мастер  давно ушел, предупредив госпожу, что все установлено, теперь ее Веня увидит, что его приглашает мама в контакт,  подтвердит, что вызов принимает. Тогда она сможет «нажать во-о –т сюда, и сын ответит».
Пая ждала.
Солнце покаталось
и нырнуло за гору.
 Сразу стало темно.
 Только горел экран  ноутбука.
 Время от времени Пая трогала мышку,
 и потухший экран снова загорался.
« Не понятно, зачем они, не спросив меня, выключают экран? Я могу это сделать сама, когда захочу. Без них. Надо спросить Веню, кого за это надо предупредить. Хотя у меня эта жидкость, но я еще хорошо щелкаю ребусы.  И сама принимаю решения»
              Стало совсем одиноко. Она позвонила своей  давнишней  приятельнице, которая живет на юге Страны. Призналась ей, что любит спать голенькой. Но сейчас стала бояться ложиться без ночнушки:
 -А вдруг ночью со мной что-нибудь случится…
- Пая! Ну и что? Мертвые сраму не имут.
-   Добрая ты! – И  кокетливо  пошла на попятную, - а вдруг я еще буду живая!
 Потом, чтобы только не оставаться в темной тишине, поведала приятельнице подробно обо всем, что произошло сегодня с ней с самого утра до этого момента.
  - Так у тебя уже есть скайп? Что ж мы болтаем вслепую? Я тебя вызову, ты подтвердишь…  Говори скорее свой логин.
- Подожди, он у меня где-то записан. На бумажке. Я тебе перезвоню.
Она включила свет. Подошла к холодильнику, решила поужинать.
 Но почему-то передумала.
Бумажка не находилась.
 Веня не звонил.
« Да ладно», - подумала она,- главное,  он все-таки позвал меня к себе жить. Это создает впечатление, что я ему нужна».
 Но она знала, что никуда не поедет.
 Она скажет сыну:
«Нет, сынок. У вас спальни – на четвертом этаже, а туалеты
на первом.  Это не для меня».
 А что она скажет себе?
 Что на всем белом свете у нее только один родной человек. Она его вырастила сама, думала, что для себя. Выучила в университете, женила, помогала деньгами, пока он строил свой дом.
Только сын!
И больше – никого.
Но он далеко.
И, хотя похож на нее своим еврейским лицом, душой он в русского отца, который умер, когда Веня был еще маленьким.
 Сын совсем не еврей. И по отцовской фамилии и по графе «национальность» в паспорте – русский. А иначе, как бы он поступил в университет? Как бы получил хорошую должность!
 И дети  у него русские.
 И жена русская.
«Что-то я сделала в жизни не так.
 Обидно. Но так вышло…»
 Пая подошла к зеркалу. Посмотрела на ту, что внутри стекла и сказала ей:
- Ну, что теперь жалеть? Судьба, как погода. Она совершенно не считается с нашими желаниями и планами. По - другому он  бы хлебнул,  как я…
Она снисходительно оглядела фигуру той, напротив:
- А ты еще  ничего себе!  «Перестань жалеть себя. И будешь счастлива…»
 Кто это сказал? Кажется, Ремарк…  Да какая разница! Главное –  я с ним согласна.
Она выключила компьютер. Пошла в спальню. По дороге остановилась возле своей полочки с книгами «Почитать, что ли? Спать совсем еще не хочется. И на душе не совсем спокойно». Не раздумывая взяла библиотечную книжонку
 Б.Акунин. Детектив. Открыла ближе к концу. Наугад. Японский стишок, Акунин назвал его «хайку»:
 «Одинокий полет
 Светлячка в ночи.
 На небе - звезды».
Пая закрыла книгу.
«А на небе множество звезд», - подумала. И пошла спать.