Общежитие

Владимир Свердлов
18+

За столиком повисла минутная тишина. 

- Ты не знаешь, что такое “общежитие”? А как же ты сюда попал?
- Я нашел работу из Союза и приехал сюда на контракт.

Она посмотрела оценивающе.

-Специалист? Сразу - квартира, машина? Ты многое потерял, мой мальчик. - Она потрепала его по щеке с трехдневной седой щетиной. Откинулась на стул, оглянулась. -Пойдем отсюда. Здесь нельзя закурить. Я знаю недалеко местечко.

- Ну что, чем будешь угощать? Только не надо всех этих коктейлей. Да, правильно. Ну, давай.

- Ну что, за жизнь? Я приехала к подруге в гости. Она - замужем за американцем. Ну, по крайней мере, тогда была замужем, и тогда это был американец. Сразу сказала - “две недели поживи, потом - в общежитие”. Две недели - это очень много. Это - шикарно. За это время столько может произойти… или не произойти. Но и две недели кончились. И я оказалась в общежитии. В комнатах по два-три человека. Удобства в коридоре. Ночь - десять долларов. Это - очень много.

В общежитии жили в основном русские. Все - нелегалы. Работали - кто как мог устроиться - долларов за пять - за шесть. Кто - никак. Холодильник был один. Никто из чужого пакета не брал. Все знали - что за это будет.

Меня поселили в комнату, где уже была другая женщина. Она все время спала - не представляешь - днем, ночью, всегда. Говорили, что она раньше жила с мужем, потом заболела, и муж привез ее в общежитие. Он платил за нее десять долларов в ночь. Все хвалили его за щедрость. Ты не представляешь, как это много. Он же не выбросил ее на улицу.

Как-то среди ночи я проснулась от того, что двое мужиков били эту женщину - как могли. И чем могли. Когда ты живешь в общежитии, ты не влезаешь в чужие дела. Но я была новенькая. Вскочила и в чем была набросилась на них. Потом оказалось, что она иногда по ночам просыпалась, шла к холодильнику и ела из чужих пакетов. Ей повезло, что мужики оказались такие добрые. Могло быть и по-другому. То, что в пакетах - это очень много.

- А муж?
- А что муж? Он платил за общежитие. А еда туда не входит. Это вам не все включено с сауной и массажем. Десять долларов в день - это очень много. Еда - уж сама. Все считали, что он и так очень хорошо к ней относится.

Общежитие управлялось русской мафией. Я часто видела сына хозяина. Люди говорили, что к хозяину идут с делами не только со всего Брайтона, но со всего побережья. А может, и глубже, туда, в центр. Сын хозяина ездил на коляске. На этой работе всякое случается. На этот же случай с ним всегда были несколько молодых людей. Но тогда это не помогло. Хотя, коляска - не самый худший вариант. К тому же полностью управляемая. Но я отвлеклась. Попроси еще налить.

Как-то я познакомилась с одним человеком. Он потом придумал потрясающую штуку. Собирал пожертвования и их продавал. Гениально! Он уехал в Сан Франциско и шикарно жил - особняк, машины… Каждый год - рожал ребенка. Он же - ортодоксальный еврей. Все шло очень хорошо, но как-то он устроил своему старшему сыну бар-мицву. Потратил-то совсем ничего - всего-то сорок тысяч.  Но пронюхали корреспондентишки. Что началось! Бог мой, ты не представляешь! Все сразу разбежались - все казначеи, секретари, члены совета директоров. Все… Выступали, давали интервью - ничего, мол не знали. Я смеялась, как могла - Не знали. А откуда зарплаты, дома, виллы на островах? Жены в бриллиантах? Откуда? Узнали, когда напечатали в газете про сорок тысяч на праздник для маленького мальчика. Такая ерунда.

Вот ты как оказался на этом побережье?

- Компания перевела.

Она засмеялась. - Мальчик мой, ты еще столько не знаешь. Компания. Ты думаешь твоя компания лучше этого еврея, продающего пожертвования? Разница в том - что про него напечатали в газетах, а про компанию - нет. Еще. Вот я тогда позвонила этому еврею. И предложила - хотите пойду к вам в фонд? Могу быть кем угодно - бухгалтером, казначеем, собрать новый совет директоров. И приехала в Сан Франциско. А в Нью Йорке опубликовали интервью со мной - как я близко знала этого человека, тогда, когда мы жили в общежитии.

- Ты дала интервью?
- Окстись. Ты что думаешь, кто нибудь из общежития будет давать какое-либо интервью? Тем более про тех людей, которых он встречал в общежитии? Тем более - про тех, кто потом переехал в виллы на берегу залива? Ты еще очень молод. В газетах - такие же шакалы, как и везде. Они гордятся тем, что не стащат горбушку хлеба у нищего, спящего под стеной на тряпках, но продадут, как только стукнут часы: "Я только что его узнал"... И не надо думать, что та красавица в белом платье при люстрах под музыку вальса чем-то лучше. Кто знает - сколько за ее спиной такий продаж... А что это ты так побледнел? Главное, что надо знать в этой жизни - никогда не залезай в чужой пакет в холодильнике.

- А здесь-то ты как оказалась?

- Как-то встретила адвоката. И устроилась к нему переводчиком.
- Переводчиком?
- Ну да. Он ведь по-русски не понимал. Я, правда, по-английски тоже.
- А как же вы общались? Он что не видел, что ты не можешь переводить?
- А как он узнает, когда он по-русски ни шиша? Я и на суды ходила. И судей поправляла.
- А потом?
- А потом свое дело открыла… Не спрашивай - как. Ты не жил в общежитии, ты не знаешь - какие вопросы можно задавать. Тебе повезло, что ты со мной встретился, хоть чему-то тебя научу в этой жизни.
- …
- Да. Научу. Например тому, что тебя в любой момент - и в темноте, и из-за угла, и когда ты спишь могут сбросить на землю и бить в смерть люди, с которыми ты делишь крышу и хлеб. Тому, что тот, кого ты когда-то вытащил из жопы, может бросить, предать, всадить нож в спину в любую минуту без раздумий и сомнений. А ты думал - ты ему можешь доверить всего себя? Наивный мальчик. Верить нельзя никому - ни невесте, ни жене, ни мужу. И не смотри на меня так. Мне - тоже. Потому что я знаю, что десять долларов в день - это очень много.

- А сорок тысяч - мало?

Она посмотрела. - Это очень мало. Она подчеркнула слово “очень”.  - Спасибо за выпивку.

Бармен подал счет. Он посмотрел и усмехнулся. Добавил до круглой суммы. Он уже знал, что это – очень много.

______
По мотивам рассказанной истории