Большая река начинается с маленького ручейка

Ольга Тараб
 14–15 сентября прошло награждение победителей проекта «Станция Успеха» по программе поддержки предпринимательских инициатив вынужденных переселенцев «Новый отсчет». Всего сумма финансирования составила 1 360 000 гривен и была предоставлена Международным фондом Дж. Сороса «Возрождение», Советом частных инвесторов и Благотворительным фондом Юрия Сапронова.
  Предпринимательство — это по сути самый быстрый способ найти для себя работу и обеспечить всем необходимым свою семью. Для этого вида деятельности ключевыми являются слова «изменять, творить, созидать». За последние 200 лет человечество не знало ни одного более-менее успешно развивающегося государства, где бизнесмены не играли бы важную роль. Особенно заметно это стало в наше время, благодаря внедрению в повседневную жизнь понятия «социально-ответственный бизнес», когда предприниматели содействует устойчивому развитию общества, заботясь о его материальном благосостоянии и духовном развитии.
  Поэтому неудивительно, что столкнувшись с массой переселенцев приехавших из зоны АТО в наш город, помогая им с жильем, пропитанием, одеждой, справками в социальных службах, волонтёры «Станции Харьков» задались целью не только обогреть и накормить, но и дать удочку в руки голодному, то есть помочь начать своё дело на новом месте. Поддерживая их, волонтёры помогают экономике города. Став предпринимателями, переселенцы начнут зарабатывать деньги, создавать рабочие места, платить налоги. Делать свою жизнь и жизнь Харькова лучше.
— Кажется, идея «Станции Успеха» принадлежала Алисе Веневцевой, — упомянула Юля Пименова (волонтёр) в разговоре.— Основную идею раскладывали на бумаге три человека, волонтёры «Станции Харьков». Нам удалось выиграть грант от Международного фонда «Возрождение». Хорошо помню, как мы радовались этой победе.
Была проделана огромная работа по реализации идеи: анкетирование, отбор участников, администрирование тренингов, обучение, и, конечно же, волонтёры принимали горячее участие в судьбе каждого конкурсанта.
— Я заполнила анкету онлайн, по интернету,— рассказывает Елена, мама двоих детей,— мне позвонила Катя Стрельченко (куратор проекта от «Станции Харьков»— прим. автора). Задала ряд вопросов по телефону. Обсуждали, смогу ли я приехать, ведь сейчас я живу в Полтавской области. Было страшно ехать в незнакомый город. Потом Катя мне позвонила снова и сказала, что я попала в проект.
Проект стартовал 1 июня. Изначально в проекте принимало участие 100 человек, которые были намерены начать или продолжить своё дело. Обучение шло в четырех группах по 25 человек. Важной особенностью программы было то, что на каждого участника приходилось не меньше 52 часов занятий. После обучения и конкурса бизнес-планов ребята рассчитывали получить гранты в размере 15, 45 или 90 тысяч гривен.
— Я хочу открыть сеть парикмахерских быстрой стрижки, — рассказывает Марина из Донецка.— Узнала об этой программе от Кати Стрельченко. Проект в меня вдохнул новую жизнь, веру в себя, дал знания. Я почувствовала почву под ногами. Даже если я не выиграю грант, я возьму кредит. Сначала открою две точки возле метро, я уже присмотрела места, потом на полученную прибыль открою ещё несколько новых точек. Стричь будут быстро, хорошо, недорого, главное — найти хороших мастеров.
 — Я собираюсь здесь остаться, — рассказывает Светлана,— Я уже на чемоданах насиделась. Если сидишь на чемоданах и ждешь, что ты вот-вот приедешь домой, тогда невозможно никуда двигаться. Надо принимать ситуацию такой какая она есть. Теперь я занимаюсь реставрацией мебели. Сейчас у меня уже есть заказ. Парта, стул, часики — всё в одном стиле. Подарок девочке к первому сентября от мамы. Это администратор нашей группы поверила в меня, дала мне работу.
  Замечу, идеи у людей самые разнообразные. Здесь представлены образовательные услуги для взрослых и детей, программы здорового питания, выращивание органической пищи, овощей и фруктов, помощь в реабилитации детей, больных ДЦП, производство бездрожжевого хлеба, IT-услуги, идеи спорт-клубов, производство салфеток, туалетной бумаги и многое другое.
— Сумма финансирования каждой идеи зависит от предусмотренных рабочих мест,— уточнила куратор проекта от БО «БФ «Станция «Харьков» Екатерина Стрельченко. — За время обучения количество бизнес-планов стало меньше. Это произошло за счет того, что некоторые участники в процессе обучения и написания проекта объединились между собой.
Проект «Станция Успеха» в рамках программы «Новый отсчет» успешно реализован. Презентация бизнес-планов прошла 7, 9 и 11 сентября. Всего их 62. Гранты получили 33 из них. 13 бизнес-планов получили по 15 000 гривен, 13 идей в категории «средний стартап»— по 45 000 гривен, и 6 проектов — по 90 000 гривен. Присутствовало жюри, инвесторы, телевиденье. Гранты безналичные, конкурсанты получат их в виде оборудования, техники, аренды помещения, в зависимости от проекта.
Но неужели это всё? Вовсе нет.
 Волонтёры «Станции Харьков» не остановятся на достигнутом. Открываю страничку в фейсбуке, читаю сообщение в группе от Кати Стрельченко: «У нас начинается завтра тренинг менеджера по продажам. 4 занятия по 4 часа». Работа идёт. Новые странички открыты. Но это уже совсем другая история и другие судьбы. Продолжение следует….
Ольга Тараб
Собственный корреспондент «Станции Харьков»
Фото Натальи Филатовой