Заметки об Италии

Александр Самец
Какие у нас ассоциации с Италией? Их множество: солнце и море, древний Рим и основы западной цивилизации,Ренессанс и Леонардо да Винчи,пицца,спагетти и помидоры,эммоции,любовь,колоритная жестикуляция,культ семьи,кинематограф 60-х,FIAT,забастовки,мафия,футбол – это то,что спонтанно приходит на ум. Наверняка что-то пропустил.
   5 мая 2015 года мы прилетели в Рим,чтобы  почувствовать Италию изнутри.  Синоптики предсказывали 24 градуса тепла,однако из чрева самолета мы окунулись в тридцатиградусную жару. Захотелось поскорее в отель – принять душ и сменить одежду. Толпы у автобусов отбили охоту воспользоваться этим демократичным видом транспорта и  заставили двинуться к остановке такси.

   Таксисты
  Они везде одинаковые ибо интерес их к заезжим иностранцам заключается в том,чтобы обратить неосведомленность последних в дополнительный доход. Судя по карте города,наша гостиница находилась неподалеку от аэропорта.
  Ткнув пальцем в листок с адресом,я спросил по-английски лысоватого загорелого таксиста сколько он возьмет за проезд.
- Сорок евро, - ответил он.
- Но ведь отель совсем рядом,- возразил я.
  Попытка торга явно оживила моего собеседника. Он резко поднял вверх руки и энергичными жестами сопроводил следующий аргумент:
- О! Это на карте кажется,что все так близко! Карта – она ведь маленькая.А на самом деле это большое расстояние. Сорок евро – хорошая цена.
   Было жарко,торговаться не хотелось и я пошел за своими спутниками и чемоданом. Когда вернулся,то увидел «своего» таксиста,загружающего в багажник вещи других клиентов. Должно быть они пообещали заплатить больше. Но,как говорят,нет худа без добра. С другим таксистом я договорился за 35 евро.

    Гостиница
   Выбор гостиницы  определили два обстоятельства: во-первых,все гостиницы в центре Рима,причем не самые дешевые,были полностью заняты,а во-вторых,если селиться подальше от центра,то лучше всего недалеко от линии метро. И мы остановились на вполне приемлемом варианте в 50 метрах от станции метро и 12 остановках метро от центра.
  Фото в интернете обычно скрывает истинные размеры номера и все возможные недостатки.Но к нашему удивлению  мансардный номер,который мы забронировали,оказался внешне почти таким,каким мы увидели его на сайте booking.com.Но,как говорят,дьявол – в деталях: в туалете было сдвинуто на бок сиденье,которое за четыре дня нам так никто и не починил. На второй день проживания уборщица забыла в нашем номере свои принадлежности –ведро,моющие средства. Пришлось все выставить в коридор. На третий день утром не стало воды в ванной: она была до 9 часов утра,а потом пошла меленькой струйкой,под которой мыться можно было пол-дня.
  В дополнение нам был обещан  открытый бассейн и сауна. Мой сын с нетерпением жаждал окунуться в водяную прохладу,но в на ее поверхности маленькими лодочками теснились слегка пожухлые листья.
- Бассейн пока не работает,- сообщила нам энергичная женщина-портье.
  Как оказалось и с сауной были проблемы.
  Это однако не испортило нам настроение,потомучто женщина-портье излучала доброжелательность и гостеприимство.Она сходу стала обучать нас итальянскому языку:
- Бонджoрно ,- пояснила она,- это как hellow по-английски.
  Тут же с ее помощью мы вспомнили значение слова «грация» и «бона сера».
  Зарядив нас позитивом,женщина-портье сообщила,что в Риме с каждого гостя взымается муниципальный налог в 4 евро за каждый день пребывания.Итого 48 евро нам пришлось выделить на нужды итальянской столицы.

    Городской налог
  На следующий день новым портье оказался Олег,парень из Украины.Он был сдержанно приветлив,на распросы отвечал кратко,но по существу,иногда с иронией.
  - Олег,объясни,за что-же налог муниципальный берется? – спросил его мой сын Андрей.
  - Как за что? А за мусор на улицах? А за бардак в метро? Здесь за все надо платить! – в голосе Олега чувствовалось ироничное злорадство. Видимо,он тоже за что-то платил,не понимая за что.

    Метро
   Станции метро Рима – мрачные,закопченные,к концу дня – замусоренные. В часы пик давки как и во всех крупных городах мира,а возможно и покруче,поскольку количество туристов здесь на 1-го жителя гораздо больше. В метро вы увидите и джентльменов в костюмах при галстуках (не смотря на жару), и девушек в сапогах (опять же несмотря на 35-градусную жару),и бомжеватого вида людей. За карманами и кошельками надо глядеть в оба! Лучше всего  руки держать в карманах и придерживать ценные вещи. У моего приятеля умудрились за 7 минут вытянуть планшет из наполовину застегнутой сумки.
   Оплата проезда в метро – всегда затруднение для иностранца. В Риме – особенно. Вот стоит несколько металлических ящиков-автоматов со щелками для денег и надписями на итальянском,которые комментируют несколько картинок-схем,и поди разбери что да как. С первой попытки добыть билет – большая удача! Иногда надо сделать 5-7 таких попыток. Самый простой выход – спросить местных жителей. Они в массе своей доброжелательны и всегда помогут. Но изъясняться с ними лучше всего на итальянском. Английский лучше заменить образной жестикуляцией – так будет понятней.
   Совет: всегда имейте при себе  монеты! На станции метро «Колизей» мы простояли в очереди к автомату минут  пятнадцать,однако вдруг выяснилось,что этот автомат почему-то перестал принимать бумажные банкноты. Пришлось стать в очередь в соседний автомат,предварительно выяснив,что там банкноты принимаются. Тем ни менее для подстраховки я пошел в небольшой киоск неподалеку,чтобы разменять немного бумажных денег на монеты,на что услышал от долговязого черноволосого продавца : «Здесь у нас не обменный пункт!». Это был единственный случай невежливости итальянцев за все время нашего пребывания. Но понять человека можно: за день к нему наверное далеко не я один подходил с подобной просьбой,а ему и торговать ведь надо.
  Важно знать: метро в Риме работает до 22:00. Позже – пешком или на такси.
 
   Итальянцы
   Мы увидели итальянцев такими,какими их описывают в книжках и рассказах о посещении Италии. Это энергичные,живые,эммоциональные,веселые,не очень-то организованные люди. Главное же,что они в большинстве своем всегда готовы помочь иностранному гостю.
   Как-то купив билеты до Помпеи,мы замешкались,не зная куда нам двигаться. Проходивший мимо пожилой итальянец это заметил,остановился и стал разъяснять в каком направлении и к какой платформе нам следует идти.
  А  по дороге из Помпеи в наш поезд (а вернее раздолбанный вагон типа «электричка») зашла джаз-банда – аккордеон,саксофон,ударные - и давай наигрывать популярные мелодии. Музыканты были прилично одеты,играли с энтузазмом. Подуставшим людям это подняло настроение. Черноволосая девушка,стоявшая рядом,всю дорогу притопывала в такт мелодии.

   Неорганизованность
   Да,итальянцы не любят жесткой дисциплины,не очень-то пекутся,чтобы все было четко,во время,без путаницы. Это – не главное в жизни.
   В 9:00 отходил наш поезд на Неаполь. Мы прошли турникет  и направились к своему  7-му перрону. И тут  кто-то из служащих крикнул,что  наш поезд решили пустить с 8-го перрона. Толпа развернулась и заспешила назад к турникету,где образовалась толчея. До отправления поезда оставалось  минут 5-6,но все успели.
   А прибыл наш поезд на 20 минут позже. Следует заметить,что это был скоростной поезд,за который  каждый заплатил на 14 евро дороже. Но в любом случае это было быстрее,чем на обычном поезде.
  Недалеко от нашей гостиницы на улице стояла небольшая колонка из которой постоянно текла вода. Она заливала весь тротуар и проезжую часть. Вода текла день,два,три,четыре и никто ее почему-то не перекрывал. И это при том,что литр питьевой воды по цене сопоставим с литром цены на бензин.
  Мусор – беда Италии. Проходя мимо  рядов переполненных мусорных баков, обнесенных мусорными курганами такой же почти высоты, я часто вспоминал премьера Берлускони. Он в свое время сумел найти решение проблемы,отправив что-то около 500 вагонов мусора в Германию на переработку. Похоже,надо снова его избирать…

   Переход улицы
   Знаки дорожного движения и светофоры в Италии носят  скорее всего рекомендательный характер. Вольнолюбивых итальянцев практически невозможно заставить подчиняться жестким правилам дорожного движение. Это все – для немцев и англичан.
   Переход улиц в крупных городах Италии – технология особая. Если перед вами загорелся зеленый свет,это еще не значит,что  вы можете оттолкнуться от тротуара и уверенно ступить на проезжую часть. Машины как шли – так и идут. Так-что прежде всего посмотрите по сторонам,вернее влево: идут ли машины или они  начали притормаживать. Затем вам надо скучковаться с несколькими пассажирами и небольшой группой шаг за шагом завоевывать пространство проезжей части. Только тогда машины окончательно затормозят,пропустят вашу групку и затем  как ни в чем не бывало  продолжат свое движение на красный свет. Но и пешеходы могут двинуть на «красный»,если сколотят большой коллектив.
  Экстремальная ситуация – когда супермены-мотоциклисты несутся по улице  на «красный». Часто они ездят парами или более. Несутся параллельно друг другу  на большой скорости. И тут вам необходимо проскользнуть между ним. Поэтому зафиксируйте их скорость движения,расчитайте свою и, переходя улицу,постарайтесь обнаружить себя. Мотоциклисты как правило тоже не хотят неприятностей и в случае чего вас объедут. Не следует лишь делать непредсказуемых движений или давать с испугу задний ход.
      Сервис
    Сервис в заведениях общепита несколько опровергает  впечатление о расслабленности и недисциплинированности  итальянцев. Практически в каждой пиццерии к нам тот час же подбегал официант,быстро брал заказ и уже через 5 минут пицца или иное заказанное блюдо уже дымилось на нашем столе! Отчего такая оперативнсть? Може от того,что процесс хорошо отработан или  официанты замотивированы? Возможно и то и другое.

    Когда ехать в Рим?
   Если вы хотите посетить Рим и Италию  с  целью ознакомиться с историческими реликвиями,а не поволяться на берегу моря,то лучшее время – до начала мая или после сентября. И не жарко,и людей поменьше.
   Летом же вас ждет жара,очереди в метро длиной в 20-30 метров,толчеи в местах туристических скоплений. Однако все эти неудобства мало кого смущают,ведь Рим  - уникальный исторический город. Ему прощают все!