Служба на севере воспоминания бывалого милиционера

Анна Герасимова
Особенности суровых северных территорий Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края, где населённые пункты разбросаны на тысячи километров друг от друга, сделали милицейскую службу подполковника милиции Николая Биленко неповторимой, оставив неизгладимый отпечаток в его судьбе.


Служба Николая Васильевича Биленко в органах внутренних дел Хабаровского края пришлась на самые сложные для нашей страны 80-90 годы. «Во времена безденежья, хаоса уровень преступности был очень высоким, преступления отличались дерзостью, жестокостью, но сотрудники милиции не сдавались, не жаловались на трудности. Ни разу я не слышал, что мы зря едим свой хлеб. Работали столько, сколько нужно: и ночами в засадах сидели и выходных не знали», -  вспоминает он те непростые времена.
Служба в милиции началась для Николая Васильевича в отдельном дивизионе патрульно-постовой службы УВД г. Комсомольска на Амуре Хабаровского края, куда он был направлен по комсомольской путевке в 1975 году. До сих пор он с благодарностью вспоминает начальника управления Анатолия Левина, руководителей отдельного дивизиона Григория Сотника, Валерия Панова и Владимира Деревянко. Именно они привили ему любовь к милицейской службе, научили понимать и уважать людей.
Николай Биленко рассказывает: «Людей тогда в милиции не хватало, так что мне приходилось и следователей заменять, и в одной упряжке с операми уголовного розыска работать. Профессионалы советом помогали, учили азам профессии, но нередко и на своих ошибках учиться приходилось, шишки набивать. Но я не расстраивался, наблюдал, делал выводы, не стеснялся задавать вопросы более опытным коллегам. Надо сказать, ни один от меня не отмахнулся, хотя у каждого было работы невпроворот». 

Из воспоминаний Н.В. Биленко:

«Отлично помню первое раскрытое мной преступление! Было это на территории ОВД Центрального района, куда меня частенько направляли на усиление. Мне поручили найти угнанный мотоцикл «Восход». С делом я справился быстро: нашёл и пригнал транспортное средство в отдел. А потом без задней мысли тут же уехал на нем раскрывать следующее преступление. О том, что мотоцикл - это вещественное доказательство и брать его нельзя, я тогда ещё не знал, за что и получил нагоняй от начальника. Но это мне настроение не испортило, ведь я раскрыл преступление сам, без чьей-либо помощи!
    Помню и первого преступника, которого я задержал. Было это зимой 1975 года, перед самым Новым годом. Я и Петр Казарец, учившийся со мной в Хабаровском учебном центре УВД, заступали на маршрут патрулирования в Индустриальном районе города. Аккуратно записав продиктованные нам ориентировки, мы вошли в трамвай и опешили. В вагоне находился один из тех, кто проходил по ориентировкам. Надо было действовать быстро и решительно. Заблокировав обе двери, мы направились к подозреваемому, задержали его и доставили в дежурную часть».

В августе 1979 года Николай Васильевич Биленко перевёлся на службу в один из самых отдалённых северных районов Хабаровского края - Тугуро-Чумиканский на должность водителя.
Николай Васильевич вспоминает: «Из аэропорта меня с женой на служебном мотоцикле сразу привезли в отделение, где нас встретил начальник паспортного стола в милицейской форме и плетеных тапочках на ногах. Перекинувшись парой слов, мы отправились к начальнику ОВД. Александр Владимирович Васильев принял нас радушно, но времени терять не стал, сразу повел меня знакомить с хозяйством. В деревянном гараже стоял автомобиль ГАЗ-69 в неисправном состоянии. Рядом с гаражом находился дощатый сарай, в котором я увидел автомобиль ГАЗ-63 без двигателя, и ГАЗ-71 «Вездеход». Во дворе стоял тот самый мотоцикл, на котором мы приехали. Вот и всё хозяйство! Так началась моя служба в Тугуро-Чумиканском ОВД.
Через несколько дней меня ввели в состав дежурной части. Тогда дежурили по одному сержанту, офицеры подменяли только на обед, ужин и в случае вызова. Как-то во время очередного дежурства в отдел поступило сообщение от руководства Копзверопромхоза о краже 12 стволов оружия, спирта и куклы для сеток и неводов. Я решил в ночное время никого не поднимать, тем более что сотрудник уголовного розыск всё равно находился за пределами районного центра. Оставив напарника в дежурной части, я пошел на место происшествия. К счастью, идти было недалеко. Людей в поселке я ещё толком не знал, поэтому и наметить круг подозреваемых в совершении кражи не мог. Тщательно изучив следы, оставшиеся на полу склада, я определил, что кражу скорей всего совершили несовершеннолетние. Следов какого-либо транспорта я не обнаружил, а это значило только одно – краденое тащили на себе. Прикинув вес, сообразил, что далеко унести похищенное злоумышленники не могли. Уточнив, кто из несовершеннолетних живёт неподалёку от склада, я отправился на поиски подозреваемых. Через пару часов мне удалось задержать четверых местных парней и изъять у них похищенное.
Николай Биленко влился в коллектив отделения быстро, работу свою любил и учился новому с удовольствием. Постепенно изучил район и его жителей.

Из воспоминаний Н.В. Биленко:

«Общая площадь Тугуро-Чумиканского района составляла 996 тыс. кв. км, и на этих просторах всего 5 населенных пунктов, удалённых друг от друга на сотни километров. Самые дальние – село Удское - 88 км от районного центра, село Тором – 67 км и село Тугур – 180 км. Только 2 поселка - Ниран и Алгазия - находились неподалеку от райцентра. Криминогенная обстановка была не сложной. Квартирных краж не было вовсе, ведь местные жители друг друга знали и дома не запирали. Работники двух золотодыбывающих артелей «Восток» и «Север» были людьми проверенными и нас не беспокоили. Только вот нижнеамурская геологическая экспедиция в селе Удском время от времени доставляла хлопоты, так как там работали в основном приезжие, часть из которых  - ранее судимые».
В 1981 году Николай Васильевич был назначен на должность участкового инспектора милиции ОВД Тугуро-Чумиканского района. «Освоить» новую должность ему помог инспектор уголовного розыска Александр Шиловский. Коренной житель района, Александр долгое время сам был участковым и хорошо знал людей. Будучи глубоко порядочным человеком, он к каждому умел найти свой подход, поэтому пользовался уважением и доверием односельчан. Вместе они раскрыли десятки преступлений, вывели на чистую воду немало злоумышленников.

Николай Биленко вспоминает: «Как-то Саша уехал на сессию, а начальник отдела проверял в тайге лесоделяны. Я остался один на хозяйстве. В пять часов утра дома раздался телефонный звонок - меня срочно вызывали в отдел. Оказалось, у жителя из дома похитили бензопилу «Дружба».  Это была первая квартирная кража на моей памяти! Я довольно быстро вышел на подозреваемого - подвозчика угля. В его доме на летней кухне в мешке лежала похищенная бензопила и паспорт на неё. Я задержал подозреваемого и провел практически все следственные действия. По приезде следователю оставалось только предъявить обвинение».
Опыт, полученный во время службы в г. Комсомольске-на-Амуре не раз помогал Николаю Васильевичу в раскрытии преступлений. Так, ему удалось установить подозреваемую в совершении квартирной кражи. В 1983 году в Чумикан приехала семья из Ленинграда. Хозяин в своё время ходил в дальние плавания, привозил из-за границы дорогие импортные вещи, аппаратуру. И вот в их квартире произошла кража: пропали вещи его дочери, привезённые из Японии. Первое подозрение пало на тех, кто был вхож к ним в дом. Я опросил всех, но в ответ слышал одно и то же: не брали, не видели. Вот тогда я и подумал: реализовать краденые импортные вещи в нашем районе, естественно, преступник не станет, ведь все друг друга знают, да и вещи можно сказать эксклюзивные. Значит, у злоумышленника, кто бы он ни был, выход только один -  везти добычу за пределы района. Выяснить, кто именно собрался в ближайшее время на выезд, труда не составило. Так я и вышел на подозреваемую – жительницу села Чумикан. Вместе с участковым мы неожиданно нагрянули к ней на квартиру и  под матрацем обнаружили похищенные вещи. Так была раскрыта эта кража.
    Особенности местности, отдаленность населённых пунктов друг от друга, безусловно, оказывали влияние на особенности милицейской службы. Например, в село Тором, находящемся в 67 километрах от районного центра, можно было добраться либо на лодке по Охотскому морю, что не всегда удавалось из-за частых штормов, либо на вертолете. Но чаще приходилось ходить пешком.
- Не раз и мне, и другим сотрудникам нашего отдела приходилось доставлять задержанных из таких поселений в райцентр, преодолевая десятки километров пешком, рассказывает Н.В. Биленко. - Шли и днём, и ночью. Путь сложный, опасный. Казалось бы, улучить момент и сбежать – проще простого. Тем не менее, не было ни одного случая, чтобы задержанные оказывали сопротивление. Наоборот, во время переходов мы держались вместе, помогали друг другу, ведь дорога шла через Торомский перевал, быстрые, порожистые горные реки. Один неверный шаг и поминай, как звали! Бывало, и с медведями встречались, но, к счастью, зверь ни разу на нас не нападал. При переходе у меня всегда были с собой леска и крючки, в рюкзаке - хлеб, сахар, соль и котелок. В реках водилось много хариуса, мальмы и ленка. По берегам росла красная смородина, на которую я ловил рыбу. Поев ухи, шел дальше. Вот так мы обслуживали территорию.
Но хуже  всего было, когда в этот отдалённый поселок завозили спиртное. В состоянии алкогольного опьянения жители села становились неуправляемыми. Большинство преступлений совершались именно под воздействием алкоголя.

Из воспоминаний Н.В. Биленко:

Помню, одно из таких преступлений было совершено в селе Тугур. Я летел из Николаевска-на-Амуре, где находился в служебной командировке. При подлете к селу Тугур меня подозвал к пилотской кабине командир воздушного судна. На связи был начальник милиции. Он приказал сойти в селе Тугур и помочь участковому инспектору раскрыть кражу спиртных напитков, которая была совершена накануне в сельском магазине. Участковый оказался толковым парнем. Вместе мы довольно быстро «вычислили» подозреваемого в совершении кражи. Но найти похищенное никак не удавалось, да и злоумышленник ни в какую не желал сознаваться в содеянном. Тогда мы решили сделать проверку на территории дома, где проживал его отец. Во дворе на привязи сидела собака. Когда я подошел к будке, подозреваемый весь напрягся. Я понял, что мы близко к разгадке и потребовал перевести собаку в другое место. Подозреваемый отказывался выполнять требование, к тому же пёс вёл себя весьма агрессивно, пытаясь накинуться на нас. Тогда я пригрозил, что пристрелю собаку и даже достал из кобуры служебное оружие. Только после этого злоумышленник перевел собаку в другое место. Я отодвинул будку и увидел, что земля там недавно вскопана. Вместе с участковым мы взялись за лопаты и вскоре откопали мешок, в котором находилось похищенное спиртное. Преступление было раскрыто, и я со спокойной совестью вернулся в свой отдел.
   
За 22 года службы в органах внутренних дел Николай Васильевич раскрыл множество преступлений. Все и не вспомнить. Но были такие, о которых не забыть до конца дней.

В 1993 году из сейфа Чумиканской районной больницы было похищено 25 миллионов рублей. Деньги предназначались для выплаты заработной платы сотрудникам лечебного учреждения.  В ночное время неизвестные лица взломали дверь в здание,  где была бухгалтерия и касса, вскрыли сейф и похитили всю наличность. Это дерзкое преступление взбудоражило весь посёлок.
Получив сообщение о краже денег, в ОВД была создана следственно- оперативная группа, которая сразу же приступила к расследованию. Как оказалось, в здании больницы не было ни сторожа, ни охранной сигнализации. Работники медучреждения остались без зарплаты. В то время с деньгами в стране было очень туго, поэтому и задача стояла жёстко: не найдем деньги - отстранят от должности. Время шло, мы подключили все вспомогательные силы, а деньги найти не удавалось. Руководство УВД направило в Чумикан группу проверяющих и обстановка накалилась ещё больше. Сотрудники милиции работали над раскрытием преступления не покладая рук, но тщетно.
- Я не боялся, что меня отстранят от должности, - рассказывает Н. Биленко, - для меня превыше всего было сохранить уважение людей и не уронить честь нашего отдела. Я поехал в аэропорт  встречать самолёт с проверяющими, и буквально перед посадкой мне позвонил оперативник уголовного розыска и сообщил, что деньги обнаружены, изъяты и находятся в РОВД. Злоумышленник, один из местных жителей, задержан и находится в отделе. Оказалось, похищенные деньги он прятал в заваленке. Невозможно выразить словами облегчение, которое я тогда испытал.
Работники районной больницы сердечно поблагодарили нас за выполненный долг, и эти слова были для всех сотрудников отдела высшим признанием наших профессиональных качеств. Даже один из проверяющих сказал тогда на прощание, что работники милиции в Тугуро-Чумиканском районе не зря едят хлеб. А это чего-нибудь, да стоило!
Ещё одно резонансное преступление, врезавшееся в память Николая Васильевича, произошло весной 1995 года. Из мест лишения свободы вернулся в Чумикан один из местных жителей. А спустя две недели его труп с множественными рублеными ранами был обнаружен на окраине поселка недалеко от пограничной заставы. Рядом с трупом на проезжей части четко просматривался след от велосипеда. Николай Биленко вместе с инспектором уголовного розыска приступили к розыску преступника, проверяли одну версию за другой, но зацепок не было.
Вскоре в село прибыл ещё один бывший заключённый, и через несколько дней его труп был обнаружен на том же самом месте. И снова следы от велосипеда на проезжей части…
- Проверяли всех, кто жил недалеко от места обнаружения трупов, особенно тех, у кого был велосипед, - вспоминает Николай Биленко. – Понимали, что далеко на велосипеде вывезти трупы невозможно, хотя бы потому, что улицы поселка примыкали непосредственно к пограничной заставе, и кто-то мог стать невольным очевидцем преступления. В ходе оперативных мероприятий в поле зрения попал один из жителей села Чумикан, которого мы и задержали.  Но обыски, проведенные по месту его жительства, положительных результатов не дали. Прошли положенные по закону 72 часа, а доказать его вину в совершении убийства мы так не смогли. Надо было его выпускать, а на душе кошки скребут. Внутренний голос подсказывал мне, что это его рук дело. Отпусти мы его, и он тогда так заметёт следы преступления, вовек концов не отыщешь! И тогда я решился на отчаянный шаг: немного подержав подозреваемого в коридоре отдела, я через некоторое время снова водворил его в камеру ИВС. Напарник мой возмущался, но я настоял на своем, заверив, что в случае чего ответственность возьму на себя.
На часах было два часа ночи, и я  решил сделать у задержанного по месту жительства повторный обыск. Осматривал всё тщательно, стараясь не упустить ни одной детали. И тут на летней кухне я обратил внимание на то, что металлический лист возле печки присыпан песком. Вместе с напарником мы смели песок и увидели на листе бурые пятна крови. Тут же мы установили всех, кто бывал у него дома и мог располагать хоть какой-то нужной нам информацией. И вот тут нам повезло! Как оказалось, в гости к подозреваемому приходил местный подросток. Мы его подняли с постели, и он рассказал, что как-то вечером зашёл к задержанному и увидел на летней кухне на полу возле печки окровавленного мужчину. Вместе с подозреваемым они  погрузили убитого на велосипед и вывезли его за окраину поселка, где выбросили в канаву возле пограничной заставы.
Под неопровержимыми доказательствами злоумышленнику ничего не оставалось, как признаться в убийствах. Впоследствии он был осужден на длительный срок.
С тех пор прошло немало лет. В 1998 году подполковник милиции Николай Васильевич Биленко вышел на пенсию, но не захотел остаться в стороне от милицейской службы. Сегодня он является заместителем председателя Совета ветеранов УМВД России по Хабаровскому краю. Многие из его сослуживцев уже давно на заслуженном отдыхе, но это не мешает им встречаться, вспоминать былые годы. Но есть и те, кто до сих пор в полицейском строю. Они оказывают неоценимую помощь коллегам: делятся накопленным опытом, дают мудрые советы, занимаются патриотическим воспитанием молодёжи.
Сам Николай Биленко часто выезжает в районы Хабаровского края в служебные командировки. Намётанным глазом он влёт замечает недостатки в работе районного отдела, умеет быстро найти общий язык не только с коллегами, но и представителями Администрации, помогает решить вопросы, на которые у руководителей отделов порой просто не хватает времени.
Оглядываясь назад, он с радостью и чувством глубокого удовлетворения вспоминает прожитые годы, службу в милиции, своих товарищей, с которыми плечом к плечу боролись с преступностью, по мере сил и возможностей делая жизнь людей вокруг спокойней и безопасней.

Анна Герасимова